Что такое охрана труда? На практике под охраной труда понимают соблюдение правил техники безопасности, санитарно- гигиенических требований и т.д. Но это.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обязанности работодателя по обеспечению безопасности условий охраны труда.
Advertisements

День охраны труда. Система «Охрана труда» в организации Охрана труда - (ст.209 ТК РФ) определяется как система сохранения жизни и здоровья работников.
Тема: Охрана труда. План. 1. Понятие и требования к охране труда. 2. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и правил.
ВИДЫ И ХАРАКТЕР ИНСТРУКТАЖЕЙ. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПРОВОДИТСЯ СО ВСЕМИ ВНОВЬ ПРИНИМАЕМЫМИ НА РАБОТУ Вновь поступивший на работу руководитель или специалист,
Уполномоченный по охране труда профсоюзного комитета образовательного учреждения.
ИНСТРУКТАЖ ОХРАНЫ ТРУДА СУЩНОСТИ И ВИДЫ Подготовила Студентка 1-го курса Группы 0505 а Пеньковая Алена.
Административно- общественный контроль в образовательном учреждении.
Правила безопасности в кабинете информатики © Орлова Татьяна Юрьевна, заместитель директора по УВР ГОУ СОШ 434 Санкт-Петербург 2007 г.
Тема: О рганизация профсоюзного контроля за состоянием условий и охраны труда в образовательных учреждениях. Вопросы занятия: 1.Организация работы по.
Охрана труда в МОУ «СОШ 3 г.Ершова Саратовской области» Фото школы.
Выдача молока и лечебно- профилактического питания (Ст. 222 ТК).
Статистика типовых и массовых нарушений обязательных требований, анализ возможных причин возникновения типовых и массовых нарушений обязательных требований,
Организация охраны труда на рабочем месте Глава 3 1.
Вопрос 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда.
ВИДЫ ИНСТРУКТАЖА ПО ОХРАНЕ ТРУДА. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.
Права работников в области охраны труда Каждый работник имеет право на: Рабочее место, соответствующее требованиям ОТ. Обязательное социальное страхование.
ОХРАНА ТРУДА В ДОУ Неженец Анна Владимировна Ответственная по охране труда Ушкань Надежда Викторовна Профсоюзный комитет ДОУ.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
Охрана труда в образовательном учреждении Основная цель государственной системы управления охраны труда – обеспечить право работника на здоровые и безопасные.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В МОУ СОШ 60 ОТВ. ЗА ОХРАНУ ТРУДА АЛЕЙНИК И. А.
Транксрипт:

Что такое охрана труда? На практике под охраной труда понимают соблюдение правил техники безопасности, санитарно- гигиенических требований и т.д. Но это весьма узкий подход. Охрана труда цельная система различных мероприятий, частью которой являются техника безопасности и гигиена труда. В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ охрана труда система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Что такое охрана труда? На практике под охраной труда понимают соблюдение правил техники безопасности, санитарно- гигиенических требований и т.д. Но это весьма узкий подход. Охрана труда цельная система различных мероприятий, частью которой являются техника безопасности и гигиена труда. В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ охрана труда система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Правовые мероприятия заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств по обеспечению их соблюдения, т.е. охраняемых государством под страхом санкций. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает в себя федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также локальные нормативные акты, принимаемые на конкретных предприятиях и в организациях.

Социально-экономические мероприятия включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда; установление компенсаций и льгот при выполнении тяжелых работ, а также за работу во вредных и опасных условиях труда; защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников; обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травмах и т.д.

Организационно-технические мероприятия заключаются в организации служб и комиссий по охране труда на предприятиях и организациях в целях планирования и осуществления работы по охране труда, а также обеспечения контроля за соблюдением правил охраны труда; организации обучения руководителей и персонала; информировании работников о наличии вредных и опасных факторов; аттестации рабочих мест, а в целях устранения или уменьшения степени воздействия негативных фак­торов при проведении мероприятий по внедрению новых безопасных технологий, использованию безопасных машин, механизмов и материалов; повышении дисциплины труда и технологической дисциплины и т.д.

Санитарно-гигиенические мероприятия заключаются в проведении работ, направленных на снижение производственных вредностей с целью предотвращения профессиональных заболеваний. Лечебно-профилактические мероприятия включают организацию первичных и периодических медицинских осмотров, лечебно-профилактического питания и т.д. Реабилитационные мероприятия подразумевают обязанность администрации (работодателя) перевести работника на более легкую работу в соответствии с медицинскими показаниями и т.д.

Административно-общественный контроль по охране труда в образовательных учреждениях.

Административно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем администрации, выборного профсоюзного органа образовательного учреждения, органов управления образованием за состоянием охраны труда. В целях систематического контроля за соблюдением требований законодательства по охране труда организуется четырехступенчатая система контроля:

1 ступень. Осуществляют заведующие кабинетами, учебными мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций, которые ежедневно до начала работы (занятия) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал административно-общественного контроля. 1 ступень. Осуществляют заведующие кабинетами, учебными мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций, которые ежедневно до начала работы (занятия) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал административно-общественного контроля.

2 ступень. Осуществляют заместители руководителя образовательного учреждения, заведующий хозяйством, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, которые один раз в квартал проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и производственной санитарии во всех помещениях образовательного учреждения, принимают меры к устранению выявленных недостатков. Недостатки, устранение которых требует определенного времени и затрат, записывают в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков выполнения, исполнителей и сообщают руководителю образовательного учреждения.

3 ступень. Осуществляют руководитель образовательного учреждения совместно с председателем выборного профсоюзного органа, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния охраны труда, заслушивают на совместных заседаниях администрации и выборного профсоюзного органа ответственных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний, проводят анализ происшедших несчастных случаев. На основании проверки и обсуждения вопросов о состоянии охраны труда издается приказ руководителя образовательного учреждения.

4 ступень. Осуществляет комиссия по приемке образовательных учреждений к новому учебному году и вышестоящие органы.

Организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.

1. Общие положения Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса основано на выполнении следующих функций управления: -прогнозирование; -планирование; -организация; -координация; -стимулирование; -контроль; -учет; -анализ. 1. Общие положения Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса основано на выполнении следующих функций управления: -прогнозирование; -планирование; -организация; -координация; -стимулирование; -контроль; -учет; -анализ.

2. Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса Система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса направлена на обеспечение охраны труда и здоровья работников и обучающихся (воспитанников) в процессе их трудовой и образовательной деятельности, профилактику травматизма, профессиональной заболеваемости и несчастных случаев. 2. Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса Система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса направлена на обеспечение охраны труда и здоровья работников и обучающихся (воспитанников) в процессе их трудовой и образовательной деятельности, профилактику травматизма, профессиональной заболеваемости и несчастных случаев.

2.2. Образовательное учреждение в рамках своих полномочий обеспечивает: -создание функционального подразделения (службы) охраны труда и учебы для организации, координации и контроля работы за соблюдением работниками и обучающимися (воспитанниками) законодательных и иных безопасности образовательного процесса;

-финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебы в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране трут да и здоровья; - в установленном порядке разработку, утверждение и пересмотр инструкций по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса для работников и обучающихся;

- совместно с профсоюзной организацией создание комитета (комиссии), выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в соответствии с государственными нормативными требованиями в целях осуществления сотрудничества работодателя и работников и общественного контроля по вопросам охраны труда и безопасности в процессе трудовой и образовательной деятельности;

- безопасность работников и обучающихся (воспитанников) при эк­сплуатации зданий, сооружений, оборудования при осуществлении тех­нологических и образовательных процессов; - в установленном порядке обеспечение работников и обучающихся спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами; - в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, прохождение работниками стажировки на рабочих местах и проверку их знаний требований охраны труда;

- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; - недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров или при наличии у них медицинских противопоказаний;

- проведение контроля за обеспечением безопасных условий трудового и образовательного процессов, за состоянием условий труда и учебы на рабочих и учебных местах, а также за правильностью применения работниками и обучающимися средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда с - последующей сертификацией работ по охране труда в учреждении;

- проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам;

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; - предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников и обучающихся (воспитанников) при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; - организацию и проведение расследования в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расследования в установленном Минобразованием России порядке несчастных случаев с обучающимися (воспитанниками);

- обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов и повышение квалификации работников служб охраны труда в установленные сроки; - организацию обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств фонда социального страхования; - санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников в соответствии с требованиями охраны труда;

- предоставление беспрепятственного допуска должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации для проведенияпроверок условий и охраны труда, соблюдения установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- выполнение предписаний представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда; - обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-другие функции по вопросам охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса в пределах компетенции образовательного учреждения.

Особенности мероприятий по охране труда, включаемых в состав образовательного учреждения, коллективный договор и соглашения. Средства на мероприятия по охране труда, улучшения условий труда работников.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от г. 12-ФЗ «Об образовании» Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированнойзаконодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем. В Устав образовательного учреждения включается раздел «Охрана труда».

В Устав образовательного учреждения, коллективный договор и соглашение включаются мероприятия по охране труда, направленные на обеспечение работникам здоровых и безопасных условий труда, таких как: режим труда и отдыха; нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, моющих и дезинфицирующих средств; обеспечение коллективными средствами защиты;

санитарно-бытовое и лечебно-профи­ лактическое обслуживание работников; порядок обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда; порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; льготы и компенсации за неблагоприятные условия труда; страховые выплаты за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей и другие.

Причем, если эти мероприятия ухудшают положение работников по сравнению с законодательством о труде и охране труда, то они являются недействительными. Администрация учреждения совместно с Советом трудового коллектива и соответствующим выборным профсоюзным органом вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников коллектива или отдельных категорий работников. Причем, если эти мероприятия ухудшают положение работников по сравнению с законодательством о труде и охране труда, то они являются недействительными. Администрация учреждения совместно с Советом трудового коллектива и соответствующим выборным профсоюзным органом вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников коллектива или отдельных категорий работников.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от г. 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами пред­ставительных органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм осуществляется в размере не менее 0,1 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, -в размере не менее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Порядок использования выделенных на охрану труда средств и материалов определяется в коллективных договорах или в соглашениях по охране труда, заключаемых между работодателем и соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации. Трудовые коллективы контролируют использование средств, пред­назначенных на охрану труда.

Виды и задачи инструктажей по охране труда работников и обучающихся. Сроки проведения инструктажей, ответственные лица за их проведения, порядок оформления проведенного инструктажа.

«Организация обучения безопасности труда. Общие положения» по характеру и времени проведения инструктажи по безопасности труда подразделяются на: вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.

Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу лицами независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, а также с учащимися в учебных заведениях в начале учебного года по предметам повышенной опасности, при занятиях в кружках и спортивных секциях. Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, утвержденной руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной (учебной) деятельности проводят со всеми вновь принятыми на работу лицами, с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками, с учащимися перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждого нового раздела учебного предмета повышенной опасности, при занятиях в кружках и спортивных секциях, при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по программам, разработанным и утвержденным руководителем или заместителем руководителя образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом. Программы разрабатывают для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда и другой технической документации.

Повторный инструктаж проходят все работники независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, а также учащиеся образовательных учреждений по предметам повышенной опасности не реже одного раза в полугодие. Повторный инструктаж про­водится индивидуально или с группой работников, обслуживающих од­нотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

Внеплановый инструктаж проводят: - при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; - при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

- при нарушении работающими или учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению; - по требованию органов надзора; - при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней.

Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой работников одной профессии, с учащимися учебной группы. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Нормы предельно допустимых нагрузок по подъему и перемещению тяжестей вручную для женщин и подростков. Продолжительность работы обучающихся в учебном заведении, в свободное от учебы время.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от г. 105 установлены следующие нормы предельно допустимых нагрузок для женщин; - подъем и перемещение тяжестей вручную при чередовании с другой работой (до двух раз в час) - 10 кг; - подъем и перемещение тяжестей вручную постоянно в течение рабочей смены - 7 кг.

В соответствии с постановлением Минтруда РФ от г. 7 установлены следующие нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет: - подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены:

а) юноши: 14 лет - 3 кг, 15 лет - 3 кг, 16 лет - 4 кг, 17 лет - 4 кг. б) девушки: 14 лет - 2 кг, 15 лет - 2 кг, 16 лет - 3 кг, 17 лет - 3 кг. - подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены: 1) постоянно (более двух раз в час): а) юноши: 14 лет - 6 кг, 15 лет - 7 кг, 16 лет - 11 кг, 17 лет - 13 кг. б) девушки: 14 лет - 3 кг, 15 лет - 4 кг, 16 лет - 5 кг, 17 лет - 6 кг. 2) при чередовании с другой работой (до двух раз в час): а) юноши: 14 лет- 12 кг, 15 лет- 15 кг, 16 лет-20 кг, 17 лет-24 кг. б) девушки: 14 лет - 4 кг, 15 лет - 5 кг, 16 лет - 7 кг, 17 лет - 8 кг.

В соответствии с Положением об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, утвержденного приказом Министерства просвещения СССР от г. 81, продолжительность работы учащихся во время каникул в составе трудовых объединений и в лагерях установлена: - для учащихся 2-4 классов - до 2 часов в день; - для учащихся 5-7 классов - до 3 часов в день; - для учащихся 8-9 классов - до 4 часов в день; - для учащихся классов - до 6 часов в день.

Продолжительность ежегодной трудовой практики учащихся общеобразовательных школ установлена: для учащихся 5-7 классов - 10 дней по 3 часа в день; для учащихся 8-9 классов - 16 дней по 4 часа в день; для учащихся 10 классов - 20 дней по 6 часов в день.

В соответствии с Положением о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время, утвержденного постановлением Госкомитета по труду и Госкомитета по народному образованию от г. 343/ /25-01/17-3 0/43/3 4-а, продолжительность работы учащихся в свободное от учебы время установлена:

а) в течение учебного года: для учащихся от 14 до 16 лет -12 часов в неделю и до 2 часов в день; для учащихся от 16 до 18 лет -18 часов в неделю и до 3 часов в день. б) в период каникул: - для учащихся от 14 до 16 лет- 24 часа в неделю и до 4 часов в день; - для учащихся от 16 до 18 лет-36 часов в неделю и до 6 часов в день. При этом для подростков до 16 лет почасовая норма не должна превышать 60% почасовой нормы взрослых рабочих, для подростков от 16 до 18 лет - 75%.

Организация предварительных и периодических медицинских осмотров работников образовательного учреждения. Медицинские осмотры обучающихся (воспитанников).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от г. 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» работники обязаны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а в соответствии со ст. 14 данного закона работодатель обязан обеспечить проведение указанных медицинских осмотров (обследований) за счет собственных средств.

В соответствии с приказом Минздрава СССР от г. 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств», приказа Минздрава РФ от г. 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» медицинский осмотр работников проводится:

Учителей (преподавателей) общеобразовательных школ, профессиональных училищ, средних специальных учебных заведений: - предварительный - осмотр терапевтом, дерматовенерологом, обследование на туберкулез (крупнокадровая флюорография), исследование крови на сифилис и мазки на гонорею; - периодический - 1 раз в год обследование на туберкулез (крупнокадровая флюорография), 1 раз в два года осмотр терапевтом и отоларингологом.

В соответствии с приказом Минздрава и Минобразования РФ от г. 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» медицинские осмотры детей проводятся: - перед поступлением в дошкольное учреждение - осмотр невропатологом, окулистом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом, логопедом, по показаниям - психиатром и другими специалистами;

- за год до поступления в школу, перед поступлением в школу и по окончании первого года обучения - осмотр невропатологом, окулистом, отоларингологом, хирургом- ортопедом, стоматологом, по показаниям - психиатром и логопедом; - при переходе к предметному обучению, при наступлении пубертатного периода (14-15 лет), перед окончанием образовательного учреждения классы (16-17 лет) - осмотр невропатологом, окулистом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом, гинекологом, по показаниям психиатром и логопедом.

Предварительное медицинское обследование и ежегодное медицинское освидетельствование проводятся: подростковым терапевтом, хирургом, невропатологом, окулистом, отоларингологом, проводится исследование крови (гемоглобина) и мочи, флюорография грудной клетки, антропометрия, измерение артериального давления.

Порядок подготовки и приема готовности образовательного учреждения к новому учебному году.

В соответствии с письмом Минобразования РФ от г «Об осуществлении контрольных функций органов управления об­разованием» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от г. 154-ФЗ местные органы самоуправления решают вопросы организации, содержания и развития муниципальных образовательных учреждений.

Право лицензирования муниципальных образовательных учреждений, предостав­ленное органам управления образованием субъектов Российской Федерации, не отменяет необходимости традиционного ежегодного приема готовности образовательных учреждений к новому учебному году. Минобразование России предлагает органам управления образованием субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, наделенным законодательством субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями:

- рассматривать ежегодный прием образовательных учреждений к новому учебному роду как контроль органов управления образованием за деятельностью лицензированных образовательных учреждений в части соблюдения нормативов и показателей, зафиксированных в лицензиях и приложениях к ним; - придать актам готовности подведомственных образовательных учреждений к новому учебному году правовой статус документов по результатам проверки соответствия условий осуществления образовательного процесса нормативам и показателям, зафиксированным в лицензиях и приложениях к ним;

- разработать конкретные критерии оценки готовности образовательных учреждений к новому учебному году и планы мероприятий для обеспечения условий осуществления образовательного процесса в подведомственных образовательных учреждениях в соответствии с государственными и местными требованиями в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности образовательного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Для приема готовности образовательных учреждений к новому учебному году постановлением (распоряжением) Главы муниципального образования создается приемная комиссия, в состав которой включаются: представители муниципального органа управления образованием, санитарно- эпидемиологического надзора, пожарного надзора, энергонадзора, органа управления охраной труда, общественного питания, хозяйственно-эксплуатационной службы, профсоюзного органа. Возглавляет приемную комиссию один из заместителей Главы администрации органа местного самоуправления.

До начала работы приемной комиссии в образовательных учреждениях должны быть закончены все работы по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений. Проверка готовности образовательных учреждений к новому учебному году должна быть закончена до 25 августа текущего года. Акт приема готовности образовательного учреждения к новому учебному году составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в муниципальном органе управления образованием, а второй остается в образовательном учреждении.

Если приемная комиссия считает, что образовательное учреждение не может быть принято, следует точно указать, какие работы и в какие сроки должны быть выполнены. К акту приема готовности образовательного учреждения к новому учебному году прилагаются акты- разрешения на проведение занятий в учебных мастерских и спортивных залах.

Состояние охраны труда в кабинете химии

Рассмотрим особенности охраны труда в данном кабинете: обязательное наличие инструкции по охране труда при работе и проведении демонстрационных лабораторных опытов, а также на проведение практических занятий в кабинете химии, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения, профсоюзным комитетом и пересматриваются не реже одного раза в 5 лет. Рассмотрим особенности охраны труда в данном кабинете: обязательное наличие инструкции по охране труда при работе и проведении демонстрационных лабораторных опытов, а также на проведение практических занятий в кабинете химии, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения, профсоюзным комитетом и пересматриваются не реже одного раза в 5 лет.

А также обязательное наличие акта- разрешения на проведение занятий в кабинете химии, ведение и заполнение журнала регистрации инструктажа по охране труда и техники безопасности, журнал оформляется при проведении с учащимися кружковой работы или факультативных занятий. Обязательное наличие и укомплектованность медицинской аптечки, которая комплектуется в соответствии с приложением 5/Правил по техники безопасности для кабинетов химии/в которой должна быть обязательная опись медикаментов. А также обязательное наличие акта- разрешения на проведение занятий в кабинете химии, ведение и заполнение журнала регистрации инструктажа по охране труда и техники безопасности, журнал оформляется при проведении с учащимися кружковой работы или факультативных занятий. Обязательное наличие и укомплектованность медицинской аптечки, которая комплектуется в соответствии с приложением 5/Правил по техники безопасности для кабинетов химии/в которой должна быть обязательная опись медикаментов.

На упаковках с медикаментами проставляется порядковый номер согласно описи и на дверце мед аптечки или рядом с ней вывешивается инструкция по оказанию первой помощи при травмах, а также номер телефона ближайшего лечебного учреждения. Основным и немаловажным фактором проведения учебного процесса является оборудование и укомплектованность мебелью и ее правильная расстановка в кабинете.

Кабинет комплектуется столами ученическими и стульями 4,5 и 6 ростовых групп в следующем соотношении: 4 группа-15%, 5 группа- 75%, 6 группа-10%. Столы должны иметь покрытия устойчивые к слабым растворам кислот и щелочей, и надёжно прикрепляться к полу. Ученические столы и стулья должны иметь цветовую маркировку: группы 4-красную, группы 5-зелёную, группы 6-голубую. Кабинет комплектуется столами ученическими и стульями 4,5 и 6 ростовых групп в следующем соотношении: 4 группа-15%, 5 группа- 75%, 6 группа-10%. Столы должны иметь покрытия устойчивые к слабым растворам кислот и щелочей, и надёжно прикрепляться к полу. Ученические столы и стулья должны иметь цветовую маркировку: группы 4-красную, группы 5-зелёную, группы 6-голубую.

На нижних поверхностях крышек столов и сидений стульев наносится обозначение группы мебели (в числителе) и диапазон роста учащихся (в знаменателе). Расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно быть не менее 80 см. При проведении учебного процесса основным требованием является соблюдение нормы освещённости в кабинете. Наименьшая освещённость должна быть: при люминесцентных лампах-300 лк. (20 Вт/кв. м.), при лампах накаливания-150 лк. (48 Вт/кв. м.).

Рассмотрим организацию и хранение химреактивов. Реактивы 7-й группы хранятся отдельно в сейфе, ключи от которого должны быть у руководителя образовательного учреждения и заведующего кабинетом. На внутренней стороне дверцы сейфа должна быть утверждённая приказом руководителя образовательного учреждения опись химреактивов с указанием разрешённых для хранения максимальных масс и объёмов. Рассмотрим организацию и хранение химреактивов. Реактивы 7-й группы хранятся отдельно в сейфе, ключи от которого должны быть у руководителя образовательного учреждения и заведующего кабинетом. На внутренней стороне дверцы сейфа должна быть утверждённая приказом руководителя образовательного учреждения опись химреактивов с указанием разрешённых для хранения максимальных масс и объёмов.

Реактивы 2-й и 5-й групп хранятся в лаборантской в шкафу под замком. Реактивы 6- групп хранятся в лаборантской в шкафу под замком отдельно от реактивов 4-й и 5-й групп. Реактивы 8-й группы разрешается размещать рядом с реактивами 2-й, 5-й и 6-групп. Во всех шкафах должна быть опись реактивов. На таре с реактивами должны быть этикетки с названием реактивов и его химической формулой.

При наличии у реактива огнеопасных, ядовитых и взрывоопасных свойств на таре должна быть дополнительная (ниже основной) этикетка с надписью: «Огнеопасно» (красная), «Яд» (жёлтая), «Взрывоопасно» (голубая), «Беречь от воды» (зелёная). На этикетках реактивов проставляется арабской цифрой номер группы хранения вещества. Запрещено использовать следующие реактивы: калий металлический, калия хлорат, кислота бромоводородная, кислота йодоводородная, кислота плавиковая, натрия пероксид, нитробензол, оксид ртути, сульфат ртути, свинца нитрат, стронция нитрат. Теперь рассмотрим организацию хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Сосуды с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями (реактивы 4-й группы) должны размещаться в переносном металлическом ящике с верхним расположением крышки, в которой должно быть 6 отверстий диаметром 10 мм. Ящик должен иметь сбоку металлические ручки, окрашивается светлой краской и на крышке наносится знак безопасности «Огнеопасно».

На дно ящика насыпается песок слоем не менее 5 см. или укладывается листовой асбест слоем 1 см. Наличие и исправность вытяжного шкафа который должен быть оборудован с легко моющимся химически стойким покрытием. Рабочая поверхность шкафа должна иметь бортик для предотвращения растекания случайно разлитого раствора кислоты или щёлочи а также наличие эффективной вытяжной вентиляции. На дно ящика насыпается песок слоем не менее 5 см. или укладывается листовой асбест слоем 1 см. Наличие и исправность вытяжного шкафа который должен быть оборудован с легко моющимся химически стойким покрытием. Рабочая поверхность шкафа должна иметь бортик для предотвращения растекания случайно разлитого раствора кислоты или щёлочи а также наличие эффективной вытяжной вентиляции.

Специально оборудуется один из водопроводных кранов съёмным шлангом с насадкой для смыва с кожи едких химических веществ, другого крана-резиновой трубкой с насадкой для промывания глаз. Наличие закрывающего стеклянного сосуда вместимостью не мене 3 л. Для сбора отработанных растворов. Наличие и состояние средств индивидуальной защиты. Учитель (преподаватель) и лаборант должны быть обеспечены халатом хлопчатобумажным, фартуком из химически стойкого материала, полностью закрытыми защитными очками и резиновыми перчатками.

Обязательное наличие первичных средств пожаротушения в кабинете должно быть два огнетушителя а также закрывающийся крышкой ящик с песком, две накидки из огнезащитной ткани. Обязательное наличие первичных средств пожаротушения в кабинете должно быть два огнетушителя а также закрывающийся крышкой ящик с песком, две накидки из огнезащитной ткани.

2. Охрана труда в кабинете физики

Теперь рассмотрим особенности охраны труда в кабинете физики. Должны быть в наличии инструкции по охране труда при работе в кабинете физики, при проведении демонстрационных опытов, при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения, профсоюзным комитетом и пересматриваются не реже одного раза в 5 лет. Также как и в кабинете химии должен быть журнал регистрации инструктажа по охране труда, журнал оформляется при проведении с учащимися кружковой работы или факультативных занятий. Теперь рассмотрим особенности охраны труда в кабинете физики. Должны быть в наличии инструкции по охране труда при работе в кабинете физики, при проведении демонстрационных опытов, при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения, профсоюзным комитетом и пересматриваются не реже одного раза в 5 лет. Также как и в кабинете химии должен быть журнал регистрации инструктажа по охране труда, журнал оформляется при проведении с учащимися кружковой работы или факультативных занятий.

Обязательное наличие и укомплектованность мед. аптечки, которая укомплектована в соответствии с приложением 5/ Правил по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики/, в которой должна быть опись медикаментов. На упаковках медикаментов проставляется порядковый номер согласно описи а также на дверце мед. аптечки или рядом с ней вывешивается краткая инструкция по оказанию первой медицинской помощи при травмах, а также адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения. Укомплектованность и расстановка мебели в кабинете физики, делается согласно требованиям и положениям охраны труда столами ученическими и стульями 4,5 и 6 ростовых групп в следующем соотношении: 4 группа-30%, 5 группа-60%, 6 группа-10%. Ученическая мебель должна иметь цветовую маркировку по ростовым группам. Обязательное наличие и укомплектованность мед. аптечки, которая укомплектована в соответствии с приложением 5/ Правил по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики/, в которой должна быть опись медикаментов. На упаковках медикаментов проставляется порядковый номер согласно описи а также на дверце мед. аптечки или рядом с ней вывешивается краткая инструкция по оказанию первой медицинской помощи при травмах, а также адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения. Укомплектованность и расстановка мебели в кабинете физики, делается согласно требованиям и положениям охраны труда столами ученическими и стульями 4,5 и 6 ростовых групп в следующем соотношении: 4 группа-30%, 5 группа-60%, 6 группа-10%. Ученическая мебель должна иметь цветовую маркировку по ростовым группам.

Демонстрационный стол должен быть установлен на подиуме высотой см. на расстоянии не менее 1 м. от классной доски. Расстояние между передним краем подиума и передними ученическими столами должно быть не менее 80 см. Расстояние от наружной и внутренней стен до столов учащихся должно быть не менее 0,5 м. Обязательное оборудование радиаторов отопления и трубопроводов отопительной системы диэлектрическими (деревянными) ограждениями. Величина напряжения, подаваемого на рабочие столы учащихся должно быть не более 42 В переменного тока и не более 110 В постоянного тока. Демонстрационный стол должен быть установлен на подиуме высотой см. на расстоянии не менее 1 м. от классной доски. Расстояние между передним краем подиума и передними ученическими столами должно быть не менее 80 см. Расстояние от наружной и внутренней стен до столов учащихся должно быть не менее 0,5 м. Обязательное оборудование радиаторов отопления и трубопроводов отопительной системы диэлектрическими (деревянными) ограждениями. Величина напряжения, подаваемого на рабочие столы учащихся должно быть не более 42 В переменного тока и не более 110 В постоянного тока.

Строгое соблюдение норм и правил освещённости в кабинете. Наименьшая освещённость должна быть: при люминесцентных лампах- 300 лк. (20 Вт/кв.м.), при лампах накаливания-150 лк. (48 Вт/кв.м.). Главным фактором охраны труда и безопасности в кабинете является состояние щитов электроснабжения. Корпуса электрощитов должны быть заземлены медным или алюминиевым проводником сечением не менее 4 кв. мм. Электроизмерительные приборы, органы управления должны быть целыми и исправными и не менее 1 раза в год проходить лицензирование оборудования. В кабинете запрещается применять: металлическую ртуть и приборы с содержанием ртути, генераторы УВЧ на октальных лампах, индукционные катушки ИВ-50, ИВ-100, приборы для демонстрации электроискровой обработки металлов, выпрямители алюминиевые, катушки Томсона, эвдиометры ЭВД, фотореле на фотосопротивлениях, парообразователи металлические, приборы для определения коэффициента линейного расширения металлов, электронагревательные приборы с открытой спиралью на напряжение переменного тока более 42В.

Наличие обязательной обработки штор затемнения в кабинете физики огнезащитным составом. Наличие и состояние первичных средств пожаротушения. В кабинете должен быть химический пенный и углекислотный или порошковый огнетушители, ящик с песком, укомплектованный совком, плотная мешковина, пропитанная огнезащитным составом. Наличие и состояние средств индивидуальной защиты. В кабинете должны быть: диэлектрические перчатки, которые испытываются один раз в 6 месяцев; инструмент с изолированными ручками, который испытывается один раз в год; указатель напряжения, который испытывается один раз в год; диэлектрический резиновый коврик, который ежегодно подвергается внешнему осмотру. Обязательное наличие акта-разрешения на проведение занятий в кабинете физики. Наличие обязательной обработки штор затемнения в кабинете физики огнезащитным составом. Наличие и состояние первичных средств пожаротушения. В кабинете должен быть химический пенный и углекислотный или порошковый огнетушители, ящик с песком, укомплектованный совком, плотная мешковина, пропитанная огнезащитным составом. Наличие и состояние средств индивидуальной защиты. В кабинете должны быть: диэлектрические перчатки, которые испытываются один раз в 6 месяцев; инструмент с изолированными ручками, который испытывается один раз в год; указатель напряжения, который испытывается один раз в год; диэлектрический резиновый коврик, который ежегодно подвергается внешнему осмотру. Обязательное наличие акта-разрешения на проведение занятий в кабинете физики.

3. Охрана труда в кабинете информатики

В кабинете информатики должны быть инструкции по охране труда по всем разделам безопасного обучения, а также наличие акта-разрешения на проведение занятий. Согласно, особенностям проведения учебного процесса в кабинете информатики медицинская аптечка должна быть укомплектована необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными средствами, которые заносятся в опись. На всех упаковках медикаментов проставляется порядковый номер согласно описи, на дверце медицинской аптечки или рядом с ней вывешивается краткая инструкция по оказанию первой помощи при травмах, а также адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения. В кабинете информатики должны быть инструкции по охране труда по всем разделам безопасного обучения, а также наличие акта-разрешения на проведение занятий. Согласно, особенностям проведения учебного процесса в кабинете информатики медицинская аптечка должна быть укомплектована необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными средствами, которые заносятся в опись. На всех упаковках медикаментов проставляется порядковый номер согласно описи, на дверце медицинской аптечки или рядом с ней вывешивается краткая инструкция по оказанию первой помощи при травмах, а также адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения.

Соблюдение норм и правил освещённости в кабинете, наименьшая освещённость должна быть: при люминесцентных лампах 400 лк. (25 Вт/кв.м.), при лампах накаливания-200 лк.(64 Вт/кв.м.)а также наличие эффективной приточно-вытяжной вентиляции кабинета или кондиционеров воздуха типа БК-1500, БК-2500, БК- 2000Р и др. (не менее трёх на кабинет). Расположение и состояние видеомониторов. Они на рабочих местах должны располагаться так, чтобы солнечные лучи и блики от окон не попадали в поле зрения учащихся и на экраны видеомониторов, а также на экранах не должны отражаться светильники. Соблюдение норм и правил освещённости в кабинете, наименьшая освещённость должна быть: при люминесцентных лампах 400 лк. (25 Вт/кв.м.), при лампах накаливания-200 лк.(64 Вт/кв.м.)а также наличие эффективной приточно-вытяжной вентиляции кабинета или кондиционеров воздуха типа БК-1500, БК-2500, БК- 2000Р и др. (не менее трёх на кабинет). Расположение и состояние видеомониторов. Они на рабочих местах должны располагаться так, чтобы солнечные лучи и блики от окон не попадали в поле зрения учащихся и на экраны видеомониторов, а также на экранах не должны отражаться светильники.

Рабочие места с видеомониторами по отношению к окнам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Расстояние в направлении тыла между видеомониторами должно быть не менее 2,0 м., а между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 кв.м., Видеомониторы должны быть оснащены защитными экранами и изображение на экранах видеомониторов должно быть ясным и предельно чётким в пределах оптимального диапазона.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете и температура воздуха в кабинете должна быть в пределах градуса по С, относительная влажность воздуха в пределах 62-55%. Для повышения влажности воздуха следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипячённой питьевой водой. В кабинете перед началом занятий и после каждого академического часа следует осуществлять сквозное проветривание. В кабинете ежедневно должна проводиться влажная уборка, а экраны видеомониторов протираться от пыли. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете и температура воздуха в кабинете должна быть в пределах градуса по С, относительная влажность воздуха в пределах 62-55%. Для повышения влажности воздуха следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипячённой питьевой водой. В кабинете перед началом занятий и после каждого академического часа следует осуществлять сквозное проветривание. В кабинете ежедневно должна проводиться влажная уборка, а экраны видеомониторов протираться от пыли.

Чистка стёкол оконных рам и светильников должна проводиться не реже двух раз в год. Поверхность пола в кабинете должна быть ровной, без выбоин, нескользкой и удобной для очистки, обладающей антистатическими свойствами. Стены кабинета должны быть окрашены холодными тонами красок: светло-голубым, светло- зелёным, светло-серым цветами. Не допускается использование блестящих поверхностей в отделке интерьера кабинета. Чистка стёкол оконных рам и светильников должна проводиться не реже двух раз в год. Поверхность пола в кабинете должна быть ровной, без выбоин, нескользкой и удобной для очистки, обладающей антистатическими свойствами. Стены кабинета должны быть окрашены холодными тонами красок: светло-голубым, светло- зелёным, светло-серым цветами. Не допускается использование блестящих поверхностей в отделке интерьера кабинета.

Запрещается для отделки внутреннего интерьера применять полимерные материалы (древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синтетические ковровые покрытия и др.), выделяющие в воздух вредные химические вещества. На окнах должны быть шторы под цвет стен, не пропускающие естественный свет и полностью закрывающие оконные проёмы. Не допускаются шторы чёрного цвета. Вся информация на стенах должна быть закрыта плёнкой. В кабинете не допускается использование меловой доски.

Режим учебных занятий с учащимися. Непрерывная длительность работы за видеомониторами не должна превышать для учащихся; 1- 4 х классов -15 мин., для учащихся 5-7 классов-20 мин., для учащихся:8-9 классов-25 мин., для учащихся классов, классов на первом часе учебных занятий-30 мин., на втором -20 мин. Перерыв между занятиями должен быть не менее 10 мин., во время которого проводится комплекс упражнений для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления.

Оборудование рабочих мест учащихся, столы должны быть одноместными с двумя раздельными поверхностями; одна горизонтальная для размещения ВДТ с плавной регулировкой по высоте в пределах м.м. и вторая – для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона с надежной фиксацией. Рабочие стулья должны быть подъемно - поворотными, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья. Светильники для освещения рабочих мест должны использоваться с рассеивателями и с экранирующими решетками. Обязательное наличие и исправное состояние первичных средств пожаротушения. В кабинете информатики должно быть не менее двух углекислотных огнетушителя.

Инструкция по охране труда при работе в кабинете биологии

Общие требования охраны труда К работе в кабинете биологии допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья Лица, допущенные к работе в кабинете биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха. Общие требования охраны труда К работе в кабинете биологии допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья Лица, допущенные к работе в кабинете биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

При работе в кабинете биологии возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов: - химические ожоги при попадании на кожу или в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ; - термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками; - порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом; - отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах. При работе в кабинете биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.

О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования охраны труда перед началом работы Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла. Тщательно проветрить помещение кабинета биологии. Требования охраны труда перед началом работы Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла. Тщательно проветрить помещение кабинета биологии.

Требования охраны труда во время работы Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя (преподавателя) биологии. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактивов. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими створками без стекол. Требования охраны труда во время работы Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя (преподавателя) биологии. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактивов. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими створками без стекол.

В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ, при работе на учебно-опытном участке и при проведении экскурсий по биологии. В кабинете не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и др.), а также колючих растений. Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб. Брать предметные и покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.

При работе с твердыми химреактивами набирать их из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду. Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 л. Не мыть лабораторную посуду с мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить. Запрещается использование в кабинете инсектицидов для борьбы с насекомыми-вредителями комнатных растений.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Требования охраны труда в аварийных ситуациях При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Требования охраны труда по окончании работы Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее Злс крышкой для их последующего уничтожения. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом. Требования охраны труда по окончании работы Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее Злс крышкой для их последующего уничтожения. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.