История философии. Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры зародилась в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае. Философия,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
Advertisements

Этапы развития философской мысли Горбатов В.В.. Содержание Античная философия Средневековая философия Философия Возрождения Философия Нового Времени Философия.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Средневековая философия: патристика и схоластика
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ. План Исторические типы философии Античная философия.
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.
Философские и общественные науки в Средние века, Новое и Новейшее время.
Философия как тип мировоззрения Лекция 1 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии 900igr.net.
§ 3. Философия и общественные науки в Новое и новейшее время.
История философии К.Ф.Н. доцент кафедры философии Фадеева Вера Николаевна.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
Цель занятия - сформировать у студентов представление сформировать у студентов представление об основных идеях философии Средних веков и Возрождения и.
Философия Макиенко Марина Алексеевна. Философия эпохи Средневековья.
ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТЬ. 1. Вставьте пропущенные слова: А. Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних _________ и древних _________.
Философия античности-феномен культуры, созданный великими гениями греков
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Транксрипт:

История философии

Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры зародилась в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае. Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры зародилась в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае. 2

Восточная философия Восточная философия –Философия Индии и Китая. Западная философия Западная философия –Античная философия. –Средневековая христианская философия. –Философия Возрождения. –Философия Нового времени 17 век 17 век философия Просвещения, философия Просвещения, Немецкая классическая философия Немецкая классическая философия –Западная философия века. Русская философия. Русская философия. 3

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Восточная философия Характерные черты Характерные черты –самобытность. –традиционность. –высокий статус философии в обществе. –отношение к философии как образу жизни. 5

Особенности китайской философии: –особая значимость придается истории, книжной учености, социальной активности индивида. –ориентация на самоосуществление в земной жизни, в межчеловеческих отношениях. 6

Источники философского знания: «Книга перемен» («И цзин») 8-4 в до н.э.. «Книга перемен» («И цзин») 8-4 в до н.э.. «Беседы и изречения» («Лунь Юй») - высказывания Конфуция. «Беседы и изречения» («Лунь Юй») - высказывания Конфуция. 7

Особенности индийской философии: религиозность религиозность принятие учения о переселении души принятие учения о переселении души соединяет рационализм и мистицизм соединяет рационализм и мистицизм направлена к внутреннему самоуглублению и духовному восхождению направлена к внутреннему самоуглублению и духовному восхождению 8

Путь передачи философской мудрости Устный, от учителя к ученику, который постепенно приобщается к закрытым первоистокам. Устный, от учителя к ученику, который постепенно приобщается к закрытым первоистокам. Ученик воспринимает не только теорию, но и практические жизненные ориентации, технику самосовершенствования. Ученик воспринимает не только теорию, но и практические жизненные ориентации, технику самосовершенствования. 9

В состав Вед входит четыре больших сборника книг: 1. Ригведа религиозные гимны. 2. Самаведа песни для исполнения обрядов ведизма. 3. Яджурведа - жертвоприношения и формулы заклинания. 4. Ахтирведа о злых духах и методах борьбы с ними. Толкования на Веды - Упанишады. Толкования на Веды - Упанишады. Из толкования Вед и начала свою историю индийская философия 10

Астика (утверждающие) – школы, считают себя наследниками Вед Санкхья Йога Ньяя Вайшешика Миманса Веданта Настика (отрицающие) – не признают авторитет и принципы Вед. Буддизм Джайнизм Локаята 11

Задачи философии в Индии: понять строение мира и человека понять строение мира и человека выявить ценность каждого из пластов существования выявить ценность каждого из пластов существования найти путь к освобождению (мокша, нирвана). найти путь к освобождению (мокша, нирвана). 12

Этапы развития европейской философии : АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ VI в. до н.э.- V в. н.э. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ IVXIV вв. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ XIV – XVI вв. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ XVII-XIX вв. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ VIII в. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ XX –XXI вв. 13

Античная философия (VII –VI в. до н.э. - V в. н.э.) Отличается от древних восточных философских систем и является, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Отличается от древних восточных философских систем и является, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Ее творцы древние греки и древние римляне. Ее творцы древние греки и древние римляне. 14

Философское знание Древней Греции сложилось в результате синтеза: –традиций востока –собственной мифологии –искусства –начала наук 15

Особенности античной философии: Космоцентризм – стремление найти единую космическую первооснову, которая связывала бы все в мире между собой и одновременно с человеком. Созерцательность – тип философствования. Объективизм - доминирует направленность от вселенной к человеку, субъект (человек) никогда не ставиться выше объекта (космоса). Пантеизм – космос абсолютен, божественен, а отдельные боги воплощение космоса или природы. Фатализм – судьба как выражение космической необходимости, которая подчиняет себе богов и человека. 16

Основные философы Натурфилософы VII-V вв. до н.э. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Пифагор, Парменид, Демокрит Расцвет античной философии V-IV вв. до н. э. Сократ Платон Аристотель Эллинистический период Эпикурейцы, киники, скептики, стоики,

Важнейшие принципы : теоцентризм – тип мировоззрения, в основе которого лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. теоцентризм – тип мировоззрения, в основе которого лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. креационизм креационизм провиденциализм – бог управляет миром, исполнение божественного предопределения. провиденциализм – бог управляет миром, исполнение божественного предопределения. принцип откровения – бог открывает человеку свою волю, истины бытия. принцип откровения – бог открывает человеку свою волю, истины бытия. 19

Патристика I-II в. - VIII в. 20 Августин Аврелий (354 – 430 г ) - учения «отцов церкви», христианских мыслителей. Задача патристики создание и распространение христианского философского учения создание и распространение христианского философского учения греко-византийская (Ориген и др.) греко-византийская (Ориген и др.) латинская (Августин, Боэций, Тертуллиан и др.). латинская (Августин, Боэций, Тертуллиан и др.).

Схоластика (IX – XIV вв.) от греч. schole - логический прием обоснования - соединение догматических установок и рационалистической стратегии их обоснования Цель схоластики: С помощью философских методов объяснить и доказать христианское учение Комментаторство Комментаторство Дидактизм Дидактизм Петр Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Бонавентура, Уильям Оккам 21

Развитие естествознания повлияло на философию эпохи Возрождения: географические открытия (Х.Колумб, Ф.Магеллан) географические открытия (Х.Колумб, Ф.Магеллан) астрономия (Дж.Бруно, Н.Коперник, Галилей) астрономия (Дж.Бруно, Н.Коперник, Галилей) механика (Леонардо да Винчи) механика (Леонардо да Винчи) медицина (Парацельс) медицина (Парацельс) художественная деятельность (Фр.Петрарка, Данте, Аллигери, Рабле ) художественная деятельность (Фр.Петрарка, Данте, Аллигери, Рабле ) образование городов-государств образование городов-государств 22

не Космос античности не Бог средневековья а человек В центре возрожденческого мировоззрения оказывается уже... 23

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (фр. renaissance - возрождение ) вв. Антропоцентризм Антропоцентризм Пантеизм Пантеизм Гуманизм Гуманизм 24 24

Итоги Возрождения Гуманизм – возвышение человека как главной ценности мира. Гуманизм – возвышение человека как главной ценности мира. Секуляризация - высвобождение науки от религиозного влияния Секуляризация - высвобождение науки от религиозного влияния Развитие научно-технической мысли. Развитие научно-технической мысли. Концепции идеальных утопических государств. Концепции идеальных утопических государств. Провозглашены принципы веротерпимости Провозглашены принципы веротерпимости 25

Философия Нового времени: общая характеристика Высокая роль науки Высокая роль науки Механистическая научная картина мира Механистическая научная картина мира Предмет - проблемы познания Предмет - проблемы познания Метод познания – метафизический Метод познания – метафизический Социальный оптимизм Социальный оптимизм 26

РАЦИОНАЛИЗМЭМПИРИЗМ Р. Декарт Б. Спиноза Г.Лейбниц Фр.Бэкон Т.Гоббс Дж. Локк Основным источником знания считает мысли и понятия, присущие человеку от рождения или в виде задатков. В разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; Чувства и опыт - источники знания, а разум – лишь систематизатор данных, полученных путем опыта. 27

Ф.Бэкон ( ) Родоначальник эмпиризма «Новый Органон» «Новая Атлантида» «Знание - сила»

Р.Декарт ( ) ПРИНЦИП ТОТАЛЬНОГО СОМНЕНИЯ Предел сомнения – само мышление Ego cogito ergo sum

Просвещение Просвещение – особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в 18 веке. Просвещение – особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в 18 веке. 30

Характерные черты: антифеодальная направленность антифеодальная направленность стремление создать программу социальных преобразований стремление создать программу социальных преобразований сформировать новый идеал человека. сформировать новый идеал человека. 31

Особенности эпохи Все просветители стремились воздействовать на общество, изменив массовое сознание, "мнения". Все просветители стремились воздействовать на общество, изменив массовое сознание, "мнения". МНЕНИЕ ПРАВИТ МИРОМ, говорили Вольтер, К.Гельвеций и Ш.Монтескье. МНЕНИЕ ПРАВИТ МИРОМ, говорили Вольтер, К.Гельвеций и Ш.Монтескье.

МНЕНИЕ ПРАВИТ МИРОМ Воспитатели Мировоззрение правителей Законы государства Общественная среда

Основные идеи: 1. Идея «Естественного человека»; 2. Становление новых общественных отношений; 3. Идея прогресса; 4. Энциклопедизм. Жан Жак Руссо ( ).

Немецкая классическая философия к. XVIII – сер.XIX века. Предмет НКФ – культура Создание диалектики; Создание диалектики; Взаимодействие Я и культуры = понятие деятельности; Взаимодействие Я и культуры = понятие деятельности; Цель НКФ – трансформировать философию в науку Принцип НКФ – самосознание.

Иммануил Кант ( ) Родоначальник НКФ Что я могу знать? Что я могу знать? Что я должен делать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? На что я могу надеяться? 36 «О том, каковы вещи сами по себе, мы ничего не знаем. Мы знаем лишь явления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства».

Главные идеи философии Нового времени: Учение Бэкона. Учение Бэкона. Учение Декарта. Учение Декарта. философия права, включающая в себя философия права, включающая в себя –концепцию свободы, –теорию гражданского общества, –теорию правового государства. –теорию общественного договора –теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; –начало теории парламентской демократии «Декларация прав и свобод человека и гражданина» «Декларация прав и свобод человека и гражданина» Концепция религиозной веротерпимости. Концепция религиозной веротерпимости. Немецкая классическая философия. Немецкая классическая философия. 37

Современная западная философия К современной философии относятся философские учения, которые начали формироваться в конце 19 века. К современной философии относятся философские учения, которые начали формироваться в конце 19 века. 38

Характеристики современной западной философии: отход от рационального и переход к плюралистическому и толерантному философствованию. отход от рационального и переход к плюралистическому и толерантному философствованию. появление новых проблем - возникают новые философские направления. появление новых проблем - возникают новые философские направления. философия освобождается от идеологического прессинга философия освобождается от идеологического прессинга поворот философии к исследованию сущности и существования человека, опираясь на западную и восточную философию. поворот философии к исследованию сущности и существования человека, опираясь на западную и восточную философию. 39

Современная философия Сциентизм выражает абсолютное доверие науке: МАРКСИЗМ (К.Маркс, Ф.Энгельс) МАРКСИЗМ (К.Маркс, Ф.Энгельс) ПОЗИТИВИЗМ (О.Конт, Д.Милль, Г.Спенсер) ПОЗИТИВИЗМ (О.Конт, Д.Милль, Г.Спенсер) ПРАГМАТИЗМ (Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж. Дьюи) ПРАГМАТИЗМ (Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж. Дьюи) Антисциентизм выступает против науки и разума, считая, что они ограничивают человека: ИРРАЦИОНАЛИЗМ ИРРАЦИОНАЛИЗМ (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор,) «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ» «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ» (Фр.Ницше, В.Дильтей, А.Бергсон) ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (М.Хайдеггер, Н.Бердяев, Л.Шестов, К.Ясперс, Ж.Сартр) 40

К. Маркс ( ) Философия для Маркса не способ удовлетворения собственной любознательности или форма самоутверждения, а путь к разумному переустройству мира, путь к практике. 41 Основные работы: «Экономико-философские рукописи», «Тезисы о Фейербахе», «Нищета философии», «Капитал».

Государство Религия Искусство Наука Образ мышления Производственные отношения Производительные силы 42 Базис Надстройка Модель общества К. Маркса

«Цель человеческого развития - свобода, свобода каждого, а «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Соч., т. 4, с ) Не может быть свободного государства, свободного общества, свободного класса. Может быть только свободный индивид. А он таковым станет, если ему будут служить и общество, и государство, и класс. Они должны быть так организованы, чтобы обеспечить любому человеку возможность освоения богатства культуры и реализации своих потенций. Не может быть свободного государства, свободного общества, свободного класса. Может быть только свободный индивид. А он таковым станет, если ему будут служить и общество, и государство, и класс. Они должны быть так организованы, чтобы обеспечить любому человеку возможность освоения богатства культуры и реализации своих потенций. 43

Ф. Ницше ( ) Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма; крайний скептик; нигилист; Основоположник «Философии жизни» Труды: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Воля к власти» и др. 44 «Бог мертв» «Вера спасает, следовательно она лжет »

Феноменология Это дисциплина, описывающая сущностные характеристики сознания. «Философия как строгая наука» «Философия как строгая наука» Лозунг «Назад к вещам!» Лозунг «Назад к вещам!» Феномен – объект для сознания 45 Э. Гуссерль ( )

Психоанализ Анализ бессознательного Инстинкты: Либидо (созидания) Либидо (созидания) Тонатос (разрушение) Тонатос (разрушение)Последователи: К.Г. Юнг (архетип) Э.Фромм (бегство от свободы) 46 З. Фрейд ( )

Экзистенциализм Экзистенция определяется как бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Экзистенция определяется как бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Структура экзистенции - набор модусов человеческого существования. Структура экзистенции - набор модусов человеческого существования. Модусы экзистенции определяются через смерть, как способ соприкосновения с ничто. : забота, забота, страх, страх, решимость, решимость, совесть совесть 47

Отчуждение Ж.Сартра Современный индивид - отчуждённое существо, его индивидуальность: стандартизована стандартизована подчинена различным социальным институтам подчинена различным социальным институтам лишена способности творить свою историю лишена способности творить свою историю 48 «Человек осужден быть свободным»

Герменевтика Философская теория понимания, исходной является ситуация неясности текста. Философская теория понимания, исходной является ситуация неясности текста. Главным является вопрос: что такое понимание. Главным является вопрос: что такое понимание. Процесс понимания описывается как движение по герменевтическому кругу от целого к части и наоборот. Представители: В.Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, Ю.Хабермас. Представители: В.Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, Ю.Хабермас. 49

Постмодернизм Ж. Лакан, Ж. Деррида, Ж. Делез, М.Фуко, У. Эко Познание мира через знаково- символический анализ Познание мира через знаково- символический анализ Критика метафизики Критика метафизики Гетерогенность (множественность) Гетерогенность (множественность) Деконструкция - понимание посредством разрушения стереотипа или включение в новый Деконструкция - понимание посредством разрушения стереотипа или включение в новый 50

Основные идеи: Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции освобождении смысла, путем инверсии базовых понятий, которыми проникнута вся культура. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции освобождении смысла, путем инверсии базовых понятий, которыми проникнута вся культура. «Больше хаоса!» - призыв постмодернистов «Больше хаоса!» - призыв постмодернистов 51

эпоха Представителипредмет Античность Фалес, Демокрит, Гераклит, Пифагор, Парменид, Сократ, Платон, Аристотель Поиски первоначала, природа, благо Средневековье Тертуллиан, А.Аврелий, П.Абеляр, Ф.Аквинский Бог, вера Возрождение Н.Кузанский, М.Монтень, Дж.Бруно, Н.Макиавелли, Г.Галилей Человек, природа и общество Новое Время Фр.Бэкон, Дж.Локк, Р.Декарт, Д.Юм Познание Просвещение Вольтер, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо И.Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель Образование и самосознание 19 в.К.Маркс А.Шопенгауэр, Фр.Ницше, З.Фрейд Развитие общества Иррациональное вв.Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Г. Гадамер, Ю.Хабермас, …… Язык, телесность, знаки, символы, человек, наука, техника…… 52

Задание: Прокомментируйте слова Ф.Ницше: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего или для чего?» 53