Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный медицинский университет Кафедра общественного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровье Здоровье состояние живого организма (или растения), при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие.
Advertisements

LOGO Add your company slogan Профилактическая медицина.
Социальная медицина как наука Каф. социальной медицины, организации и экономики здравоохранения Ассистент Смеянова О.И.
Социальная медицина – основные понятия, оценочные критерии Ирина Адаховская, СР – 22.
Профилактика инсульта. 29 октября Всемирный день борьбы с инсультом.
Общешкольное родительское собрание Факторы, влияющие на здоровье.
Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний.
Генетические и социальные обусловленности здоровья Маслаков Алексей СР-22 Маслаков Алексей СР-22.
Программа комплексной профилактики сердечно- сосудистых заболеваний «Здоровое долголетие» Заместитель главного врача по организационно-методической работе.
Группы факторов, влияющие на здоровье Примерный удельный вес Факторы риска Образ жизни 50% Курение, употребление алкоголя, наркотиков, неправильное питание,
Здоровье как состояние и свойства организма. Уровни здоровья Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека. Групповое здоровье – здоровье социальных.
Диспансеризация взрослого населения: 3 слагаемых успеха Андриянова Ольга Викторовна, к.м.н. Свердловский областной центр медицинской профилактики.
СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА Презентацию подготовил студент 41 группы специальности сестринское дело Попков Алексей.
Основы здорового образа жизни. Содержание Здоровье Здоровье Соотношение факторов, влияющих на здоровье Соотношение факторов, влияющих на здоровье.
Семейная медицина: общие положения. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Основные функции семейного врача. Кандидат медицинских наук, врач высшей.
Статистика населения. Население это совокупность лиц, проживающих на определенной территории.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Уральский государственный медицинский университет» Кафедра.
Я Махсон Владислав родился в городе Твери учусь в гимназии 8.
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. Медико-социальные аспекты изучения здоровья населения.
Научно-обоснованная профилактика хронических неинфекционных заболеваний Москва, сентября, 2003 Paul Z. Siegel.
Транксрипт:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный медицинский университет Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом медицинской информатики Л Е К Ц И Я Общественное здоровье и здравоохранение как наука, предмет преподавания, ее место и значение на современном этапе развития здравоохранения Заведующий кафедрой доктор медицинских наук профессор Анас Анварович Гильманов

План лекции: 1. История предмета и основные разделы. 2. Здоровье населения. Индивидуальное, групповое, популяционное здоровье. 3. Показатели характеризующие состояние здоровья населения. 4. Обусловленность общественного здоровья и болезней населения.

Общественное здоровье и здравоохранение как наука и учебная дисциплина возникла в результате появления потребности научно обоснованного объяснения природы здоровья и болезни не только отдельного человека, но и населения, групп людей, их сообществ.

Начало истории нашей науки как самостоятельной дисциплины положили первые десятилетия ХХ века. В 1903 году молодой немецкий врач Альфред Гротьян стал издавать журнал по социальной гигиене, в 1905 году основал в Берлине научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике, а в 1920 году учредил кафедру социальной гигиены в Берлинском университете. Преподавание нашей дисциплины в настоящее время осуществляется в абсолютном большинстве медицинских учебных заведений мира.

В России 1918 году Народным комиссариатом здравоохранения был создан музей социальной гигиены, который в 1920 году преобразован в институт социальной гигиены. Становлению предмета способствовало то, что в числе первых социал-гигиенистов были первые организаторы дела охраны здоровья населения России -Николай Александрович Семашко – первый нарком здравоохранения и Зиновий Петрович Соловьев – его заместитель. В 1922 году Н.А.Семашко при 1 Московском университете организовал кафедру социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней. Через год в феврале 1923 года З.П.Соловьевым была создана кафедра социальной гигиены на медицинском факультете 2-го Московского университета.

Казанский университет стал одним из пионеров формирования науки об общественном здоровье и здравоохранении. В 60 годах 19 века профессор Александр Васильевич Петров читал студентам курс лекции по общественному здоровью и общественной гигиене. Кафедра социальной гигиены на медицинском факультете Казанского университета была организована 1923 году профессором Валериан Владимировичем Милославским.

Общественное здоровье и здравоохранение как научное направление и предмет преподавания в отличие от старых дисциплин (хирургия, терапия и др.) со своим названием определилось только в начале второго тысячелетия. С 1922 по 1941 год – социальная гигиена, с 1941 по 1966 год – организация здравоохранения, с 1966 по 1991 год – социальная гигиена и организация здравоохранения, с 1991 по 1999 год – социальная медицина и с 1999 года – общественное здоровье и здравоохранение. Это объясняется особенностями самого предмета, который родился на стыке многих научных дисциплин и являет собой пример комплексности и сочетания теории и практики врачевания, профилактики, социальной медицины и гигиены.

Частое изменение названия предмета свидетельствует о сложности формирования предмета, о преградах на пути развития. С начала 1920-х годов до середины 1950-х вследствие режима сверхсекретности были закрыты сведения о смертности, составе населения, заболеваемости, рождаемости. В конце 1930 годов возникло утверждение, что если при социализме не может быть классовых противоречий, то не может быть и социальных проблем в медицине.

Общественное здоровье и здравоохранение занимается проблемами организации, управления, экономики здравоохранения, страхования здоровья, изучением и оценкой влияния на общественное здоровье социальных и внешних факторов. Это наука – о стратегии и тактике здравоохранения.

Основные разделы предмета: История здравоохранения. Теоретические проблемы здравоохранения. Состояние здоровья и методы его изучения. Медицинская статистика. Организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования. Организация медицинской помощи населению. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Экономика, управление, планирование, финансирование здравоохранения. Международное сотрудничество.

Предмет базируется на прочной методологической базе. Методики и методы не только собственные, но и взятые из других наук, социологии, эпидемиологии, экономических дисциплин, науки управления, информатики, математической статистики и другие.

Среди них, например, исторический метод или исследование прошлого и его сопоставление с настоящим и перспективами на будущее. Методом экспертных оценок широко пользуются в исследованиях качества и результативности медицинской помощи, ее планирования. Наиболее часто применяются методы медицинской статистики и социологии. Среди специфических методов нужно назвать метод организационного эксперимента, то есть создание учреждений, форм медицинской помощи в них или на определенных территориях.

Наиболее полное определение здоровью дано в преамбуле Устава ВОЗ. Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

З доровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма; (ФЗ «Об основах охраны здоровья населения»)

Если речь идет об отдельных людях то говорим об индивидуальном здоровье, а если о сообществе людей то о групповом здоровье, если речь идет о населении то о популяционном здоровье. Индивидуальное здоровье оцениваем по самочувствию отдельного человека, групповое и популяционное здоровье измеряется показателями медицинской и демографической статистики.

Показатели, характеризующие состояние здоровья населения: 1. Демографические показатели. А.Показатели статики населения –Численность населения. –Структура населения: по полу, возрасту, по месту проживания и другим признакам.

Б.Показатели движения населения 1)механическое – миграция населения (эмиграция-выезд граждан, иммиграция – въезд) 2)естественное движение населения: –Рождаемость, плодовитость; –Смертность общая и возрастная; –Естественный прирост населения; –Средняя продолжительность предстоящей жизни; –Брачность;

2. Собственно показатели здоровья населения: Заболеваемость и болезненность населения. Инвалидность населения.

2. Показатели физического развития населения. Антропометрические показатели; Функциональные показатели.

Все критерии оцениваются в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю наболевших на момент исследования (например в течение года и т.д.). Сведения о состоянии здоровья (заболеваемости) можно получить на основании проведенных медицинских осмотров, обращаемости населения за медицинской помощью, результатов специальных выборочных исследовании, данных о причинах смерти и т.д.

При оценке здоровья население распределяют по группам здоровья: 1 группа – здоровые – это лица, которые не имеют жалоб, хронических заболеваний в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений; 2 группа – практически здоровые – лица, у которых имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, а функциональные изменения в органах и системах не влияют на их деятельность и трудоспособность; 3 группа – больные – лица имеющие хронические заболевания в стадии компенсации, субкомпенсации или декомпенсации.

Факторы риска развития заболеваний. Образ жизни. Курение Употребление алкоголя Нерациональное питание Гиподинамия Психоэмоциональный стресс

Факторы риска развития заболеваний. Внешняя среда. Загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами Загрязнение воды канцерогенами и другими вредными веществами Загрязнение почвы Резкие смены состояния атмосферы Повышенные радиационные, магнитные и другие излучения

Факторы риска развития заболеваний. Генетические факторы Предрасположенность к наследственным болезням Наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям

Факторы риска развития заболеваний. Здравоохранение Неэффективность профилактических мероприятий Низкое качество и несвоевременность медицинской помощи

Вторичные факторы риска развития заболеваний. Сахарный диабет; Артериальная гипертензия; Липидемия, холестеринемия; Ревматизм; Аллергия; Иммуннодефициты и другие.

Группы риска развития заболеваний. Это часть населения, в большей степени предрасположенная к различным заболеваниям: дети, старики, беременные, мигранты, одинокие, бомжи, безработные, проститутки, наркоманы, работающие во вредных условиях труда и другие.

Образ жизни – определенный, исторически обусловленный тип деятельности человека в материальной и нематериальной сферах жизни. Здоровый образ жизни – это создание условий для сохранения и укрепления здоровья, преодоление и уменьшение факторов риска. Формирование здорового образа жизни является основным направлением социальной политики государства в области здравоохранения.

Анализ состояния здоровья является обязательным в деятельности врача. Основными элементами комплексного анализа являются: 1)сбор информации о состоянии здоровья; 2)обработка и анализ информации о состоянии здоровья; 3)выдвижение гипотезы о связи факторов среды с состоянием здоровья; 4)направленное изучение факторов среды и углубленное изучение характеристик здоровья;

5)выявление количественных зависимостей между факторами среды и характеристиками здоровья; 6)принятие решения по оздоровлению среды для первичной профилактики заболеваний; 7)реализация принятых решений; 8)проверка эффективности принятых решений.

Комплекс методических приемов используемых при изучении здоровья имеет название социально-гигиенических исследований.