1 2 ЛИТЕРАТУРА* Основная: 1. Финансы : учебник/ ВЗФЭИ; под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ; ДАНА 2011. 2. Бюджетная система России: учебник/ под ред. Г.Б.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курс ФОДК Тема 5. Бюджет государства и бюджетная система Наумова Т. С., доцент, к.э.н.
Advertisements

Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
Подготовили: Раева Ажара Суеркулова Элиза Кырманчиева Айпери.
Состав и виды государственных и муниципальных доходов.
Тема работы: «Бюджетная система Российской Федерации»
Министерство финансов Камчатского края БЮДЖЕТ КАМЧАТСКОГО КРАЯ НА 2016 ГОД.
Тема 6. Правовое регулирование государственных доходов 1.Понятие государственных и муниципальных доходов 2.Система государственных доходов 3.Налоговые.
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН. Административно-территориальное устройство Всеволожского района.
Подготовлен на основании решения Собрания депутатов Караичевского сельского поселения от «О бюджете Караичевского сельского поселения Обливского.
Подготовлен на основании решения Собрания депутатов Алексеевского сельского поселения от года 133 «О бюджете Алексеевского сельского поселения.
Лекция 7 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА 1.Бюджет и его функции 2.Бюджетная система и её структура 3.Доходы бюджета 4.Расходы бюджета 5.Дефицит бюджета 6.Резервные фонды в структуре.
Бюджет Бюджет Чекменевского сельского поселения на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов для граждан 1.
К бюджету муниципального образования сельское поселение «Село Калужская опытная сельскохозяйственная станция» на 2016 год Бюджет для граждан.
1. Социально-экономические функции местных органов власти Республики Беларусь 2. Особенность доходной базы местных бюджетов 3. Налоговые доходы местных.
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН К Решению о проекте бюджета Онохинского муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Анализ федерального бюджета на 2016 год. Федеральный бюджет по сути своей является главным финансовым планом государства, регулирующим общую сумму доходов.
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ Содержание и классификация финансовых ресурсов.
"Бюджет для граждан"- информационный ресурс, который познакомит население города Нарьян-Мара с основными терминами и понятиями городского бюджета. Ресурс.
Транксрипт:

1

2 ЛИТЕРАТУРА* Основная: 1. Финансы : учебник/ ВЗФЭИ; под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ; ДАНА Бюджетная система России: учебник/ под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ;ДАНА Дополнотельная: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4. Налоговый кодекс Российской Федерации. 5. Бюджетная система России. Под. ред. Поляка Г.Б. ; М.: ЮНИТИ; ДАНА, Годин А. М., Горегляд В. П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации.; М.: ИТК «Дашков и К», Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы.;М.: Высшее образование, Лавров А.М. Бюджетная реформа в России.; М.: Ком Книга, Поляк Г.Б. Территориальные финансы. – М.: Вузовский учебник, 2003.

3 Тема 1 Сущность и функции финансов 1.1 Социально-экономическая сущность финансов 1.2 Финансовые ресурсы 1.3 Функции финансов

4 Финансы являются определенной системой экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

5 Финансам присущи три признака, действующих только в совокупности: 1) это всегда денежные отношения; 2) это денежные отношения, вызванные фактом наличия государства как органа управления; 3) это отношения перераспределения уже распределенного совокупного продукта.

6 Процесс воспроизводства представляет совокупность непрерывно повторяющихся циклов: Производственное Личное

7 Примеры финансовых отношений : отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции) отношения между предприятиями и филиалами, подрразделениями (наделение оборотными средствами, подготовка и повышение квалификации кадров отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров) отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат) отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование) отношения между государством и населением (уплата налогов и сборов, финансирование государством части социально - культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов) отношения между банками и населением (приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам)

8 Финансовые ресурсы – это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования. Финансовые ресурсы складываются из трех источников : 1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе ; 2) средства внебюджетных фондов ; 3) ресурсы, получаемые самим предприятием ( прибыль, амортизационные отчисления ).

9, Функции финансов: -распределотельная (создание первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства; создание вторичных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами -контрольная ( контроль за распределением ВВП по фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства) ;- -регулирующая ( вмешательство государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства).

10 Тема 2 Финансовая система 2.1 Финансовая система: ее элементы и их взаимосвязь

11 Финансовая система - это совокупность органов и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансы Централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне Децентрализованные – на микроуровне, а сегодня и на макроуровне

12 Финансовая система: - централизованные финансы : - государственный бюджет; - муниципальные бюджеты; - внебюджетные специальные фонды; - децентрализованные финансы - финансы государственных муниципальных предприятий; - финансы частных корпораций; - финансы домохозяйств.

13 Тема 3 Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система 3.1 Экономическая сущность и содержание бюджета 3.2 Бюджетное устройство и бюджетная система 3.3 Бюджеты РФ 3.4 Бюджетная классификация 3.5 Сбалансированность бюджетов 3.6 Межбюджетные отношения

14 Федеральный бюджет г.г. - в 2012 г. ожидается дефицит бюджета в размере 521,4 млрд руб. (0,8% от ВВП), в 2014 г ,6 млрд руб. (0,2% ВВП), в 2015 г. - 10,8 млрд руб. (0,01% ВВП). Доходы федерального бюджета запланированы на 2013 г. в размере 12 трлн 865,9 млрд руб., а расходы - 13 трлн 387,3 млрд руб., в 2014 г трлн 063,4 млрд и 14 трлн 207 млрд руб., в 2015 г трлн и 615,5 млрд и 15 трлн 626,3 млрд руб. Объем ВВП страны в 2013 г. ожидается на уровне 66 трлн 515,0 млрд руб., в 2014 г трлн 993,0 млрд руб., в 2015 г трлн 937,0 млрд руб.

15 Бюджет это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Задачи бюджета: перераспределение ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства; контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

16 Функции бюджета Распределотельная функция Перераспределение ВВП: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета). Контрольная функция

17 Бюджетное устройство Бюджетное устройство – это организация государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структура бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

18 Бюджетная система Бюджетная система это совокупность бюджетов государства, административно- территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система РФ Федеральный бюджет - 1 Государственный бюджет Бюджеты Внебюджетных фондов Региональные бюджеты (бюджеты административно – территориальных образований - 89 Региональные бюджеты Бюджеты региональных Внебюджетных фондов Местные бюджеты около 29 тыс. Местные бюджеты Бюджеты Городов, поселков, сел, Районов и т.д. Бюджеты Местных Внебюджетных Фондов 19

20 Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики, края, области, автономные округа. Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов.

21 Бюджетная система Российской Федерации включает: -федеральный бюджет, -21 республиканский бюджет, -54 краевых и областных бюджетов и бюджета городов Москвы и Санкт- Петербурга, - 1 областной бюджет автономной области, - 6 окружных бюджетов, автономных округов - более 24 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета).

22 Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие: единство бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов разных уровней; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее покрытие расходов бюджета; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

23

24 Бюджетная классификация представляет собой группировку бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке. С 1 января 2009 года в РФ действует новая бюджетная классификация, которая включает: 1) классификацию доходов бюджета; 2) классификацию расходов бюджета; 3) классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; 4) классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления.

25 Код бюджетной классификации – агрегатированный многоразрядный код, обозначающий определенную группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ.

Главный администратор доходов бюджета Вид доходов Подвид доходов Статья (подстатья я) классификации операций сектора гос. управления, относящаяся к доходам бюджетов Груп па Подгру ппа Статья Подстат ья Элеме нт Структура кода классификации доходов бюджетов

Главный распоряд отель бюджетн ых средств Разд ел Подр раздел Целеваястатья Вид расходов Статья (подстатьяя) классификации операций сектора гос. управления, относящаяся к расходам бюджетов Прог- рамма Под- про- грамма Структура кода классификации расходов бюджетов

28 3 ситуации бюджета сбалансированность доходов и расходов, дефицит бюджета - превышение расходов над доходами профицит бюджета- превышение доходов над расходами

29 Межбюджетные отношения это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

30 Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих. Собственные доходы бюджетов виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. Регулирующие доходы бюджетов это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

31 Регулирующие доходы территориальных бюджетов : Трансферты средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов. Дотация это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенция это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. Субсидия это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. Средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

32 Тема 4 Доходы бюджетов 4.1 Сущность и функции налогов 4.2. Налоговая система и классификация налогов 4.3. Неналоговые доходы бюджета

33 Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Таким образом, к признакам налогов относят: легитимность (налоги взимаются только с законных опе­раций), индивидуальную безвозмездность для налогоплательщика, принудотельность. Элемент налога понятие, используемое при изучении кон­кретных налогов. Различают следующие элементы налога: Налогоплательщик организация или физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. Объект налогообложения имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которой у налогоплательщика законодательно связано возникновение обязательств по уплате налога.

34 Налоговая база стоимостная, физическая или иная харак­теристика объекта налогообложения. Налоговый период календарный год или иной период вре­мени применотельно к отдельным налогам, по окончании кото­рого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговая ставка величина налоговых начислений на еди­ницу измерения налоговой базы. Порядок исчисления налога. Порядок и сроки уплаты налога.

35 Функции налога: Фискальная функция (от лат. fiscus императорская казна) основная функция налогов. Она предполагает, что налоги явля­ ются доходом государства и формируют доходную часть бюджетов разных уровней. Регулирующая функция заключается в воздействии налогов на многие стороны общественно-экономических отношений.

36 Прямые налоги это налоги, взимаемые государством непосредст­венно с доходов или имущества налогоплательщика, например, подо­ ходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций, налог на имущество. Прямые налоги подрразделяются на реальные и личные. Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности независимо от финансового положения налогоплательщика. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода или по декларации.

37 Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины. Универсальным косвенным налогом является налог на добав­ ленную стоимость, им облагаются все товары, работы и услуги. Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды това­ров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства (например, налог с продаж). Фискальная монополия специфический вид косвенного на­лога на товары, производство или реализация которых являются исключотельной монополией государства. Таможенные пошлины косвенные налоги, применяемые во внешнеэкономической деятельности. В соответствии с первой частью Налогового кодекса Россий­ской Федерации в зависимости от установления и зачисления средств в определенные бюджеты налоги и сборы подрразделяются на федеральные, региональные и местные.

38 Федеральные налоги основа налоговой системы. В состав федеральных налогов и сборов входят: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог за пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнотельный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной доход; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

39 Большинство федеральных налогов и сборов являются регулирующими бюджетными доходами. Между федеральным и региональными бюджетами распределяются: налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья; подоходный налог с физических лиц; платежи за пользование природными ресурсами; налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

40 Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты (республики, края, области, АО) собственными источниками финансирования своих расходов. Региональные налоги и сборы устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. Региональными налогами и сборами являются: налог на имущество организаций (регулирующий налог, частично зачисляемый в местные бюджеты); налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

41 Местные налоги и сборы представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в местные бюджеты. К местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.

42 Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает: 1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе: средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверотельное управление; средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнотельной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

43 плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей; другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

44 2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе: средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности; средства от продажи акций, находящихся в собственности государства; доходы от реализации государственных запасов и резервов; доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов; иные доходы.

45 3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного само­ управления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнотельной власти. Органов исполнотельной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. 4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудотельного изъятия. 5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. 6. Иные неналоговые доходы.

46 Тема 5 Расходы бюджетов 5.1. Система бюджетных расходов 5.2. Расходы бюджета на управление, национальную экономику, национальную оборону, образование, здравоохранение и другие сферы деятельности государства и муниципалитетов

Главное назначение всех звеньев бюджетной системы финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов: Общегосударственные вопросы Национальная оборона Национальная безопасность и правоохранотельная деятельность Национальная экономика Жилищно-коммунальное хозяйство Охрана окружающей среды Образование Культура, кинематография Здравоохранение Социальная политика Физическая культура и спорт Средства массовой информации Обслуживание государственного и муниципального долга Межбюджетные трансферты общего характера

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Капитальные расходы бюджетов часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Формы предоставления бюджетных средств: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансферты населению, т. е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления; ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; ассигнования на компенсацию дополнотельных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате на­логов и платежей и других обязательств);

субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В соответствии с подведомственностью бюджетополучателей бюджетные расходы делятся по ведомственному признаку. В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные. Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключотельно на: 1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; 2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; 3) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; 4) командировочные и иные компенсационные выплаты работникам; 5) оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; 6) оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Система органов управления в Российской Федерации представляет собой совокупность представотельных и исполнотельных органов власти всех уровней, суда и прокуратуры. Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным Собранием Государственной Думой, судебная Верховным Судом РФ. Главой исполнотельной власти в РФ является Президент РФ, Правотельство РФ как орган исполнотельной власти подотчетно Государственной Думе и Президенту РФ. На региональном и местном уровне структура органов управления аналогична государственной и представлена законодательными (представотельными) органами и администрацией.

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год закон с учето м измен ений % к пред ы- дуще му году проек т % к преды - дуще му году проек т % к преды - дуще му году проек т % к преды - дуще му году ВСЕГО ,1116, ,3 105, ,9 105, ,0 108,6 в том числе: Общегосударст венные вопросы 871,1112,0859,098,6849,898,9862,6101,5 Динамика расходов федерального бюджета по рразделам классификации расходов млрд. рублей

2012 год (закон с учетом изменени й) 2013 год 2014 год 2015 год проект в % к предыд ущему году проект в % к предыд ущему году проект в % к предыд ущему году Всего 2 533,52 887,5114,02 829,498,02 890,3102,2 в том числе: денежное содержание государственных гражданских служащих 247,9284,5114,8296,4104,2296,4100,0 судей 42,546,4109,248,9105,451,4105,1 работников федеральных государственных учреждений 740,3821,0110,9872,5106,3904,3103,6 прокуроров, следователей 37,739,5104,841,1104,141,1100,0 других категорий 26,028,2108,529,0102,829,8102,8 Выплаты, зависящие от окладов денежного содержания и иные социальные выплаты 15,116,0106,016,9105,617,7104,7 Бюджетные ассигнования на оплату труда (денежное довольствие, денежное содержание) млрд. рублей

Наименование 2012 год (закон с учетом изменений ) 2013 год 2014 год 2015 год проект в % к предыд ущему году проект в % к предыд ущему году проект в % к предыд ущему году Всего 183,1174,195,1164,394,4153,493,4 в том числе: Судебная власть 27,929,2104,729,2100,029,7101,7 Федеральные органы исполнотельной власти 121,6120,398,9107,889,698,891,65 Законодательная власть 4,42,761,42,696,32,7103,8 Управление делами Президента Российской Федерации 25,315,862,515,094,912,583,3 в том числе Аппарат Правотельства Российской Федерации 1,41,5107,11,5100,01,6106,7 Счетная палата Российской Федерации 0,70,685,70,7116,70,7100,0 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации 3,25,5171,99,0163,69,0100,0 Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение функций федеральных органов государственной власти (законодательная, исполнотельная, судебная), млрд. рублей

Важнейшая задача государства - создание и укрепление системы национальной безопасности, гарантирующей сохранение России в качестве суверенного государства и её территориальной целостности, неприкосновенности исторических, культурных и духовных ценностей.

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год закон с учетом измене -ний % к преды - дуще му году проект % к преды - дущем у году проект % к преды - дущем у году проект % к преды - дущем у году ВСЕГО ,1 116, ,3 105, ,9 105, ,0 108,6 в том числе: Национальная оборона 1 864,5123, ,7 125, ,6 118, ,7 103,4 Национальная безопасность и правоохранотель ная деятельность 1 844,5146, ,2 109, ,5 93, ,1 110,1 Динамика расходов федерального бюджета по рразделам классификации расходов, млрд. рублей

2012 год (закон с учетом изменен ий) 2013 год 2014 год 2015 год проект в % к преды дущем у году проект в % к преды дущем у году проект в % к преды дущем у году Всего 2 533, ,5 114, ,4 98, ,3 102,2 в том числе: денежное довольствие воен- нослужащих и приравненных к ним лиц (с учетом допол-нотельных выплат, обуслов-ленных статусом военно-служащих и приравненных к ним лиц) * 1 424, ,9 116, ,6 92, ,6 101,6 Бюджетные ассигнования на оплату труда (денежное довольствие, денежное содержание) млрд. рублей *- с учетом сокращения штатной численности военнослужащих на 10% и сотрудников правоохранотельных органов на 20%

До конца 2012 года будут утверждены государственные программы: «Развитие здравоохранения», «Развитие образования, «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Государственная программа обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

2012 год (закон с учетом изменен ий) 2013 год 2014 год 2015 год проект в % к предыд ущему году проект в % к предыду щему году проект в % к предыд ущему году ФЦП и непрограммная часть ФАИП, всего 1 547,31 467,394,81 396,695,21 468,3105,1 Расходы на ФЦП, всего 1 173,91 140,697,21 128,298,91 197,4106,1 приоритетные ФЦП 490,4516,0105,2557,0108,0614,2110,3 ФЦП развития транспорт. инфра образов. и науки 386,9400,5103,5372,393,0383,8103,1 иные 296,6224,275,6198,988,7199,4100,2 Непрограммная часть ФАИП 373,4326,787,5268,482,2270,9100,9 Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы, млрд. рублей

Федеральные целевые программы 2012 год (закон с учетом изменен ий) 2013 год 2014 год 2015 год проект в % к предыд ущему году проек т в % к преды дущем у году проек т в % к преды дущем у году ВСЕГО1 173,91 140,697, ,2 98, ,4 106,1 ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОГРАММЫ 490,4516,0105,2557,0108,0614,2110,3 Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетных ФЦП и ФЦП развития транспортной инфраструктуры, образования и науки млрд. рублей ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 386,9400,5103,5372,393,0383,8103,1

Показатель 2012 год (закон с учетом изменений) 2013 год 2014 год 2015 год Объем Резервного фонда на начало года 811,52 657,73 301,64 439,2 % к ВВП1,34,04,55,4 Курсовая разница-74,640,2148,9128,5 Пополнение (использование) средств Резервного фонда 1 920,7603,7988,7722,6 Объем Резервного фонда на конец года 2 657,73 301,64 439,25 290,3 % к ВВП4,45,06,06,5 Прогноз объема Резервного фонда млрд. рублей

Показатель 2012 год (закон с учетом изменен ий) 2013 год 2014 год 2015 год Объем Фонда национального благосостоянияна начало года 2 794,42 613,32 635,62 722,7 % к ВВП4,64,03,63,3 Поступления и курсовая разница-173,632,397,187,7 Использование средств Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений) -7,5-10,0 Объем Фонда национального благосостояния на конец года 2 613,32 635,62 722,72 800,4 % к ВВП4,34,03,73,4 Прогноз объема Фонда национального благосостояния млрд. рублей

Тема 6 Государственный кредит 6.1 Сущность государственного кредита

Государственный кредит - это особая форма кредитных отношений между государством или местными органами власти и физическими и юридическими лицами, при котором государство или местные органы власти выступают в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Государственный кредит – это основной способ привлечения государством дополнотельных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей для решения проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней и финансирования их дефицита. Основная форма кредитных отношений – государство выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки – в качестве кредиторов. Механизмы функционирования государственного кредита на практике реализуются посредством размещения государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга.

Показатель 2012 год (закон с учетом изменен ий) 2013 год 2014 год 2015 год проект в % к предыду щему году проект в % к предыду щему году проект в % к предыду щему году Обслуживан ие государ- ственного и муниципаль ного долга, 383,3444,8116,0540,8121,6628,0116,1 в том числе: Обслуживан ие государ- ственного внутреннего долга РФ 308,6360,1116,7443,7123,2525,5118,4 Обслуживан ие государ- ственного внешнего долга РФ 74,784,8113,597,1114,5102,5105,6 Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации млрд. рублей

Тема 7 Внебюджетные специальные фонды 7.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 7.2 Пенсионный фонд РФ 7.3 Фонд социального страхования РФ 7.4 Фонд обязательного медицинского страхования РФ

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков; иные не запрещенные законом поступления. Ведущая роль принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам: Пенсионному фонду РФ; Фонду социального страхования РФ; Фонду обязательного медицинского страхования РФ.

69 Пенсионный фонд РФ – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения. Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца Источники средств Пенсионного фонда РФ : 1) страховые взносы работодателей; 2) страховые взносы граждан; 3) ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, а также на выплату социальных пенсий; 4) средства, взыскиваемые в результате предъявления регрессивных требовании; 5) добровольные взносы; 6) доходы от капитализации средств фонда; 7) прочие поступления.

2012 год, (закон с учетом изменений ) 2013 год 2014 год 2015 год проект % к предыд ущему году проект % к предыд ущему году проект % к предыд ущему году Всего 2 850,22 923,0102,62 985,3102,13 161,2105,9 в том числе: Пенсионное обеспечение: 2 245,22 330,7103,82 379,4102,12 522,2106,0 Администрируемые расходы: 604,9592,397,9605,9102,3639,0105,5 Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации млрд. рублей

71 Социальное страхование – один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособия и т.д.). Материальную основу социального страхования составляет Фонд социального страхования. Источники образования Фонда являются: - взносы предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам; - средства государственного бюджета (в форме дотаций); - частичная оплата путевок в санатории и дома отдыха; - прочие поступления.

2012 год (закон с учетом изменений ) 2013 год 2014 год 2015 год проект % к предыд ущему году проект % к предыд ущему году проект % к предыд ущему году Всего 177,769,739,275,6108,572,395,6 в том числе: Покрытие дефицита бюджета Фонда 84,533,539,657,3171,058,1101,4 Компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков 22,523,6104,95,623,71,526,8 Администрируемые расходы: 70,712,617,912,7100,812,799,8 Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, млрд. руб

73 Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине. Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.

2012 год (закон с учетом изменений ) 2013 год 2014 год 2015 год проект % к предыду щему году проект % к предыду щему году проект % к предыд ущему году Всего 51,850,497,318,837,31,05,3 в том числе: Компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тари- фов страховых взно- сов для отдельных категорий платель- щиков 46,950,4107,418,837,31,05,3 Администрируемы е расходы: 4,90,0 Межбюджетные трансферты бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования млрд. рублей