СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Содержание образования - социально-ориентированная и педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Advertisements

Содержание образования. Содержание образования один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Концепция подготовки бакалавров педагогического профиля к реализации ФГОС общего образования Китайгородский Михаил Дмитриевич проректор Коми ГПИ
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Рабочая программа как способ организации деятельности педагога Востокова С.Н., зам. директора по организационно- правовым вопросам и аналитико-прогностической.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Среднее(полное) общее образование проект.
Примерный учебный план среднего общего образования.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
М. Л. Лазарева, директор школы МОУ СОШ 1 г.п.п.Чистые Боры Проектирование основной образовательной программы начального общего образования на основе требований.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Транксрипт:

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание образования - социально-ориентированная и педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений знаний умений и навыков опыта творческой деятельности опыта эмоционально-ценностных отношений Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек - это человек знающий, развитый и воспитанный.

Содержание об­разования то отстает от современного состояния науки, то оказывает­ся перегруженным, то искажает характер формирования школьника. Все это требует обстоятельной разработки научно- педагогических основ содержания образования. В истории педагогики наиболее извес­тны теории формального и материального образования

Сторонники теории формального образования (17-20 вв - Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся яв­ляется изучение языков, особенно древних - латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое классическое образо­вание. Й.Г.Песталоцци Дж.Локк Иммануил Кант И.Ф. Гербарт

Сторонники теории материального образования ( вв. Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной естествен­нонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержа­ния образования служит степень его утилитарной пригодности для жи­зни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так на­ зываемое реальное образование. Герберт Спенсер

Эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов). Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть домини­рующей целью школы: целью является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития. Школа должна не только обогащать зна­ ниями, но и развивать индивидуальные способности детей.

Широкое распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические (pragma - действие, практи­ка) идеи по вопросам содержания образования (Джон Дьюи, У. Кил­патрик): необходимо положить в основу школьного образования раз­витие практического опыта детей, вооружить их прикладными умения­ми и навыками в различных видах деятельности. Эта концепция не по­лучила поддержки, так как несмотря на явную привлекательность ее для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования.

Содержание образования рассматривается как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. Осуществляемое в процессе обучения содержание обра­зования призвано обеспечить: передачу и освоение подрастающим по­колением социального опыта старших поколений, содержания социа­льной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования: знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах дея­тельности; опыт осуществления известных способов деятельности; опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных; опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятель­ности человека, его проявление в отношении к окружающему миру. индивидуальный способ существования человека, способствовать развитию у него всех основных сфер и дол­жно включать: систему педагогических средств, направленных на развитие ин­теллектуальной и других сфер; систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с об­ществом, то есть способствующих процессу социализации личности.

Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить? Что развивать и воспитывать?

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». от N 273-ФЗ (ред. от ) (с изм. и доп., вступ. в силу с )

ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ Образование подразделяется на: общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование) профессиональное образование (среднее профессиональное образование, высшее образование) дополнительное образование (дополнительное образование детей, дополнительное профессиональное образование ) профессиональное обучение Общее и профессиональное образование реализуются по уровням образования Уровень образования # образовательный ценз

ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (образование – основной вид деятельности): дошкольные образовательные организации общеобразовательные организации профессиональные образовательные организации образовательные организации высшего образования организации дополнительного образования организации дополнительного профессионального образования ОРГАНИЗАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ (образование – дополнительный вид деятельности): научные организации организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых организации, осуществляющие социальное обслуживание ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (до ): дошкольные общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования дополнительного образования взрослых специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дополнительного образования детей другие ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ дошкольная образовательная организация общеобразовательная организация профессиональная образовательная организация образовательная организация высшего образования организация дополнительного образования организация дополнительного профессионального образования

Документы, регламентирующие содержание образования: -Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС); -учебные планы; -учебные программы; - учебная литература.

федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные воз­можности для получения образования, стимулировать достижения ка­ ждым из них более высокого результата и на этой основе индивидуа­лизировать обучение. Являясь государственной нормой образован­но­ сти, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.

Представление стандарта образования содержится в базисном учебном плане (БУП), который обязателен для использования всеми общеобразовательными учреждениями России. В структуре учебного плана выделяются: а)инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение и к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам; б)вариативная часть, обеспечивающая также индивидуальный ха­рактер развития школьников, учитывающая их индивидуальные и лич­ностные особенности. Инвариантная и вариативная части не являются полностью неза­ висимыми. Они пересекаются.

Учебная (образовательная) программа - нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету, а также последовательность изучения тем и время, отводимое на их изучение. Учебные программы подразделяются на типовые и рабочие. Типовые программы утверждаются Министерством образования и имеют рекомендательный характер. Рабочие – те, по которым фактически работает школа. Рабочие программы разрабатываются на основе типовых программ и образовательного стандарта; они утверждаются педагогическим советом школы.

К учебной литературе относятся: учебники, учебные пособия и учебно-методические пособия. В учебной литературе содержание образования раскрывается наиболее подробно, а также содержатся рекомендации и дидактические средства, обеспечивающие его усвоение. Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине, в которой излагается система базовых знаний в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, с учётом особенностей возрастного развития детей и особенностей методики преподавания данного предмета в школе. Содержание учебника должно полностью раскрывать типовую программу, а его название – соответствовать названию предмета.

Учебное пособие – учебная книга, являющаяся дополнением к учебнику. В отличие от учебника, учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь её часть, включать не только общепризнанные знания и положения, но и пока не подтверждённые гипотезы, различные мнения. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы и т.п. Учебно-методическое пособие – учебное издание по методике преподавания какой-либо дисциплины или её части. Эта учебная литература адресована учителям.

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ организация образовательного процесса на основе системно- деятельностного подхода формирование социокультурной образовательной среды школы обеспечение формирования универсальных учебных действий введение интегрированных предметов (мета предметов) непрерывное обновление содержания при сохранении фундаментальных основ знаний обеспечение индивидуализации процесса обучения Развитие образования и науки, экономики и социальной сферы возможно только на междисциплинарной основе (конвергенции знаний), взаимодействии науки и технологий

Социокультурная образовательная среда школы - основа здоровой социокультурной среды общества

22 Комплекс средств обучения Современные образовательные технологии (on-line, off-line) Система управления школой (организационные и финансово-экономические механизмы ) Методическая поддержка Учебно-методические комплексы Основная образовательная программа Комплекс курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовк и Формирование и развитие УУД Проектная и учебно- исследовательская деятельность Развитие критического мышления Духовно- нравственное воспитание и др. Формирование ИКТ- компетенций СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ

Дополнительные курсы по выбору обучающихся, предлагаемые школой (Астрономия, Искусство, Технология, Психология Дизайн и др.) ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ ФИЛОЛОГИЯ Русский язык и литература Родной (нерусский) язык и литература ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ Иностранный язык Второй иностранный язык ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Россия в мире Обществознание История География Право Экономика МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА Математика : алгебра и начала математического анализа, геометрия Информатика ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Еествознание Физика Химия Биология Экология ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОБЖ ОБЖ Физическая культура Учебные предметы изучаются на базовом или углубленном уровне

ВВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КУРСОВ Интегрированные курсы: обеспечивают конвергенцию основ естественнонаучного, математического и гуманитарного знания реализуют принципы организации деятельностного подхода в образовании формируют виды и способы деятельности, необходимые для понимания обучающимся взаимосвязи процессов, происходящих в быстроменяющимся мире, самоопределения, эффективной деятельности, формирования активной гражданской позиции

ОБЩИЕ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРЕДМЕТЫ Русский язык и литература Математика История (или Россия в мире) Иностранный язык ОБЖ Физическая культура В учебном плане должно быть предусмотрено время на выполнение индивидуального проекта ( информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного и др.)

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ Образовательное учреждение: Предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов Обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей: естественнонаучный гуманитарный социально-экономический технологический универсальный

ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ (кроме универсального) и ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРЕДУСМАТРИВАЕТ : 9(10) учебных предметов при часовой учебной недельной нагрузке, из них 3-4 предмета на углубленном уровне общие для включения в учебный план предметы выбор для изучения не менее одного предмета из каждой предметной области, а также по желанию курсов предоставленных школой возможность изучения интегрированных курсов выполнение индивидуального проекта

индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

ПРИМЕР ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА 1. ОБЩИЕ ПРЕДМЕТЫ Русский язык и литература Иностранный язык Математика История ( или Россия в мире) Физическая культура ОБЖ 2. ПО ВЫБОРУ ИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ Биология Химия Физика 3. ПО ВЫБОРУ ИЗ КУРСОВ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ШКОЛОЙ Астрономия 4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Какие ответы мы получили на вебинаре? Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить? Что развивать и воспитывать?