Отчет о деятельности Центра мониторинговых исследований в 2015 г. Москва, 2016 г. ГАУ «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» 11
СТРУКТУРА ЦЕНТРА Центр мониторинговых исследований - научно- исследовательское структурное подразделение ГАУ ИДПО ДТСЗН В состав Центра входит Сектор анализа и контроля качества управления ресурсами. Возглавляет Сектор Оксана Викторовна Никонова. Деятельность Сектора регулируется отдельным Положением.
ФИОДолжность Ученая степень Ученое звание Ставка, доля ст. Индекс Хирша 1. Бобровский В.А.методист- 1,0- 2. Зенина О.Н.методистк.соц.н. 1,01 3. Корнилова М.Вметодистк.соц. н. 1,03 4. Попов П.В.зам.рукав-ля ЦМИк.соц.н.доцент 1,02 5. Успенская Т.Н.рукаводитель ЦМИд.э.н. 1,02 Сектор анализа и контроля качества управления ресурсами 6. Никонова О.В.рукаводитель сектора.э.доцент 1,02 7. Никонова О.М.экономист- 1,0- Кадровый состав сотрудников Всего в составе ЦМИ осуществляют деятельность один доктор наук и четыре кандидата наук. СТРУКТУРА ЦЕНТРА
Организация и проведение мониторинговых исследований по проблемам качества жизни населения города Москвы, состояния, проблем и перспектив социальной защиты населения города Москвы; Осуществление мониторинга показателей Стандарта качества управления ресурсами в государственных учреждениях социального обслуживания г. Москвы; Координация работы и информационное наполнение и обновление официального Web- сайта Института. ЦЕЛИ ЦЕНТРА
Проведение научных исследований: - Комплексный мониторинг уровня и качества жизни пожилых людей; - Блиц опросы по наиболее актуальным проблемам социальной защиты населения, Фокус-группы и др.; - Организация научных исследований Института. Методические мероприятия: - Семинары, совещания с лицами, ответственными за проведение исследований; - Разработка методических материалов, инструкций; Научно-аналитическая работа: Подготовка докладов, научно-аналитических отчетов, статей по тематике деятельности, монографий Информационное сопровождение сайта Института Участие в мероприятиях Института КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственное задание на 2015 год – человек (увеличено на 5000 чел. по сравнению с 2014 годом). Выполнение составило – 100,8% или опрошено человек. I.Научные исследования Комплексный мониторинг уровня и качества жизни ГПВ г. Москвы, 9-10 Этапы: чел.; Блиц-опросы: - 6 / чел.; РЕЗУЛЬТАТЫ ЦМИ ЗА 2015 ГОД
II. Методические мероприятия Методологические семинары для супервайзеров и интервьюеров – 5 семинаров по тематике исследования; Обучающий семинар для представителей общественных организаций инвалидов г. Москвы по теме: «Организация и технология проведения мониторинга уровня и качества жизни населения» - 1 / 66 чел.; Круглый стол по теме «Трансформация дискурсов мониторинга уровня и качества жизни граждан пожилого возраста города Москвы за 5 лет» г. / 65 чел; Разработаны инструкции для супервайзеров и интервьюеров – 2 инструкции; Корректировка инструментария (Анкеты) КМ в соответствии с ФЗ-442. РЕЗУЛЬТАТЫ ЦМИ ЗА 2015 ГОД
III. Научно-аналитическая работа Информационно-аналитические доклады по итогам КМ, 9 и 10 этапы – 2; Аналитические отчеты по Блиц-опросам - 6; Доклад о положении граждан пожилого возраста города Москвы; Публикации: Всего – 9; Индекс Хирша по ЦМИ – 2. IV. Информационное сопровождение сайта Института Размещено информационных материалов об основных событиях и мероприятиях Института – 449 ед. РЕЗУЛЬТАТЫ ЦМИ ЗА 2015 ГОД
1. Выполнение государственного задания – проведение исследований в объеме чел. (Комплексные мониторинги 2/ чел.; Блиц-опросы - 4/ чел.) 2. Утверждение и апробация новой Концепции Комплексного мониторинга. 3. Проведение системного блока мероприятий по изучению уровня и качества жизни инвалидов города Москвы: Организация и проведение мониторинга качества жизни инвалидов (впервые); Проведение Блиц- опроса; Круглый стол; Монография; Доклад о положении инвалидов города Москвы (впервые) 4. Реализация совместного Образовательного проекта с ООО «ИНВА СЕРТИФИКА» «Экспертиза независимой оценки качества доступной среды для инвалидов» (на коммерческой основе). ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРА НА 2016 ГОД
ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ КМ Стратегическая цель. Повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста города Москвы. Ключевая цель. Обеспечение рукаводства Департамента труда и социальной защиты населения, а также работников системы социальной защиты населения г. Москвы достоверной и актуальной информацией о состоянии социальной защиты и социального обслуживания или иных социальных проблем старшего поколения. Новая Концепция Комплексного мониторинга уровня и качества жизни пожилых граждан города Москвы
ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ КМ Создать современный и эффективный инструмент управления по обеспечению достойного уровня и качества жизни пожилых москвичей: Уточнить инструментарий мониторинга, позволяющий гибко реагировать на появляющиеся новые вызовы в жизнедеятельности пожилых людей. Сформировать состав независимых интервьюеров. Построить современную модель управления мониторингом. Внедрить инновационные формы промежуточных исследований. Разработать финансовый механизм и внедрить коммерческую составляющую в проведение мониторинга. Сроки реализации Концепции: 2016 – 2018 г.г. 1.ЭТАП: март 2016 г. – 2017 г.; 2. ЭТАП: январь - декабрь 2018 г. Новая Концепция Комплексного мониторинга уровня и качества жизни пожилых граждан города Москвы
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ: Ежегодное увеличение общего количества граждан старше трудоспособного возраста как в общей структуре населения РФ, так и в столице. Диспропорция респондентов в разрезе сформированных групп, структуры занятости; появление несоответствий пропорций квотной выборки респондентов и структуры граждан старше трудоспособного возраста г. Москвы, как по полу, так и по возрасту; Изменение приоритетов пожилых людей по показателям уровня и качества жизни в связи с переходом их в более старческий возраст; Деформация общих тенденций взглядов, мнений, настроений; Реформы в системе социального обслуживания населения Российской Федерации и города Москвы (ФЗ-442, оптимизация, новые подходы к нормированию труда и др.), влекут за собой необходимость изменения структуры управления КМ. Новая Концепция Комплексного мониторинга уровня и качества жизни пожилых граждан города Москвы
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КМ: 1. Пересмотр периодичности проведения мониторинга и общего количества респондентов для участия в исследовании. 2. Перерасчет и обоснование квотных признаков выборочной совокупности; 3. Пересмотр структуры и логики инструментария, добавление блока новых и исключение потерявших актуальность индикаторов уровня и качества жизни пожилых; 4. Развитие организационной модели управления мониторингом. Новая Концепция Комплексного мониторинга уровня и качества жизни пожилых граждан города Москвы
Перерасчет и обоснование квотных признаков выборочной совокупности: Количество респондентов представлено в разбивке по полу и возрасту в соответствии с половозрастной структурой населения старше трудоспособного возраста города Москвы. Соотношение женщин и мужчин: 70% и 30%; Соблюдена пропорциональность выборки в каждом АО исходя из выборки в человек. Дополнительно. Расчет внутри каждого АО по: социально- демографическим (возраст, пол) и категориальным («клиент-не клиент», «работает-не работает») признакам возрасту и полу (11 таблиц); Сформирована пятиступенчатая выборка по признакам 3 основным: пол, возраст, округ проживания и 2 дополнительным: трудовая занятость, получение социальных услуг в организациях социального обслуживания. Новая Концепция Комплексного мониторинга уровня и качества жизни пожилых граждан города Москвы
Схема выборки по двум дополнительным признакам: Новая Концепция Комплексного мониторинга уровня и качества жизни пожилых граждан города Москвы
Пересмотр структуры инструментария и индикаторов уровня и качества жизни Разделение на две части Анкеты: основная - показатели уровня и качества жизни, дополнительная – показатели, характеризующие тенденции в системе социальной защиты и социального обслуживания; Дополнительный блок индикаторов качества жизни: показатели, характеризующие экологические аспекты среды обитания ГПВ (удовлетворенность качеством потребляемой воды, чистота атмосферного воздуха, воздействие шумовых фонов, наличие зеленых территорий рядом с местом жительства и др.); показатели, характеризующие потребность пожилых людей в осуществлении трудовой занятости, обучении и переподготовки другим профессиям; - группа индикаторов о возможностях и уровне использования пожилыми москвичами новых информационных технологий. Отдельные группы индикаторов планируется скорректировать. Новая Концепция Комплексного мониторинга уровня и качества жизни пожилых граждан города Москвы
Развитие организационной модели управления КМ Новая Концепция Комплексного мониторинга уровня и качества жизни пожилых граждан города Москвы
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ КМ Подготовка проекта приказа ДТСЗН г. Москвы о порядке организации и проведения мониторинга; разработка анкеты, инструкций для интервьюеров и супервайзеров; проведение обучающих мероприятий с лицами ответственными за организацию и проведение Комплексного мониторинга, в том числе, супервайзерами Центров занятости и интервьюерами, а также нового состава интервьюеров; апробация новой методики проведения Комплексного мониторинга (XI этап мониторинга); создание стажировочной площадки по обмену знаниями, трансляции опыта по организации и проведению Комплексного мониторинга; разработка и внедрение финансового механизма частичной коммерциализации проведения Комплексного мониторинга; разработка финансового инструмента для оказания услуг по проведению мониторинга уровня и качества жизни в субъектах РФ; приобретение программного продукта ABBYY FlexiCapture 11 версии для этих целей. Новая Концепция Комплексного мониторинга уровня и качества жизни пожилых граждан города Москвы
ОЖИДАЕМЫЕ СИСТЕМНЫЕ ЭФФЕКТЫ Содействие совершенствованию социальной политики и законодательства города Москвы в отношении граждан пожилого возраста; содействие повышению уровня и качества жизни пожилых москвичей; повышение качества и достоверности информации, получаемой по результатам опроса; формирование модели респондентов, наиболее полно отражающей структуру пожилого населения столицы; повышение мотивации интервьюеров к проведению качественного анкетирования; формирование пула независимых интервьюеров; создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной модели проведения Комплексного мониторинга уровня и качества жизни граждан пожилого возраста; выход на региональный уровень; содействие развитию негосударственного сектора, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста города. Новая Концепция Комплексного мониторинга уровня и качества жизни пожилых граждан города Москвы
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ! ГАУ ИДПО ДТСЗН города Москвы Центр Мониторинговых исследований