Рейтинги вузов: видение RAEX («Эксперт РА») Дмитрий Гришанков, председатель правления RAEX («Эксперт РА»), к.т.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ 2013 МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ И РЕЙТИНГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ.
Advertisements

Рейтинг ВУЗов России Составлен по инициативе и при поддержке Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело»
Рейтинги высших учебных заведений 8 июня Россия: рейтингов в общепринятом понимании нет ПродуктОсобенности Национальный рейтинг университетов (ЗАО.
Общее собрание членов Ассоциации Председатель Совета Ассоциации Совет Ассоциации Ревизионная комиссия Функциональные комиссии нацелены на разработку инструментов.
ИжГТУ в рейтингах. Указ Президента РФ от «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»: вхождение к 2020.
КРИТЕРИИ РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГОВ УНИВЕРСИТЕТОВ: КАК ОПТИМИЗИРОВАТЬ ПРЕДОСТАВЛЯЕМУЮ ИНФОРМАЦИЮ? Четвертый Международный форум РОССИЯ В XXI.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
Кокшаров В.А. ректор Уральского федерального университета Интеграция задач развития экономики и человеческого потенциала: новая роль университетов в экономической.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Результаты мониторинга трудоустройства выпускников Директор департамента государственной политики.
Оценка эффективности и рейтингование вузов, исходя из текущих потребностей и перспектив развития российской индустрии информационных технологий Ассоциация.
Опыт представления результатов аналитических и рейтинговых исследований в средствах массовой информации: проект Социальный навигатор РИА Новости.
Роль аккредитации организаций медицинского образования и академического ранжирования в процессах интернационализации и глобализации высшего образования.
Южный федеральный университет Сопоставление показателей Программы развития ЮФУ на годы с международными и российскими методиками оценки эффективности.
ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА КИМЭП В СФЕРЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ.
Сравнение ВУЗов Англии и России. Выполнила : Васюткина Елизавета 7 А класс Учитель : Шальнева Марина Викторовна МБОУ СОШ 6 г. Нефтеюганск.
Реализация Концепции развития математического образования в РФ Алексей Львович Семенов, координатор разработки Концепции, ректор Московского педагогического.
Программа «Глобальное образование». Интеграция российских выпускников ведущих мировых вузов в ключевые сферы российской экономики, где потребность в высококвалифицированных.
В поисках совершенства : использование методов оценки деятельности в работе научных организаций Творогова С.В. (стар. науч. сотрудник ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ ) Яхнина.
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НЕЯЗЫКОВОЙ.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
Транксрипт:

Рейтинги вузов: видение RAEX («Эксперт РА») Дмитрий Гришанков, председатель правления RAEX («Эксперт РА»), к.т.н.

RAEX («Эксперт РА») сформировал систему независимой оценки вузов Рейтинговое агентство «Эксперт РА» основано в 1997 году. Сегодня это крупнейшее рейтинговое агентство в России и СНГ. Агентство входит в международную группу RAEX. В 2012 году «Эксперт РА» поставил цель – построить систему координат для вузов России, СНГ и мира. Цель достигнута. Актуальные рейтинги: Четвертый ежегодный рейтинг вузов России (июнь 2015 г.) Рейтинги репутации вузов по укрупненным направлениям (август 2015 г.) Рейтинг вузов СНГ (март 2014 г.) Международный рейтинг университетов по востребованности выпускников лучшими работодателями мира (ноябрь 2013 г.) 2

Особенности рейтинга вузов «Эксперт РА»: в фокусе – качество образования Комплексность и транспарентность. Рейтинг насчитывает свыше 40 критериев, разработанных и регулярно корректируемых с учетом мнений руководства вузов Учет национальной специфики (связь с работодателями, карьера выпускников, объем НИОКР, ресурсная обеспеченность, востребованность абитуриентами репутация вуза в РФ и др.) Ежегодно публикуются комплексный рейтинг вузов и рейтинги вузов по укрупнённым направлениям Продвижение рейтингов: публикации в ведущих СМИ, сайт Raexpert.ru (свыше 100 тыс. просмотров в месяц), продвижение за рубежом через IREG Observatory 3 Цель составления рейтинга вузов – оценка способности вузов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения

Рейтинг вузов России-2015: топ-15 4 Место, 2015 Место, 2014 Название вуза 11Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова 22Московский физико-технический институт (государственный университет) 34Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 43Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана 56Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 65Санкт-Петербургский государственный университет 77Национальный исследовательский Томский политехнический университет 89МГИМО (университет) МИД РФ 98 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 10 УРФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина 11 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 12 РАНХиГС при Президенте РФ 13 Национальный исследовательский Томский государственный университет 1415Сибирский федеральный университет 1517Финансовый университет при Правительстве РФ

Рейтинги репутации вузов 5 Место Название вуза 1МГТУ им. Н.Э. Баумана 2МГУ им. М.В. Ломоносова 3Томский политехнический университет Место Название вуза 1МГУ им. М.В. Ломоносова 2СПбГУ 3Новосибирский государственный университет Математика и естественные науки Технические науки, инжиниринг и технологии Место Название вуза 1МГУ им. М.В. Ломоносова 2СПбГУ 3НИУ "Высшая школа экономики" Гуманитарные и социальные направления Место Название вуза 1Первый МГМУ им. И.М. Сеченова 2СПбГМУ им. ак. И.П. Павлова 3РНИМУ им. Н. И. Пирогова Место Название вуза 1МГУ им. М.В. Ломоносова 2МГТУ им. Н.Э. Баумана 3МФТИ (государственный университет) Информационные технологии Медицина Место, 2015 Место, 2014Название вуза 11МГУ им. М.В. Ломоносова 22МГТУ им. Н.Э. Баумана 33МФТИ (государственный университет) 44СПбГУ 55Новосибирский государственный университет Место, 2015 Место, 2014Название вуза 11МГУ им. М.В. Ломоносова 22НИУ "Высшая школа экономики" 33СПбГУ 44МГИМО (Университет) МИД России 55РАНХиГС при Президенте РФ Технические, естественно-научные направления и точные науки Экономика и управление

Почему рейтинги разные? Рейтинги определяют степень соответствия университета некоторой оптимальной модели Но не существует единой оптимальной модели университета, как не существует и абсолютно идентичных университетов Поэтому ориентироваться на один-единственный рейтинг – большая ошибка для университета 6

Необходимо принимать во внимание три вида рейтингов университетов: национальные рейтинги, которые тонко чувствуют специфику высшей школы в своих странах. Примеры – Рейтинги «Эксперт РА», Perspektywy (Польша), US News & World Report (США) глобальные институциональные рейтинги, фокусирующиеся на сравнении вклада университета в развитие мировой науки (примеры - ARWU, THE, QS) «предметные рейтинги» (subject rankings) или «рейтинги по укрупненным направлениям» (broad fields), показывающие сильные и слабые стороны университета в зависимости от предметной области (напр. «математика») или направления (напр. «естественные науки») Рейтинги сильно различаются и по набору критериев, и по процедурам составления, поэтому наиболее адекватное представление о подлинной силе вуза дает понимание достижений университета в трех перечисленных видах рейтингов университетов. 7

Главный вопрос: ЧТО измеряет рейтинг Методики наиболее известных международных рейтингов в первую очередь подходят для оценки вузов в англоязычных странах, развивающихся по «англо-саксонской» модели. Такие рейтинги уделяют большее внимание научной, а не образовательной деятельности, а также интернационализации университета. Что в фокусе у составителей рейтингов? THE WUR и QS WUR: научная активность и «глобальная» репутация ARWU: научные достижения 8

Издержки наукометрического подхода Саймон Марджинсон - один из высокоцитируемых исследователей в области высшего образования (Центр исследований высшего образования Университета Мельбурна) - предлагает учитывать только научные публикации сотрудников вуза как объективный критерий его эффективности. Получается, что идеальная модель вуза по Марджинсону такова: университет – это место, где студенты мешают профессорам писать статьи. Что должен учитывать «правильный» рейтинг (гипотеза): качество образования; влияние вуза на национальную экономику и академическую сферу 9

Качество науки не гарантирует трудоустройства Institute for Public Policy Research (Институт общественно- политических исследований, Великобритания): между потребностями глобального рынка труда и теми навыками, которые дает система университетского образования, сформировался разрыв. В 2011 г. каждый четвертый выпускник британских университетов пополнил ряды безработных. Факты : Стоимость обучения неоправданно растет, но на качестве это не сказывается Выпускникам все труднее устроиться на достойную работу, окупить инвестиции в образование (статистика по США и Великобритании) Большинство западных рейтингов придают огромный вес науке и подталкивают вузы к нанесению ущерба образовательному процессу: падает качество преподавания 10

Что должен измерять рейтинг: взгляд из России RAEX («Эксперт РА») провел серию углубленных интервью с ведущими работодателями и ректорами лучших вузов России. В итоге определены 7 вызовов для русского университета: 1. Приоритет – обучение: качественное образование важнее иных составляющих (цитируемости, инновационности, коммерциализации и пр.) 2. Глобализация: вузы должны действовать на глобальном рынке 3. Массовость и доступность образования: поиск баланса между доступностью и качеством образования 4. Новые технологии обучения (чему и как учить): индивидуализация и непрерывность образования 5. Перелом общественного настроения: повышение репутации вузовского образования и мотивации студентов хорошо учиться 6. Концентрация интеллекта: развитие интеллектуальной среды 7. Самоидентификация: поиск уникальности 11

Приоритеты вузов слабо представлены в рамках международных рейтингов 12

Благодарим за внимание!