ФИЛОЛОГИЯ КАК НАУКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Д.С. Лихачев 900igr.net.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская.
Advertisements

Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Методика формирования математических понятий у учащихся 5 – 6 классов Работа учителя математики Максимовой Ж.Н.
Преемственность содержания русского языка и литературы при переходе из начальной школы в основную Корнеева А.Б. Амурский областной ИРО 2013 г.
Наука в современном обществе Лехтман Ульяна 9 А класс.
Назначение ОО БЖД – формирование учащихся мировоззрения и культуры безопасности, адекватных современной эпохе цивилизации Задачи: 1.Ознакомление с особенностями.
НОУ ВПО «Российский Новый Университет» (РосНОУ) ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР.
Текст и язык в парадигмах современного гуманитарного знания: анализ, интерпретация, понимание РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Домашнее задание §1 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 16 письменно. Обществознание: учебник.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Магистерская работа МАГИСТРАНТКИ филологического факультета БГУ кафедры теории и методики преподавания языка и литературы Жук Ольги.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Компьютерная лингвистика как наука. 1. Определения компьютерной лингвистики 2. Компьютерная лингвистика и искусственный интеллект 3. Разделы компьютерной.
М. М. Бахтин Проблема текста в лингвистике, филологии и др. гуманитарных науках Опыт философского анализа (ФРАГМЕНТ) Каплина Ольга и Железнова Александра.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (основная образовательная программа подготовки магистров)
Коммуникация как объект профессиональной деятельности филолога и составляющая подготовки бакалавра и магистра филологии А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав.
Бинарный урок 19 января 2011 года. БИНАРНЫЙ УРОК – учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов одного цикла (или образовательной области)
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Транксрипт:

ФИЛОЛОГИЯ КАК НАУКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Д.С. Лихачев 900igr.net

НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (по М.С. Кагану): 1. Науки о природе – естествознание (или естественные науки). 2. Науки об обществе – обществознание (или социальные науки). 3. Науки о человеке – человекознание (или гуманитарные науки). 4. Науки о культуре – культурология. 5. Науки, обращенные к познанию общих свойств бытия: сущностной-качественных, изучаемых философией, и количественно- структурных, изучаемых математикой.

ФИЛОЛОГИЯ: В ПОИСКАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Филология – это искусство читать, а филолог – это «лучший из читателей: лучший комментатор и критик», «мастер чтения». (Г.О. Винокур) Филология – это наука «быть при тексте», это «служба понимания», которая помогает выполнению одной из главных человеческих задач – «понять другого человека (и другую культуру, другую эпоху), не превращая его ни в «исчислимую» вещь, ни в отражение собственных эмоций». (С.С.Аверинцев)

Ложные пути в понимании филологии (по С.С. Аверинцеву) Соблазн субъективизма или методическое панибратство. Непредвзятость – совесть филологии. Соблазн представления филологии точной наукой. Филология есть строгая наука.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Существование в виде текстов. Имеет диалоговую (творение «на границе двух сознаний» - по М. Бахтину) и смыслополагающую («выразительное и говорящее бытие» - М. Бахтин) природу. Это «мышление в категориях ценности», а не пользы (Л.А. Микешина). Субъективность в познании, единственно доступная форма которого – понимание и интерпретация (С.С. Аверинцев, М.С. Каган). Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и смыслов в предмет гуманитарных наук.

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В любой дисциплине нет ничего более существенного, чем присущий ей способ мышления. Дж. Брунер Профессиональное «недоверие» и беспристрастность: «филология начинается с недоверия к слову» (М.Гаспаров). Внимательность к языковой форме (умение видеть сигналы в тексте). Умение понимать (базовое). Диалогичность мышления.

РЕКОНСТРУКЦИЯ НАЗВАНИЯ Zapominanie Zapominani Zapominan Zapomina Zapomin Zapomi Zapom Zapo Zap Za Z

Акад. В.А. Плунгян о корпусной лингвистике и методике Преподавание русского языка устроено консервативно. Само обучение русскому языку – это обучение правильно писать. Обучения науке о языке в школе не происходит. Необходимо поменять примеры в школьных учебниках. Для овладения языком нужны три вещи: словарь, грамматика и корпус текстов данного языка. Корпус – это собрание текстов в электронном виде, сопровожденное разметкой, независимо от его объема.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ «Новый поворот … что он нам несет?..» Андрей Макаревич Философская антропология Педагогическая антропология Методическая антропология

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ 1. Гуманитарные науки призваны «схватывать» человека в его трехсторонней целостности: био-социо-культурной. Этому отвечают науки естественные, общественные и культурологические. 2. Антропологизация знания в целом есть то же самое, что его гуманитаризация. Сегодня нужна антропологизация знания не только научного, но и учебного.

ДЕЛЕНИЕ НАУК ПРЕДМЕТНАУКИПРАКТИКА Природа ЕстественныеТехника (как преобразование природы) Общество СоциальныеПолитика (как преобразование общества) Культура ГуманитарныеКультуроника (как «практическая надстройка» над науками о культуре)

ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Разрыв порочной ассоциативной цепочки – гуманитарные науки и прошлое (интерпретация и реинтерпретация текстов прошлого). Гуманитарные науки должны научиться работать с будущим. Необходимо сосредоточиться на развитии практического потенциала гуманистки, т.е. на создании трансформативной гуманистки, которая, в отличие от чисто исследовательского подхода, будет строить свои технологии: философские, лингвистические, литературоведческие и т.д.

ТИПЫ РЕАКЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ-ГУМАНИТАРИЯ НА СИТУАЦИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА Углубление своей специализации как традиционный ответ на информационный вызов. Исследование феноменов, которые еще не попали в поле зрения научного сообщества, или тех, литература по которым легко обозрима. Легитимация отказа от фронтального анализа предметного содержания литературы по теме исследования. Переключение с теоретической деятельности на практику. Отказ от критерия новизны как мерила качества выполненной работы.