FokinaLida.75@mail.ru «Особенности организации работы с детьми с ортопедической патологией»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Детский сад компенсирующего вида 940. НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ ВНУТРИ ГЭП: РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ.
Advertisements

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ 101 Санкт-Петербург 2012год.
Формирование представлений о здоровом образе жизни; Внедрение в программу работы здоровьесберегающих технологий; Совершенствование двигательных навыков;
Использование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в педагогическом процессе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.
«Создание условий для физического развития детей в ДОУ». Подготовила: Насонова Ольга Валерьевна - инструктор по физкультуре МБДОУ д/с общеразвивающего.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.
«Укрепление опорно-двигательного аппарата старших дошкольников посредством фитбол-гимнастики» Коршунова Елена Валерьевна – инструктор по физическому воспитанию.
Расту здоровым Детский сад 513 Аветисян Кристина Геннадьевна.
Визитная карточка инструктора по физической культуре.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Приоритетное направление Сохранение и укрепление физического, психического здоровья и развития воспитанников.
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ГРУППАХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ» Приоритетное направление МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 126» -
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 196» г. Пермь, ул. Стахановская, 51-А тел дошкольное учреждение комбинированного вида для детей.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Зеленчукский муниципальный район. «Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни дошкольников»
Презентация «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»
Охрана жизни и здоровья детей, укрепление физического и психического здоровья; Развитие познавательных процессов и морально-волевых качеств ребенка; Художественно-эстетическое.
Оздоровление детей нетрадиционными методами. Игротренинг Детская йога Дыхательная гимнастика Игровой массаж Пальчиковая гимнастика Закаливание Профилактика.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 47 «ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА» г. Северодвинск Архангельской области.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Сказка» Формирование здоровьесберегающей.
Анализ образовательной ситуации выявил следующие противоречия: -между декларируемой на общественном уровне необходимостью активизации двигательной активности.
Транксрипт:

«Особенности организации работы с детьми с ортопедической патологией»

Муниципальное образовательное учреждение «Начальная школа – детский сад 158 для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Ярославль ул. Добрынина, 25 б

Тип учреждения: образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Вид учреждения: специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад.

Здание школы-сада было построено в 1961 году школа – сад 158 Ленинского района был перепрофилирован в школу-сад для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в возрасте от 2 до 7 лет с нормальным интеллектом или вторичной задержкой психического развития г школа–сад 158 становится специализированным учреждением.

С г детский сад 197 и д/с 158 реорганизован путем слияния в муниципальное образовательное учреждение начальная школа -детский сад 158 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. МОУ 158 работает в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания детей в учреждении 12 часов (с 7.00 до часов) выходные дни: - суббота, воскресенье.

Цели и задачи МОУ Основная цель: создание единого образовательного пространства, направленного на эффективную комплексную реабилитацию детей, социальную адаптацию и интеграцию их в общество. Задачи: Создание оптимальных условий для психофизической реабилитации детей; Организация своевременной комплексной физической реабилитации детей; Ослабление тенденции ухудшения здоровья, стабилизация течения основного заболевания, достижение оптимального уровня физического развития для каждого ребенка; Психопрофилактика и психокоррекция нарушений личностной сферы ребенка; Обеспечение равного старта для развития всех детей в соответствии со своими потенциальными возможностями;

Мы работаем по программам: Основная общеобразовательная программа МОУ «Начальная школа - детский сад 158» разработанная на основе программы «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.. Адаптированная программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Программа подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», авторы Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений под ред. И.А. Смирновой.

Кадровое обеспечение учебно – воспитательного процесса. Муниципальное образовательное учреждение специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад 158 полностью укомплектовано кадрами

Взаимодействие специалистов

«Начальную школу – детский сад 158 для детей с ограниченными возможностями здоровья» посещают дети в возрасте от 1,5 до 13 лет, имеющие нарушение опорно- двигательного аппарата и ДЦП

Кроме того большинство воспитанников страдают нарушениями интеллекта различной степени выраженности. В дошкольные группы принимаются дети в возрасте от 1, 5 до 7 лет.

Формирование 1 классов школы -детского сада проводится из числа детей, достигших как правило, возраста 7-8 лет к началу учебного года и не имеющих противопоказаний для учебы.

Данные на 2015 – 2016 г Дети – инвалиды Детский сад Дети – инвалиды школа

Ортопедические заболевания: - патология развития тазобедренного сустава - диспластический синдром - врожденные аномалии конечностей, патология стопы - деформация грудной клетки -врожденная мышечная кривошея -Врожденная малоберцовая гемимелия -ДЦП -Прогрессирующая мышечная миопия Дюшена

Характеристика детей с НОДА Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) – широкая и неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций (врожденные или рано приобретенные). Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.

Дети с нарушением ОДА: 1. Дети, у которых нарушения обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы (большинство составляют дети с детским церебральным параличом ДЦП). расстройства устной и письменной речи – дислексии и дисграфии. Особенности зрительного восприятия характеризуются изменением темпа восприятия, фрагментарностью и недифференцированностью нарушение пространственной ориентации Память может быть нарушена в системе одного анализатора Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем операции обобщения. 2. Дети с собственно ортопедической патологией, не имеющие выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления.

Режим двигательной активности Режим двигательной активности учитывает соотношение времени на проведение режимных моментов, организованную и самостоятельную деятельность детей, которая строго регламентирована. Режим составляется с учетом внедрения здоровье сберегающих технологий, предусматривает четкую ориентацию на возрастные и индивидуальные особенности детей, их физический и психоэмоциональный статус.

ЛФК Массаж Закаливающие мероприятия Двигательные досуги Праздники Неделя игры Предметные и сюжетно – ролевые игры и забавы Здоровье сберегающие технологии

ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Это современная, разнообразная, технически оснащенная, предметно-развивающая среда, специально организованная для работы с детьми имеющие нарушения в опорно - двигательном аппарате. Рационально организованная, насыщенная специальными материалами, техническими средствами, предметами среда должна стимулировать и активизировать деятельность детей.

зал лечебного массажа и физкультуры

Физкультурные и мягкие игровые модули в групповых помещениях

Формы работы с детьми с НОДА физкультурно-оздоровительные мероприятия, - подвижные игры, - корригирующая гимнастика, - дыхательная гимнастика, - спортивные игры

Закаливающие мероприятия - самомассаж стоп, - игровой массаж, - босохождение, - обширное умывание, - дыхательная гимнастика, - общеукрепляющий массаж

Обеспечение здорового образа жизни - щадящий адаптационный режим, - гибкий режим утренняя гимнастика.

Гигиенические и водные процедуры (Разработка гигиенических рекомендаций по оптимизации организации обучения и воспитания детей компенсирующих ортопедических групп.) - умывание, - мытье рук, - игры с водой (в летний период), - обеспечение чистоты среды - создание условий, отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм (мебель, освещение, воздушный режим, кварцевание);

Свето-воздушные ванны проветривание помещений, - сон с доступом свежего воздуха, - прогулки на свежем воздухе, - обеспечение температурного режима, - контрастные воздушные ванны (переход из спальни в игровую

Активный отдых - развлечения, праздники, - игры-забавы, - дни здоровья

Арома-,фито- и фитонцидотерапия - витаминный чай, - фитонцидотерапия

Аутотренинг и психогимнастика - игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, - игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний, - коррекция поведения

Пропаганда ЗОЖ - периодическая печать, - занятия по ОБЖ. - рекомендации врача-ЛФК - советы врача-педиатра -организация просветительской деятельности среди родителей -оказание консультативной помощи педагогам работающих в МОУ.

Проведение диагностики: -План проведения педагогического мониторинга - Индивидуальная работа с детьми. -индивидуальная карта развития -Проведение тематических родительских собраний

ЛФК и массаж Лечебные процедуры проводятся строго по назначению врача Это групповые и индивидуальные занятия для детей с поражением тазобедренного сустава и диспластическим синдромом с целью улучшения трофики суставов без осевой нагрузки

Групповые и индивидуальные занятия для детей с патологией развития стопы с использованием ходовых дорожек.

Фитбол-гимнастика –упражнения на больших упругих мячах.

Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи Развитие двигательных качеств;Обучение основным двигательным действиям;Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;Стимуляция развития анализаторных систем, проприоцептивной чувствительности;Развитие мелкой моторики и речи;Адаптация организма к физической нагрузке.

Занятия построены с учетом коррекции мышечного тонуса, либо направлены на тренировку мозжечковых функций. Так же в занятиях используются тренажеры: степпер, беговая дорожка, велосипед.

Яркий сухой бассейн для развития моторики, улучшения координации и равновесия у детей с неврологическими патологиями и ДЦП. Множество разноцветных шариков, в которые погружен ребенок, оказывают расслабляющее воздействие, благотворно влияют на сенсорное восприятие и эмоциональное состояние малыша. «Плавание» в сухом бассейне вызывает восторг у детей любого возраста и позволяет проводить реабилитационные занятия в приятной игровой форме.

Прыжки на батуте способствуют укреплению связок и наращиванию мышечной ткани для корректного поддержания связочного аппарата, что в свою очередь приводит к укреплению мышц и связок стопы и опорно- двигательного аппарата в целом.

В группах установлены детские велотренажеры и степперы. Занятия в зале ЛФК проводят инструктора и массажисты Подзерей О.В., Кокуева Т.А

Также в течение года дети получают курсы массажа: с ортопедической патологией 3-4 курса в год, ДЦП 5 курсов в год, аутизм 2 курса в год. С целью повышения эффекта перед процедурой используем солевые грелки. Используются различные приемы массажа: поглаживания, потряхивания, точечный и вибрационный.

Укладка Укладки как часть ортопедической коррекции используются при ДЦП для подавления тонических рефлексов и уменьшения спастики. Предназначены для коррекции форм ДЦП при которых тонус мышц повышенный.

Профилактика и коррекция функциональной недостаточности стопы (плоскостопия, косолапости). а) Корригирующие упражнения (с предметами и без предметов) на физических занятиях, утренней корригирующей гимнастике, активной гимнастике после дневного сна. б) Гигиена и массаж рефлекторных зон стопы с использованием (камушков, деревянных палочек, мешков с песком, маленьких шариков, набивных мячей). в) Дорожка массажер. г) Ношение ортопедической обуви. д) Катание на велосипеде. е) ограничение нагрузки на нижние конечности. ж) Обливание стоп холодной водой. Оздоровительные мероприятия Регулярный осмотр педиатром.

Лечебные мероприятия для детей с ортопедической патологией - Консультация ортопеда 2 раза в год по показаниям. - Регулярная наблюдение и составление индивидуальных комплексов. Строгий ортопедический режим: сон на кровати без подушки, ношение ортопедических обуви с использованием супинаторов, ношение ортопедических воротников (по показаниям, использование корсетов). Режим в группе: соответствие мебели росту ребенка, контроль за сохранением правильной позы ребенка (стоя, сидя, лежа.) во время занятий и самостоятельной деятельности.

Все действия с небольшими предметами развивают мелкую моторику, ловкость, силу, являются естественным массажем для пальцев и кистей рук ребёнка. Например, найти мелкие предметы в сухих бассейнах, перебрать шишки и жёлуди, нанизывание бус, выложить из ниток различные фигуры и т.д.

Использование нетрадиционного оборудования в ортопедических группах

Организация обучения и воспитания детей с НОДА Деятельность учителя - дефектолога Цель: обучение, воспитание и социализация детей, имеющих отклонения в развитии.

Задачи 1. Ранняя диагностика и выявление детей с особенностями развития познавательной деятельности. 2. Профилактика нарушений и пропедевтика трудностей в обучении. 3. Выявление причин, сбор анамнестических данных, составление индивидуального плана коррекционной работы. 4. Организация комплексного сопровождения детей с ОДА 5. Разработка индивидуальных маршрутов обучения, направленных на коррекцию выявленных нарушений. 6. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с учётом личностно-ориентированного обучения, психофизических особенностей воспитанников. 7. Проведение консультативно-просветительской работы среди воспитателей, родителей.

Направления работы - Коррекция и развитие познавательной деятельности; - Коррекция и развитие речевого развития; - Коррекция нарушений сенсомоторного развития; - Коррекция и развитие психических процессов; - Формирование аналитико-синтетической деятельности; - Формирование и коррекция пространственно-временных представлений; - Развитие зрительно-моторной координации; - Развитие мелкой моторики.

Деятельность учителя - логопеда Цель: воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развития сознательной деятельности детей в области речевых фактов

Задачи: Диагностика и коррекция устной и письменной речи развитие и коррекция высших психических функций, моторики пропаганда специальных знаний по логопедии среди педагогов Формировать родительскую компетенцию в вопросах преодоления речевого нарушения

Направление деятельности: Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной речи детей; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работе. Профилактическая работа – целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и родителей Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи Методическая работа Консультативная работа

Деятельность педагога-психолога Цель: охрана психического и физического здоровья детей, создание условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Задачи: Психологическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса ДОУ Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально – психологических особенностей в воспитательно – образовательном процессе ДОУ и семье.

Взаимодействие с родителями - Беседы, консультации, тесты – опросники, наглядная пропаганда -Индивидуальные встречи -Практическая деятельность педагога с родителями -Индивидуальные занятия педагога с родителями и ребенком -Групповые и индивидуальные консультации -Домашняя игротека -Рекомендации для родителей

Формы работы с родителями с использованием ИКТ сайт детского сада; редакционно – издательская деятельность: газета группы Буклеты Книжка – «Развивайка» Электронная почта Использование TV, DVD плеера и камеры Мультимидийные презентации

Перспективы 1. Оказание консультативной помощи родителям, имеющим детей с НОДА; 2. Повысить квалификацию педагогов 3. Продолжать осваивать инновационные методы и приемы обучения и развития детей с НОДА 4. Пополнение предметно – пространственной развивающей среды МОУ

Вывод Успешная деятельность возможна лишь при условии комплексного использования всех средств оздоровления; физического воспитания, рационального режима, проведения закаливания, развития основных видов движения, создания эмоционально-положительного настроения, тесной взаимосвязанной работы воспитателей, специалистов и родителей.

Спасибо за внимание!