Исследовательская работа на тему: «Назывные предложения в художественной литературе» Выполнила: Толочко Диана, ученица 9 «А» класса МБОУ лицея 9 г.Сальск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Назывные предложения. *** Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных.
Advertisements

Презентация ученицы 10 – Б класса Смолинской ООШ 2 Босько Яны к стихотворению «Шёпот, робкое дыханье…» А.Фет.
Цель урока: обучение находить в тексте назывные предложения Задачи: Знакомство с назывными предложениями; Развивать умение самостоятельно давать определение.
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,
Назывные (номинативные) предложения Номинативные – от nominativus именительный падеж.
Назывные предложения. Односоставные предложения. 8 класс.
Тема: Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения.
« Философия природы в лирике А.А.Фета». Нельзя пред вечной красотой Не петь, не плакать, не молиться. А. Фет.
Проект подготовлен Залёткиной А., Гасановой З., Прохоровой А., Исмаиловым Т., Новрузовым И.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Презентация по творчеству А.А.Фета
Афанасий Афанасьевич Шеншин (Урок по литературе для 5 класса). Автор – Судакова С. Р.
Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…» Урок литературы в 9 классе.
Назывные предложения 8 кл. Цели урока: дать понятие о назывных предложениях; уметь находить назывные предложения; показать выразительные особенности предложений.
Юон К.Ф. «Мартовская капель». Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных.
Односоставные предложения с главным членом – подлежащим.
Борис Пастернак Золотая осень. Мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов XX века; 2 Мы научимся определять в стихотворении настроение.
Афанасий Афанасьевич Фет Художественные особенности поэзии.
Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: Урок русского языка в 6 классе Описание природы
Родился 23 ноября 1820 г. в селе Новоселки Орловской губернии. Будучи внебрачным сыном помещика А.Н.Шеншина и Каролины Фет (что вскрылось, когда будущему.
Обобщение изученного по теме « Имя существительное » Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам.
Транксрипт:

Исследовательская работа на тему: «Назывные предложения в художественной литературе» Выполнила: Толочко Диана, ученица 9 «А» класса МБОУ лицея 9 г.Сальск Руководитель: Петровская Е. А. учитель русского языка и литературы МБОУ лицея 9 г.Сальск 2016 г. Исследовательская работа на тему: «Назывные предложения в художественной литературе» Выполнила: Толочко Диана, ученица 9 «А» класса МБОУ лицея 9 г.Сальск Руководитель: Петровская Е. А. учитель русского языка и литературы МБОУ лицея 9 г.Сальск 2016 г.

Гипотеза: Гипотеза: школьники способны выражать свои чувства с помощью назывных предложений школьники способны выражать свои чувства с помощью назывных предложений Цель: Цель: проанализировать сущность назывных предложений, определить их роль в художественной литературе и рассмотреть слияние поэтического слова и живописи. проанализировать сущность назывных предложений, определить их роль в художественной литературе и рассмотреть слияние поэтического слова и живописи.

Знание и исследование назывных предложений связано с радостью глубокого понимания литературы; воспитанием языковой культуры и эстетического вкуса; обогащением словарного запаса. Актуальность

Задачи: познакомиться с понятием «Назывное предложение»; познакомиться с понятием «Назывное предложение»; найти назывные предложения в художественной литературе и изучить особенности их использования писателями и поэтами. найти назывные предложения в художественной литературе и изучить особенности их использования писателями и поэтами.

Назывныепредложения. Назывные предложения. «Зима. Вот и снег. Какой сильный мороз!» Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления:

Назывные предложения очень лаконичны. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия: Назывные предложения очень лаконичны. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия: 1) Лес. Палатка. Песок речной волны. (А. Яшин.) 2) Вот и зима – да не тешат салазки. (Н. Некрасов.)

Стилистическая роль назывных предложений Назывные предложения по содержанию могут: Назывные предложения по содержанию могут: 1. Описывать природные явления: Жарища! 2. Описывать среду и обстановку. Комната в доме городничего. 3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо. 4. Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы, сольцы! 1. Описывать природные явления: Жарища! 2. Описывать среду и обстановку. Комната в доме городничего. 3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо. 4. Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы, сольцы!

Использование назывных предложений Использование назывных предложений Назывные предложения могут быть использованы и в художественных текстах, авторских ремарках, разговорной речи, описании. Еще одна возможность использования назывных предложений – названия, вывески. Назывные предложения могут быть использованы и в художественных текстах, авторских ремарках, разговорной речи, описании. Еще одна возможность использования назывных предложений – названия, вывески.

Назывные предложения в художественной литературе Назывные предложения в художественной литературе Назывные предложения в художественной литературе – это своеобразные средства выразительности. Назывные предложения в художественной литературе – это своеобразные средства выразительности. Они либо рисуют неподвижную картину, Они либо рисуют неподвижную картину, либо передают движение чего-либо или кого-либо. либо передают движение чего-либо или кого-либо.

Неподвижные картины Создавая неподвижную картину, поэт обращается к назывным Создавая неподвижную картину, поэт обращается к назывным предложениям. предложениям. Все мы знаем стихотворение А.Блока: Все мы знаем стихотворение А.Блока: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века Живи еще хоть четверть века Все будет так. Исхода нет. Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Ночь, ледяная рябь канала, Аптека. Улица. Фонарь. Аптека. Улица. Фонарь.

Из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» Февраль... Жмут, корежат землю холода. В белом морозном накале встает солнце. Февраль... Предрассветная синяя тишина. Меркнет пустынный Млечный Путь. В темных окнах хат багрово полыхающие зарева огней: отсвет топящихся печек.

Обратимся к Борису Пастернаку, который также использует назывные предложения для того, чтобы запечатлеть, как на фотографии, одно мгновение, один кадр золотой осени: Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Липы обруч золотой, Как венец на новобрачной. Лик березы под фатой, Подвенечной и прозрачной. Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Липы обруч золотой, Как венец на новобрачной. Лик березы под фатой, Подвенечной и прозрачной.

Картины в движении Поворот, усадьба Горки, сад, усадьба Горки, сад, подворье, подворье, белый дом. белый дом.

Функция назывных предложений в тексте Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда... Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда...

Назывные предложения в драматических произведениях.

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. А.А.Фет

Импрессионизм

Огюст Ренуар изображал мимолётность среди фигур в движении. Огюст Ренуар изображал мимолётность среди фигур в движении. Такие художники как Клод Моне и Камиль Писсарро, рисуя пейзажи, пытались создать ощущение сверкающего солнечного света (на предметах и в отражении), показать богатство красок природы, растворение объёмных форм в вибрации света и воздуха.

Огюст Ренуар «Лето. Молодая женщина на цветущем поле» Смятение. Покой. Лето жизни. Цветущая целина. Зелёное пламя. Жара. Ожидание. Зелёный плеск.

Константин Коровин «Площадь Бастилии»

Игорь Грабарь «Февральская лазурь» Вот берёзовый лес. Коралловые берёзы. Весеннее дыхание. Восторг. Небесная лазурь.

Заключение Заключение В литературе с помощью назывных предложений поэты передают свои чувства, иногда сознательно, иногда интуитивно. В литературе с помощью назывных предложений поэты передают свои чувства, иногда сознательно, иногда интуитивно. Нет таких мыслей и чувств, которые нельзя было бы передать предложением, но самое краткое и самое ёмкое из всех синтаксических конструкций – назывное предложение. Нет таких мыслей и чувств, которые нельзя было бы передать предложением, но самое краткое и самое ёмкое из всех синтаксических конструкций – назывное предложение.

«Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…» Д.С.Лихачев: Д.С.Лихачев:

Список литературы Список литературы Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория. 5–11-е классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, Рухленко Н.М. Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах кл. М.: Экзамен Чалмаев В.А. Русская литература XX века. 11 кл. М.: Просвещение Пастернак Б.Л. Зелёный простор. Иркутск: Восточно- Сибирскоеиздательство Русская поэзия XIX – начала XX века. М.: Художественная литература Твардовский А.Т. Стихотворения. М.: Государственное издательство художественной литературы Блок А.А. Избранное. М.: Просвещение, Блок А.А. Избранное. М.: Просвещение, Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М.:Советская энциклопедия, 1979 Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М.:Советская энциклопедия, 1979

Спасибо за внимание! 2016 год г. Сальск