Психологический диагноз (П.Д.) План. 1.Определение понятия. 2.Характеристика особенностей психологического диагноза. Дискуссии о значимости П.Д. 3.Уровни.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды психологических диагнозов Выполнила : Самогина А.А. СКП-ЛПБ-31.
Advertisements

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА СКП-ЛПБ-31 ИСМУХАМБЕТОВА АНАСТАСИЯ Виды психологических диагнозов.
Психолого-педагогический мониторинг как важный компонент в создании благоприятных условий для развития и воспитания школьников.
Савельева Елена Николаевна МАОУ гимназия 100, педагог - психолог.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
Лекция 1 Введение в психодиагностику Лектор Сахарова В.Г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области Социальный педагог Самсонова В.Ю.
Этапы психодиагностического процесса по Корманну Схема психодиагностического процесса по Каминскому Предварительное исследование. Постановка вопроса. Проведение.
Мониторинг и диагностика. Сравнительный анализ.. Мониторинг – от латинского слова НАДЗИРАЮЩИЙ, наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.» Ушинский К.Д.
"Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.»- Ушинский К.Д.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
План лекции: 1. Основные принципы коррекционной работы; 2. Цели психологической коррекции; 3. Требования, предъявляемые к участникам коррекционной ситуации;
Психологическая диагностика в клинике соматоформной вегетативной дисфункции Брябрина Татьяна Викторовна ст.преподаватель кафедры Клинической психологии.
Психологическая концепция извлечения экспертных знаний на моделях медицинской психодиагностики К.Р. Червинская, СПбГУ, Лаборатория клинической психологии.
Транксрипт:

Психологический диагноз (П.Д.) План. 1.Определение понятия. 2.Характеристика особенностей психологического диагноза. Дискуссии о значимости П.Д. 3.Уровни и виды П.Д. 4.Процедура определения П.Д. 5.Психодиагностические ситуации и задачи.

Литература 1. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз.- М., Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб, Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2.- М., 2001.

1. Определение понятия. Сравните следующие определения понятия «Психологический диагноз» ( определения из разных интернет-сайтов) 1. Краткое заключение психолога о психическом состоянии индивида, выраженное в терминах современной психологии. Является результатом всесторонней оценки психических функций, степени выраженности у данного человека комплекса определенных психологических свойств, качеств, признаков.

2. П.Д. – определение отличий психологических характеристик, выявленных у конкретного человека, от известного на данный момент эталона. 3.П.Д. – это результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. В общем случае П.Д. носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств, возможное причинное объяснение текущего состояния индивида, а также прогноз его будущего поведения или возможных событий в его жизни.

Определение: П.Д. (от греческого diagnosis – распознавание, различение)- конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. (Л.Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, С. 44.)

2. Характеристика особенностей психологического диагноза Отличия медицинского диагноза от психологического: Медицинское понимание диагноза связано с болезнью, отклонением от нормы. П. Д. – шире, это определение как отклонений, так и индивидуальных различий в норме. Медицинский диагноз – определение и классификация имеющихся проявлений заболевания через установление связи с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом. П.Д. –выяснение причин и следствий тех или иных особенностей, выработка рекомендаций.

Связь медицинского и психологического диагнозов. Клинико-психологический диагноз- описание нарушений поведения, проявляющихся у испытуемого в его профессиональной, семейной жизни, общении с людьми, а также, обнаруживающихся в ходе обследования; выяснение лежащих в их основе психических дисфункций в области мотивации и познавательных процессов, определение того, обусловлены ли нарушения ситуационными или личностными факторами, в какой степени расстройства обусловлены органическими факторами,а в какой – психологическими. (А. Левицкий)

Р. Кочунас. Основы психологического консультирования //Диагностика: "за" и "против. «Психологический диагноз опирается на анализ и объяснение проблем клиента. Он включает причины трудностей клиента, их развитие во времени, отнесение к определенному классу проблем, определение специальных способов помощи и прогноз вероятности благоприятного исхода (Согеу, 1986). С первых попыток дифференцировать психологические проблемы, чтобы точнее установить, какая помощь нужна в каждом конкретном случае, в процессе диагностики следуют принятой в медицине модели, суть которой составляют три основных шага: 1) установление симптомов; 2) установление их причин; 3) нахождение эффективных способов лечения этих симптомов. Однако очевидно, что психические нарушения изрядно отличаются от соматических (телесных) расстройств и болезней. Симптомы психических нарушений не настолько гомогенны, как соматические симптомы. Например, симптомы воспаления легких намного более взаимосвязаны, чем, скажем, симптомы шизофрении. Поэтому применение медицинской модели идентификации проблем в современном психологическом консультировании и психотерапии малополезно и едва ли оправдано».

Уровни и виды П.Д. Психологический диагноз, может носить симптоматический, этиологический или типологический характер. Симптоматический диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Этиологический диагноз учитывает не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие. Т ипологический диагноз подразумевает, что все многообразие индивидуальных ситуаций можно свести к определенному количеству типичных ситуаций.

Виды П.Д. По А.Л. Венгеру: симптоматический психологический диагноз и психологический диагноз на уровне синдрома. Психологический синдром представляет собой комплекс взаимосвязанный проявлений (симптомов). Он характеризуется определенными условиями своего происхождения, высокой устойчивостью и специфическим направлением развития, в ходе которого одни симптомы закономерно сменяются другими.

Схема психологического синдрома

Процедура определения П.Д. Этапы проведения диагностического исследования (по Й. Шванцара): 1. Подготовка к психодиагностическому исследованию. 2. Проведение психодиагностического исследования. 3. Проведение анализа результатов диагностики, их интерпретация. 4. Подведение итогов и разработка рекомендаций. 5. Разработка путей и способов коррекции или 5а. Проведение консультирования по итогам исследования (по А.Л. Венгеру).

Подготовка к диагностическому исследованию Запрос (жалоба, сомнение, вопрос, или заказ) Формулирование психологической проблемы Выдвижение гипотез о сути и причинах проблемы Выбор метода исследования

Проведение анализа результатов диагностики, их интерпретация. Оценка полученных результатов Определение диагноза, формулирование заключения Перевод диагноза на язык адресата Прогноз

5. Психодиагностические ситуации и задачи. 2 вида психодиагностических ситуаций (по А.А. Бодалеву): ситуация личного обращения клиента; ситуация экспертизы.

Вопросы для самостоятельной работы студентов Какие практические запросы характерны для ситуации экспертизы, а какие для ситуации «личного обращения клиента»? В какой ситуации клиент сам принимает решение о вступлении в диагностический процесс, в какой – нет? В какой ситуации клиент волен сам выбирать свое поведение на основе полученных результатов? Как различные типы психодиагностической ситуации могут повлиять на поведение клиента в процессе диагностики, и следовательно - на конечный результат?

3) Основание для классификации диагностических ситуаций - наличие социального контроля за поведением испытуемого ( по В.Н. Дружинину): а) консультация – обращение к психологу по воле клиента; б)отбор – самостоятельное решение о поступлении, но решение дальнейшей судьбы зависит от других людей; в)принудительное обследование – невозможность испытуемого уклониться от участия в исследовании; г)аттестация – высокий уровень социального контроля за поведением испытуемого, принуждение к участию в исследовании, принятие решения о судьбе испытуемого другими людьми.

Практическая диагностическая задача Объект – реальная единичная целостная «живая система» (человек, группа) (по А. Ф.Ануфриеву) Цель – установление психологических причин, обуславливающих особенности деятельности или психического состояния реальной единичной целостной «живой системы» (по А. Ф.Ануфриеву) Цель – измерение и оценка какого-либо психического явления, за счет чего достигается его количественная и качественная квалификация (по Л.Ф. Бурлачуку)

Классификация психодиагностических задач с точки зрения того, кто и как будет использовать диагностические данные: а) специалисты смежники для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения; б) данные использует психолог для постановки психологического диагноза, но вмешательство осуществляется специалистом другого профиля; в) данные используются самим психологом для постановки психологического диагноза, который является основанием для разработки путей психологического воздействия г) диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п.