Рабочие программы по учебным предметам: содержание, структура, требования, особенности Селищева Любовь Александровна, к.п.н., Заслуженный учитель РФ, директор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рабочая программа по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО.
Advertisements

Структура рабочей программы. Рабочая программа имеет следующие составляющие: Титульный лист; Пояснительная записка; Календарно-тематическое планирование.
Литасова Ю.В., зам. директора по УМР МБОУ «Лицей 89» г. Кемерово.
Разработка рабочих программ по предмету (курсу) (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя) 2013.
Емельянова Елена Александровна, старший воспитатель Разработка рабочей программы педагога ДОУ в соответствии с ФГОС.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, элективных, факультативных образовательных курсов для обучающихся.
Рабочая программа педагога Методические рекомендации по разработке Положения о рабочей программе РМК – май 2011 г.
Разработка рабочей (учебной) программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС Учитель географии Офилат Р. Я.
Структура рабочей программы учебной дисциплины Рабочих Т.Б., к.п.н., доцент кафедры управления развитием образования ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
Составление рабочих программ по предметам. Якунина А.Ф., Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ с.Ургаза.
Рабочие программы. Структура Рабочей программы титульный лист; пояснительная записка; основное содержание; планируемые результаты изучения программы;
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО РМО учителей биологии и химии Школа молодого педагога Октябрь 2013.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Методические рекомендации «Как написать рабочую программу по предмету» Заместитель директора по УВР Смирнова Н.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Page 1 Требования к рабочей программе в контексте ФГОС ООО Капустина Р.Ф., директор МБУ ИМЦ ОО октябрь, 2013 год.
Page 1 Требования к рабочей программе в контексте ФГОС ООО Капустина Р.Ф., директор МБУ ИМЦ ОО октябрь, 2013 год.
Требования к рабочим программам педагога. Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом.
РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ г. Лангепас 2014 ЛГ МБОУ СОШ 3.
Транксрипт:

Рабочие программы по учебным предметам: содержание, структура, требования, особенности Селищева Любовь Александровна, к.п.н., Заслуженный учитель РФ, директор МБОУ Гимназия г. Ливны

Рабочая программа учебного предмета – это совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом на основе: - примерных программ по учебным предметам и материалам авторского УМК - требований к результатам освоения ООП ООО образовательной организации; - программы формирования УУД ОО Это программа действий учителя для достижения образовательных результатов Это путеводитель для обучающихся и их родителей

Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины Цель рабочей программы – планирование, организация учебного процесса по определенной учебной дисциплине. Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса той или иной образовательной организации и контингента обучаемых

Учителю необходимо хорошо знать: основное содержание курса (соответствующий раздел фундаментального ядра содержания общего образования); требования к результатам освоения ООП соответствующего уровня образования в области своего учебного предмета; планируемые результаты изучения учебного предмета; программу формирования универсальных учебных действий; программу воспитания и социализации обучающихся

Рабочие программы создаются с учетом: требований к результатам освоения ООП ООО примерных или авторских образовательных программ по предмету объема учебного материала для обучающихся объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом для реализации учебных предметов в каждом классе (параллели) программы формирования УУД своей ОО целей и задач образовательной программы ОО; используемого комплекта учебно-методического обеспечения информационно-технического оснащения учебного кабинета (образовательной деятельности)

Требования к содержанию программы соответствие требованиям ФГОС к результатам освоения ООП ООО чёткое определение места, роли и задач учебной дисциплины реализация принципов системно-деятельностного подхода в отборе программного материала единство и логическая преемственность элементов содержания программы учёт межпредметных связей, обеспечивающих формирование у обучающихся ценностно- смысловой картины мира мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учётом возраста обучаемых

Рабочая программа должна включать: 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Общая характеристика учебного предмета 4. Описание места учебного предмета в учебном плане 5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета 6. Содержание учебного предмета 7. Тематическое планирование учебного курса 8. Планируемые результаты достижения обучающимися 9. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса

1. Титульный лист полное наименование ОО название курса, для изучения которого написана программа уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета) указание параллели, класса, в котором изучается курс фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы гриф утверждения программы год составления программы

2. Пояснительная записка нормативная основа программы ФГОС цели и задачи обучения по предмету в данном классе указание на УМК или на завершенную предметную линию количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа межпредметные ( метапредметные) связи учебного предмета учет особенностей обучающихся класса особенности организации учебного процесса по предмету: формы, методы, средства обучения, используемые учителем виды контроля ( вводный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный) формы контроля, используемые учителем; используемый учебно-методический комплект (полный перечень)

Маркеры - Необходимость введения… обусловлена требованиями («Конституция РФ», ФЗ «Об образовании в РФ»…) - Актуальность изучения программы… возрастает в связи с…. - Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы… - Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью формирования и развития УУД обучающихся и недостаточным количеством часов, отведённых на изучение предмета - Программа адресована …, а также может быть частично использована в …классах - Программа рассчитана на обучение в течение….

2. Общая характеристика учебного предмета - описывает особенности содержания и методического аппарата учебников, в том числе как отражается фундаментальное ядро содержания общего образования в выбранном УМК - определяет место данного учебного предмета в решении общих целей и задач, устанавливает межпредметные связи - включает описание особенностей организации учебного процесса по предмету, формы организации учебного процесса, формы контроля и оценки, указывается возможность интеграции с внеурочной деятельностью - могут быть даны комментарии к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных, практических работ

Маркеры - Особенность изучаемого курса состоит в том… -Программа … ориентирована на применение широкого комплекса приёмов и методов системно-деятельностного подхода… -Данная программа построена на основе примерной программы или рабочей авторской программы в соответствии с ФГОС -Программа предусматривает проведение как традиционных уроков, так и чтение поточных лекций, проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, диспутов… -Особое место в овладении данным курсом отводится проектной (самостоятельной) работе -При изучении курса предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы

Маркеры - Изучение курса завершается защитой проекта, контрольным тестом, который включает… - Контрольные (зачётные и др.) требования сводятся к следующему… - Обязательным условием допуска ученика к зачёту(…) является выполнение проекта и его представление и защита… - Оценка достижений обучающихся проводится с помощью итогового теста (…), который включает … вопросов (заданий) по основным проблемам курса - Курс завершается зачётом (экзаменом, тестом, контрольной/ проектной) работой в … четверти (полугодии). При этом обучающийся должен представить проект…, продемонстрировать …, провести …, показать…

3. Описание места учебного предмета в учебном плане - предполагает распределение часов в неделю, определяется резерв свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества учебного времени - обозначается на что будет использованы резервные уроки (для реализации авторских подходов, внедрения современных педагогических технологий …) - могут быть приведены варианты по наполнению плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач

Маркеры - Предмет (курс) входит в число дисциплин, включённых в УП ОО, его особое место обусловлено… - Изучение данного предмета тесно связано с такими дисциплинами, как… и является (пропедевтикой, …) к изучению курса … - Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции,..), выполнение внеурочных (домашних) заданий по …, выполнение проекта - В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и дополнительные занятия, занимаются индивидуально

5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета - конкретизируются планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД) - показывается связь программы учебного предмета с Программой развития УУД на уровне ООО

Маркеры - Предмет ориентирован на достижение личностных …, предметных …, метапредметных результатов на уровне ООО - В соответствии с этим, целью освоения программы является … формирование и развитие УУД…, ознакомление с…, формирование целостного представления … - Данная программа имеет цель.. В ходе её достижения решаются задачи (конкретные «шаги» по достижению цели): формировать УУД … совершенствовать умения (познавательные, коммуникативные, регулятивные)… создать основу для понимания … 9 скоординировать…, определить…, упорядочить…, систематизировать…,углубить понимание…

6. Содержание учебного предмета (в таблицу) наименование и краткое содержание тем проставляется общее количество часов, отводимых на изучение раздела/ темы прописываются темы семинаров, конференций, дискуссий, экскурсий, предусмотренных при изучении раздела/ темы прописываются темы практических, лабораторных, контрольных, иных работ, предусмотренных при изучении раздела/ темы прописываются вопросы, отводимые на самостоятельное изучение учащихся, а также формы контроля их освоения. Здесь же отмечаются темы проектной деятельности по разделу/ теме прописываются формы внеклассной работы по разделу/ теме указываются формы итогового контроля: контрольная работа, зачет, собеседование, семинар, тестирование и т.д. указываются учебные и методические пособия, используемые для работы педагогом и учащимися при изучении раздела

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности позволяет распределить весь учебный материал по основным разделам курса форма тематического планирования Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Лексика (20 ч) Представлять… Объяснять… Наблюдать… Реконструировать… Морфология (60 ч)

Примерная форма календарно-тематического плана Номера уроков Наименования разделов и тем Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения Название изучаемой темы 1 (всего часов на ее изучение; количество часов в неделю по учебному плану) 1. Тема урока 2. Тема урока 3. Тема урока контроля Итого** часов

Календарно-тематическое планирование (гимназия) урока п/п Тема урока Дата по плану Дата по факту Причина коррекции и 6 – «В» урока Дата проведения Тема урока Тип урока Элементы содержания Характеристика учебной деятельности Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Домашнее задание факт план Пред- метные Мета- предмет ные Лич- ностные

8. Планируемые результаты изучения предмета М А Р К Е Р Ы - В результате освоения программного материала обучающийся: «научится», «получит возможность научиться» приобретёт умения анализировать основные понятия…, определять этапы развития…, понимать вопросы… и адресовать вопросы другим; использовать…, применять способы…, решать…, приводить…, пользоваться…, владеть культурой… ! Особое место в программе отводится формированию УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные)

Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса основная и дополнительная учебная литература учебные и справочные пособия учебно-методическая литература перечень технических средств обучения демонстрационные печатные пособия цифровые образовательные ресурсы учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Должны быть представлены два списка литературы 1. Список, используемый педагогом при составлении программы и организации образовательного процесса 2. Список для обучающихся (учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, цифровые образовательные ресурсы и другие источники по предмету ! Списки строятся по алфавитному ряду и с соблюдением Госстандарта ГОСТ

Программы отдельных учебных предметов и курсов входят в содержательный раздел ООП ООО ориентированы на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов ! В результате изучения всех предметов получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и универсальные УУД, ИКТ- компетентность обучающихся; приобретут опыт проектной деятельности

Порядок разработки и утверждения рабочей программы Рабочая программа подлежит экспертизе: разрабатывается учителем самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по предмету рассматривается на заседании МО учителей-предметников для экспертизы соответствия установленным требованиям анализируется заместителем директора по УВР на предмет соответствия программы учебному плану и требованиям ФГОС ! ! После согласования рабочую программу утверждает директор ОО, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Общие требования к оформлению рабочей программы Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4 Таблицы вставляются непосредственно в текст Учебный план прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью ОО и подписью руководителя Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета

Спасибо за внимание!