Роман «Герой нашего Времени» М.Ю. Лермонтова. Особенности сюжета и композиции романа. Загадка образа Печорина. Повести «Бэла», «Максим Максимыч».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роман «Герой нашего Времени» М.Ю. Лермонтова. Особенности сюжета и композиции романа. Загадка образа Печорина. Повести «Бэла», «Максим Максимыч».
Advertisements

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли.
1. История создания романа 2.Сюжет, композиция, жанр 3. Система рассказчиков в романе Автор: Фомичева С.В. ГБОУ школа 464 г.Павловска.
Проект по теме: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»». Подготовила ученица 9 класса Белоус Марина.
История создания и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно… «Дума»
Учитель русского языка и литературы Маджидова Эргашхон Джабаровна.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем.
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
Лермонтовский период – время глубоких разочарований, вызванных разгромом декабристов МихаилЮрьевичЛермонтов Лермонтов – поэт совсем другой.
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Роман «Герой нашего времени» История создания. Особенности композиции. Анализ предисловия и первой главы «Бэла».
История создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Автор и его герой. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…
«Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов.
Автор и его герой. История создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Жанр романа: социально-психологический. Москва 2010г.
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
Лермонтов в детском возрасте Неизвестный художник Лермонтов в штатском сюртуке Художник П.Е. Заболотский Люблю я больше год от году,
Роман «Герой нашего времени» Как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых.
МБОУ СОШ 61 п.Персиановского Октябрьского района Ростовской области Урок-суд над Печориным (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») 9 класс Автор:
Транксрипт:

Роман «Герой нашего Времени» М.Ю. Лермонтова

Особенности сюжета и композиции романа. Загадка образа Печорина. Повести «Бэла», «Максим Максимыч».

Вл. Набоков выстраивает хронологические события и порядок следования повестей: 1. «Тамань» (ок. 1830) Печорин направляется из С-Петербурга в действующую армию и останавливается в Тамани. 2. «Княжна Мери» (10 мая – 17 июня 1832 года). Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимовича. 3. «Фаталист» ( декабрь 1832 года) Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимовича в казачью станицу. 4. «Бэла» (весна 1833 года) Печорин похищает дочь «миронова князя», а через 4 месяца она погибает от рук Казбича. 5. «Максим Максимыч» (осень 1837 года) Печорин отправляется в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем.

Фабула (отражает порядок событий в их хронологической последовательности) Сюжет (распределение событий в художественном произведении, выстроенное автором в нужных ему целях) «Тамань»«Бэла» «Княжна Мери»«Максим Максимыч» «Бэла»«Тамань» «Фаталист»«Княжна Мери» «Максим Максимыч»«Фаталист» Автор выстроил события и эпизоды в цепь происшествий, но подчинил не хронологии, а другим важным для него целям. I. Композиция романа Какую же цель преследовал Лермонтов композицией романа?

Композиция – порядок расположения частей, событий, эпизодов в избранной автором последовательности. Во-первых, снять напряжение с происшествий и приключений, то есть внешних событий, и переключить его на внутреннюю жизнь героя, усилив внимание читателей к ней. Во-вторых, автор указывает цель в Предисловии к «Журналу Печорина»: «История души человеческой…»

О чем свидетельствует это признание автора, на чем сосредотачивается его интерес? Интерес автора сосредотачивается на герое, обладающем зрелым умом, но, не столько на событиях и приключениях, случившихся с ним, сколько на его душевных переживаниях. События и происшествия в жизни Печорина привлекаются в той степени, в какой они помогаю постичь его души. Сделайте вывод, чему служат сюжет и композиция. Сюжет и композиция служат выявлению, раскрытию души Печорина. Сначала читатель узнает о последовательно случившихся событиях, а затем об их причинах, причем каждое событие подвергается анализу со стороны героя и самоанализу, то есть размышлению Печорина о мотивах своего поведения.

Все происшествия с Печориным читатель видит с разных точек зрения, в том числе и с точки зрения героя, которому тоже дано слово. Зачем нужна такая смена углов зрения? Смена углов зрения нужна не для того, чтобы наблюдать за развитием характера героя, а с целью погружения в глубь внутреннего мира Печорина. Сначала читатель смотрит на Печорина глазами Максима Максимыча, человека совсем другого сознания, чем Печорин. При этом точка зрения штабс-капитана передана странствующим офицером, затем сам странствующий офицер дает психологический портрет героя. Наконец читатель знакомится с «Журналом Печорина», где герой описывает свои приключения и анализирует их. Таким образом, читатель смотрит на Печорина его глазами и узнает о нем из его слов. Внутренний мир Печорина приближается к читателю, который получает возможность войти и погрузиться в него.

«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то и другое будет ложно».

Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее иль пусто, иль темно, Меж тем под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно… И ненавидим мы и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.

Вывод: Этот противоречивый герой, в котором переплелись мерзавец и добрый малый, вызывает в авторе и печаль, и сожаление, потому что это его современник, значит, в нем есть и частица Лермонтова; и судьба его, и бесполезная жизнь его ещё много раз повторится в будущих поколениях: «насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом».

Общий вывод Итак, судя по поступкам, рассказанным Максимом Максимовичем, Печорин – загадочный, странный, противоречивый человек. В. Г.Белинский сказал о нем: «В «Бэле» он является каким-то таинственным лицом, как будто бы показывается под вымышленным именем, чтобы его не узнали».

III. Анализ повести «Максим Максимыч»

В «Бэле» или «Максиме Максимыче» поведение героя вызывает большее осуждение? В «Максиме Максимыче», потому что от него по существу ничего не требовалось, кроме самого обычного и простого человеческого внимания, которое он не проявил по отношению к старому сослуживцу, с нетерпением ждавшего встречи с ним. Он до слез обидел Максима Максимыча, даже не заметив этого.

Что изменилось в герое за время после его отъезда из крепости, в какую сторону развился его характер? В повести «Максим Максимыч» есть ряд моментов, позволяющих увидеть, как возросли равнодушие Печорина к жизни, апатия, холодность, эгоизм. Раньше он был способен открыть душу Максиму максимычу причины своей тоски, признаться, что страдает, здесь он не хочет рассказать даже о самых поверхностных событиях своей жизни. Раньше он записывал в дневнике-журнале все случившееся с ним, вверял бумаге свои задушевные мысли и переживания. Теперь он даже не интересуется судьбой бумаг, позволяя делать с ними, что угодно. На изменения в характере намекают и некоторые детали портрета героя: появившаяся «нервическая слабость», равнодушно спокойный взгляд. Здесь читатель видит Печорина, почти отказавшегося от надежды возродиться к жизни. Путешествие – последняя попытка заполнить существование новыми впечатлениями, переменой мест, но герой знает, что и оно не принесет ему счастья и ничего не изменит в его судьбе.

1. Каковы ваши впечатления от прочитанной повести? 2. Сколько рассказчиков в повести? 3. Каков художественный смысл смены рассказчиков? 4. Какую особенность заметил добрый, но недалекий Максим Максимыч в Григории Александровиче Печорине?

Почему Печорина можно, в известной степени, назвать «братом» по судьбе пушкинского Онегина?

Гипотеза ответа Во-первых, у них фамилии образованы от названия рек – Онега и Печора. Во-вторых, Печорин полон скуки и страдания, он тоскует от того, что душа его преждевременно охладела, от того, что ему все заранее известно. Печорин не ждет от жизни ничего, но также готов броситься на зов чувства и ощутить душевный подъем игру сил хотя бы до той минуты, пока не остудит жар сердца. Пока не будет утолена жажда жизни, пока еще веет свежестью чувств. Сильные и слабые стороны жизни героя взаимно обусловлены, неотделимы друг от друга и способны перетекать одна в другую. Поэтому ни автор, ни сам герой не знают, кто он – «герой или злодей». Лермонтов не осуждает и не оправдывает Печорина, он воздерживается от утверждения и от отрицания, отдает право решить эту дилемму читателю.

Каков же Герой Нашего Времени? Найдите описание портрета в Предисловии к роману. Какова главная черта характера Печорина? Противоречивость – главная черта Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать судьбу и отвечать за свое поведение.

В Предисловии к роману Лермонтов пишет: «Иные ужасно обиделись… и портреты своих знакомых». Действительно ли это так? Нет ничего проще, как назвать Печорина безнравственным. Но Печорин вот уже более 150 лет очаровывает читателей своим обаянием и воздействует на них, надо полагать, отнюдь не одними дурными сторонами своей незаурядной личности. Вместе с тем никто еще не назвал его натурой нравственной и – меньше всего – сам Лермонтов. В Предисловии, как мы уже знаем, он прямо сказал, что это «портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии». Чем можно объяснить появление такого героя? Печорин появился на свет и в литературном и в физическом смысле на какой-нибудь десяток лет позднее Онегина. Но этого оказалось достаточно вполне, чтобы между ними образовался некий психологический и нравственный барьер. От Печорина не веет ни 1812, ни 1825 годами. Он ушел в себя, как ушла в себя вся наиболее образованная Россия после страшных потрясений, связанных с подавлением декабристов. Он был слишком мал, чтобы помнить Отечественную войну, и слишком юн, чтобы стать в ряды декабристов. Но он по природе своей оказался натурой слишком страстной и энергичной, чтобы оставаться в состоянии полной бездеятельности. И он действует, проявляя при этом удивительную настойчивость, силу воли, решительность, смелость и недюжинные умственные способности, наблюдательность, интеллектуальную цепкость.

4. Максим Максимыч заметил и другую особенность Печорина, его способность играть на недостатках людей. Докажите. 5. Зачем нужна была Бэла Печорину?

6. Как удалось Печорину завоевать сердце Бэлы? 7. По-настоящему любил Печорин Бэлу? 8. Почему недолго были счастливы молодые люди?

9. Почему в истории с Бэлой Печорин не считает себя виноватым? 10. Как проявилась противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? 11. Как проявился характер Максима Максимыча в этой главе? Вывод: каприз Печорина разрушил дом Бэлы!

III. Анализ повести «Максим Максимыч» 1. Кто в этой повести рассказывает о Печорине? 2. Автор-рассказчик повествует о Печорине несколько по-другому. Что, в первую очередь, привлекло его внимание? Почему? 3. Немало для объяснения характера барина говорит внешний вид и поведение его слуги. Как ведет себя лакей Печорина? 4. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.

5. Наконец усилиями рассказчика встреча Печорина с Максимом Максимычем состоялась. Почитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет.

6. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами странствующего офицера- рассказчика? 7. Что, кроме психологического портрета, является важнейшим средством характеристики героя в этой повести? 8. Прокомментируйте поведение героев во время встречи. Кому вы сочувствуете в этой сцене? В чем, собственно, виноват Печорин перед Максимом Максимычем?

9. Можно ли объяснить холодность Печорина? Отношение к прошлому Печорина Максима Максимыча Все прошедшее мучительно.Все прошедшее мило сердцу. Не может и не хочет спокойно вспоминать прошлое, особенно историю с Бэлой. Общие воспоминания могли бы стать основой для дружеской беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс- капитан. Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может простить себе историю, закончившуюся гибелью Бэлы. Воспоминания о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин. 10. Чем заканчивается последняя встреча героев? (Неожиданная встреча с «прошлым» не разбудила в душе Печорина никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос Максима Максимыча о том, что делать с бумагами, Печорин отвечает: «Что хотите…». А далее вовсе отказывается от продолжения встречи и разговора.

А Максим Максимыч? Каким мы его видим? «Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!», он с презрением бросает на землю тетрадки Печорина: «Вот они все …поздравляю вас с находкою… Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!..» Максим Максимыч испытывает обиду на Печорина, разочарование и непонимание: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара… Вишь каким он франтом сделался, как побывал в Петербурге…» Хотел ли Печорин обидеть Максима Максимыча?

В «Бэле» или «Максиме Максимыче» поведение героя вызывает большее осуждение? В «Максиме Максимыче», потому что от него по существу ничего не требовалось, кроме самого обычного и простого человеческого внимания, которое он не проявил по отношению к старому сослуживцу, с нетерпением ждавшего встречи с ним. Он до слез обидел Максима Максимыча, даже не заметив этого.

Что изменилось в герое за время после его отъезда из крепости, в какую сторону развился его характер? В повести «Максим Максимыч» есть ряд моментов, позволяющих увидеть, как возросли равнодушие Печорина к жизни, апатия, холодность, эгоизм. Раньше он был способен открыть душу Максиму максимычу причины своей тоски, признаться, что страдает, здесь он не хочет рассказать даже о самых поверхностных событиях своей жизни. Раньше он записывал в дневнике-журнале все случившееся с ним, вверял бумаге свои задушевные мысли и переживания. Теперь он даже не интересуется судьбой бумаг, позволяя делать с ними, что угодно. На изменения в характере намекают и некоторые детали портрета героя: появившаяся «нервическая слабость», равнодушно спокойный взгляд. Здесь читатель видит Печорина, почти отказавшегося от надежды возродиться к жизни. Путешествие – последняя попытка заполнить существование новыми впечатлениями, переменой мест, но герой знает, что и оно не принесет ему счастья и ничего не изменит в его судьбе.

Домашнее задание: повести «Тамань» и «княжна Мери». Вопросы: Печорин и водяное общество, Печорин и Грушницкий, Печорин и Мери, Печорин и доктор Вернер, Печорин и Вера.