ЛЕКЦИЯ 2 УПРАВЛЕНИЕ ООС И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ. К настоящему времени сложилось определенное представление о государственном управлении в сфере охраны окружающей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологическое управление (управление в сфере взаимодействия общества и природы) - урегулированная нормами права деятельность специально уполномоченных.
Advertisements

Выполнила : Тюпалова Елизавета студент 2 курса очной формы обучения группы Юб 04/1604 Выполнила : Тюпалова Елизавета студент 2 курса очной формы обучения.
Органы государственного управления природопользованием.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
МЧС России Федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС.
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ: ВОЙНИЧ Б.Л. ГРУППА Ю-240 ПРОВЕРИЛ: АНДРЕЕВ А.В.
Лекция 8. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. 1.Понятие и виды экологического управления. 2.Принципы государственного экологического управления. 3.Система государственных.
Понятие экологического контроля Цель экологического контроля Задачи экологического контроля (Закон Республики Узбекистан «Об охране природы») Объекты.
Понятие, субъекты, функции и виды управления природопользованием Выполнила: Медникова Ольга Группа ОСМ
Безопасность жизнедеятельности Законодательные основы БЖД.
Экологический контроль. Что такое экологический контроль и каковы его виды? Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных.
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и.
КАРЛОВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПОДКОМИТЕТА ПО ВОДНЫМ РЕСУРСАМ
Система природоохранного законодательства Казахстана включает следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция РК; 2) законы и ко­дексы в области охраны.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА МПР РФ Главное управление Федеральной службы Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, г.Санкт-Петербург.
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
1.П РАВОВАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ 2. Э КОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Подготовил: Бирюков И. А. ЮФ
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 2 УПРАВЛЕНИЕ ООС И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

К настоящему времени сложилось определенное представление о государственном управлении в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а также о системе органов, его осуществляющих.

Глава 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды называется «Основы управления в области охраны окружающей среды», которая регламентирует полномочия не только управленческие, но и сугубо законотворческие.

Управление – это функция органов исполнительной власти. Говоря о системе органов, осуществляющих управление в рассматриваемой сфере, следует классифицировать эти органы исходя из задач, выполняемых ими, на две самостоятельные группы, получившие в теории экологического права название органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

Органы общей компетенции К органам общей компетенции относятся высшие государственные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, со­здании организационных и правовых основ природоохранительной деятель­ности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные ад­министрации), которые выполняют функции государственного регулирова­ния и контроля в области природопользования и охраны окружающей при­родной среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не является главной, они решают и многие другие вопросы в пределах своей компетенции.

Органы специальной компетенции Органы специальной компетенции - это государственные органы, специально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполняемых функций и задач.

К первой группе принадлежат органы, осуществляющие над ведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды – Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России).

МПР России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные органы, являются установление лимитов природопользования и предоставление лицензий на пользование природными объектами.

Госкомэкология России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологичес­кой безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуще­ствляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Госкомэкология России проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Для выполнения функций Госкомэкологии как центрального органа экологического управления в стране зако­нодательство наделяет его обширными полномочиями, в том числе: - осуществлять разработку и реализацию целевых экологических про­ грамм; - принимать нормативные акты по вопросам охраны окружающей при­родной среды; - организовывать экологический мониторинг, проводить экологический контроль и экологическую экспертизу; - осуществлять выдачу (аннулирование) лицензий на отдельные виды природопользования; - согласовывать нормы и лимиты использования природных ресурсов; - проводить совместно с другими органами стандартизацию в сфере охраны окружающей среды; - проводить обязательную сертификацию на соответствие экологичес­ ким требованиям; - ограничивать или приостанавливать хозяйственную деятельность, осу­ществляемую с нарушением экологических норм и правил; - рассматривать дела об административных правонарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды; - предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

Другая группа органов государственного экологического управления осу­ществляет ведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Это Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкозем России), Федеральная служба лесного хо­зяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России), Федеральная служба России по гидрометеоро­логии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Государственная санитарно- эпидемиологическая служба РФ в составе Министерства здравоохра­нения РФ, Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ, департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

В число органов специальной компетенции входят также некоторые орга­ны, которые выполняют лишь отдельные функции в сфере экологического уп­равления. Например, Федеральный горный и промышленный надзор Рос­сии - по контролю за безопасным ведением работ при использовании недр, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по ликвидации последствий экологических катастроф, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии - по нормированию (стандартизации) качества окружающей сре­ды, Министерство внутренних дел РФ - по охране атмосферного воздуха от вредного влияния автотранспорта и защите природных объектов и комплек­сов (лесов, вод, заповедников и др.), Государственный таможенный комитет РФ - по предотвращению незаконного ввоза в РФ и вывоза из нее животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, экологически опасных веществ и товаров и т. д.

Структура и компетенция рассматриваемых органов специального управления определяются законодательством: Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 25 мая 1999 г. 651 и по­ ложениями о соответствующих органах, утвержденными постановлениями Правительства РФ, например, Положением о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды (утв. Пост. Правительства РФ от 26 мая ), Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России (утв. Пост. Правительства РФ от 10 февраля ), Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ (утв. Пост. Правительства РФ от 30 июня ), Постановлением Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» от 19 января 1998 г. и др.

Органы управления РФ в области охраны окружающей среды

Структуры федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции: - Министерство природных ресурсов Российской Федерации; - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; - Федеральное агентство водных ресурсов; - Федеральное агентство лесного хозяйства; - Федеральное агентство по недропользованию; - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; - Федеральное агентство по рыболовству; - Федеральное агентство по сельскому хозяйству; - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Полномочия и специализация названных органов в области охраны окружающей среды и природопользования определяются положениями об этих органах. На региональном уровне субъектами Российской Федерации также могут создаваться специально уполномоченные государственные органы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, полномочия которых закрепляются в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Сведения о министерстве Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края образовано Постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 декабря 2004 года 764 в целях совершенствования государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Министерство является краевым органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление в области рационального природопользования, охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности на территории Ставропольского края.

Постановление Правительства Ставропольского края от 02 июля 2012 г. 221-п ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯПостановление Правительства Ставропольского края от 02 июля 2012 г. 221-п ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Основными задачами министерства являются: проведение на территории Ставропольского края единой государственной политики в сфере рационального природопользования, охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, обеспечения экологической безопасности; осуществление в пределах своей компетенции государственного управления в сфере рационального природопользования, охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, обеспечения экологической безопасности на территории Ставропольского края; осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в сфере недропользования, в области использования и охраны водных объектов, в области охраны атмосферного воздуха, в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий на территории Ставропольского края, в области обращения с отходами, в пределах своей компетенции; осуществление в пределах своей компетенции совместно с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти деятельности по регулированию рационального природопользования, охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, обеспечения экологической безопасности на территории Ставропольского края.

Министр – Хлопянов Андрей Георгиевич Хлопянов Андрей Георгиевич

Первый заместитель министра – Елисеев Андрей Валерьевич

Заместитель министра Ковалева Татьяна Семеновна

Заместитель министра Дегтярев Дмитрий Михайлович

Заместитель министра Гриднев Юрий Иванович

Заместитель министра Григорьева Ольга Викторовна

В ведении министерства находятся подведомственные учреждения: ГБУ СК "Ставропольский центр государственного экологического мониторинга";ГБУ СК "Ставропольский центр государственного экологического мониторинга"; Государственное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края".Государственное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края". Лесничества. Лесхозы.

Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставропольский центр государственного экологического мониторинга» Директор: Шишкилов Сергей Владимирович Заместитель директора: Кострулёв Михаил Иванович Главный бухгалтер: Деменова Елена Александровна Начальник отдела правового, кадрового обеспечения и делопроизводства: Тедорадзе Мераби Исрафилович Начальник отдела регионального кадастра отходов, радиационной безопасности и нормирования: Трощий Виктория Анатольевна Начальник отдела экологического мониторинга: Сычев Виктор Павлович

Государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» Директор: Диреганов Евгений Викторович Заместитель директора: Голубев Андрей Геннадьевич Главный бухгалтер: Набокова Людмила Васильевна Заместитель главного бухгалтера: Акулова Елена Викторовна Бухгалтер: Таирова Альбина Шамильевна Начальник отдела правового, кадрового обеспечения и делопроизводства: Варивода Татьяна Сергеевна Юрисконсульт: Давыдов Никита Алексеевич

Лесничества Государственное учреждение "Бештаугорское лесничество"; Лесничий - Дроздов Сергей Владимирович, тел. (87933) Почтовый адрес: г. Пятигорск, Лермонтовский разъезд, пос. Малинник, ул. Лесная 1 а, Эл. адрес - Государственное учреждение "Георгиевское лесничество"; Лесничий - Петренко Николай Николаевич тел. (87938) Почтовый адрес: п. Фазанный, Кировского района ул. Лесная, дом 2,корпус 1, Эл. адрес Государственное учреждение "Дивенское лесничество"; Лесничий - Щербатюк Валерий Андреевич тел. (86555) Почтовый адрес: Апанасенковский район, с. Дивное, ул. Шоссейная 21, Эл. адрес Государственное учреждение "Ессентукское лесничество"; Лесничий - Кузнецова Надежда Петровна тел. (87934) Почтовый адрес: г. Ессентуки, ул. Кисловодская 55, Эл. адрес - Государственное учреждение "Изобильненское лесничество"; Лесничий - Борисенко Виктор Николаевич тел. (86545) Почтовый адрес: г. Изобильный, ул. Доваторцев 329 Эл. адрес - Государственное учреждение "Калаусское лесничество"; Лесничий - Скрынников Сергей Николаевич тел. (86557) Почтовый адрес: с. Александровское, ул. Элеваторная 3 Эл. адрес - Государственное учреждение "Кисловодское лесничество"; Лесничий - Ярыльченко Юрий Григорьевич тел. (87937) Почтовый адрес: г. Кисловодск, ул. Промышленная 34 Эл. адрес - Государственное учреждение "Курское лесничество"; Лесничий - Соломоненко Николай Николаевич тел. (87964) Почтовый адрес: ст. Курская, ул. Кондратенко 60 Эл. адрес - Государственное учреждение "Невинномысское лесничество"; Лесничий - Ольшанов Владимир Станиславович тел. (86543) Почтовый адрес: г. Невинномысск, ул. Степная 59 Эл. адрес Государственное учреждение "Левокумское лесничество"; Лесничий - Прохоров Василий Васильевич тел. (86554) Почтовый адрес: с. Левокумское, ул. Комарова 3 Эл. адрес - Государственное учреждение "Нижне-Кумское лесничество"; Лесничий - Кабалалиев Владимир Вадимович тел. (86559) Почтовый адрес: г. Зеленокумск, ул. З.Космодемьянской, 20 Эл. адрес - Государственное учреждение "Ставропольское лесничество"; Лесничий - Зенченков Сергей Николаевич тел. (8652) Почтовый адрес: г. Ставрополь Кордон "Столбик" Эл. адрес -

Однако в рамках одного и того же территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения: республиканского, краевого, областного, муниципального ведения или же представляющие исключительно федеральную собственность. Это определяет объем предоставленных полномочий. Например, выдача разрешений на природопользование практически принадлежит всем органам управленческого уровня. Однако каждый раз оно распространяется только на те природные ресурсы, которые находятся, соответственно, в ведении Федерации, субъектов Федерации или местных органов. Согласно данному порядку, разрешение на использование земель, недр, вод, лесов, составляющих федеральные ресурсы, выдаются исполнительным органом Федерации. Такие же права принадлежат краевым, областным органам в отношении природных ресурсов, находящихся в их ведении. Местные исполнительные органы обладают этим правом применительно к ресурсам муниципальной собственности. Конкретные полномочия раскрываются в отраслевых законодательных актах.

Существует также разграничение полномочий в области охраны окружающей природной среды между представительными и исполнительными органами управления. Оно построено на конституционном разделении властей. Представительные органы решают общие вопросы, не требующие исполнительно-распределительных действий. Так, согласно ст. 5 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» всего пять вопросов относятся к исключительной компетенции высшего представительного органа: - определение основных направлений экологической политики; утверждение государственной экологической программы; определение правовых основ регулирования природных отношений; определение полномочий в области охраны окружающей природной среды и порядка организации и деятельности органов управления в данной области; - установление режима в зонах чрезвычайной экологической ситуации и в зонах экологического бедствия.

Также определяется компетенция представительных органов республик в составе РФ (областей), городов и районов. К их ведению относится следующее: - утверждение программ по рациональному использованию и охране окружающей среды; - создание экологических фондов и определение порядка предоставления земельных участков; - объявление на своей территории природных объектов памятниками природы; - принятие решений об образовании и деятельности природоохранных инспекций.

В соответствии с законом о местном самоуправлении городские и районные представительные органы власти имеют следующие полномочия: - разрабатывают порядок охраны и использования природных ресурсов; - запрещают проведение на подведомственной им территории мероприятий, которые могут быть неблагоприятными по своим экологическим последствиям; - выносят решения о прекращении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных или строительных норм на подведомственной территории; - объявляют природные объекты местного значения памятниками природы, если они имеют экологическую, историческую или научную ценность и определяют режим их охраны.

Некоторые полномочия в области охраны окружающей среды принадлежат сельским и поселковым представительным органам: - установление на подведомственной территории порядка и условий размещения предприятий, которые не являются муниципальной собственностью; - остановка строительства или прекращение эксплуатации объектов, если выявлены нарушения экологических и санитарных норм; - запрещение на подведомственной территории проведения мероприятий, ведущих к неблагоприятным экологическим последствиям. При этом последние меры могут осуществляться на основании заключения санэпидемстанции или комитета по охране окружающей природной среды.

Представительные органы в области всех рангов вправе рассматривать и другие вопросы, которые относятся к компетенции исполнительных органов, если на этот счет есть требования населения, депутатов или общественных организаций. В то же время они могут делегировать свои полномочия в области ООПС исполнительным органам власти для решения конкретных вопросов. Например, о приостановлении деятельности предприятия, нарушающего экологические и санитарные нормы, или о запрещении проведения мероприятий, которые являются экологически вредными. Представительные органы могут приостановить решения исполнительных органов власти, если они противоречат экологическим требованиям охраны окружающей среды. В то же время администрация вправе обратиться в суд и обжаловать принятые решения, если она не согласна с мнением представительных органов власти.

Международное сотрудничество в области управления охраной окружающей среды Международное сотрудничество в области управления охраной окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности направлено на заключение и выполнение международных обязательств России, имеющих международный правовой статус, включая многосторонние международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды: Конвенция о биологическом разнообразии (КБР); Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕК); Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция); Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция); Конвенция по охране дикой природы и фауны и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция); Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (с поправками); Конвенция по охране всемирного культурного и природного наследия; Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте; Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и Протоколы к ней; Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных грузов и их удалением; Конвенция о доступе к информации, об участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды; Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием; Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий; Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция); Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер; Рамочная конвенция ООН об изменении климата;

Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой; Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря; Конвенция по защите Черного моря от загрязнения; Соглашение о сохранении белых медведей. Перестройка социально-экономической системы, процесс суверинизации России, денационализация земли и других природных ресурсов вносят непрерывные коррективы в законодательную и нормативно-правовую базу в области управления охраной окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования. В этих условиях разработка и выпуск соответствующих законов и развитие нормативно-правовой базы для реализации задач и стратегии в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития страны являются актуальной задачей.