Существует ли инсайт: проблема в теоретическом контексте Спиридонов В.Ф. (ИП РГГУ, Москва)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
L/O/G/O Психология решения задач и проблем: классика и современность Спиридонов В.Ф. (РГГУ-ГУВШЭ)
Advertisements

Психология решения задач и проблем Лекция 1 Введение в предмет и Рабочие определения.
Комплексный (парадигматический и экспериментальный) анализ процесса решения регулярных задач Спиридонов В.Ф. (РГГУ, Москва) Х Чтения Выготского-2009.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Рефераты Устная форма – билеты Обществознание – 30 билетов (3 вопроса) История – 22 билета (3 вопроса)
Подходы к исследованию 5 класс Окружающий мир Л.Б. Стефанова.
О терминах не спорят, о терминах - договариваются.
Тема учебного проекта: Теорема Пифагора.. Творческое название проекта : Пифагор жжет. Аннотация: Наш проект предназначен для учащихся 8-ых классов средних.
Презентация Проблемное обучение на уроках математики Презентация Проблемное обучение на уроках математики МБОУ –средняя общеобразовательная школа 7 города.
Этапы научного познания Наблюдение Исследовательский вопрос Формулировка гипотезы (предполагаемый ответ на исследовательский вопрос) Проведение эксперимента.
«Имена, имена, имена – В нашей речи звучат неслучайно: Как загадочна эта страна – Так и имя – загадка и тайна» ( А.Бобров)
стремление к максимальной объективности особый научный язык обоснование истинности полученных знаний получение знаний, которые не только связаны с сегодняшним.
Тема 9 Лекция 13,14,15 Феноменология познавательных процессов (продолжение)
Факт - единичное явление, носящее вполне частный конкретный характер. Под фактом понимается не только событие или явление, но также и высказывание об.
Семестр 1. Тема 2. Лекция 6-7. Становление категориального строя психологии.
Системно- деятельностны й подход В рамках ФГОС нового поколения.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. ? ? ? ? ? ? План. 1.Особенности научного познания. 2.Два уровня научного познания. 3.Методы научного познания. 4.Дифференциация и интеграция.
Типичные ошибки при подготовке проектов и как их избежать.
ПОНЯТИЙНО- ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ (ОРГАНИЗАЦИОННО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА)
Методика изучения темы «Алгоритмизация и программирование».
Транксрипт:

Существует ли инсайт: проблема в теоретическом контексте Спиридонов В.Ф. (ИП РГГУ, Москва)

Состояние дел 1.Психология мышления - явно устаревший термин. Обсуждаемая область носит название психологии решения задач и проблем (problem solving) 2.Доминирующая теория (парадигма) – Теория задачного пространства (problem- space theory) А. Ньюэлла и Г. Саймона (Newell, Simon, 1972)

Основные понятия Хорошо определенные задачи (У. Рейтман) Репрезентация (психологическая структура) задачи Операторы или процедуры (действия) Эвристики Описание и объяснение процесса решения задачи

Пространство задачи

Теоретические следствия Универсальный (не предметно специфичный) характер процесса решения Протекание процесса «сверху-вниз» Выводной (последовательный) характер решения

Аргументы за: Thomas, 1974

Jeffries, Polson, Razran, Attwood, 1977 ei = aOi + bXi + cПi

Kotovsky, Hayes, Simon, 1985 Изоморфные задачи Ханойская башня1,83 Акробаты5,63 Акробаты (обратная)9,51 Чудища (перемещ)13,95 Чудища (изменения)29,39

Аргументы против Существует ли инсайт? Универсальны или предметно-специфичны структуры решения? Влияют ли условия задачи на процесс решения?

Существует ли инсайт? Ранние исследования гештальтистов (Келер, 1930) Weisberg, Alba, 1981 нет Metcalfe, Wiebe, 1987 да Durso, Rea, Dayton, 1994, да, но растянутый во времени Seifert, Meyer, Davidson, Patalano, Yaniv, 1995 да, но с использованием ДП Knoblich, Ohlsson, Haider, Rhenius, 1999 да, он связан со сменой репрезентации

Инсайт Этапы процесса решения: мыслительной задачи (Пуанкаре, Уоллес) 1. Подготовка (preparation) 2. Созревание (incubation) 3. Вдохновение (озарение) (illumination) 4. Проверка (verification)

Эксперименты с приматами

Существует ли инсайт?

Ослабление ограничений Расщепление чанка

Инсайт и имплицитные процессы Проблема репрезентации решения в ходе инкубации

Давайте изучать мышление – это страшно интересно!