Ф ОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Дьячковская Галина Семёновна Учитель русского языка и литературы ГКОУ РС(Я) «РС(К)Ш-И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Advertisements

« Коммуникативная деятельность – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Полтавский лицей» Система учебников «Начальная школа 21 века» 1 класс Урок обучения грамоте Тема урока: «Знакомство.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Белых Н.Г.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Коммуникативные универсальные действия Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных.
Учитель английского языка МАОУ СОШ 40 З.К. Аптинеева.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
«Использование учебных игровых ситуаций для формирования учебных действий у младших школьников в рамках ФГОС второго поколения» Учитель МБОУ СОШ 2 г Голицыно.
Использование интерактивных образовательных ресурсов для формирования универсальных учебных действий в условиях ФГОС второго поколения учитель начальных.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Формирование универсальных учебных действий.. Школа должна ребёнка: «научить учиться» «научить жить» «научить жить вместе» «научить работать и зарабатывать»
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

Ф ОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Дьячковская Галина Семёновна Учитель русского языка и литературы ГКОУ РС(Я) «РС(К)Ш-И 5 вида

А КТУАЛЬНОСТЬ Коммуникативные УУД наиболее важные для формирования умения учиться, для дальнейшей социализации выпускника.

О БЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Коммуникативные УУД как способность к саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся.

П РЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Приёмы формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в 5 – 10 классах речевой школы

Ц ЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ : Роль коммуникативных УУД в формировании метапредметных результатов обучения

З АДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Определить методические приёмы развития коммуникативных ууд для учащихся классов коррекционной школы

Г ИПОТЕЗА При развитии коммуникативных универсальных ученических действий на уроках русского языка и литературы ученики научатся сотрудничать во взаимодействии и взаиморазвитии, что найдёт отражение в результативности ученической деятельности.

К ОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 8

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ : совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности».

Коммуника тивные Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Контроль, коррекция, оценка действий партнера Умение полно и ясно выражать свои мысли Владение монологической и диалогической формами речи

ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Во время проведения уроков русского языка к числу эффективных технологий можно отнести технологии работы в группах (пары, группы сменного состава и т.д.) Технология обучения в группах позволяет создавать на уроке необходимые речевые ситуации, что способствует формированию коммуникативной компетенции школьников.

Г РУППОВАЯ РАБОТА Смысл групповой работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.

П ОЛИЛОГОВЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ 6) В любое задание включаю элементы творчества, соавторства. Задание содержит слова на выбор, по вкусу, как тебе хочется и т. д. 7) Использую на уроках работу детей в малых группах. Интерактивность (открытость к общению) обретает сегодня особое значение. Интерактивное обучение создает полилог новые формы общения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Это мощный двигатель познавательного процесса.

Р АБОТА В ПАРАХ Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Использование парной формы работы позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ Взаимоопрос. Организация работы в группах. "Да" и "Нет" говорите. Советуйтесь

И ГРАЯ, ЗАПОМИНАЕМ Игровой тренинг: 1. Продолжи пословицу. 2. Запомни слова на правило. 3. «Запоминаем, рисуя». 4. «Похвали друга». Игра с мячиками. 5. «Словарные слова, распределённые тематически».

С ИСТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СЛОВАРЁМ Помогает в формировании коммуникативной компетенции работа со словарём, когда ученики учатся находить дополнительные лексические значения слов, включая их в активный лексический запас или уточняя лексическое значение уже знакомых слов.

Л ЕКСИКО - СЕМАНТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ. при изучении новых слов: сделать карточку с толкованием слова и его изображением, возможны другие варианты: зашифровать слова виде ребусов, создать кроссворд с использование словарных слов, формулирование вопросов к кроссворду тоже позволяет ввести слово в речь ребёнка и научит грамотно его использовать. Как правило, данные задания предлагаются детям на выбор, что опять-таки подразумевает необходимость выбора, принятия решения и ответственности ребёнком. А это составная часть коммуникативной компетенции.

Обогащать речь учащихся, расширяя словарный запас, усиливая её образность и выразительность. Прививать навыки работы со словарями, давать представление об их многообразии и специальной направленности, знакомить со словарями различных авторов. Формы работы с упражнениями разнообразны: простое чтение, выборочное (по заданию учителя), комментированное чтение, письменное объяснение определённых слов, включение их в словосочетания и предложения, составление синтаксических конструкций заданной структуры (например, предложений с однородными членами) и т. п.

Т ОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИКАЗАТЬ, -ажур, -ажешь; -азанный; совершенный вид 1. кому с неопр. То же, что велеть. Приказать повиноваться. Отец приказал смотреть за домом. Как прикажете понимать ваши слова? (что вы хотите сказать, как нужно вас понимать?). Как прикажете (как вам будет угодно, как скажете).велеть 2. что и с неопр. Отдать приказ, приказание. Приказать наступать (наступление). 3. кого- что кому. То же, что завещать (устар. и прост.). Приказать дам жене. Приказать долго жить (устар.) умереть. Что прикажешь (прикажете) делать! (разговорное) ничего не поделать, что поделать (поделаете). || носов. приказывать, -аю, - даешь.завещать

З НАЧЕНИЕ СЛОВА ГОРЕТЬ В СЛОВАРЕ Д АЛЯ. Гореть нарывать или гореть, заниматься и истребляться огнем, в знач. возвр. и страд. пылать, пламенеть; тлеть без пламени; загореться, сгореть. | Ярко светить; блестеть. Свеча горит; дрова горят, зажжены, объяты пламенем. Эти дрова не горят, сыры, гнилы, не загораются, не хотят гореть. Мы горим, дом наш горит. Кто не гарываль, беды не знавал. Огонь не горит в печи, нет огня. У него глаза как жар горят. Пуговицы так и горят. Ни светило, ни горело, да вдруг и припекло. Гореть страстью, желанием, нетерпеливо чего хотеть, жаждать. Гореть, в игре горелки, водить, быть на череде, ловить. Кто горит (в горелках), не зевает. На нем все как на огне горит, скоро обнашивается, не бережлив. У нею всякое дело горит, кипит, скоро поспевает. У нее щеки горят, разгорелись, кровь вступила в лицо. Навоз в куче изгорает, перегорает. Свеча нагорела. Фитиль надгорел. Обгорелый лес. Ручка отгорела. Столбы подгорели. Щи пригорели. Платье прогоркло. Щеки разгорелись. Я угорел в бане. Горение ср. гармуж. состояние по глаг., тление, пылание, пламенение, состояние истребляемого огнем. Горелкажен., южн. простое хлебное, горячее вино, водка. Уродился детина кровь с молоком, да черт горелки подавил. Собравши (или разложа) тарелки, да по чарке горелки. возвр.страд.ср.муж.по глаг.жен.южн.

З НАЧЕНИЕ СЛОВА ГОРЕТЬ В СЛОВАРЕ Д АЛЯ. | Рожок или трубочка с горящим газом или спиртом. Спиртовый светец с тремя горелками. Горелки мн. горелышки, игра, где становятся столбцом подвое, а одиночка впереди горит, т. е. ловит разбегающуюся врознь заднюю чету, и поймав одного, становится с ним в голову столбца, а одинокий за него горит. При этом идет такой разговор: "Горю, горю пень". Чего горишь? "Девки хочу". Какой? "Молодой". А любишь? "Люблю". Черевички купишь? "Куплю". Прощай, дружок, не попадайся! Горельник муж. горели жен. гаревой ср. гарь жен. гари мн. г арник муж., собир.выгоревший или с умыслу выжженный лес, пожарище в лесу. Гарь и горели вообще все горелое, пережженное или выжженное огнем; пепелище, пожарище, чищоба. Гари также молодая поросль, по горелому месту. Горелый, сгоревший, перегоревший, недогоревший; | теплый, слежавшийся, прелый, затхлый. Горелое место, гарь. Пахнет горелым. Человек горелый, погорелый. Горелый хлеб, мука, кожи. Горелые чады,мн.муж.жен.ср.жен.мн.муж.собир.

Горение ср. гармуж. состояние по глаг., тление, пылание, пламенение, состояние истребляемого огнем. Горелкажен., южн. простое хлебное, горячее вино, водка. Уродился детина кровь с молоком, да черт горелки подавил. Собравши (или разложа) тарелки, да по чарке горелки. | Рожок или трубочка с горящим газом или спиртом. Спиртовый светец с тремя горелками. Горелки мн. горелышки, игра, где становятся столбцом подвое, а одиночка впереди горит, т. е. ловит разбегающуюся врознь заднюю чету, и поймав одного, становится с ним в голову столбца, а одинокий за него горит. При этом идет такой разговор: "Горю, горю пень". Чего горишь? "Девки хочу". Какой? "Молодой". А любишь? "Люблю". Черевички купишь? "Куплю". Прощай, дружок, не попадайся!ср.муж.по глаг.жен.южн.мн.

В ИДЫ СОЧИНЕНИЙ Хорошо развивают речь такие виды сочинений, как сочинения, по заданному началу и концу; Сочинения - миниатюры с разными вариантами исполнения: может быть дана одна тема, дети должны создать текст в произвольном направлении. Могут быть даны опорные слова - тему формулируют учащиеся; может быть дан вывод - весь текст, подводящий к данному выводу, создают самостоятельно дети. - эссе.

М Ы ПИШЕМ ЭССЕ

А.С. П УШКИН И СЛОВАРНАЯ РАБОТА Изучение творчества А.С. Пушкина предоставляет нам прекрасный материал для углублённой словарной работы, которая расширяет умственный потенциал, обогащает духовно, приближает нас к библейским ценностям. Следует учесть, что современным детям непонятны значения многих слов из произведений классической литературы. Так, например, пятиклассники не могли объяснить значения слов из поэмы «Руслан и Людмила»: лукоморье, леший, русалка, на неведомых дорожках, невиданных зверей, дол, мимоходом, ступа, лампада, смекнул, надменный и много других слов. После неоднократной словарной работы над этими словами учащиеся сумели объяснить значения почти всех слов.

Т РИ " ПАМЯТНИКА " В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Класс делится на три группы. Каждая группа должна представить поэта и его оду ( задание, подготовленное дома): Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравним художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.

П ЛАН АНАЛИЗА ( ЕДИНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ) 1. Выразительно прочитайте стихотворение. 2. Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении? 3. Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия? 4. С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?

К ВИНТ Г ОРАЦИЙ Ф ЛАКК Сравнивая «Памятники», можно заметить, что со временем поэты всё больше ценят высокие человеческие чувства. Гораций видел свою заслугу в том, что писал лирические стихи, то есть изображал простые, но благородные чувства: любовь, дружбу, любование природой, уважение к человеку. Державин ценил в своём творчестве правдивость и честность.

Р АСШИРЯЕМ СЛОВАРЬ Объяснить значение этих слов: ( аквилон – северо-восточный ветер; Авфид – река в Италии на родине Горация; стихи эольски – образцовые, древнегреческие; Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов; муза – богиня, покровительница наук и искусства; Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом).

М.В.Л ОМОНОСОВ В 1747 году М.В.Ломоносов переводит стихотворение Горация с латинского на русский язык. Свою задачу при этом Ломоносов видел в том, чтобы как можно точнее передать содержание оригинала, поэтому никаких собственных добавлений к латинскому источнику русский поэт- переводчик не вносил

Г. Р. Д ЕРЖАВИН В 1795 году к Горациеву стихотворению обратился другой русский поэт - Г.Р.Державин. Но уже во второй строфе Державин отступает от римского оригинала и говорит о роде славян, которые вечно будут помнить о нём. Русский поэт, как и Гораций, подчёркивает, что сам добился своей славы, так как происходит из безвестного рода.

А.С. П УШКИН «П АМЯТНИК » Пушкин ставит себе в заслугу, что не просто воспевал добрые чувства, но прививал их соотечественникам в своё «жестокое» время. Брюсов уверен: если «о друге с дружбой» говорить, твоя поэзия будет понятна всем.

Р АСШИРЯЕМ СЛОВАРЬ Подбор слов, интонация отличаются торжественностью, возвышенностью, благодаря славянизмам: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык (т.е. народ), велению и другие. По интонации Памятник представляет собой торжественную речь народного поэта- гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие). нерукотворный памятник, который выше Александрийского столпа, т.е. колоны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге).

СЕРАФИМЫ БЫЛИ АНГЕЛАМИ, СТОЯВШИМИ ВОКРУГ Б ОГА. Единственное упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи; они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский: Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!Книге Пророка Исайи «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.»

П УШКИНСКИЙ П РОРОК вдохновлен строками пророка Исайи и потому его шестикрылый серафим – библейский. Цитата из Исайи: горе мне, погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, И коснулся уст моих, и сказал: вот это коснулось уст твоих, и беззаконие удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. (Исайя 6: 1-9)

«В ОССТАНЬ, ПРОРОК …» Другой повторяющися мотив, который есть и у Пушкина – бессилие пророка после принятия миссии. Каждый раз требуется специальное действие, или хотя бы повелевающее слово посланника, или, наконец, самого Посылающего, чтобы пророк обрел новую силу, встал и пошел. У Пушкина: Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк…»

С ИМВОЛЫ А.И.С ОЛЖЕНИЦЫНА Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой: образы- символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Не стоит село без праведника». Да и само название «Матренин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены - то пристанище, которое обретает, наконец, в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне». Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира.

С ОВЕСТЬ - ( ГРЕЧ. SYNEIDESIS, ЛАТ. CONSCIENTIA ) - 1) Совесть - - категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. 2) Совесть - (греч. syneidesis, лат. conscientia) - обычно трактуется как способность человека различать добро и зло, как внутренний голос, говорящий нам о нравственной правде, о высших ценностях, о нашем достоинстве. Человек не просто "имеет совесть ", но "сам есть совесть" (С.Фейджин).

М ОНИТОРИНГ

Н ЕОБХОДИМА ДИАГНОСТИКА стремление выслушать собеседника способность легко высказывать своё мнение, чувствуя себя при этом свободно комфорность (склонность принимать требования, если они не отвечают интересам ребёнка)

П РЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ Результаты показали, что качество работ заметно повысилось на протяжении всего периода диагностики выше в среднем на 30 – 50 % осенних результатов, что показывает целесообразность и продуктивность работы по развитию речи, проводимой мной. Кроме того ведётся наблюдение за изменениями в общении учащихся по следующим критериям: стремление и умение выслушать собеседника; способность легко высказывать своё мнение, чувствуя себя при этом свободно; терпимость к «особенным» детям; толерантность к окружающим детям и взрослым.

П РЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ В экспериментальном классе дети делятся на 2 группы: 1 группа: три мальчика и девочка, которые поддерживают дружеские отношения, 2 группа: девочка и мальчик, которые пришли в данный класс после окончания начального класса, по национальному признаку и неприятию двух детей из первой группы; особняком стоит 1 мальчик, которого не принимает ни одна из групп из-за особенностей поведения и одностороннего общения. Результаты наблюдений показывают, что дети после полугода работы над формированием коммуникативных УУД стали более терпимыми друг к другу, гибкими в плане общения, толерантными, уменьшилось количество конфликтов. Работа продолжается, итоги подведём на следующий год, в 10 классе при выпуске из школы.

П ОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В экспериментальном классе дети делятся на 2 группы: 1 группа: три мальчика и девочка, которые поддерживают дружеские отношения, 2 группа: девочка и мальчик, которые пришли в данный класс после окончания начального класса, по национальному признаку и неприятию двух детей из первой группы; особняком стоит 1 мальчик, которого не принимает ни одна из групп из-за особенностей поведения и одностороннего общения. Результаты наблюдений показывают, что дети после полугода работы над формированием коммуникативных УУД стали более терпимыми друг к другу, гибкими в плане общения, толерантными, уменьшилось количество конфликтов. Работа продолжается, итоги подведём на следующий год, в 10 классе при выпуске из школы.

И ТОГ РАБОТЫ Целенаправленная и планомерная работа по активизации лексической работы на уроках русского языка и литературы позволяет решить ряд задач: повысить практическую грамотность учащихся; способствовать усвоению произносительных и грамматических норм, стилевых особенностей сочетаемости тех или иных лексических единиц; организовать создание учащимися собственных текстов и их редактирование; повысить коммуникативную компетенцию учащихся при подготовке к итоговой аттестации.