Сага о «Форсайтах» Семенова О.А. заместитель директора заместитель директора ГБОУ СПО МГТТиП.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Advertisements

Подготовил : Толок Алексей и команда 5. - технологическую революцию ; - концентрацию и централизацию капитала ; - интеграцию международного бизнеса ;
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
Государственная программа развития системы образования города Москвы на период годы Основные подходы и ключевые механизмы реализации.
«HRD специалисты и компании в программе « Стратегия модернизации человеческого капитала »
1. Современный этап мирового развития 2. Глобализация – характеристика современного мира 3. Глобальные проблемы современности Противоречивость и целостность.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
«Актуальные задачи современной модели образования»
Концепция и стратегии воспитания в культурно- образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
Роль экономики в жизни общества 11 класс 7-9 уроки профиль.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
ДОРОЖНАЯ КАРТА «ДЕТСТВО 2030» Реализация проекта: Международная Методологическая Ассоциация Заказчик проекта: Благотворительный фонд поддержки молодежных.
Программирование будущего в образовании: создание новой модели Павел Олегович Лукша ШКОЛА-2020.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО 7 РАМОЧНОЙ ПРОГРАММЫ Основные тенденции в обществе и их последствия.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
(Как вернуть науку в систему ДПО?) Научно-исследовательское сопровождение программ дополнительного профессионального образования педагогов Махновец С.Н.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Транксрипт:

Сага о «Форсайтах» Семенова О.А. заместитель директора заместитель директора ГБОУ СПО МГТТиП

«Будущее сегодня наступает чрезвычайно стремительно. Оно – в изменениях политики и экономики, культуры и социальной сферы, в изменении индивидуальных и общественных отношений, в изменении идеальных моделей образа жизни и ее стандартов. Будущее набрасывается на свои жертвы из засад, устроенных в давно обжитом нами порядке вещей прошлого и настоящего. Именно поэтому сегодняшний человек постоянно живет в состоянии стресса. Он ежесекундно сталкивается с будущим, но не сознает этого и испытывает жесточайший психологический дискомфорт». А. М. Новиков Завершается 400-летняя эпоха «образования по Яну Амосу Коменскому». Прежняя система образования уже не поспевает за новыми запросами промышленности, науки, искусства, личностными практиками духовного развития человека. Сегодня необходимо вводить совершенно новые принципы образования, соразмерные масштабным изменениям социокультурного и техно-промышленного уклада, ожидаемым через двадцать и более лет. Необходимо создавать Будущее на очередные лет вперед, отталкиваясь от понимания базовых принципов системы Коменского и их несоответствия современным условиям. Стратегия развития московского образования до 2030 года

Система образования имеет определённый технологический уклад - тип образовательных технологий, тип содержания образования, тип образовательного результата, формы обучения, профессионализм педагогов, процесс и уровень обновления знаний, тип образовательной среды ОУ, тип образовательной общности ОУ Современный социо-культурный и технологический уклад Российской школы является результатом реформирования и изменений Советской школы на протяжении последних 20 лет Реформирование Советской школы происходило в виде многочисленных разнонаправленных попыток осуществить развитие, модернизацию, а также сокращение, упрощение и удешевление государственной системы Российского среднего образования Следствием этой деятельности является технологическая неоднородность и многоукладность сегодняшней системы образования

Технологические уклады 1 - ( гг.) - новые технологии в текстильной промышленности, использование энергии воды 2 - ( гг.) – строительство железных дорог, паровое судоходство, возникновение механического производства на основе парового двигателя 3 - ( гг.) - использование в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Радиосвязь, телеграф, автомобили 4 - ( гг.) - развитие энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Массовое производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Компьютеры, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях 5 - ( гг.) - микроэлектроника, информатика, биотехнология, генная инженерия, новые виды энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. 6 - ( гг.) трио - нано, био и инфо технологии, наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы, в том числе оптические, нанотехнологии, технологии виртуальной реальности, робототехника, новая медицина, новое природопользование

Образование 2030: Дорожные карты будущего Форсайт - карта достаточно вероятных событий, которые могут произойти в обозримом будущем, и которые важно учитывать для принятия решений в настоящем Способ построения Форсайта – коллективная работа большого числа экспертов над построением «карт будущего». Форсайт ориентирован на Россию, т.к. разница между образовательными системами в содержании и способах управления велика, они находятся на разных стадиях развития и решают разные задачи. Однако для влияющих на образование технологий, а также для рынков образования, существующих в глобальной конкуренции (университетское образование и образование для взрослых), сделанные в Форсайте выводы носят глобальный характер.

Образование 2030: Основные выводы Масштабные изменения в образовании неизбежны в ближайшие годы Образование будет непрерывным, повсеместным, человеко- ориентированным, представленным множеством форм Трансформация образования – шанс для роста бизнеса и экономики, инструмент влияния на глобальном рынке. Форсайт указывает на некоторые из возникающих возможностей. Государство и общество может поддержиать или блокировать эти возможности.

Мегатренды Технологии Смена дискурса «Школа» «ВУЗ» «Пост- ВУЗ» ОБРАЗОВАНИЕ 2030 Форматы Бизнес - возможности Политики Образование 2030: Структура Дискурс – «социальная формация или социальный порядок

МЕГАТРЕНДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ Демография: - Старение населения в России - «Демографическая яма» молодежи до 2015 г. - Рост населения за счет «нетитульных наций», в т.ч. рост среднеазиатского и кавказского населения в городах - Лидерство больших азиатских стран (Китай и Индия) в сфере науки и культуры как следствие быстрого и значительного роста молодого городского населения Экология и природные ресурсы - Ухудшение экологической ситуации в развивающихся странах, глобальное потепление и другие эффекты человеческого влияния на природу Социум и политика: - «Граждане мира»: развитие надстрановой (глобальной) культуры - Рост низовой демократии, развитие сетевых сообществ - Рост авторитаризма правительств при их возрастающей неэффективности - Инфантилизация молодежи - Развитие глобального ислама, проект Мирового Халифата Экономика: - Глобализация как глобальная конкуренция за производство ресурсов, товаров и услуг, проигрыш России в сфере высокотехнологичного производства - Глобальная конкуренция на рынке труда, повышение профессиональной мобильности - Рост среднего класса, разнообразное потребление как жизненная ценность - Быстрая смена состава профессий - Смена технологической парадигмы (к 2020 г.), в т.ч. развитие высоко локальной экономики, в т.ч. сектора DIY (поддержииваемой технологией 3D принтеров)

ТЕХНОЛОГИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ ИКТ «Все в сети» «Точка бога» «Шестое чувство» Умная Среда Когнитивные и биотех «Психоразрыв» HTTP-2 Новые материалы 3D производство (DIY) Графеновая революция Киберизация 2 я психоделическая революция

К 2016: в результате развития ШПД и беспроводного доступа >90% населения страны присутствует в Интернете Технологии: «Все в сети» 2018: Минимальный (бесплатный) доступ в Сеть дает государство. К : Обязательный универсальный идентификатор личности в Интернете Технологии: «Точка бога» 2022: В результате развития цифровых и мобильных технологий вся поддающаяся оцифровке информация (в т.ч. культурное наследие и описания технологий) хранится в Сети и доступна из любой точки планеты 2020: Принципиальный пересмотр моделей управления знаниями, включая науку, образование и управление архивами Технологии: «Шестое чувство» и «Умная Среда» 2023: В результате развития RFID и миниатюризации: развитие «телесных» интерфейсов (прототип: MIT MediaLab Sixth Sense) и отказ от компьютеров как «специальных отдельных объектов» развитие «телесных» интерфейсов (прототип: MIT MediaLab Sixth Sense) и отказ от компьютеров как «специальных отдельных объектов» распространение Умной Среды – любой объект в физическом пространстве может присутствовать в Сети распространение Умной Среды – любой объект в физическом пространстве может присутствовать в Сети : «Графеновая революция» поддержиивает развитие «умных материалов» для Умной Среды

Технологии: Когнитивная революция : Массовизация когнитивных технологий (технологии обмена информацией «нервная система–компьютер–сеть» + нано- и биотехнологии для усиления возможностей нервной системы) 2017: «Психоразрыв»: разделение пользователей и не-пользователей «когнитивных» продуктов 2020: Вторая психоделическая революция (поддержи. био-DIY) 2022: HTTP-2 (Human Thought Transfer Protocol): возникновение протоколов прямого обмена информацией между нервными сетями через Сеть. Профессиональная революция проходит под знаком резкого расширения проблемной ориентации мышления, проектно-сценарных методов действия, опережающего понимания задач практики. Новый тип профессионализма связан с постановкой проблем, которые признаются профессиональным сообществом, обусловлены разработкой проекта и сценарием по разрешению проблемы и пониманием чужих позиционных видений и точек зрения

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Стабильная деградация «Культурный разрыв» «Психоразрыв» «Культура самостоятельности» Цифровой разрыв Внешнее давление на школу Внесистемное образование Учителя-не педагоги Массовое надпредметное образование Пересмотр моделей

Стабильная деградация Школа: Карта «Культурный разрыв» «Психоразрыв» «Культура самостоятельности» Цифровой разрыв Внешнее давление на школу Внесистемное образование Учителя-не педагоги Массовое надпредметное образование Пересмотр моделей

Школа: Стабильная деградация До : Деградация учителей (непрестижно, бедно, «худшие кадры»). Ухудшение качества учеников: плохое здоровье, плохая подготовка в семье, снижение мотивации к учебе, «империя клавиш». Школа нужна в основном как «камера хранения» детей Демографический спад и «сворачивание» школьной системы идут параллельно, делая ухудшение менее заметным Школа: «Культурный разрыв» 2010-е: Расширение разрыва между «цифровыми» учениками и «нецифровыми» учителями : «Психоразрыв» : «Психоразрыв» : «Культура самостоятельности»: развитие форм ранней социализации, включающих во взрослую жизнь (предприниматели и пр.) Поддерживается ростом культуры DIY, доступными экономиками игровых вселенных, международной сертификацией и трансформацией ЕГЭ

Школа: Внешнее давление на Систему : Развитие внесистемного образование и рост его доступности благодаря сети : Учителя - не педагоги : Запрос от работодателей на развитие надпредметного образования для среды с возрастающей неопределенностью Государство теряет стратегическое влияние на Школу, удерживая только административные и хозяйственные функции

Карта форматов: Школа агрегаторы репетиторов (с рейтингами учителей) программы развития толерантности усиление клубов как альтернатив школе (в т.ч. клубы на брэндах) школы- технопарки и корпоративные УЦ «игровая экономика», молодежные биржи труда, «трудовое портфолио» учащихся сетевые «дворцы пионеров» (наука и DIY) учителя как наставники «школы вне школы» 24/7 «глобальные классы» «дальний друг», «аватар» и другие формы ИКТ-решений для наставников онлайн- образование + городские игры- квесты обучение на основе симуляций реальности и когнитивных технологий школа как игровое пространство

Школа: Смена дискурса Школьная Система Учителя учат учеников Профессиональные педагоги «Школа» как множество форм обучения Учителя как наставники, «учителя» и «ученики» взаимно обучаются Профессионалы как педагоги Школа (традиционная) – «для жизни» (Традиционная) школа – для неудачников

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМ Дошкольное* Изменение образования Пост-ВУЗовское ВУЗы Школы * Детально не рассматривалось в рамках Форсайта Образование 2030.

Откуда придут изменения Систем Образовательная Система * В числе заказчиков сам человек семья работодатели государство организации (культ., религ., этнич. и др.) Новые требования заказчиков* Развитие альтернатив и глобальная конкуренция Изменение приоритетов государства Внутрисистемные инновации

Этап 1: «Закрытие дырок» Этап 2: «Запрос на практичность» Этап 3: Альтернативы набирают силу Этап 4: Слом / ликвидация традиционных моделей образовательной системы ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ Этапы трансформации Систем Система неэффективна, проблемы решаются внесистемным образованием (напр. репетиторы, клубы по интересам и пр.) и решениями ad hoc Давление со стороны государства и бизнеса приводит к развитию «практичных» решений (внимание к нуждам экономики и общества) Альтернативы, поддержианные технологическими решениями, систематически демонстрируют большую эффективность Самораспад или пересборка образовательных систем под реальность пост- информационного общества

Общие форматы для разных уровней образовательной системы навигационные системы по образованию и развитию Франшизы на схемы образовательных услуг учебные системы на основе «дополненной реальности» интеграция «игровых вселенных» и образования игра как доминирующая форма обучения обучение психотипам (через игры / симуляторы) обучение в группах, связанных нейросетью

Триггеры: факторы, переключающие сценарии : Смена или консервация политического строя? : Изменения в законодательстве об авторском праве и защите персональных данных? : Блокировка или поддержика «контр-прогрессивных» коалиций? (отн. новых образовательных технологий, в т.ч. когнитивных) 2017: Изменения в Трудовом Кодексе – возможность раннего интеллектуального труда?

«Черные лебеди»: неожиданные события, которые могут все поменять : Неожиданные ИКТ/био/нано/когнито технологии : Глобальный экономический кризис в связи с новой «кондратьевской» волной : Угроза распада России? : Угроза войны с Китаем? : «Виртуальный Халифат» как альтернативный геополитический проект

Связывая образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику: результаты Форсайта Компетенции 2030 Компетенции 2030: определение требований к изменению содержания и форматов подготовки специалистов Изменение технологий, процессов и способов управления в экономике как результат технологического прогресса и социальных инноваций Нарастающее давление глобальной конкуренции за рынки и квалифицированных специалистов Растущее отставание российской системы ВПО / СПО от современных международных требований Требования и усилия государства по запуску современной экономики знаний

Изменения в системах подготовки ДПО ВПО ОСО Введение индивидуальных траекторий / асинхронности Обучение в практике на реальных проектах работодателя Динамическая система применения проф. стандартов (дробление треков) Учет цифровизации : образовательный hi-tech + цифровые рабочие среды Формирование экономического / рыночного мышления инженеров Выделение траекторий подготовки менеджеров и предпринимателей Модульный принцип обучения Легитимизация и массовое применение сертификации (в т.ч. с опорой на международные системы сертификации) Ключевая задача переобучения (в т.ч. для кросс-отраслевых переходов) Сильный фундамент: формирование метакомпетенций и надпредметных компетенций как основная задача школы Математическое / алгоритмическое мышление (физ-мат + ИТ) – условие получения качественных кадров для «новой экономики» Работа в проектах, в т.ч. из «реального мира» Доп. образование: восстановление системы НТТМ для новых отраслей (робототехника, биотех и др.) СПО Восстановление системы наставничества

2. НАДПРЕД- МЕТНЫЕ НАВЫКИ 3. ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕЖДИСЦИ- ПЛИНАРНЫЕ ЗНАНИЯ О КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМАХ 4. ПРОЕКТНО ОРГАНИЗО- ВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 5. ИНТЕРФЕЙС ИНИЦИАТИВ, ПОГРУЖАЮЩИХ ШКОЛУ В РЕАЛЬНЫЙ МИР 1. БАЗОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ / «ЯЗЫКИ» (родной язык, математика, иностранные языки) Школа будущего – основные компоненты Источник: доклад «Навыки будущего» на форуме «Юность.Наука.Культура» 2010

реорганизация систем управления (гос-во, бизнес, …) удержание территор. связности Отраслевые приоритеты: форсайт экономики России отрасли соц.-культур. вызовы эк.-технолог. вызовы 2000 е 2010 е 2020 е внутренняя и внешняя безопасность территории разрушение инфраструктуры стабильные надежные институты (в т.ч. правовая система) нефтегазовый сектор металлургия ВПК выход на глобальные рынки восстановление человеческого капитала инфраструктура (энерго, ж/д, авто, авиа, …) машиностроение (энергетика, ВПК, авиа, судостроение, …) конкуренция за глоб. человеч. ресурсы (в т.ч. среда и личн. безопасн.) повторное освоение территорий наступление след. технолог. уклада освоение практик след. социо-культ. уклада новые города (гор. трансп., инфрастр., строительство) ИКТ (сети) ИКТ (облака) ИКТ (IoT, нейросети) биотех и новый АПК

Дорожная карта «Детство 2030» В РОССИИ РАСПРОСТРАНЕН ДИСКУРС «ОГРАДИТЕЛЬНОЕ ДЕТСТВО» В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ ОСНОВНЫЕ ДИСКУРСЫ: «КОМПЕТЕНТНОЕ ДЕТСТВО» «ПРИКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО» «ОХРАНЯЕМОЕ ДЕТСТВО» ОТНОШЕНИЕ К ДЕТСТВУ В РОССИИ УСТАРЕЛО

Россию ждет ряд собственных кризисов Смена поколений (основные места во власти, в бизнесе и т.д. займет поколение людей, не живших при Советском Союзе и не имеющих ценности великой державы) Смена поколений (основные места во власти, в бизнесе и т.д. займет поколение людей, не живших при Советском Союзе и не имеющих ценности великой державы) Смена электората – политика не сможет ориентироваться на пенсионеров советской эпохи Смена электората – политика не сможет ориентироваться на пенсионеров советской эпохи Единовременный (за 2-3 года) выход из строя технологического оборудования и инфраструктур, созданных в советское время Единовременный (за 2-3 года) выход из строя технологического оборудования и инфраструктур, созданных в советское время Демографический спад (резкое снижение количества трудоспособного населения) Демографический спад (резкое снижение количества трудоспособного населения) Вынужденная трудовая иммиграция Вынужденная трудовая иммиграция Давление новых экономических гигантов (Китай, Индия, Объединенная Европа) Давление новых экономических гигантов (Китай, Индия, Объединенная Европа) Резкое падение доходов от нефти Резкое падение доходов от нефти Смена поколений (основные места во власти, в бизнесе и т.д. займет поколение людей, не живших при Советском Союзе и не имеющих ценности великой державы) Смена поколений (основные места во власти, в бизнесе и т.д. займет поколение людей, не живших при Советском Союзе и не имеющих ценности великой державы) Смена электората – политика не сможет ориентироваться на пенсионеров советской эпохи Смена электората – политика не сможет ориентироваться на пенсионеров советской эпохи Единовременный (за 2-3 года) выход из строя технологического оборудования и инфраструктур, созданных в советское время Единовременный (за 2-3 года) выход из строя технологического оборудования и инфраструктур, созданных в советское время Демографический спад (резкое снижение количества трудоспособного населения) Демографический спад (резкое снижение количества трудоспособного населения) Вынужденная трудовая иммиграция Вынужденная трудовая иммиграция Давление новых экономических гигантов (Китай, Индия, Объединенная Европа) Давление новых экономических гигантов (Китай, Индия, Объединенная Европа) Резкое падение доходов от нефти Резкое падение доходов от нефти До 2016 гг. Новый демографический спад Новый демографический спад Изменение мирового экономического порядка – господство инновационной экономики Изменение мирового экономического порядка – господство инновационной экономики Рост экономической и политической силы «Нового мира» (Индия, Китай), практически полное освоение «Новым миром» промышленности Рост экономической и политической силы «Нового мира» (Индия, Китай), практически полное освоение «Новым миром» промышленности Угроза превращения России в «мировую помойку» Угроза превращения России в «мировую помойку» Новый демографический спад Новый демографический спад Изменение мирового экономического порядка – господство инновационной экономики Изменение мирового экономического порядка – господство инновационной экономики Рост экономической и политической силы «Нового мира» (Индия, Китай), практически полное освоение «Новым миром» промышленности Рост экономической и политической силы «Нового мира» (Индия, Китай), практически полное освоение «Новым миром» промышленности Угроза превращения России в «мировую помойку» Угроза превращения России в «мировую помойку» гг.

Человеческий капитал НЕГАТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ Человеческий капитал Маргинализация населения Падение уровня среднего интеллектуального слоя страны Вымывание элитного интеллектуального слоя «АЛЬТЕРНАТИВЫ БУДУЩЕГО»

БУДУЩЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ТЕХНОЛОГИИ t $100 компьютер «Протребительское» жилье жилье Образование 24/7 Возможность полной роботизации и автоматизации Виртуальная имитация жизни Voice-translator (портативное устройство-переводчик) Робот-ребенок Робот-няня 3D нано-принтер Генная модификация человека Чипизация человека Устройство для загрузки информации на кору головного мозга

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЛИЖАЙШЕГО ВРЕМЕНИ более половины населения Земли в интернете отсутствует языковой барьер образование можно получить через интернет в любой точке мира любую профессию можно освоить в виртуальной реальности дети могут работать и получать доход в интернете дети могут участвовать в создании предметов можно запрограммировать способности и характеристики детей вместо детей можно заводить роботов или виртуального ребенка воспитанием и уходом за детьми могут заниматься роботы способности ребенка можно увеличивать за счет генной модификации и чипизации

СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ФОРМИРУЮТ ЗОНЫ СОЦИАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ РОССИИ До 2016: Доля трудоспособного населения в России – 50% от трудоспособного населения в 2000 Доля трудоспособного населения в России – 50% от трудоспособного населения в 2000 Количество рабочих мест больше трудоспособного населения Количество рабочих мест больше трудоспособного населения Поколение, выросшее в СССР массово уходит на пенсию Поколение, выросшее в СССР массово уходит на пенсию : Усиливается миграция Усиливается миграция Миграционная политика развитых стран направлена на привлечение качественных мигрантов со всего мира Миграционная политика развитых стран направлена на привлечение качественных мигрантов со всего мира 2020 Треть населения России - мигранты (по прогнозам экспертов) Треть населения России - мигранты (по прогнозам экспертов) Демографический кризис Кризис единой формы семьи Социальный кризис, вызванный миграционными процессами

«ПЛАНИРОВАНИЕ»ОБРАЗОВАНИЕМеры: Смена образовательной парадигмы с обучения и учреждений на территориальную организацию и благоприятную («friendly») социальную среду для развития детей (см. проект «Школьная альтернатива»). Смена образовательной парадигмы с обучения и учреждений на территориальную организацию и благоприятную («friendly») социальную среду для развития детей (см. проект «Школьная альтернатива»).… Стратегия развития московского образования до 2030 года Москва Будущего – это множество социокультурных функций, выращиваемых в инновационном секторе образования Москвы и инфраструктурно закрепляемых в виде новых институтов. Москва Будущего – это реально создаваемая на территории сегодняшней Москвы мировая столица образования Москва должна стать субъектом и организатором перезаселения и переосвоения Российского ПРОСТРАНСТВА, а в дальнейшем и пространства нового евразийского государства. Это означает, что именно в Москве должны создаваться новые образцы работы с пространством, которые затем могут стать предметом тиражирования и воплощения на всей территории России и СНГ.

Это: инженерное дело и фундаментальная наука, связанные с созданием и освоением новых технологий практика долгосрочного инвестирования международное право и финансы, которые обеспечивают сплав интересов иностранных и российских акторов практики межцивилизационных, трансграничных и кросскультурных взаимодействий педагогика как гуманитарное искусство агробио- и энвайронментальные технологии профессионализм, обеспечивающий формирование здоровья практики, обеспечивающие духовный рост человека Это: инженерное дело и фундаментальная наука, связанные с созданием и освоением новых технологий практика долгосрочного инвестирования международное право и финансы, которые обеспечивают сплав интересов иностранных и российских акторов практики межцивилизационных, трансграничных и кросскультурных взаимодействий педагогика как гуманитарное искусство агробио- и энвайронментальные технологии профессионализм, обеспечивающий формирование здоровья практики, обеспечивающие духовный рост человека Образование должно формировать стратегические типы занятости, которые будут определять лицо ближайшего завтра

Новые функции образования Организация связей науки, образования и производства, формирование людей нового технопромышленного уклада Организация жизненного самоопределения молодёжи по отношению к перспективным типам занятости Обновление знаний в системе столичного образования Школьников и студентов нужно учить ВИДЕТЬ новые трассы развития знаний и новые формы их существования, предполагающие выбор и освоение совершенно новых типов профессионализма Необходима подготовка специалистов к знаниевой революции – сверхкомпетентов, понимающих, где проходят границы развития современного научного знания, благодаря метапредметной подготовке владеющих универсальными способами работы со знаниями в разных предметных областях и умеющих объединять и конфигурировать разные типы знаний на метапредметных основаниях при решении сложных проблем и задач