ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КОРПОРАЦИИ Тема 6. Вопросы 1.Финансовая политика и ее значение в развитии корпорации. Цели и задачи финансовой политики 2. Этапы формирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
Advertisements

Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Бюджет автор: Кирюшина А.А. План лекции Содержание, цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. Виды финансовых планов,
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лекция 4. «Финансовая политика корпорации»
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
Тема 4. Выручка от реализации продукции предприятия.
Финансы и кредит Финансы предприятий. Сущность финансов предприятий Финансы предприятий - это система денежных отношений, охватывающая широкий круг денежных.
Лекция 10. Стратегия управления финансами Стратегический менеджмент.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Стратегия и тактика финансового менеджмента. Стратегия - это искусство руководства, планирования, управления, основанное на перспективных прогнозах. С.
А Л Ь В Ф Р Е Д ФИНАНСОВЫЙ КОНСАЛТИНГ. Принятие взвешенных управленческих решений возможно на основе оперативной, точной, достоверной и объективной информации.
Тема 8. Оборотный капитал предприятия: источники формирования и методы управления.
Тема 8. Оборотный капитал предприятия: источники формирования и методы управления.
Подготовил Ст-т 3 к 2 гр Умардибиров Гамзат. Инвестициями называются все виды денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты.
Наволокина Валерия Карелов Дмитрий Группа УМЛ-213.
Модуль 2 «Управление финансовыми ресурсами корпораций» Тема 1 «Управление финансовым капиталом корпорации (организации)»
Транксрипт:

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА КОРПОРАЦИИ Тема 6

Вопросы 1. Финансовая политика и ее значение в развитии корпорации. Цели и задачи финансовой политики 2. Этапы формирования финансовой политики 3. Оценка эффективности финансовой политики корпорации

Финансовая политика и ее значение в развитии корпорации. Цели и задачи финансовой политики Вопрос 1

Помогает ответить на вопросы: 1) Каков экономический потенциал корпорации и каковы будут результаты ее финансово-хозяйственной деятельности? 2)При помощи каких ресурсов эти результаты могут быть достигнуты? Умение предвидеть цели корпорации, результаты его деятельности и то, какие ресурсы необходимы для достижения определенных целей Финансовое планирование Одна из главных функций управления финансами

Корпоративная финансовая политика 5 Корпоративная финансовая политика – это политика в области денежно-финансовых отношений, направленная сбалансирование финансово-экономических интересов сторон или участников ведения бизнеса Финансовая политика – это форма реализации финансовой философии и финансовой стратегии компании в разрезе приоритетных зон финансового стратегического развития

формирования финансовой политики корпорации: обоснование стратегии развития корпорации с позиции компромисса между доходностью, ликвидностью и риском определение необходимого объема финансовых ресурсов для реализации стратегии. Главные цели

Финансовая политика Система принципов и методов, применяемых в корпорации в целях: формирования финансовых ресурсов, их эффективного использования для достижения стратегических и тактических целей деятельности корпорации

Это финансовая политика, направленная на оперативное решение конкретных текущих задач, которые предусмотрены финансовой стратегией корпорации. Она обеспечивает правильное и своевременное изменение финансовых связей. Отличается гибкостью, обеспечивая быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры Финансовая тактика

Финансовая стратегия Финансовая стратегия охватывает все стороны деятельности корпорации, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. генеральный план действий по обеспечению корпорации денежными средствами

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ объема продаж; себестоимости; прибыли; рентабельности; финансовой устойчивости; платежеспособности; ценовой конкурентоспособности Разрабатывается в рамках стратегического финансового планирования и ориентирована на достижение заданного уровня основных параметров деятельности:

Принципы разработки финансовой стратегии 1. Представление компании в качестве открытой производственно-хозяйственной и социально- экономической системы, способной к саморазвитию. 2. Определение стратегии развития корпорации в качестве исходного пункта разработки финансовой стратегии. 3. Заложение базовых аспектов стратегического менеджмента в основу формирования финансовой стратегии.

Принципы разработки финансовой стратегии 4. Выделение приоритетных зон финансового стратегического развития: - формирования структуры и цены капитала (основное направление) – поиск и создание оптимальной структуры капитала компании в соответствии с ценовым спектром привлечения ресурсов; - сбалансированного размещения средств в активы компании; - финансового равновесия компании; - инвестиционных вложений; - задолженности корпорации. 5. Адаптивность финансовой стратегии предполагает возможность маневренности капитала при наступлении как благоприятных, так и опасных изменений во внешней среде.

Принципы разработки финансовой стратегии 6. Наличие многовариантности стратегического финансового поведения предполагает поиск большого числа возможных вариантов финансовой стратегии, финансовой политики, стратегических финансовых целей, финансовых решений. 7. Согласование финансовой стратегии и целей технологического развития продукции. 8. Использование параметра риска в процессе оценки эффективности принятия финансовых решений. 9. Наличие необходимого трудового потенциала (финансовых менеджеров) и организационной культуры для реализации разработанной финансовой стратегии.

СХЕМА РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ КОРПОРАЦИИ Оценка отобранных предложений в трех вариантах Оформление финансовой стратегии – утверждение Советом директоров Проверка достижимости основного критерия совершенствования финансовой деятельности корпорации Составление прогнозов на планируемый период Оценка и ранжирование критических точек финансового состояния Выбор основного критерия совершенствования финансовой деятельности корпорации Разработка, анализ и отбор предложений к формированию финансовой стратегии

Характеристика финансовых стратегий 15 Виды корпоративных стратегий развития Виды финансовых стратегий Характеристика финансовых стратегий Приоритетные зоны финансового стратегического развития Ускоренный рост Агрессивная Призвана поддержать высокие темпы роста производственной деятельности. Возникает потребность в значительном объеме средств для обеспечения увеличения основных и оборотных средств Зона формирования структуры и цены капитала, зона формирования дебиторской задолженности, зона инвестиционных вложений Ограниченный рост Умеренная Ориентирована на уравновешивание двух приоритетов – ограниченного роста производственной деятельности и требуемой финансовой устойчивости компании. Возникает необходимость во взвешенном подходе к распределению средств компании на текущие и стратегические нужды Зона сбалансированного размещения средств в активы, зона формирования кредиторской задолженности Сокращение КонсервативнаяНаправлена на поддержание финансовой безопасности компании при выходе ее из кризисного состояния, обусловливающего сокращение объемов производства и продаж. Целью становится приобретение устойчивого положения в процессе формирования и использования денежных фондов Зона финансового равновесия, зона формирования кредиторской и дебиторской задолженности

Типы финансовой политики корпорации Тип финансовой политики Характеристика АГРЕССИВНАЯ - политика активных действий Ориентирована на достижение высоких финансовых показателей вне зависимости от риска УМЕРЕННАЯ - уравновешенная Ориентирована на достижение среднеотраслевых результатов при среднем значении риска КОНСЕРВАТИВНАЯ (оборонительная) - ограничительная Ориентирована на минимизацию риска, что влечет за собой снижение финансовых показателей

Основные задачи финансовой политики 3. Выбор способа финансирования корпорации 2. Выбор типа финансовой политики и соответствующей ему финансовой стратегии и финансовой тактики 1. Достоверное определение финансового состояния корпорации и систематический контроль за его изменением

Цели финансовой политики корпорации СТРАТЕГИЧЕСКИЕ (долгосрочные) СТРАТЕГИЧЕСКИЕ (долгосрочные) ТАКТИЧЕСКИЕ (краткосрочные) ТАКТИЧЕСКИЕ (краткосрочные)

Стратегические цели финансовой политики корпорации Финансовое обеспечение процесса формирования конкурентной позиции в части новых рынков сбыта, инноваций и т.д. Финансовое обеспечение процесса формирования конкурентной позиции в части новых рынков сбыта, инноваций и т.д. Стратегия привлечения в коренной бизнес зарубежного капитала Стратегия привлечения в коренной бизнес зарубежного капитала Стратегия поглощений и слияний для укрепления финансовой мощи корпорации Стратегия поглощений и слияний для укрепления финансовой мощи корпорации Финансовое обеспечение и окупаемость капитальных вложений Финансовое обеспечение и окупаемость капитальных вложений Стратегия перераспределения финансовых ресурсов в более выгодные сферы деятельности Стратегия перераспределения финансовых ресурсов в более выгодные сферы деятельности СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Основные стратегические задачи финансовой политики корпорации Максимизация прибыли Максимизация прибыли Оптимизация структуры капитала корпорации Оптимизация структуры капитала корпорации Обеспечение финансовой устойчивости бизнеса Обеспечение финансовой устойчивости бизнеса Обеспечение инвестиционной привлекательности и рост выплат дивидендов Обеспечение инвестиционной привлекательности и рост выплат дивидендов Создание эффективного механизма управления денежным оборотом и финансами Создание эффективного механизма управления денежным оборотом и финансами ЗАДАЧИ Обеспечение роста стоимости бизнеса Обеспечение роста стоимости бизнеса

Тактические цели финансовой политики корпорации Финансовое оздоровление корпорации Финансовое оздоровление корпорации Нормализация текущей финансовой ситуации месяца, квартала, года Нормализация текущей финансовой ситуации месяца, квартала, года Стабилизация финансового состояния корпорации Стабилизация финансового состояния корпорации Улучшение финансового состояния корпорации Улучшение финансового состояния корпорации ТАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Основные тактические задачи финансовой политики корпорации Активное участие финансовой службы в формировании и проведении учетной политики корпорации Обеспечение финансовыми и кредитными ресурсами бизнеса в размерах необходимых для полного покрытия запланированных текущих расходов Организация и оптимизация внутрикорпоративных расчетов, денежных потоков и зачетов, а также их проведение между филиалами (дочерними структурами) Изыскание путей снижения денежных расходов и авансируемых затрат, уплачиваемых налогов, увеличения прибыли, рентабельности и доходности операций по вложению денежных средств Обеспечение внутреннего аудита и текущего контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов Оптимизация внутренних и внешнеторговых расчетов, выполнение все текущих обязательств Поиск новых источников увеличения объема финансовых ресурсов

РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ВКЛЮЧАЕТ Определение условий деятельности корпорации Определение видов финансовой политики, подлежащих разработке Выбор вида финансовой политики Выбор методов принятия решений по виду финансовой политики Выбор критериев принятия решений по виду финансовой политики

РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ВКЛЮЧАЕТ Выбор инструментов принятия решений по виду финансовой политики Формирование набора сценариев по виду финансовой политики с учетом условий, инструментов, критериев и методов принятия решений Формирование модели финансовой отчетности на базе анализируемого варианта сценария Определение значений критериев, оценки и выбор предпочтительных вариантов решений

Этапы формирования финансовой политики Основной документ Вопрос 2

Построение эффективной системы управления финансами корпорации Цель финансовой политики Основные составляющие финансовой политики 1. Оценка финансово-экономического состояния корпорации 2. Разработка ценовой, учетной, налоговой, дивидендной, кредитной и политики управления активами корпорации (в том числе дивидендная политика).

Блок управления ценами – это краткосрочная финансовая политика. Ценовая политика – это совокупность мероприятий и стратегий, которые использует корпорация для завоевания и удержания рынков сбыта Основная цель ценовой политики – установление цен на товары и их изменение в зависимости от ситуации с цеелбю захвата определенной доли рынка, получения намеченного объема прибыли ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА Составляющие финансовой политики

Этапы формирования ценовой политики корпорации и их содержание Выживание на рынке Максимизация прибыли Удержание доли рынка ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Верхняя граница цены Нижняя граница цены ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРОСА НА РЕАЛИЗУЕМЫЕ ТОВАРЫ/ ОЦЕНКА ИЗДЕРЖЕК Цены, товары и сервисное обслуживание АНАЛИЗ ЦЕН, ТОВАРОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕРВИСА КОНКУРЕНТОВ Дифференцированного ценообразования Конкурентного ценообразования Ассортиментного ценообразования ВЫБОР ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ На основе затрат На основе доходов, получаемых от товара На основе среднерыночных цен ВЫБОР МЕТОДА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Продажная цена СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНЫ НА ТОВАР Корректировка цены товара в зависимости от стадии жизненного цикла КОРРЕКТИРОВКА ЦЕНЫ

Влияет на эффективность деятельности корпорации Учетная политика корпорации для ведения бухгалтерского учета – это принятая корпорацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные способы и приемы) Формируется во всех корпорациях независимо от их организационно-правовой формы УЧЕТНАЯ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА Составляющие финансовой политики

ЦЕЛИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ Уменьшение трудоемкости Рационализация и систематизация денежных потоков Сближение с Международными стандартами финансовой отчетности Повышение степени инвестиционной привлекательности

При выборе и обосновании учетной политики корпорации существенное влияние окатывают следующие факторы Организационно-правовая форма корпорации; Отраслевая принадлежность либо вид деятельности; Структура корпорации, объемы ее деятельности ; Численность работников; Система налогообложения корпорации, т.е. ставки налогов, освобождение от различных налогов; Планирование экономического развития корпорации на долгосрочную перспективу, направление инвестиций, а также подходы к решению задач на перспективу; Материальная база, в частности программно-методическое обеспечение; Информационное развитие корпорации; Уровень квалификации рабочего персонала, в том числе и руководителя компании; Материальная заинтересованность в эффективности работы корпорации и материальная ответственность за выполняемые обязательства

ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КОРПОРАЦИИ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ Готовая продукция Основные средства Нематериальные активы Незавершенное производство Материально-производственные запасы

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА Учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика

Кредитная политика – это совокупность мероприятий по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, а также определению оптимальных условий предоставления и получения коммерческих кредитов КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА Составляющие финансовой политики

Задачи, решаемые в рамках управления кредиторской задолженностью Правильный выбор формы задолженности (банковская или коммерческая) с целью минимизации процентных выплат и затрат на приобретение материальных ценностей; Установление наиболее удобной формы кредитования и его срока (краткосрочная ссуда без обеспечения, кредит под залог и т.п.); Недопущение образования просроченной задолженности, связанной с дополнительными затратами (штрафные санкции, пени); Соблюдение платежно-расчетной дисциплины корпорации

Этапы формирования ценовой политики корпорации и их содержание Анализ дебиторской задолженности корпорации в предшествующем периоде; Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции; Определение суммы средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту; Формирование системы кредитных условий; Разработка стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита; Построение системы эффективных мер по инкассации дебиторской задолженности, использование современных форм ее рефинансирования; Создание системы контроля движения и своевременности погашения дебиторской задолженности

В зависимости от уровня доходности и риска могут применяться разные стратегии кредитной политики Стратегия кредитной политики Характеристика стратегии кредитной политики Консервативная (жесткая) кредитная политика Сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет исключения групп повышенного риска Минимизация сроков предоставления кредита Минимизация величины коммерческого кредита Установление жестких условий предоставления кредита Повышение стоимости коммерческого кредита Жесткая процедура инкассации дебиторской задолженности Умеренная (взвешенная) кредитная политика Поддержка среднего уровня риска при предоставлении коммерческого кредита Установление взвешенных условий проведения кредитной политики Агрессивная (мягкая) кредитная политика Расширение круга дебиторов за счет более рискованных групп Увеличение сроков предоставления кредита Увеличение величины коммерческого кредита Уменьшение стоимости коммерческого кредита Смягчение условий возвращения дебиторской задолженности (возможность ее пролонгации)

Типы кредитной политики корпорации в отношении дебиторов Показатели Агрессивная (мягкая) Умеренная (взвешенная) Консервативная (жесткая) Рентабельность ВысокаяСредняя Низкая Ликвидность НизкаяСредняя Высокая Риск МаксимальныйСредний Минимальный Элементы кредитной политики Срок предоставления кредита Стандарты кредитоспособности Размер предоставляемого лимита (кредитный лимит) Система создания резервов по сомнительным долгам Система сбора платежей Система предоставления скидок

. Политика формирования активов : создание новой компании расширение (реконструкция, модернизация) компании формирование новых структурных единиц компании Политика управления внеоборотными активами Политика управления оборотными активами Амортизационная политика – составная часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающаяся в управлении амортизационными отчислениями от используемых основных фондов и нематериальных активов с целью их реинвестирования в производственную деятельность ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ Составляющие финансовой политики

Этапы формирования финансовой политики корпорации 1 Этап. Определение срока реализации и формулирование финансовой стратегии как генеральной цели 2 Этап. Разработка критериев оценки эффективности финансовой политики и анализ динамики финансового состояния за ряд лет 3 Этап. Формирование и представление финансовой стратегии в системе прогнозных параметров по избранным критериям оптимизации

Этапы формирования финансовой политики корпорации 4 Этап. Денежно-финансовое моделирование финансовой стратегии на базе ожидаемого исполнения плановых показателей отчетного года 5 Этап. Разворот финансовой стратегии по краткосрочным целям и задачам, определение необходимости и направлений изменения проводимых финансовых политик по их видам 6 Этап. Внесение поправок на изменение проводимых финансовых политик, в планово-прогнозные показатели, материализующие финансовую стратегию

Этапы формирования финансовой политики корпорации 7 Этап. Сбалансирование параметров модели долгосрочного финансового плана- прогноза на базе мобилизующих мероприятий и других методов регулирования доходов и расходов 7 Этап. Сбалансирование параметров модели долгосрочного финансового плана- прогноза на базе мобилизующих мероприятий и других методов регулирования доходов и расходов 8 Этап. Определение режима контроля исполнения целей и задач финансовой политики, а также оценка ее эффективности

1. Реализуя любые стратегические цели, фирме необходимо, прежде всего, разрабатывать финансовые показатели. Чаще всего в основе - показатель рентабельности собственного капитала или рентабельность активов. 2. Определяется рыночная стратегия компании – перспективы взаимоотношений с клиентами, которые позволят обеспечить достижение запланированных финансовых целей. Выход на рынки связан с разработкой конкретной ценовой стратегии. Финансовая составляющая

3. Прорабатываются составляющие бизнес-процессов. Определяется, какие бизнес-процессы необходимы для реализации данной ценовой стратегии и в более широком плане – для реализации рыночной стратегии компании. Успешная реализация стратегии, основанной на конкретных бизнес- процессах, позволяет эффективно достигать финансовых целей. Для освоения новых бизнес-процессов необходимы дополнительные финансовые ресурсы. 4. Реализация бизнес-процессов невозможна без соответствующей инфраструктуры и квалифицированного персонала. Финансовая составляющая

Бизнес как взаимодействие 4-5 проекций (перспектив)

Оценка эффективности финансовой политики корпорации Основной документ Вопрос 3

Критерии оценки эффективности принятой корпорацией финансовой политики Критерий Характеристика оценки Согласованность с прогнозируемыми изменениями внешней среды компании Оценивается, насколько сформированная стратегия отвечает прогнозируемым изменениям различных областей экономики, насколько прогнозируемые возможности и угрозы внешней среды учтены в предлагаемой стратегии, а также уровень ее гибкости Согласованность с возможностями компании Определяется, насколько выбранная финансовая стратегия и намеченные планы реальны в зависимости от внутреннего потенциала компании (финансового, инвестиционного, трудового, инновационного и т.д.) Согласованность с корпоративной стратегией развития компании Выясняется, насколько избранная финансовая стратегия обеспечивает реализацию общей стратегии развития компании. Присутствует ли в них согласованность по характеру, срокам, отдельным объектам Реализуемость Оценивается, может ли предприятие мобилизовать необходимый объем финансовых ресурсов внутри компании и с рынка капиталов, будет ли компания обладать необходимыми техническими и трудовыми ресурсами для реализации намеченной стратегии, присутствует ли на финансовом рынке необходимые финансовые инструменты для реализации планов

Критерии оценки эффективности принятой корпорацией финансовой политики Критерий Характеристика оценки Уравновешенность отдельных объектов Определяется, насколько согласуются отдельные целевые установки между собой и с контрольными нормативами разработанной финансовой стратегии, насколько избранная финансовая политика соответствует содержанию стратегии и целевых ориентиров Эффективность реализации Определяется путем сопоставления финансовых показателей за прошлый период и контрольных нормативов финансовой деятельности, которые планируется достигнуть в результате реализации стратегии. Также оценивается прирост рыночной стоимости акций компании, изменение имиджа фирмы, рост мотивации сотрудников к труду и т.п. Допустимость уровня риска Выясняется, насколько приемлема и допустима опасность, вызванная реализацией финансовой стратегии, связанная с нарушением баланса финансового развития и финансовой устойчивости компании