Куликова Надежда Владимировна, вице-президент НП «Коллегия аналитиков» IV Московский деловой форум-2014 Секция 4. Инвестиции и проекты государственно-частного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Advertisements

Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Доклад Использование инфраструктуры кластеров и технопарков для акселерации малого бизнеса 23 октября 2015 г. Докладчик: Ларионов Виктор Николаевич Председатель.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
ИНВЕСТИЦИИ в комплексное развитие регионов на базе территориально-производственных КЛАСТЕРОВ.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
План мероприятий на первое полугодие 2019 г Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ Максим Шматов Главный эксперт ЦСП НИУ.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
«Методы взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимательским сообществом» Научный руководитель: доцент, к.ф.н. Тимченко Л.Л. Дипломник:
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Транксрипт:

Куликова Надежда Владимировна, вице-президент НП «Коллегия аналитиков» IV Московский деловой форум-2014 Секция 4. Инвестиции и проекты государственно-частного партнерства: перспективы реализации проектов в регионах Российской Федерации Инфраструктурные аспекты поддержки социального предпринимательства «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни» (Генри Форд) «Самые важные качества социального предпринимательства – это эмпатия, способность к совместной работе и упрямая вера в то, что можно многое изменить – это и побуждает, стимулирует людей к действию» (Дэвид Борстайн)

Сущность социального предпринимательства Социальное предпринимательство это вид целенаправленной социально- преобразовательной деятельности, осуществляемой в целях производства социально-значимых товаров и оказания социальных услуг и объединяющей ключевые признаки социального, предпринимательского, волонтерского и благотворительного видов деятельности, где: Социальная деятельность - деятельность, направленная на решение актуальных социальных проблем, изменение социальной ситуации и/или принципов функционирования социальной системы; Предпринимательская деятельность - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг; Волонтерская деятельность - добровольная безвозмездная помощь, оказываемая в форме самостоятельного выполнения работ, оказания услуг; Благотворительная деятельность - добровольная безвозмездная помощь, оказываемая в форме предоставления ресурсов и благ. 2

Характерные черты социального предпринимательства Социальное предпринимательство рассматривается как специфический вид деятельности, направленной на достижение социально-значимых целей, достигаемых с использованием совокупности экономических и социальных воздействий, характеризующийся гармоничным сочетанием коммерческих и социальных интересов, определяющим способность социального предприятия решать актуальные социальные проблемы за счет доходов, получаемых от собственной деятельности. Социальному предпринимательству как виду деятельности присущи следующие черты: высокая мотивация социальная направленность, адаптивность, мобильность, стремление к наращиванию масштаба деятельности, ориентация на партнерство и кооперацию на национальном и международном уровнях, заинтересованность в распространении позитивного опыта Важно!: Реализация проектов социального предпринимательства всегда требует организации активного социального партнерства и стартовых инвестиций 3

4 Факторы конкурентоспособности социального предпринимательства Для того, чтобы быть конкурентоспособным, социальные предприниматели должны работать в широкой сети выгодоприобретателей

Эффективность регуляторов – успешность СП 5 Для успешного развития СП необходима четкая система регуляторов, интегрирующая грамотную государственную политику с саморегулируемыми механизмами рынка Чтобы регуляторы работали, необходимо создавать институты поддержки СП

Оценка России по качеству регулирования предпринимательской деятельности – твердая «двойка» + Р ЕЙТИНГ КАЧЕСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ (Regulatory Quality Ranking) Индекса государственного управления (World Governance Indicators, WGI). Составитель: Всемирный банк (World Bank) - отражает восприятие бизнесом способности государства формулировать и реализовывать эффективную и рациональную политику, благоприятную для развития частного сектора. Изменяется от 0 до 100 баллов Р ЕЙТИНГ РЕГУЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСА (Business regulations) Индекса экономической свободы (Economic Freedom of the World). Составители: Институт Фрайзера (Fraser Institute) и Группа экономической свободы (Economic Freedom Network) -определяет степень, в которой бюрократические правила и процедуры ограничивают возможности входа на рынки и влияют на снижение конкуренции Изменяется от 0 до 10 баллов *Оценка индексов по результатам 2012 года еще не проведена Международные индексы: РФ 10 0 РФ По показателю качества регулирования Россия входит в группу стран с неблагоприятным климатом для развития предпринимательской деятельности Столица страны – «флагман» плохой оценки Оценка Национального института системных исследований

Позиция Президента и Правительства 7 Путин В.В: "Социальное предпринимательство - приоритетная сфера деятельности«, «…мы сразу же выделили эту сферу деятельности в виде приоритета, в отношении которого должна быть применена льготная система налогообложения, но…прямой поддержки, которая должна исходить от законодателя, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, – этого, думаю, недостаточно» Медведев Д.А.: «Предпринимательская активность в этом направлении должна сказываться на общем качестве социальной работы, …создавать новых бизнес-лидеров и способствовать модернизации самой социальной среды. Для повышения привлекательности социальных услуг необходим комплексный подход к решению именно этих задач… важным является внедрение механизмов государственно- частного партнёрства»

8 И.Филатов (заместитель председателя правления ОАО «Банк Уралсиб»): «Сегодня у государства есть очень хороший опыт поддержки ряда отраслей, созданы специальные банки поддержки малого и среднего предпринимательства. мне кажется, было бы очень правильно подключить всех активных участников, может быть, на базе агентства разработать стандарты поддержки, разработать подходы и просто на уровне специальной программы это выделить, например, уже на действующих финансовых институтах, например МСП-банке. Это бы серьёзно расширило перечень участников в регионах, то есть позволило бы и финансовым институтам, и регионам в этом случае достаточно сильно активизировать работу. А.Сиднев (генеральный директор ООО «Сениор Групп», председатель правления некоммерческого партнёрства «Мир старшего поколения»): «Сейчас есть и инвесторы, которые хотят идти в социалку, есть и управляющие компании, есть потребность в регионах. Что им мешает: Во-первых, низкая доходность. Во-вторых, размытость норм. Нет механизмов долгосрочных контрактов с государством. Инвесторы должны понимать долгосрочную перспективу. Услуги, которые мы сейчас оказываем, выходят дешевле, чем государство делает само, на 15–30% в зависимости от того, как это считать. То есть использование бизнеса в этой сфере поможет сократить государственные расходы на социалку.» Позиция коммерческого и общественного секторов

9 Л.Ханукаев (руководитель проекта ООО «Страна детей – Бородино»): социальное предпринимательство – это качественные услуги для населения в первую очередь, направленные на развитие общества, одни из всеми востребованных услуг. На сегодняшний момент максимальный рынок, который доказан, – это 150 млрд рублей, то есть мы понимаем, что в части развития этого бизнеса существует несколько ключевых проблем. Я хотел бы подчеркнуть самую главную, серьёзную проблему: Финансовые институты не рассматривают социальные проекты, особенно инфраструктурные, в первую очередь потому, что не существует серьёзных аналогий, а если не существует аналогий, очень сложно посчитать и посмотреть, по какой модели работать с этим бизнесом. Позиция ведущих организаций и социальных предпринимателей Н.Зверева (директор фонда «Наше будущее»): "В зарубежных странах социальное предпринимательство развивается очень интенсивно, то есть это уже четвёртый сектор экономики, это бизнес на стыке благотворительности и предпринимательства. …У нас в России нет отдельной организационно-правовой формы: НКО работают в этом секторе, кооперативы работают в этом секторе, ООО работают, коммерческие предприятия. Что сейчас нужно? Закон о социальном предпринимательстве, доступные образовательные программы для социальных предпринимателей, инфраструктура поддержки. Уже сейчас агентство подготовило сеть центров социальных инициатив – это поддержка уже формируется. Потому что есть спрос на местах.

СП как 4 сектор экономики Сектор экономики крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях. Реальный сектор экономики представляет собой подразделение национального хозяйства, в котором создаются материальные и нематериальные товары и услуги, способные удовлетворить потребности населения; В реальный сектор экономики входят как отрасли материального производства, так и сфера производства нематериальных форм богатства и услуг. Реальный сектор экономики является экономической базой, в которой создается прибавочный продукт, обеспечивающий функционирование финансового сектора. Итоги круглого стола «Социальное предпринимательство – перспективы развития» на Красноярском экономическом форуме «Россия: новые источники роста» (КЭФ- 2014, html ): html социальное предпринимательство - совершенно особенный сектор экономики; саморегуляция и формирование некого этического кодекса здесь крайне важны; субсидирование для развития сферы даже предпочтительнее беспроцентных субсидий; заинтересованность регионов в том, чтобы к оказанию социальных услуг подключались предприниматели. 10

Факты и аргументы в пользу создания кластера в 4 секторе экономики Можно констатировать, что и «снизу», со стороны общества, и «сверху», со стороны государства, происходят активные процессы, направленность которых очевидна – естественный процесс формирования четвертого сектора экономики, как будущего оплота новой модели экономики России. Однако, процесс этот, в случае отсутствия должного контроля и единой координации, обречен на профанацию и вырождение, что требует безотлагательных мер по созданию организационной системы, призванной интегрировать усилия участников процесса и выстроить согласованные механизмы самоуправления и ресурсного обеспечения. В качестве такой организационной системы предлагается создание социально-предпринимательского кластера, появление которого в настоящий момент представляется естественной назревшей необходимостью, и для создания которого в стране имеется достаточное количество предпосылок. 11

Функционально-ролевая организационная модель СП-кластера 12 СП-кластер – институт комплексной поддержки социального предпринимательства, расширяющий сеть выгодоприобретателей и обеспечивающий развитие 4 сектора

Преимущества функционально-ролевой модели СП- кластера Распределение зон ответственности и компетенций участников на основе функционально-ролевой модели отношений, позволит повысить управляемость данным процессом со стороны координирующего органа, с учетом миссии каждого участника и в соответствии с определенными государством приоритетами и целями социально-экономического развития территорий. Предлагаемая модель кластерного взаимодействия наиболее пригодна для удовлетворения потребностей всех участников кластера за счет консолидированных ресурсов и совместной реализации проектов различной направленности. Данная модель - один из наиболее перспективных организационных механизмов формирования устойчивых, доверительных отношений между множеством участников разных категорий и формирования сообщества, основанного на новых принципах идеологии свободной и регулируемой инициативы в единой системе взаимовыгодного сотрудничества (системе выгодоприобретателей). Активное внедрение подобных кластерных образований во всех российских регионах поможет решить проблему скорейшего перехода социальных предпринимателей на новые рельсы отношений, что в итоге придаст нужную направленность процессам социальной модернизации и повысит темпы роста 4- сектора экономики. 13

Стратегическая карта реализации кластерного взаимодействия

Эффекты деятельности кластера 1) Активное вовлечение граждан и организаций в проектную деятельность участников кластера 2) Повышение имиджа и роли кластера в обществе и государстве 3) Расширение возможностей и развитие потенциалов участников кластера 4) Формирование устойчивой, жизнеспособной модели многофункционального сетевого взаимодействия 5) Повышение экономической эффективности и рентабельности проектов (включая расширение возможностей формирования внутренних инвестиций) 6) Консолидация участников кластера (реализация принципов корпоратизма, патриотизма и солидарности участников кластера по отношению к субъектам внешней рыночной среды) 7) Усиление позиций на рынке и освоение конкурентных ниш 8) Расширение зоны влияния кластера 15

Контакты Куликова Надежда Владимировна, вице-президент НП «Коллегия аналитиков». Моб.тел.: +7(916) Skype: ruzanova_nv 16