Экономическая наука как социальный институт 1. Структура лекции 1.Введение 2.Наука как вид знания 3.Знание и либеральный порядок 4.Знание в голографических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономическая наука как социальный институт 1. Структура лекции 1.Введение 2.Наука как вид знания 3.Знание и либеральный порядок 4.Знание в голографических.
Advertisements

Введение в философию науки Философия науки как прикладная философия.
Структура научных революций (теория Т.Куна). «Структура научных революций» Допарадигмальный период Парадигма Нормальная наука Аномалии и научная революция.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
ИНОПЛАНЕТНЫЙ РАЗУМ КАК НЕПАРАДИГМАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА «Вероятность самого явления несущественна, важна его структура» С.Лем, «Сумма технологии»
Экономическая наука как социальный институт 1. Структура лекции 1.Введение 2.Наука как вид знания 3.Знание и либеральный порядок 4.Знание в голографических.
Эмпирический и теоретический уровни знания присущи Ответ: 1) любому виду познания 2) научному познанию 3) обыденному познанию 4) рациональному познанию.
Периодизация истории науки. Наука как социальное явление Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
But there is a root or depth in there from where all these faculties come forth as lines from a center or as branches from the body of the tree. This.
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Структура научных революций (теория Т.Куна) Выполнила: студентка 6 курса Жукова Е.А.
Гипотеза Л.С. Выготского об интериоризации высших психических функций и проблема учебного взаимодействия в развивающем обучении В.А.Гуружапов.
1 Вопросы 1. Как ты считаешь, ты, твоя жизнь значимы для Вселенной? 2. Что означает «сознательное проживание»? 3. «Если я живу, значит кому-то это надо!».
Дифференциация и интеграция научного познания Интеграция науки - появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Транксрипт:

Экономическая наука как социальный институт 1

Структура лекции 1. Введение 2. Наука как вид знания 3. Знание и либеральный порядок 4. Знание в голографических системах 5.Выводы: место современной экономической науки в российском обществе 2

1. Наука как вид знания 3

Содержание раздела 1.1. Еще раз: что такое наука? 1.2. Главное о знании 1.3. Три вида знания 1.4. Коллективность знания 1.5. Место теорий и моделей 1.6. Знание и общество 4

1.1. Наука – это целенаправленное создание знания «Наука создает и организует знание в форме проверяемых объяснений и предсказаний». Ключевое слово: проверяемый. «Наука показывает связь между различными явлениями и дает им простое объяснение». Ключевые слова: связь, простой «Наука – это создание знания в форме если…, то… 5

Пример: проверяемое утверждение 6

Пример: простые объяснения Журналист: Сможет ли Россия – учитывая санкции - привлечь средства на финансовых рынках? М.Хазин: Американцы уже поняли, что ошиблись на Украине. Возникло противоречие: хорошо, когда народ Украины захотел в Европу, но плохо, когда народ Крыма захотел в Россию. Ж:А захотел ли народ Крыма? Или его заставили вооруженные «вежливые люди»? Х: Нет, не заставили. Они предотвратили появление в Крыму «поездов дружбы» с националистически настроенными украинцами. Ж: А разве Россия имела право присоединять Крым? Х: В международных делах действует только одно право – право сильного. 7

1.2. Главное о знании Мы получаем знание (1) непосредственно «из жизни», (2) умозрительно, посредством «логосной» коммуникации, и (3) через озарение: «и вдруг я понял!» Любое знание коллективно. Личностное знание всегда вписано во вне личностное (коллективное) 8

Пример: интуитивное личностное знание 9

Пример: теория, интуиция и предрассудки 10

Пример: конструктор 11

Пример: озарение 12

1.3. Три вида знания «Святой Григорий Палама различал три вида света. Первый физический свет, воспринимаемый зрением. Второй интеллектуальный свет это свет земных знаний, это способность мышления, отличающая человека от других обитателей земли, это свет науки, искусства и философии, свет, который ярко горит в лабораториях и библиотеках, свет, которым гордится и восхищается мир. Третий вид света это духовный свет, это свет откровения, свет веры, в который включены духовные интуиции, это свет, питаемый благодатью, свет молитвы и созерцания, свет монастырей и пустынь, свет, просвещающий умы и сердца подвижников». Архимандрит Рафаил (Карелин) 13

1.4. Коллективность знания «Нужно на 90% знать, на 9% уметь, и тогда на 1% можно придумать что-то новое» Почему древние римляне не изобрели велосипед? 14

Коллективность знания - темы Методологический индивидуалисм и методологический холисм Томас Кун: парадигмы и научные революции Образец и конструктор Многообразие когнитивных сред 15

Методологический индивидуалисм и методологический холисм Традиция методологического индивидуалисма Личностное и распределенное знание Методологический холисм и советская мысль 1920-х – 30-х годов 16

Methodological individualism This doctrine was introduced as a methodological precept for the social sciences by Max Weber, most importantly in the first chapter of Economy and Society (1922). It amounts to the claim that social phenomena must be explained by showing how they result from individual actions, which in turn must be explained through reference to the intentional states that motivate the individual actors. (Stanford Encyclopedia of Philosophy, individualism/) 17

Распределенное знание «(T)he data from which the economic calculus starts are never for the whole society given to a single mind which could work out the implications and can never be so given». Friedrich August von Hayek, The Use of Knowledge in Society, s/hayek-use-knowledge-society.pdf 18

Методологический холисм и советская мысль 1920-х – 30-х годов Холи́см (от др.-греч. λος целый, цельный) в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям Выготский, Бахтин, Флоренский, Макаренко,…. 19

Томас Кун: парадигмы и научные революции Ключевые слова: Допарадигмальная наука Парадигмальное исследование Парадигма Нормальная наука Решение головоломок Кризис парадигмы Научная революция 20

Образец и конструктор Примеры: Воспроизведение ракеты Фонетический анализ и положение органов речи Джаз и рокенрол Рэй Крок. McDonald's: Как создавалась империя 21

1.5. Место теорий и моделей Платоновский мир: модели, идеальные типы, теории Откуда берутся теории: эволюция, озарение «Реальность» платоновского мира: верификация и фальсификация «Устройство» платоновских объектов Платоновский мир и практика 22

Эволюция идей: биологическая метафора Идеи «не берутся ниоткуда», они эволюционируют как живые существа Верификация – аналог «поеданию» теорией подтверждающего ее факта Фальсификация – это «смертность» теорий Закон Гаузе 23

Карл Поппер: фальсификация Теории и модели отбраковываются, если они не работают 24

Мишель Фуко: эпистема Жанр своих исследований Фуко называл «археологией знания» «Эпистемы Фуко – это что-то вроде «эпистемологического бессознательного» данной эры; конфигурация знания в некоторой отдельной эпистеме основана на наборе фундаментальных предположений, которые настолько глубоко определяют эту эпистему, что не видны для людей, действующих в ней». 25

1.5. Знание и общество Прогнозирование и решение проблем: – Теории и модели как инструменты – Экспертиза и репутация ученого Научно-технический прогресс: – Лабораторный эксперимент и промышленное производство – Что такое ресурсы? Шаблоны мышления 26

Список терминов Наука Ипостась Парадигма Научный результат Экспертиза Репутация Общая интуиция Теория Личностное и вне личностное знание Модель (идеальный тип) Иерархия теорий Обыденная теория Платоновский мир Треугольник Паламы Верификация Фальсификация Нормальная наука Научная революция Лабораторный эксперимент Методологический индивидуалисм и холисм Эпистема 27