Международная общественная организация «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова» Воспитательные аспекты социокультурной среды дополнительного туристско-краеведческого образования Смирнова Д.В. д-р пед. наук, доцент, президент МАДЮТК, вед. науч. сотрудник ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» Российской академии образования (г. Москва) г. Краснодар, 26 февраля 2013 г.
факультет сервиса и туризма Кубанского социально-экономического института 7-я Международная научно-практическая конференция «Твёрдовские чтения», посвященная памяти выдающегося путешественника, учёного, краеведа, общественного деятеля А.В. Твёрдого г. Краснодар февраля 2015 года
А.А. Остапец-Свешников ( гг.) д-р пед. наук, профессор, Мастер спорта СССР по спортивным походам, неординарная личность, публицист, педагог, ученый. Основоположник научно- педагогической школы «Детско- юношеский туризм и краеведение». Руководитель коллектива ученых разработчиков концепции «Школа жизни – окружающий мир». Инициатор создания и первый президент Региональной общественной организации «Академия детско- юношеского туризма и краеведения».
Основные идеи концепции «Школа жизни – окружающий мир». Детско-юношеский туризм и краеведение одна из форм массового общественного движения, целенаправленно организуемая социально- педагогическая реальность. Целевой установкой детско-юношеского туризма и краеведения является формирование Личности под непосредственным влиянием окружающей среды и природы, в психологически комфортном, эмоционально насыщенном и педагогически целесообразно организованном процессе.
Предпосылки детско- юношеского туризма раскрываются в педагогике кочевья С давних времен многочисленные племена (антропотоки) в поисках наиболее благоприятных условий среды для своего обитания кочевали по просторам, осваивая и преобразовывая все новые и новые территории.
Предпосылки детско-юношеского туризма раскрываются в педагогике кочевья Воспитательную функцию в племенах выполняли старейшины, как имеющие наибольший практический опыт выживания в не благоприятных условиях агрессивной природной среды. Старейшины создавали и сохраняли как традиции специфическую социокультурную среду образовательного процесса (обучения, воспитания и развития подрастающего поколения).
- это совокупность взаимосвязанных экономических, социальных и культурных отношений, наличие и содержание которых позволяет субъекту продуктивно действовать, самоорганизовываться, саморазвиваться, обновляться, изменяться и, в свою очередь, влиять на социальные процессы. Чем выше культура субъекта, тем сильнее его влияние на среду. (Н.Б. Крылова)
- это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. (Ю. Кулюткин и С. Тарасов)
в рамках различных научных дисциплин и направлений: - философия, - психология, - социальная экология, - педагогика, - социология и др.
это система ключевых факторов, определяющих обучение, воспитание и развитие человека: - люди, которые влияют на образовательные процессы; - общественно-политический строй страны; - природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); - средства массовой информации; - случайные события.
глобальный - общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационные сети и др. региональный (страны, крупные регионы) - образовательная политика, культура, система образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации и др. локальный - образовательное учреждение (его микрокультура, микроклимат), ближайшее окружение, семья. индивидуальный (персонифицированный) - непосредственное окружение индивида, коллектив объединения ДОД или туристской группы. Именно это окружение и коммуникация с ним субъекта оказывает наиболее сильное влияние на становление и развитие человека.
1.Пространственно-семантический, 2.Содержательно-методический, 3.Коммуникационно-организационный, 4.Содержательный, 5.Методический, 6.Коммуникативный.
* архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.); * символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и др.).
* содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, развития и оздоровления личности; образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); * формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, путешествий и экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).
* особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.); * коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); * организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений педагогов, неформальных лидеров, инициативных групп и др.)
* актуальность содержания образования для развития личности ребенка и профессиональной деятельности педагога; * интегративный подход к содержанию обучения; * открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем.
* вариативность учебно-воспитательных, развивающих и оздоровительных программ, в т.ч. досуговых; * свобода выбора индивидуального образовательного маршрута обучающегося (воспитанника); * разнообразие методических средств обучения, воспитания, развития и оздоровления; * акцент на диалогическое общение; * учет преобладающих способов восприятия информации у разных людей.
* взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех субъектов; * преобладающее позитивное настроение всех субъектов; * участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса
отражает три аспекта духовного бытия человека: * социокультурное (выбор и осуществление культуросообразного образа жизни и поведения), * индивидуальное (самовосстановление субъектом культурного процесса), * сопричастное бытие вместе с значимыми Другими
* социальное (поле значений), * субъектное (поле смыслов) * пространство взаимодействия (поле ценностей).
воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека; воспитание это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде; механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия; ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов.
Реализация дополнительного туристско-краеведческого образования предполагает ЦИКЛ СОБЫТИЙНОСТИ (яркой эмоционально насыщенной и физически активной должностной- ролевой социально-профессиональной самодеятельности где социокультурной среды предполагает, что педагог (руководитель) и обучающийся (воспитанник) действуют согласовано, а взаимодействие между ними имеет диалогический характер.
Проблема развития Личности в социокультурной среде дополнительного туристско- краеведческого образования актуальна и для формального ( общего, среднего и высшего профессионального, последипломного ) и для неформального ( дополнительного детей и дополнительного профессионального ) образования
Ориентация на результат дополнительного туристско-краеведческого образования индивид интересы достижения способности
Дополнительное образование детей единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение, развитие личности: неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей; обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация детей и подростков к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.
Отличительные признаки дополнительного туристско-краеведческого образования передвижение в пространстве; активное взаимодействие с окружающим миром; высокая степень самодеятельности и познавательной активности обучающихся (воспитанников); сочетание умственного и физического труда; активное воспроизводство туристского ПРОДУКТА и его непосредственное потребление; содействие развитию качеств Личности: ответственность; самостоятельность; уважение прав человека; интерес к окружающим и к собственной стране; чувство привязанности к родному краю, его истории, природе, людям.
мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты - рефлексия
Виды деятельности Методы деятельности Результат деятельности познавательная решение познавательных задач знание исполнительская упражнения тренинг мастерство творческая решение проблемных задач способности коммуникативная решение ситуативных задач ценности, устойчивое объединение
Развитие общества и научно- технический прогресс в ХХ и особенно в XXI веке не только оказали положительное, позитивное, воздействие на социокультурную среду современного человека, но имеет и отрицательные последствия
Внедрение глобальных компьютерных сетей и телекоммуникационных технологий существенно расширило социальное и культурное пространство современно человека, изменили ритм жизни, нравственные ценности и устремления.
Однако, постиндустриальное общество имеет и яркий негативный оттенок, «человек, как агент культуры, оказался в нем потерянным, «бездомным». Социологи рассматривают сегодня «бездомность» современного человека это состояние ценностно-смысловой неопределенности [1]. 1. Бродяжничество как феномен культуры повседневности [Текст] дис … , канд. социол. наук Шляков, Алексей Владимирович. – Тюмень, 2009 – 187 с.
ПЕДАГОГ Личность Социокультурная среда Природная среда
Благодар ю за внимание, готов ответить на возникшие у Вас вопросы!
103062, Москва, ул. Макаренко, д.5/16 ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» Российской академии образования офис 201 а www. madutk.ru 8(916)