Тема 2. Вопросы обучения родному языку в Древней Руси до XVIII века.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Откуда «АЗБУКА» пришла? «Грамоте учиться всегда пригодится» «Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»
Advertisements

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ.. Славянская письменность. Ежегодно во всех славянских странах 24 мая отмечается День славянской письменности.
План: 1. Развитие России требовало грамотных людей 2. К знаниям потихоньку приобщались 3. Большинство крестьян оставалось неграмотным 4. Развивалось книгопечатание.
Учитель русского языка и литературы школы 340 Смирнова Н.А. 900igr.net.
Развитие языка t Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения,
Славянских букв святая вязь (о Кирилле и Мефодие – создателях славянской письменности)
День славянской письменности и культуры Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. В память о великом подвиге братьев.
Из «Повести временных лет» Расселение славян. Задаем вопросы, составленные по статье учебника «Из литературы Древней Руси» В каких целях использовалась.
Ученица Булашева В.Е.. Я задала себе вопросы Нужна ли детям азбука? Зачем изучать историю русского алфавита? Для чего знать русский язык?
История письменности и ее появления.
КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ. АЗБУКА и АЛФАВИТ Слово азбука произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово.
Учитель русского языка и литературы школы 340 Смирнова Н.А.
Презентация к уроку по истории (6 класс) на тему: Культура Древней Руси 6 класс
. МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Симоновка.» 2007г.
Культура Древней Руси в 9-13 вв. Выполняли: Копылов Сергей и Чижов Иван.
24 мая в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во всём славянском мире празднуется День славянской письменности и культуры. Начиная с 1991.
Славянская письменность Материалы к празднику, посвященному славянской культуре и письменности (Подготовила Пузырникова Евгения Петровна)
Влияние культуры Византии на культуру Древней Руси.
День славянской письменности и культуры. Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания.
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X - Хlll вв.) Сделала: студентка первого курса Сибгатуллина Г. Группа
Транксрипт:

Тема 2. Вопросы обучения родному языку в Древней Руси до XVIII века

O Вопросы : O 1. Первоначальное обучение родному языку в Древней Руси : O а ) воспитание и обучение детей в дохристианский период ; O б ) возникновение славянского алфавита ; O в ) первые учебные пособия - азбуки, азбуковники, буквари. O 2. Предпосылки возникновения теории обучения родному языку в отечественной педагогике в конце XVII - XVIII вв.: O а ) первые грамматики русского языка ; O б ) реформы Петра I в области обучения родному языку ; O в ) М. В. Ломоносов как основатель теории обучения русского языка.

O 1. Первоначальное обучение родному языку в Древней Руси : O а ) воспитание и обучение детей в дохристианский период ; O Естественной воспитательницей ребенка в далекие времена была мать. От нее дитя воспринимало первые слова родного языка, мелодию колыбельных песен, а вместе с тем - исподволь - обычаи семьи, традиции рода и племени. Воспитание детей проходило непосредственно в деятельности взрослых, трудовой, культовой, обрядовой, соответствующей их вере и преданиям. В самом раннем возрасте воспитание детей обоего пола было обязанностью женщин. По мере взросления девочки оставались на попечении матери, а мальчики переходили под присмотр отца. Семья выполняла обязанности школы, являясь непосредственным и главным органом воспитания.

O Знаменитый русский историк В. Ключевский так описывал педагогические обязанности древнерусской семьи : O « Древнерусская начальная общеобразовательная школа - это дом, семья. Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько нравственною атмосферою, которою он дышал. Это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки ».

O Подрастая, дети могли обучаться ремеслам индивидуально у мастеров, в том числе при языческих храмах. O Одним из серьезных педагогических средств являлось устное народное творчество, которое было своеобразной « энциклопедией » древнего человека. От матери ребенок получал первые представления о явлениях природы, учился закличкам, для того, чтобы воздействовать на природу (« мороз прогонять », « весну призывать »). Именно народный фольклор способствовал умственному развитию ребенка, развитию речи, сообразительности.

1. Первоначальное обучение родному языку в Древней Руси: б) возникновение славянского алфавита O Для нас представляет большой интерес история появления алфавита. O История русской письменности началась в 862 году. O Один из князей Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III и патриарху Фотию прислать миссионеров для проведения церковной службы на понятном для славян языке. Тогда для этих целей и были направлены два брата Мефодий и Константин ( впоследствии взял иноческое имя Кирилл ). Они и стали просветителями славян и создателями славянской азбуки, ставшей впоследствии основой современного алфавита.

O Сохранились архивные сведения о том, что Константин в Херсонесе, где совершал миссионерскую деятельность, познакомился с каким - то человеком, который показал ему Евангелие и Псалтырь, написанные « русскими » письменами. Константин, якобы, очень быстро разобрался в этой системе письма и смог прочесть эти книги. O При переводе богослужебных книг на славянский язык и возникла славянская письменность.

1. Первоначальное обучение родному языку в Древней Руси: в) первые учебные пособия - азбуки, азбуковники, буквари. O Нам известны две славянские азбуки : одна называется по имени Кирилла - кириллицей, другая именуется глаголицей, от слова « глаголить », т. е. « говорить ». O Появление и той и другой азбук датировано одним временем - рубежом IX - X вв. O На основе кириллицы созданы многие современные славянские алфавиты, глаголица же стала абсолютно мертвой азбукой, из которой не « выросла » ни одна из современных систем письма.

O В кириллическом алфавите было 43 буквы. O Каждая кириллическая буква имела свое название, некоторые из них складывались в интересные смысловые ряды : например, Аз Буки Веди - Я буквы ведаю ; Глаголь Добро Есть. Кроме того, с помощью кириллических букв обозначались и цифры, каждая буква обозначала цифру, а некоторые десятки и сотни : например буква И - цифру 8. Это система была заимствована из греческой и называется « буквенной цифирью ». Те современные цифры, которыми мы пользуемся сейчас и которые условно называются « арабскими », на Руси были введены только при Петре I.

Надписи глаголицей и кириллицей на стенах собора Святой Софии в Великом Новгороде.

O Огромную роль в развитии образования сыграло христианство. Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице княжеского Моравского государства в 863 г.

O Первоначальные русские школы имели две цели : приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. В первые века христианства в этих школах при монастырях обучались дети любых сословий, вместе с детьми могли обучаться и взрослые. По окончания школы не все шли служить в церковь, выбирали служебное поприще по призванию. Таким образом, церковь для русского народа являлась источником умственного света и добра.

O В дальнейшем ученики Кирилла и Мефодия несли просвещение по всему славянскому миру. В период княжения Ярослава Мудрого ( ) в Киевской Руси открывается большое количество школ при монастырях, поскольку сам князь Ярослав Мудрый покровительствовал « учению книжному ».

O Первыми учителями русских людей были греки, которые обучали лишь грамоте. В дальнейшем, при развитии школы кроме грамоты преподавались разные учебные предметы, составляющие круг тогдашней византийской учености. Из учебных предметов в школе были наиболее распространены : псалтырь, церковное пение и письмо. Письмо составляло одно из главных занятий школы, т. к. способствовало распространению книг святого писания, нравственных поучений и светских сочинений.

O В отличие от сегодняшнего дня занятие письмом было занятием довольно сложным. Оно имело характер скорее черчения или рисования, нежели письма. O Считалось, что переписчик, совершая свой труд, занимается делом благочестивым. Если, переписывая книгу, человек совершал помарки или ошибки, это считалось грехом.

Древнейшие памятники письменности Руси - Остромирово Евангелие (1057 г.)

Страничка из книги «Повесть временных лет» (XII век).

Памятник Кириллу и Мефодию. Скульптор В.Н.Клыков. Москва

O Кроме духовенства, распространителями просвещения на Руси были и грамотные крестьяне, делавшие из обучения грамоте промысел. Их называли мастерами грамоты. Появившиеся вместе с христианством, мастера грамоты оставались потребными вплоть до XIX века. O Каким же образом происходило обучение родному языку мастерами грамоты ?

O Чтению учились по азбукам и букварям ; способ обучения был буквослагательный, малопонятный и неудобный. O Лишь в XVII в. начали появляться буквари с приемами звукового способа произношения, за буквами следовали слоги. Осложняло освоение азбуки множество различных надстрочных знаков, служивших для обозначения ударения в словах ; к ним прибавлялись еще знаки препинания со своей системой правописания. Все книги были рукописными, причем писались все слова слитно не отделяясь друг от друга. Каждая буква писалась по - разному, часто сокращенно, поэтому и чтение было занятие трудным.

O По мере развития письменного языка появлялась определенная орфография. В некоторых древних азбуках буква прописывалась несколько раз, для обозначения разных почерков. После завершения изучения с грехом пополам азбуки, продолжали совершенствовать чтение по Псалтырю и другим « божественным книгам ». Немногие учащиеся овладевали всем содержанием книги, а о выразительном чтении и говорить не приходилось.

O В период X-XIII вв. написаны многие книги, имеющие непосредственно педагогический уклон : « Слово о законе и благодати » митрополита Иллариона, « Слово о полку Игореве », « Моление » Даниила Заточника и конечно, древнерусские летописи. Как пример памятника педагогики данного периода, можно привести летописный свод Владимира Мономаха « Поучение детям », в котором провозглашаются нравственные принципы русского человека того времени. В нем отражены воспитательные идеалы двух ценных начал - традиций древних славян и православия, ставшего государственной религией.

O Благодаря многим археологическим находкам ясно видно, что со времени крещения образование на Руси получило широкое распространение, вопреки утверждениям многих отечественных исследователей о том, что на Руси в период X-XII вв. царили дикость и невежество. При раскопках в Новгороде, Смоленске, Пскове найдены берестяные грамоты, тексты в которых свидетельствуют о том, что грамотой владели не только знатные люди, но и простые крестьяне и ремесленники.

O В период с XIII по первую половину XV вв. ввиду господства татаро - монгольского ига на русской земле, христианское просвещение практически сошло на нет. Школы при церквах, книгохранилища уничтожались вместе с жителями городов и сел. Грамотность резко упала, книги становились большой редкостью, Русь оказалась в « культурной изоляции ».

O Но даже в это сложное время, несмотря на трагические обстоятельства, главными средоточиями культуры, книжности и образования оставались монастыри. Сведения о программе, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников « Пчела », « Домострой », « Послание Геннадия », которые свидетельствуют о том, что в этот временной период воспитание русского человека происходило прежде всего в семье и при общении со своими наставниками. O Общий уровень образованности в Московском государстве вплоть до XVI века оставался низким.

O Как следует из письма архимандрита Геннадия (1500 г.), в Новгородской епархии ( одной из главных центров просвещения ), половина священнослужителей была совершенно неграмотна. И только к XVI веку положение начало исправляться.

O В частности, в московской Руси, начинают развиваться частные школы, училища. Конечно, большинство училищ были простыми школами грамотности, в которых учили только читать и писать. В них сначала преподавалась азбука, потом читались часослов и псалтырь. O Причем образование для всех сословий было одним и тем же ( и сын крестьянина, и сын князя учились по одним и тем же книгам и у одного и того же учителя ). По окончанию школы, благодаря самообразованию они могли далее постигать науки.

O Время шло, и в XVI веке Московское государство включается в политическую и экономическую жизнь Европы. В этих условиях росла нужда в образованных людях, обладавших знанием латинского языка ( латинский язык являлся языком дипломатических отношений и торговых сделок ). Но вплоть до конца XVI века на Руси в различных школах и училищах не предусматривалось знание латыни и греческого языка. По свидетельству француза Маржарета « народ ненавидел науки ( иноземные ), особенно латинский ».

Подведем некоторые итоги: 1. O В дохристианский период воспитание детей проходило непосредственно в деятельности взрослых : трудовой, культовой, обрядовой, соответствующей их вере и преданиям.

Подведем некоторые итоги: 1. O История русской письменности началась в 862 г. Кирилл и Мефодий стали просветителями славян и создателями славянской азбуки, ставшей впоследствии основой современного алфавита.

Подведем некоторые итоги: 1. O Появление первых азбук датировано одним временем - рубежом IX - X вв. и связано с именами Кирилла и Мефодия. O На основе кириллицы созданы многие современные славянские алфавиты, глаголица же стала абсолютно мертвой азбукой, из которой не « выросла » ни одна из современных систем письма.

Подведем некоторые итоги: 1. O В период княжения Ярослава Мудрого ( ) в Киевской Руси открывается большое количество школ при монастырях, поскольку сам князь Ярослав Мудрый покровительствовал « учению книжному ».

Подведем некоторые итоги: 1. O Кроме духовенства, учителей греков, учителями грамоты были еще и грамотные крестьяне (« учителя грамоты »). O Чтению учились по азбукам и букварям ( сначала использовали буквослагательный, а затем звуковой способ произношения ).

Подведем некоторые итоги: 1. O XIII-XV вв. на территории русской земли господствовало татаро - монгольское иго, в связи с чем грамотность на Руси резко упала. O В конце XVI в. в московской Руси появляются частные школы, училища, где преподаются азбука, часослов и псалтырь, учится могли все сословия.

2. Предпосылки возникновения теории обучения родному языку в отечественной педагогике в конце XVII - XVIII вв.: а) первые грамматики русского языка; O Объективная потребность в знании иностранных наук усложнялась тем, что не было не только грамматики родного языка, но и переведенная грамматика латинского языка существовала только в единичных экземплярах. Поэтому, правительство московского государства предоставляет возможность обучаться иностранным наукам боярским детям. В конце XVI века в Москве при лютеранской церкви немецкой слободы открывается первая школа с западноевропейской программой.

В это же время появляются первые печатные книги, которые помогли распространению грамоты на Руси. O Типографское издание азбук, букварей, грамматик открыло возможности для учета различных подходов и методик обучения языку, сложившихся в отечественной педагогике и обогащения их методическими идеями зарубежных ученых.

O Обучение церковно - славянскому языку ничуть не отличалось от обучения в XIII в., выучившись читать по слогам и освоив первую книгу « Букварь », ученик выучивал наизусть Часослов ( богослужебную книгу, читающуюся в разное время суток ) и Псалтырь, опираясь при этом на знание родного языка. O Первоначальное обучение родного языка начиналось с азбуки и букваря. Букварь представлял собой : толковую азбуку, молитвы, заповеди, избранные псалмы, нравственные наставления и толкования непонятных славянских слов.

O термины « азбука » и « букварь » использовались в зависимости от объема пособия : букварь - пособие « для обучения чтению, имеющее форму брошюры или небольшой книги, а азбука - такое же пособие только меньшего объема, приблизительно около 4- х страниц, написанное в виде листовки, таблицы. O Книгу для обучения грамоте можно называть и букварем и азбукой, а листовку - только азбукой ».

O Наряду с букварями в XVII веке появляются азбуковники - книги научного содержания, как своеобразный вариант энциклопедии. O В них публиковались правила для учащихся и учителей, образцы написания писем к высшим лицам и благодетелям, сведения из грамматики. Важным новшеством в содержании азбуковников были указания на способ обучения юношества, школьную дисциплину, правила поведения дома и в церкви. Есть в азбуковниках и сведения о том, что приходя в школу ученики вначале отвечали свой урок учителю, а затем принимались за изучение нового материала. Причем изучали его до самого вечернего песнопения, чтобы знать его и на следующий день ответить учителю. В азбуковниках раскрывался вопрос и о наказании нерадивых и ленивых учеников : их должны бить розгами, лозой, а также лишать обеда.

O Интересная информация содержится в азбуковниках по поводу положения учителя в XVII веке. Он в материальном положении полностью зависел от родителей учащихся, которые должны были и кормить его. O « Честь достойную учителю воздайте и от домов своих брашна и пития ему приносите ». O Кроме сведений по организации поведения учащихся, в азбуковниках содержались статьи по грамматике, риторике, астрономии.

O Большое влияние на развитие обучения на Руси вообще, и в частности на обучение родному языку, именно в период конца XVI-XVII вв. оказали видные деятели педагогики : М. Грек, Е. Славинецкий, С. Полоцкий, М. Смотрицкий.

Максим Грек ( гг.) Максим Грек - греческий монах, который приехал перевести Священное писание. В процессе работы он сравнивал греческие тексты с церковно- славянскими, устранял неточности. Грек исправлял церковно - славянские формы по аналогии с греческими. Деятельность М. Грека вызвала раздражение у ревнителей веры. Его обвинили в ереси и посадили в монастырскую тюрьму.

Симеон Полоцкий ( гг.) Симеон Полоцкий в открытой им школе преподает славянский язык ( его грамматическую основу по принципу латинской грамматики ). Именно он уговорил царя внести в программы школ изучение греческого и латинского языков. Такие школы впоследствии на Руси стали именоваться славяно - греко - латинскими академиями, они давали образование повышенного уровня. Сам Полоцкий являлся автором новаторского букваря « Букварь языка словенска », который помимо традиционных библейских положений, содержал материалы по грамматике и стихотворные произведения самого автора.

Но настоящий прорыв в деле изучения родного языка был сделан Милетием Смотрицким. O Составленная им славянская грамматика представляет собой важную эпоху в истории церковно - славянского языка. В своей книге он сделал попытку установить правила славянского языка в отличие от речи народной. Опубликованная в 1648 г. грамматика определялась как « известное художество благо глаголити и писать учащее ».

O Грамматика Смотрицкого подразделялась на определенные части : орфография (« учит прямо писати и в речениях прямо ударяти »); этимология (« учит речения своя им части точно возносити »); синтаксис (« учит слова сложне сочиняти »); просодия (« учит метром или мерою количества стихи слагати »). В ней также впервые устанавливались правила употребления прописных букв в собственных именах, в начале стихов, частей речи ; определились понятия сложения и спряжения ; регламентировалось употребление знаков препинания. O Грамматика Милетия Смотрицкого в течение почти двух веков определяла содержание обучения родному языку.

O В конце XVII начале XVIII вв. Россия пересматривает курс развития, в том числе и в сфере школьного образования. В России открываются государственные школы разных типов. Это было первым делом реформирования государства, т. к. для осуществления экономических и военных реформ нужны были хорошо обученные национальные кадры. Объективное рассмотрение состояния в России в XVIII веке показывает наличие определенного уровня грамотности в стране, без которого невозможно было бы постигать науку в западноевропейских университетах. Этому способствовали следующие факторы : введение гражданского алфавита, развитие книгопечатания давали возможность издавать научные труды, учебники, словари и даже первую газету « Санкт - Петербургские ведомости ».

2. Предпосылки возникновения теории обучения родному языку в отечественной педагогике в конце XVII - XVIII вв.: б) реформы Петра I в области обучения родному языку; O Большой вклад в развитие русского литературного языка внес Петр I. И именно в эпоху петровских реформ русский язык, с точки зрения лингвистики, начинает серьезное развитие.

O Развитие международных связей способствовало развитию не только родного языка, но и лингвистического образования в целом. Начиная с 1700 года в Москве обучают учащихся шведскому, латинскому, немецкому языкам. В учебных заведениях, созданных в начале XVIII века, обучали на русском языке. Была усовершенствована русская азбука ( по указу Петра в г. проведена первая реформа русского письма : устранен ряд ненужных букв, надстрочные знаки и ударения, упрощены начертания букв ), тем самым облегчая изучение родного языка. Вместо прежних Часослова и Псалтыря часто учили по « Букварю » Ф. Поликарпова.

O Учебные пособия впервые вводили латинский и греческий шрифты ( для будущих переводчиков ), содержали сравнения славянского, греческого и латинского языков, материал на общественно - бытовые, нравственные темы. O Видные общественные деятели того времени « озаботились » проблемой развития русского языка и поддерживали идею преподавания на родном языке : Иван Тихонович Посошков, Василий Никитич Татищев, Иван Иванович Бецкой и др.

O Мода на все заграничное так увлекла русское дворянство, что, если в начале XVIII века, Петр пытался « силой » заставлять дворянство учиться не только наукам, но и иностранным языкам, то к концу XVIII века многие дворянские семьи, увлекшись всем иностранным ( от быта до языка ) считали зазорным общаться на своем родном русском языке. Во многих русских учебных заведениях обучение осуществлялось на иностранном языке.

в) М.В.Ломоносов ( гг.) как основатель теории обучения русского языка.

O Большой вклад в развитие русского литературного языка внес выдающийся педагог России, первый русский академик М. В. Ломоносов ( ). O « Родной язык является краеугольным камнем всякого образования » - так считал Ломоносов. Он первый читал лекции на родном языке, ввел русский язык в число обязательных предметов гимназического образования. Ломоносов видел в русском языке не только средство общения, но и удивительное орудие познания.

Подведем некоторые итоги: 2. O В связи с потребностью в знаниях иностранных наук, в конце XVI в. в Москве открывается первая школа с западноевропейской программой. O Печатаются первые книги, издаются азбуки, буквари, грамматики.

Букварь, азбука, азбуковник O букварь - пособие « для обучения чтению, имеющее форму брошюры или небольшой книги, O азбука - такое же пособие только меньшего объема, приблизительно около 4- х страниц, написанное в виде листовки, таблицы ; O азбуковники - книги научного содержания, как своеобразный вариант энциклопедии. В них публиковались правила для учащихся и учителей, образцы написания писем к высшим лицам и благодетелям, сведения из грамматики..

Подведем некоторые итоги: 2. O на обучение родному языку в период конца XVI-XVII вв. оказали видные деятели педагогики : М. Грек, Е. Славинецкий, С. Полоцкий, Смотрицкий.

Подведем некоторые итоги: 2. O Симеон Полоцкий стал инициатором изучения греческого и латинского языков ( славяно - греко - латинские академии ), автор букваря « Букварь языка словенска », содержащий материалы по грамматике и стихотворные произведения самого Симеона.

Подведем некоторые итоги: 2. O Милетий Смотрицкий составил славянскую грамматику (1648 г.), разделенную на несколько частей : орфоргафию, синтаксис, этимологию. O В ней также впервые устанавливались правила употребления прописных букв в собственных именах, в начале стихов, частей речи ; определились понятия сложения и спряжения ; регламентировалось употребление знаков препинания. Грамматика Милетия Смотрицкого в течение почти двух веков определяла содержание обучения родному языку.

Подведем некоторые итоги: 2. O Лингвистика русского языка начинает свое развитие в эпоху петровских реформ. С 1700 г. в Москве начинают обучать шведскому, латинскому, немецким языкам. Усовершенствуется русская азбука ( в гг. устранен ряд ненужных букв, надстрочные знаки и ударения, упрощены начертания букв ). Обучение ведется по « Букварю » Федора Поликарпова.

Подведем некоторые итоги: 2. O Большой вклад в развитие русского литературного языка внес выдающийся педагог России, первый русский академик М. В. Ломоносов ( ). O « Российская грамматика » одно из главных филологических сочинений М. В. Ломоносова и одно из важнейших по значимости в истории русской филологии. « Российская грамматика » состоит из шести « наставлений ».

O Наставление первое (« О человеческом слове вообще ») O Во втором наставлении (« О чтении и правописании российском ») подняты проблемы графики, орфографии, орфоэпии. O Третье наставление (« О имени ») содержит подробные сведения о морфологических, семантических и словоообразовательных свойствах существительных, прилагательных и числительных. O Наставление четвертое (« О глаголе ») полностью посвящено глаголу : специфике его формо - и словообразования, семантике и функционированию форм. O В наставлении пятом (« О вспомогательных или служебных частях слова ») рассматриваются местоимения, наречия, предлоги ( предлоги в « Российской грамматике » еще не разделяются с приставками ), союзы ; предлагаются их классификации. O Наставление шестое (« О сочинении » частей слова ») посвящено вопросам синтаксической сочетаемости частей речи. O Таким образом, « Российская грамматика » отчетливо нормативно ориентированная грамматика. В " Российской грамматике " Ломоносова были сформулированы главнейшие аспекты изучения грамматического строя русского языка :

Тема 2. Вопросы обучения родному языку в Древней Руси до XVIII века O Вопросы : O 1. Первоначальное обучение родному языку в Древней Руси : O а ) воспитание и обучение детей в дохристианский период ; O б ) возникновение славянского алфавита ; O в ) первые учебные пособия - азбуки, азбуковники, буквари. O 2. Предпосылки возникновения теории обучения родному языку в отечественной педагогике в конце XVII - XVIII вв.: O а ) первые грамматики русского языка ; O б ) реформы Петра I в области обучения родному языку ; O в ) М. В. Ломоносов как основатель теории обучения русского языка.