ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ ЛЕКЦИЯ 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экспериментальная психология как наука Панченко Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент МГГУ, СФГА tvpsite.ru 2012.
Advertisements

Экспериментальная психология: Экспериментальная психология - область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных.
МЫШЛЕНИЕ Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует.
* Экспериментальная психология – это не отдельная наука, это область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений.
Введение в нейропсихологию. Общая характеристика нейропсихологии как науки.
Вильгельм Вундт. Вильгельм Максимилиан Вундт, родился 16 августа 1832 в Некарау, ныне в составе Мангейма, Королевство Вюртемберг, умер 31 августа 1920.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Подготовил Голобородько Евгений.
С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Педология как наука
Рефлекторная теория поведения Урок биологии в 8 классе учитель МОУ «СОШ 12» Иноземцева М.В год.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Российский психолог Выполнила студентка 221 группы Федосеева Наталия Андреевна.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Развитие психологических взглядов Бехтерева. Владимир Михайлович Бехтерев (20 января декабря 1927) Выдающийся русский медик- психиатр, невропатолог.
Леонтьев Алексей Николаевич 5 февраля 1903 г. – 21 января 1979 г.
Транксрипт:

ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ ЛЕКЦИЯ 1

ПЛАН 1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. 1.1 ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. 1.2 РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ. 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ : ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД, ЭКСПЕРИМЕНТ, ПЕРЕМЕННАЯ, ГИПОТЕЗА. 3. АТРИБУТЫ НАУКИ : ПОНЯТИЕ, КАТЕГОРИЯ, ФАКТ, ИНВАРИАНТ, ЗАКОН, ГИПОТЕЗА, ТЕОРИЯ, КОНЦЕПЦИЯ, НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, ПАРАДИГМА

1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1. В РАСШИРИТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ : НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА, ИЗУЧАЮЩАЯ ПРОБЛЕМОЙ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЦЕЛОМ. 2. ВСЯ НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ ( ПО В. ВУНДТУ ). 3. СИСТЕМА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК, РЕАЛИЗУЕМЫХ В КОНКРЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ( М. В. МЭТЛИН ). 4. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ( Ф. ДЖ. МАК-ГИГАНА ).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И ДРУГИХ ОБЪЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ОБЪЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ - ЭТО ЭКСПЕРИМЕНТ И ДРУГИЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ. ПРЕДМЕТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ – ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА И ДРУГИХ ОБЪЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

ГУСТАВ ТЕОДОР ФЕХНЕР ( ) ( , ГРОС - ЗЕРХЕН, БЛИЗ МУСКАУ, – , ЛЕЙПЦИГ ), НЕМЕЦКИЙ ФИЗИК, ПСИХОЛОГ, ФИЛОСОФ - ИДЕАЛИСТ, ПИСАТЕЛЬ - САТИРИК ( ВЫСТУПАЛ ПОД ИМЕНЕМ ДОКТОРА МИЗЕСА ). ЕГО ВЗГЛЯДЫ ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА МНОГИХ УЧЁНЫХ И ФИЛОСОФОВ XX ВЕКА, В ТОМ ЧИСЛЕ : ГЕРАРДУСА ХЕЙМАНСА, ЭРНСТА МАХА, ВИЛЬГЕЛЬМА ВУНДТА, ЗИГМУНДА ФРЕЙДА И СТЕНЛИ ХОЛЛА. ФЕХНЕРА СЧИТАЮТ СОЗДАТЕЛЕМ ФОРМУЛЫ S=KLOGI, КОТОРАЯ ДОКАЗЫВАЕТ НАЛИЧИЕ НАУЧНО ОБОСНОВАННОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ТЕЛОМ И ПСИХИКОЙ

ВИЛЬГЕЛЬМ ВУНДТ ( ) НЕМЕЦКИЙ ФИЗИОЛОГ И ПСИХОЛОГ. ОСНОВАТЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕНЕЕ ИЗВЕСТЕН КАК ОСНОВНАЯ ФИГУРА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ОДНАКО, ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ВУНДТА ПРОШЛИ ПОД ЗНАКОМ ( ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ ), КОТОРУЮ ОН ПОНИМАЛ КАК УЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ ОСНОВЕ ВЫСШЕЙ МЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭДВАРД ТИТЧЕНЕР (1867–1927) ОТМЕЧАЛ, ЧТО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – НЕ ИСПЫТАНИЕ КАКОЙ - НИБУДЬ СИЛЫ ИЛИ СПОСОБНОСТИ, А РАССЕЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ, АНАЛИЗ ЧАСТИ ПСИХИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА, А ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В САМОНАБЛЮДЕНИИ ПРИ СТАНДАРТНЫХ УСЛОВИЯХ. КАЖДЫЙ ОПЫТ, ПО ЕГО МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ УРОКОМ САМОНАБЛЮДЕНИЯ. РАЗВИЛ МОЩНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ, ИМЕНУЕМОЕ « СТРУКТУРАЛИЗМОМ » ИЛИ « СТРУКТУРНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ ».

ГЕРМАН ЭББИНГАУЗ ( ) НЕМЕЦКИЙ ПСИХОЛОГ. ВЫСТУПАЛ ОППОНЕНТОМ В. ДИЛЬТЕЯ. ОСУЩЕСТВИЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ НА ОСНОВЕ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОГОВ (1885). РАЗРАБОТАЛ НЕСКОЛЬКО МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ. ОТКРЫЛ РЯД ФЕНОМЕНОВ ПСИХОЛОГИИ ПАМЯТИ, В ЧАСТНОСТИ, " ФАКТОР КРАЯ ", ТО ЕСТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ ПЕРВЫХ И ПОСЛЕДНИХ СЛОГОВ РЯДА. ПОСТРОИЛ КРИВЫЕ ЗАУЧИВАНИЯ И ЗАБЫВАНИЯ -, КОТОРЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ЭТИ ПРОЦЕССЫ НОСЯТ НЕЛИНЕЙНЫЙ ХАРАКТЕР. ТАКЖЕ ОБНАРУЖИЛ, ЧТО ОСМЫСЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАПОМИНАЕТСЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ БЕССМЫСЛЕННЫЙ.

ДЖЕЙМС МАККИН КЕТТЕЛ (1860– 1944) РОДИЛСЯ 25 МАЯ 1860 ГОДА В США. В 1880 ГОДУ ОКОНЧИЛ КОЛЛЕДЖ ЛАФАЙЕТТА, В 1886 ГОДУ ПОЛУЧИЛ СТЕПЕНЬ ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ В ЛЕЙПЦИГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. УЧИЛСЯ ТАКЖЕ В УНИВЕРСИТЕТАХ ПАРИЖА, ЖЕНЕВЫ. РАБОТАЛ АССИСТЕНТОМ ВИЛЬГЕЛЬМА ВУНДТА В ЛЕЙПЦИГЕ. ЧИТАЛ ЛЕКЦИИ В КЕМБРИДЖСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, В ПЕНСИЛЬВАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, ГДЕ ВОЗГЛАВИЛ КАФЕДРУ ПСИХОЛОГИИ. В 1891 ГОДУ КЕТТЕЛЛ ПРИНЯЛ ПРИГЛАШЕНИЕ КОЛУМБИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЗАНЯЛ ДОЛЖНОСТЬ ПРОФЕССОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, СТАЛ ДЕКАНОМ ФАКУЛЬТЕТА АНТРОПОЛОГИИ, ПРОФЕССОРОМ ФИЛОСОФИИ И ПРОФЕССОРОМ ПСИХОЛОГИИ. КЕТТЕЛЛ ЗАНИМАЛСЯ ИССЛЕДОВАНИЕМ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ ; РАЗРАБАТЫВАЛ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ.

АЛЬФРЕ́Д БИНЕ́ ( ) ФРАНЦУЗСКИЙ ПСИХОЛОГ, ДОКТОР МЕДИЦИНЫ И ПРАВА ПАРИЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОЙ ВО ФРАНЦИИ ЛАБОРАТОРИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. СТРЕМИЛСЯ УТВЕРДИТЬ ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ИЗВЕСТЕН, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, КАК СОСТАВИТЕЛЬ ( СОВМЕСТНО С Т. СИМОНОМ В 1905 ГОДУ ) ПЕРВОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ТЕСТА ИНТЕЛЛЕКТА, НАЗЫВАВШЕГОСЯ « ШКАЛА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БИНЕ СИМОНА » ( АНАЛОГА СОВРЕМЕННОГО IQ- ТЕСТА ). ПОЗДНЕЕ В 1916 ШКАЛА БИНЕ СИМОНА БЫЛА ПЕРЕРАБОТАНА Л. ТЕРМЕНОМ В « ШКАЛУ ИНТЕЛЛЕКТА СТЭНФОРД БИНЕ »

ГЕНРИХ РОРШАХ (1884–1922) ШВЕДСКИЙ ПСИХИАТР. ИЗОБРЕЛ НАЗВАННЫЙ ЕГО ИМЕНЕМ ТЕСТ, СТАВШИЙ ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ СРЕДСТВ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРЫ И НЕОСОЗНАВАЕМОЙ МОТИВАЦИИ. Т ЕСТ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПЫТУЕМЫМ НАБОРА ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН РАЗЛИЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ И ЦВЕТА, ИМЕЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СМЫСЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СКРЫТЫХ УСТАНОВОК, ПОБУЖДЕНИЙ, СВОЙСТВ ХАРАКТЕРА. РАБОТА Р. ДАЛА ИМПУЛЬС РАЗРАБОТКЕ ОДНОГО ИЗ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКЕ, ПОСКОЛЬКУ ПОЗВОЛИЛА ПОДОЙТИ К РАССМОТРЕНИЮ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕЛОСТНОСТИ, А НЕ СОВОКУПНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ. ПРЕДПОСЫЛКОЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ " ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ " НА РУБЕЖЕ 19 И 20 ВЕКОВ ЯВИЛОСЬ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЭКСПЕРИМЕНТА, А ТАКЖЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. ПИОНЕРОМ РАЗРАБОТКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ БЫЛ Ф. ГАЛЬТОН ( ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ), КОТОРЫЙ ИЗОБРЁЛ РЯД ПРИЁМОВ И ПРИБОРОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ. В. ШТЕРН ( ГЕРМАНИЯ ) ВВЁЛ САМЫЙ ТЕРМИН " ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ " (1900). ПЕРВЫМИ КРУПНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ БЫЛИ А. БИНЕ ( ФРАНЦИЯ ), ДЖ. КЕТТЕЛ ( США ) И ДРУГИЕ

ФРЕНСИС ГАЛЬТОН ( ) АНГЛИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ГЕОГРАФ, АНТРОПОЛОГ И ПСИХОЛОГ ; ОСНОВАТЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОМЕТРИКИ. ГАЛЬТОН. ВВЕЛ В ПСИХОЛОГИЮ И АНТРОПОЛОГИЮ ПОНЯТИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ГАЛЬТОН ВВЕЛ В ПСИХОЛОГИЮ И АНТРОПОЛОГИЮ ПОНЯТИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

УИЛЬЯМ ЛЬЮИС ШТЕРН ( ) НЕМЕЦКИЙ ПСИХОЛОГ И ФИЛОСОФ, СЧИТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ПИОНЕРОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. К РОМЕ ТОГО, ОКАЗАЛ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗАРОЖДАЮЩУЮСЯ ДЕТСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ. СОЗДАТЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОЭФФИЦИЕНТА, КОТОРАЯ ПОЗДНЕЕ ЛЕГЛА В ОСНОВУ ИЗВЕСТНОГО ТЕСТА IQ АЛЬФРЕДА БИНЕ. ОТЕЦ НЕМЕЦКОГО ПИСАТЕЛЯ И ФИЛОСОФА ГЮНТЕРА АНДЕРСА. В 1897 ШТЕРН ИЗОБРЁЛ ВАРИАТОР ТОНА, ЧТО ПОЗВОЛИЛО ЕМУ СУЩЕСТВЕННО РАСШИРИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА.

ЗИГМУНД ФРЕЙД ( ) АВСТРИЙСКИЙ ПСИХОЛОГ, ПСИХИАТР И НЕВРОЛОГ, ОСНОВАТЕЛЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ, ПОСТУЛИРУЮЩЕГО ТЕОРИЮ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА ВЫЗВАНЫ МНОГОКОМПЛЕКСНЫМ ВЗАИМООТНОШЕНИЕМ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ И СОЗНАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ ( ) швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. В 1912 году Юнг опубликовал «Психологию бессознательного», в которой опроверг многие из идей Фрейда; два года спустя он ушел в отставку с поста президента Международного психоаналитического общества. В 1921 г. увидела свет работа "Психологические типы", в которой Юнг разделил всех людей на интровертов и экстравертов, а также впервые обосновал свою теорию архетипов

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГИ

ИВАН МИХАЙЛОВИЧ СЕЧЕНОВ ( ) РУС. ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ, ОСНОВОПОЛОЖНИК ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ. В РАБОТЕ « РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА » (1863) РАЗРАБОТАЛ УЧЕНИЕ О МОЗГОВЫХ МЕХАНИЗМАХ СОЗНАНИЯ И ВОЛИ ; ВЫДВИНУЛ, ОПИРАЯСЬ НА ОТКРЫТИЕ « ЦЕНТРАЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ » – ТОРМОЗНОГО ВЛИЯНИЯ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ НА ПОВЕДЕНИЕ, – ПОЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ВСЕ АКТЫ СОЗНАТЕЛЬНОЙ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ПО СПОСОБУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ РЕФЛЕКСАМИ ; УТВЕРЖДАЛ ПРИНЦИП САМОРЕГУЛЯЦИИ И СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЕРВНО - ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВПЕРВЫЕ ОБОЗНАЧИЛ ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК НЕОБХОДИМОМ РЕГУЛЯТОРЕ ПОВЕДЕНИЯ. УЧЕНИЕ СЕЧЕНОВА ПРОДВИНУЛО ВПЕРЕД РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ ; ВОСПРИНЯТОЕ И. П. ПАВЛОВЫМ, В. М. БЕХТЕРЕВЫМ, Л. С. ВЫГОТСКИМ И ИХ УЧЕНИКАМИ, ОНО СТАЛО ОСНОВОЙ СИСТЕМНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА И ЕГО ФУНКЦИЙ.

ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ ( ) АКАДЕМИК, ПРОФЕССОР ФИЗИОЛОГИИ, ЗНАМЕНИТЫЙ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ, ТВОРЕЦ УЧЕНИЯ ОБ " УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСАХ ". ГЛАВНЫЙ ЕГО ТРУД - " ДВАДЦАТИЛЕТНИЙ ОПЫТ ОБЪЕКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( ПОВЕДЕНИЯ ) ЖИВОТНЫХ " ( СБОРНИК СТАТЕЙ, РЕЧЕЙ, ДОКЛАДОВ ) - ВЫШЕЛ В СВЕТ В 1923 Г. И. П. ПАВЛОВ И ЕГО УЧЕНИКИ ВПЕРВЫЕ ДАЛИ ТОЧНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ВЗГЛЯДАМ СЕЧЕНОВА, ОТЦА РУССКОЙ ФИЗИОЛОГИИ. В 1863 Г. СЕЧЕНОВ ВЫПУСТИЛ КНИГУ " РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ", В КОТОРОЙ, ДАЛЕКО ОПЕРЕДИВ ВЗГЛЯДЫ СВОЕГО ВРЕМЕНИ, РАССМАТРИВАЛ ПСИХОЛОГИЮ КАК ЧАСТЬ ФИЗИОЛОГИИ, СВОДЯ НАУКУ О ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ К ИЗУЧЕНИЮ МОТОРНОЙ ( МЫШЕЧНОЙ ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИСХОДЯ ИЗ ИДЕИ СЕЧЕНОВА О РЕФЛЕКТОРНОМ МЕХАНИЗМЕ, КАК ОБ ОБЩЕЙ ОСНОВЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, ПАВЛОВ ПРЕДПРИНЯЛ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧИХ ПРИБОРОВ ТЕЛА ( МЫШЦ И ЖЕЛЕЗ ), РАССМАТРИВАЯ ЕЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ РЕАКЦИЙ НА ВНЕШНИЕ РАЗДРАЖЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗМОМ В ЦЕЛЯХ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ ( ) РУССКИЙ ФИЗИОЛОГ, НЕВРОПАТОЛОГ, ПСИХИАТР, ПСИХОЛОГ. ОСНОВАЛ ПЕРВУЮ В РОССИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ЛАБОРАТОРИЮ (1885), А ЗАТЕМ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (1908) - ПЕРВЫЙ В МИРЕ ЦЕНТР ПО КОМПЛЕКСНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА. ОПИРАЯСЬ НА ВЫДВИНУТУЮ И. М. СЕЧЕНОВЫМ РЕФЛЕКТОРНУЮ КОНЦЕПЦИЮ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗРАБОТАЛ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНУЮ ТЕОРИЮ ПОВЕДЕНИЯ. ВОЗНИКШАЯ В ОППОЗИЦИИ К ТРАДИЦИОННОЙ ИНТРОСПЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ, ТЕОРИЯ Б. ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1904), ЗАТЕМ ПСИХОРЕФЛЕКСОЛОГИИ (1910) И, НАКОНЕЦ, РЕФЛЕКСОЛОГИИ (1917). Б. ВНЕС КРУПНЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (" ОБЩИЕ ОСНОВЫ РЕФЛЕКСОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА ", 1917).

АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ ЛАЗУРСКИЙ ( ) ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬН ОЙ ПСИХОЛОГИИ, АВТОР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ТРУДОВ ПО ХАРАКТЕРОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТЕЙ, СОЗДАТЕЛЬ И РУКОВОДИТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ПРИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ, АВТОР И РАЗРАБОТЧИК МЕТОДА ЕСТЕСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ. ЛАЗУРСКИЙ ВЫДВИНУЛ КОНЦЕПЦИЮ МНОГОУРОВНЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА (" ОЧЕРК НАУКИ О ХАРАКТЕРАХ ", 1909).

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ РОССОЛИМО ( ) В 1908 ГОДУ Г. И. РОССОЛИМО ПУБЛИКУЕТ ШКАЛУ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ВОШЕДШУЮ В ИСТОРИЮ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПОД НАЗВАНИЕМ « ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ ». КОНСТРУИРУЯ ТЕСТ, ОН ШЁЛ НЕ ЭМПИРИЧЕСКИМ ПУТЁМ, А РАЗРАБОТАЛ СИСТЕМУ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА. ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ СВОЕГО ТЕСТА АВТОР СЧИТАЛ ВЫРАБОТКУ КРИТЕРИЕВ ОТЛИЧИЯ НОРМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ОТ ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.

В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В ПЕДОЛОГИИ И ПСИХОТЕХНИКЕ Х ГОДАХ ПРАКТИКА ТЕСТИРОВАНИЯ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ. ТЕСТЫ ПОЛУЧАЮТ ШИРОЧАЙШЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ПЛОДОТВОРНО РАБОТАЮТ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ М. Я. БАСОВ, М. С. БЕРНШТЕЙН, П. П. БЛОНСКИЙ, А. П. БОЛТУНОВ, С. М. ВАСИЛЕВСКИЙ, С. Г. ГЕЛЛЕРШТЕЙН, В. М. КОГАН, Н. Д. ЛЕВИТОВ, А. А. ЛЮБЛИНСКАЯ, Г. И. РОССОЛИМО, И. Н. ШПИЛЬРЕЙН, А. М. ШУБЕРТ И ДРУГИЕ

ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ ( ) Л. С. ВЫГОТСКИЙ ВЫДАЮЩИЙСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГ, ОСТАВИЛ ЯРКИЙ СЛЕД В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ, ЗАЛОЖИЛ ОСНОВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОТОРЫМИ СУБЪЕКТ ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ДРУГОГО, ФОРМИРУЕТ СОБСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, ПСИХОДИАГНОСТИКИ. ОН РАЗРАБОТАЛ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОПОСРЕДОВАННОГО ОБЩЕНИЕМ ОСВОЕНИЯ ИНДИВИДОМ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗНАКИ ЯЗЫКА, СЛУЖАТ СВОЕГО РОДА ОРУДИЯМИ, ОПЕРИРУЯ ОСНОВНЫМИ ЕДИНИЦАМИ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛЫ

АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ ЛУРИЯ ( ) СЛЕДУЯ ИДЕЯМ Л. С. ВЫГОТСКОГО, ЛУРИЯ РАЗРАБАТЫВАЛ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ, УЧАСТВОВАЛ В СОЗДАНИИ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НА ЭТОЙ ОСНОВЕ РАЗВИВАЛ ИДЕЮ СИСТЕМНОГО СТРОЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, ИХ ИЗМЕНЧИВОСТИ, ПЛАСТИЧНОСТИ, ПОДЧЕРКИВАЯ ПРИЖИЗНЕННЫЙ ХАРАКТЕР ИХ ФОРМИРОВАНИЯ, ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИССЛЕДОВАЛ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННО СТИ И ВОСПИТАНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.

2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАУКА – СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕЗУЛЬТАТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ НОВОЕ ЗНАНИЕ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ОТВЕЧАЮЩЕЕ КРИТЕРИЮ ИСТИННОСТИ И ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ МЕТОДОМ. КРИТЕРИИ ИСТИННОСТИ ( НАУЧНОСТИ ) ЗНАНИЯ : - ЛЮБАЯ ТЕОРИЯ ЕСТЬ ВРЕМЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ И МОЖЕТ БЫТЬ РАЗРУШЕНА. - НАУЧНЫМ ПРИЗНАЕТСЯ ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРОВЕРГНУТО В ПРОЦЕССЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ. - ЗНАНИЕ, ДЛЯ ОПРОВЕРЖЕНИЯ КОТОРОГО НЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОЦЕДУРЫ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАУЧНЫМ.

ТЕОРИЯ - ЭТО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ И МОЖЕТ БЫТЬ ОПРОВЕРГНУТА ЭКСПЕРИМЕНТОМ ЭКСПЕРИМЕНТ – МЕТОД ОПРОВЕРЖЕНИЯ ПРАВДОПОДОБНЫХ ГИПОТЕЗ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ : 1. ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТИ - - ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПРОВЕРЖИМОСТЬ ТЕОРИИ ; - АБСОЛЮТНОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ ТЕОРИИ ВСЕГДА ОКОНЧАТЕЛЬНО. 2. ПРИНЦИП ВЕРИФИЦИРУЕМОСТИ – ЛЮБАЯ ГИПОТЕЗА МОЖЕТ БЫТЬ ОПРОВЕРГНУТА ВПОСЛЕДСТВИИ ( ОТНОСИТЕЛЬНА )

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ФИКСИРОВАННУЮ СИСТЕМУ СРЕДСТВ, ПРИЕМОВ И ПРОЦЕДУР, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПОЛУЧАТЬ ДОСТОВЕРНОЕ И НАДЕЖНОЕ ЗНАНИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ. ОН ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ТОМ ФАКТЕ, ЧТО ЧЕЛОВЕК РЕАЛИЗУЕТ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМЕ АКТИВНОСТИ ( ПОВЕДЕНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИЯ, ИГРЫ И ДР.), КОТОРАЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ. АНАЛИЗИРУЯ АКТИВНОСТЬ, СООТНОСЯ ЕЕ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ЧЕЛОВЕКОМ КАК СУБЪЕКТОМ, С ДРУГОЙ – С СИТУАЦИЕЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕКОНСТРУИРОВАТЬ СТРУКТУРЫ И ПРОЦЕССЫ ВНУТРЕННЕГО МИРА, БЕЗ КОТОРЫХ НАБЛЮДАЕМАЯ АКТИВНОСТЬ БЫЛА БЫ НЕВОЗМОЖНА.

СОСТОЯНИЯ ( ФАЗЫ ) НАУКИ ( ПО Т. КУНУ ): 1. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ФАЗА ( ЛОМКА ПАРАДИГМЫ ). 2. « НОРМАЛЬНАЯ НАУКА » - ПРАВИЛА И СТАНДАРТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИНЯТЫЕ НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ, ДО ОЧЕРЕДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ЛОМАЮЩЕЙ СТАРУЮ ПАРАДИГМУ. ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ : ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ ( ГИПОТЕЗ ). ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ. ОПРОВЕРЖЕНИЕ ИЛИ НЕОПРОВЕРЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ. ( ФОРМУЛИРОВКА НОВОЙ ГИПОТЕЗЫ ).

ВИДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ( БЕЗ УЧЕТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ). 2. ПРИКЛАДНЫЕ ( ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ ). 3. МОНОДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ. 4. ОДНОФАКТОРНЫЕ ( АНАЛИТИЧЕСКИЕ ) – ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННОГО АСПЕКТА. 5. ПОИСКОВЫЕ ( ВОПРОСЫ, РАНЕЕ НЕ РЕШАЕМЫЕ ). 6. КРИТИЧЕСКИЕ ( ОПРОВЕРЖЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ТЕОРИИ, ВЫБОР ИЗ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ГИПОТЕЗ ). 7. ВОСПРОИЗВОДЯЩИЕ.

ВИДЫ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ 1. АКСИОМАТИЧЕСКИЕ ( НА ОСНОВЕ АКСИОМ, НЕДОКАЗАННЫХ В РАМКАХ ТЕОРИИ ) И ГИПОТЕТИКО - ДЕДУКТИВНЫЕ ( НА ОСНОВЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ - ГИПОТЕЗ ). 2. КАЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ( БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АППАРАТА ). 3. ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ТЕОРИИ ( С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АППАРАТА ).

ГИПОТЕЗА – НАУЧНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ ПОКА НЕ ПОДТВЕРЖДЕНО И НЕ ОПРОВЕРГНУТО. - МОЖЕТ ОТВЕРГАТЬСЯ, НО НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОКОНЧАТЕЛЬНО ПРИНЯТОЙ ; - ОТКРЫТА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРОВЕРКИ. I. ВИДЫ ГИПОТЕЗ ( ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ ): 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ( ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЕ ; ДЛЯ ПРОВЕРКИ СЛЕДСТВИЙ ТЕОРИИ ). 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ( ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ / ОПРОВЕРЖЕНИЯ ТЕОРИЙ ). 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ( БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО К ТЕОРИИ ; ДЛЯ ДАННОГО КОНКРЕТНОГО СЛУЧАЯ ).

II. ВИДЫ ГИПОТЕЗ ( ПО СОДЕРЖАНИЮ ) 1. О НАЛИЧИИ ЯВЛЕНИЯ ( СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ?). 2. О НАЛИЧИИ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ ( КОРРЕЛЯЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ). 3. О НАЛИЧИИ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ГИПОТЕЗЫ : - ОСНОВНЫЕ (1-2) И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ. - ГИПОТЕЗА О РАЗЛИЧИИ ( Н 1 ). - ГИПОТЕЗА О СХОДСТВЕ ( Н 0 ).

ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЪЕКТИВНЫ, ИНВАРИАНТНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА, ТИПА ОБЪЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. ИДЕАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНО. ИДЕАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖНО ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВОВАТЬ РЕАЛЬНОМУ. НАУЧНЫЙ МЕТОД ДОЛЖЕН ДАВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ, МАКСИМАЛЬНО ПРИБЛИЖЕННЫЙ К ИДЕАЛЬНОМУ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВАЛИДНОСТИ.