Методологический семинар. Занятие 3; 18.12.2013 Профессиональная компетентност ь тьютора Молчанов Сергей Григорьевич доктор педагогических наук, профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Оценка профессиональных компетентностей будущих учителей» Выполнил: Осетров Владимир.
Advertisements

Методологический семинар. Занятие Инструментальное обеспечение профессиональной деятельности тьютора Молчанов Сергей Григорьевич доктор педагогических.
Развитие профессиональной компетентности педагога: синтез педагогических, информационных и организационных технологий. Гапонова Т.И., руководитель МО иностранных.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Работу выполнил: Учитель МБОУ «ООШ села Высокое Красноармейского района Саратовской области» Степанов Андрей Васильевич.
Креативный Владеющий современными образовательными технологиями Эффективно взаимодействующий с семьями обучающихся Открытый новшествам Мотивированный.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Программа повышения профессиональной компететности учителя, реализующего требований ФГОС Микроисследования, лекции, обучающие семинары, организационно-деловые.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ к.п.н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии.
Методическое обеспечение реализации основной образовательной программы в контексте ФГОС.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Концепция деятельности стажировочной площадки по теме: «Особый ребёнок. Социализация и успешность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
Формирование информационно- коммуникационной компетентности педагога Ефремова М.В. Зам.директора по УВР Колобовской МСОШ.
Разработка организационно- методической модели сетевого взаимодействия.
Профессиональные компетенции педагогов ДОУ Бесчастнова Ирина Анатольевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ 5 Приволжского района.
Формирование ключевых педагогических компетенций ИКТ – компетентность Сообщение подготовила: учитель истории и обществознания МОУ СОШ 12 г. Балашова Саратовской.
Методологический семинар Занятие 1 Феномены «учитель» и «тьютор»
Институт развития образования Свердловской области Кафедра гуманитарного образования Реализация федерального государственного образовательного стандарта.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Методическая работа Мастерство учителя- это специальность, которой надо учиться А.С. Макаренко.
Транксрипт:

Методологический семинар. Занятие 3; Профессиональная компетентность тьютора Молчанов Сергей Григорьевич доктор педагогических наук, профессор

Сравнение Профессиональная компетентность - способность к актуальном у (выполнению) дея- тельности (Blank W.E.; 1998) -Совокупность профессиональных компетенций (Молчанов С.Г.; 1993) -Совокупность профессиональных свойств (Анциферова Л.И.; 1998) -Теоретическая и практическая готовность …к деятельности (Стенькова В.И.; 2007)

Профессиональная компетентность …проявляет себя в деятельности …во взаимодействии с объектом деятельности… …в продукте деятельности… …актуализируется в действиях, операциях, приемах профессиональной деятельности …в применении, использовании инструмента… …в применении, использовании инструмента…

Профессиональная компетентность А) Социально-профессиональный статус 1. Социальный статус в социальной системе (во вне) 2. Социальный статус в образовательной системе (внутри) Б) Профессиональная квалификация 1. Профессиональная готовность (теоретическая подготовленность, практическая готовность) 2. Продуктивность В) Личностные (профессионально-значимые) особенности

КОМПЕТЕНЦИИ Социально-статусные Профессионально- стусные Профессионально- образовательные Профессиональные Личностные (профессионально- значимые)

Сравнение Профессиональная деятельность Компоненты:Организаторский КоммуникативныйПроектировочный КонструктивныйГностический (Н.В. Кузьмина; 1981) Функции: Информативно- коммуникативная Аффективно- коммуникативная Регулятивно- коммуникативная (Б.М. Теплов; 1932)

Функции Информативная РегулятивнаяАффективная ? Создавать условия Создание позитивного эмоционального фона Стимулировани е действий Отношение педагога к действиям ? ? Умение регулировать общение Эффективно передавать

Компетентность Количество Качество компетенций

Квалификация Количество Качество компетенций Экономичность Операциональность Адекватность

Сравнение Профессиональная готовность Теоретическая подготовленность Теоретические представления о деятельности Теоретические представления о способах деятельности Практическая готовность Наличие способов деятельности Демонстрация способов деятельности

Сравнение Профессиональная деятельность Компоненты:Организаторский КоммуникативныйПроектировочный КонструктивныйГностический (Н.В. Кузьмина; 1981) Функции: Информативно- коммуникативная Аффективно- коммуникативная Регулятивно- коммуникативная (Б.М. Теплов; 1932)

Сравнение Тьютор Обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ и сопровождает процесс индивидуального образования Обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ и сопровождает процесс индивидуального образования

Феномен «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА» Содержание образования (социализации) Содержание обучения (воспитания) Инструментарий оценивания Профессиональ- ная компетентность Материально- техническое оснащение Финансово- экономическое обеспечение Система управления

С обр. (соц.) ИО Ф СУ МТО С обуч. (восп.) ПК Взаимодействие профессиональной компетентности с компонентами образовательной (социализационной) системы

Предметные Квалиметрические Социально- статусные Методические Технико- технологические Дидактические (социализаторские) Группы профессиональных компетенций

Сравнение Тьютор Обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ и сопровождает процесс индивидуального образования Обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ и сопровождает процесс индивидуального образования

Феномен «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА» Содержание образования (социализации) Содержание обучения (воспитания) Инструментарий оценивания Профессиональ- ная компетентность Материально- техническое оснащение Финансово- экономическое обеспечение Система управления

СООТНОШЕНИЕ Образовательная программа разворачивается в образовательной системе

Образовательная программа Образование – воспитание и обучение (ФЗ «Об образование) СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ: 1)ВОСПИТАНИЕ2)ОБУЧЕНИЕ

Образовательная программа Способы воздействия 1)Воспитание 2) Обучение НА ЧТО? (НА КАКИЕ ОБЪЕКТЫ?) Социализованность Образованность Воспитан ника Обучаю щегося

Сравнение Процессы Обучение Обучение Образование Образование Подготовка Подготовка Пространства Учебное Учебное Образовательно- рефлексивное Образовательно- рефлексивное Социально- практическое Социально- практическое (Википедия) Т.М. Ковалева (Википедия) Т.М. Ковалева

Сравнение Тьюторат Организация различных видов помощи обучающемуся (субъекту) в пространстве образования Организация различных видов помощи обучающемуся (субъекту) в пространстве образования Феномен «тьюторат» во Франции Тьютор – это ординарный профессор, на которого возложена обязанность дополнить теоретическое профессиональное образование преподавателя- стажера (практиканта) способами профессиональной деятельности. Тьютор – это ординарный профессор, на которого возложена обязанность дополнить теоретическое профессиональное образование преподавателя- стажера (практиканта) способами профессиональной деятельности.

Сравнение Тьюторат Организация различных видов помощи обучающемуся (субъекту) в пространстве образования Организация различных видов помощи обучающемуся (субъекту) в пространстве образования Феномен «тьюторат» во Франции Тьютор – осуществляет «…сопровождение его (практиканта) стажерской практики в течение всего ее периода» Тьютор – осуществляет «…сопровождение его (практиканта) стажерской практики в течение всего ее периода» (службббб инстр от 9 мая 1995 и г. МО Франции). (службббб инстр от 9 мая 1995 и г. МО Франции).

Сравнение Тьюторат Организация различных видов помощи обучающемуся (субъекту) в пространстве образования Организация различных видов помощи обучающемуся (субъекту) в пространстве образования Феномен «тьюторат» во Франции Тьютор – « присутствует на занятиях стажера и приглашает на свои занятия. Он помогает ему «влиться» в педагогический коллектив, презентовать себя, определить возможные затруднения, подготовить классные советы, заполнить школьную документацию» Тьютор – « присутствует на занятиях стажера и приглашает на свои занятия. Он помогает ему «влиться» в педагогический коллектив, презентовать себя, определить возможные затруднения, подготовить классные советы, заполнить школьную документацию» (службббб инстр от 9 мая 1995 и г. МО Франции). (службббб инстр от 9 мая 1995 и г. МО Франции).

Сравнение Тьюторат «Понятие «тьюторат», но не «тьютор» включено в циркуляр от 2 июня 1982 г. МО Франции – «Понятие «тьюторат», но не «тьютор» включено в циркуляр от 2 июня 1982 г. МО Франции – «Задачи организации образовательного процесса в коллежах (основной школе» «Задачи организации образовательного процесса в коллежах (основной школе» Феномен «тьюторат» во Франции «…подчеркнута ведущая роль классного руководителя «в актуальной позиции (классного руководителя) и в готовности к позиции в возможном тьютората». «…подчеркнута ведущая роль классного руководителя «в актуальной позиции (классного руководителя) и в готовности к позиции в возможном тьютората».

Сравнение Тьюторат «Понятие «тьюторат», но не «тьютор» включено в циркуляр от 2 июня 1982 г. МО Франции – «Понятие «тьюторат», но не «тьютор» включено в циркуляр от 2 июня 1982 г. МО Франции – «Задачи организации образовательного процесса в коллежах (основной школе» «Задачи организации образовательного процесса в коллежах (основной школе» Феномен «тьюторат» во Франции Циркуляр обязывает тьютора принять на себя Циркуляр обязывает тьютора принять на себя «…уважая роль родителей, «руководство» включающее, кроме сопровождения образовательного процесса, и другие обязанности в части воспитания, формирования и подготовки к взрослой жизни».

Сравнение Тьюторат «В учебных заведениях, где существуют структуры тьютората, тьютор является советником для учащихся… и имеет под своей опекой учащихся… Он действует в контакте с преподавателями, администрацией, семьями, … с социальными службббббами» «В учебных заведениях, где существуют структуры тьютората, тьютор является советником для учащихся… и имеет под своей опекой учащихся… Он действует в контакте с преподавателями, администрацией, семьями, … с социальными службббббами» Феномен «тьюторат» во Франции « …помощь …в разных формах: организация режима работы, управление (расчет) времени (режимом дня), ведение и использование тетрадей с текстами, участие в жизни школьного сообщества, подготовка уч-ся к деятельности в качестве делегата от класса и т.д.» « …помощь …в разных формах: организация режима работы, управление (расчет) времени (режимом дня), ведение и использование тетрадей с текстами, участие в жизни школьного сообщества, подготовка уч-ся к деятельности в качестве делегата от класса и т.д.»

Сравнение Тьюторат «Все виды деятельности регламентируют статьи Закона об ориентации на образование ( от 10 июля 1989 г.)» «Все виды деятельности регламентируют статьи Закона об ориентации на образование ( от 10 июля 1989 г.)» Феномен «тьюторат» во Франции «Преподаватели оказывают помощь учащимся в индивидуальной работе, обеспечивают ее непрерывность и систематичность. Они оценивают ее продукты. Они дают советы учащимся в их планах…, действуя совместно с тьюторами и специалистами по профориентации» «Преподаватели оказывают помощь учащимся в индивидуальной работе, обеспечивают ее непрерывность и систематичность. Они оценивают ее продукты. Они дают советы учащимся в их планах…, действуя совместно с тьюторами и специалистами по профориентации»

Структура компетенции Реальный способ Гипотетическое представление о (возможном ) способе Феномен (признаки) Реальность (объект - ноумен) Теоретическое представление Т 1 +Т 2 +Т 3 +…Т n ГС 1 +ГС 2 +ГС 3 +…ГС n РС 1 +РС 2 +РС 3 +…РС n

Сравнение Знания Знания Умения Умения Навыки Навыки Компетенции Компетенции

Сравнение Savoir (Знания) Savoir (Знания) Savoir-faire (Умения и навыки) Savoir-faire (Умения и навыки) Actions (действия) Actions (действия) Competence (Компетенция) Competence (Компетенция) Performance Performance (Реализация компетенции в виде продукта; эксплуатация ЗУНов; след в продукте) (Реализация компетенции в виде продукта; эксплуатация ЗУНов; след в продукте)

Сравнение Знания Знания Умения Умения Навыки Навыки Помышление Помышление Воление Воление Исполнение Исполнение Эразм Роттердамкий Эразм Роттердамкий

Сравнение Знания Знания Представление – это отпечаток в душе… возникающее от существующего и запечатлевающее, отпечатлевающее, напечатлевающее его, как оно есть; от несуществующего оно бы не возникло» Представление – это отпечаток в душе… возникающее от существующего и запечатлевающее, отпечатлевающее, напечатлевающее его, как оно есть; от несуществующего оно бы не возникло» Хрисипп Хрисипп

Сравнение Умения Умения «Добродетели можно научиться…» (Хрисипп) «Добродетели можно научиться…» (Хрисипп) «…надлежащие поступки – это те, на которые толкает нас разум (…представления ): например чтить родителей, отечество, любить друзей» (Зенон) «…надлежащие поступки – это те, на которые толкает нас разум (…представления ): например чтить родителей, отечество, любить друзей» (Зенон)

Сравнение Навыки Навыки «…разумное существо самой природой приспособлено и к умозрению, и к деятельности» «…разумное существо самой природой приспособлено и к умозрению, и к деятельности» Диоген Лаэртский Диоген Лаэртский

Сравнение Знания Знания Умения Умения Навыки Навыки Представления об объектах Представления об объектах Представления о способах «работы» взаимодействия с объектами Представления о способах «работы» взаимодействия с объектами Действия, операции, приемы, несущие «печать» «разума» Действия, операции, приемы, несущие «печать» «разума»

Сравнение Теоретические представления Теоретические представления Теоретические представление о возможных способах работы Теоретические представление о возможных способах работы Практические способы Практические способы Существительные, прилагательные Существительные, прилагательные Глаголы Глаголы Действия, операции, приемы Действия, операции, приемы

Компетентность Аттестация Управление Деятельность Повышение квалификации Компетентность как образовательный объект объект нормирования объект развёртывания объект воздействияобъект оценивания

Функции Информативная РегулятивнаяАффективная ? Создавать условия Создание позитивного эмоционального фона Стимулировани е действий Отношение педагога к действиям ? ? Умение регулировать общение Эффективно передавать

Компоненты Гностический Организаторский Коммуникативны й ? ? ? ? ? ? ? ??

Инструменты Воздействия?Оценивания ? ? ? ? ? ? ? ??

Продукты Проекты Образовательные тексты Тьюториалы ? Действия ? Конспекты ? Устные комментарии Пособия Тексты?