Подготовила Криницина Татьяна. Вежливость нравственное качество, характеризующее поведение человека, внешне проявляющего уважение к окружающим его людям.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Актуальность проекта Проект предназначен для закрепления знаний об алфавите. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.
Advertisements

Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Цель: формировать знание, умение и навыки культуры речевого общения.
Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре Подготовила воспитатель « Детский сад комбинированного вида « Солнышко.
Проект социально-личностной направленности «Волшебный мир общения» Презентацию подготовила Казакова Е. В.
Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми и родителями старших групп и подготовительных групп Участники проекта: воспитатели, дети, родители,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5» «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» Автор:
Студеникина Ольга Николаевна Воспитатель I Квалификационной категории Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад.
Воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками через игру. Воспитатель логопедической группы Фалалеева Ольга Владимировна.
Подготовила : Педагог - Психолог Кокунова С. В. Январь 2012.
Автор проекта: Бородина Галина Викторовна- воспитатель МДОУ» Д/с9»Теремок» г. Ершова Саратовской области»
Социально- коммуникативное развитие. Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывают аспекты социализации:
LOGO «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» Технология О.А. Бизиковой.
Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста Н.В. Чертополохова, воспитатель МБДОУ «Детский сад 21»
«Воспитание гуманных чувств и отношений у старших дошкольников» Воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида с.Тюбук Воспитатель МДОУ детский сад.
Тема проекта «Азы воспитанности» Составитель Колина Людмила Георгиевна.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ОБОГАЩЕНИЕ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ.
УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ Черникова Л.Е., классный руководитель 4 класса.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 165» г.Барнаула Степанова Ирина Владимировна Воспитатель.
Влияние стиля общения педагога на формирование у детей отношения к учебе, сверстникам Педагог-психолог Трухнина Г.В.
МУККА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД 33 «РОСИНКА» «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Транксрипт:

Подготовила Криницина Татьяна

Вежливость нравственное качество, характеризующее поведение человека, внешне проявляющего уважение к окружающим его людям.

Преимущества вежливости Вежливость даёт возможность – достойно выйти из любой ситуации. Вежливость даёт умение – «держать себя в руках». Вежливость придаёт силы – для проявления только лучших человеческих качеств. Вежливость даёт радость – от общения с людьми. Вежливость обеспечивает ясность – в словах, мыслях и поведении. Вежливость освобождает – от хамства и грубости

Проявления вежливости в повседневной жизни Бытовые ситуации. Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», - проявляет вежливость. Семейное воспитание. Родители, не употребляющие бранных слов в присутствии детей, не забывающие благодарить их за маленькие услуги – прививают детям вежливость. Международные отношения. Международная «вежливость» - это свод правил поведения государств в процессе межгосударственного общения. Примером проявления вежливости может служить освобождение дипломатов от досмотра багажа при пересечении границ. Общение в профессиональном коллективе. Человек, обращающийся уважительно не только с теми коллегами, кто старше и опытней, но так же с равными и младшими – проявляет вежливость.

Если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне, в большей или меньшей степени, находит выражение в культуре общения, составной частью которой является вежливость (Р.С.Буре, Р.И.Жуковская, С.А.Козлова, Т.А.Маркова, Л.А.Пеньевская, Л.И.Каплан и др.).

В психолого-педагогической литературе содержится ряд подходов к изучению особенностей проявления вежливости у дошкольников Т.В.Антонова и Л.В.Лидак исследовали взаимосвязь между содержанием игровой деятельности и культурой общения детей старшего дошкольного возраста. При этом большое место в их исследованиях было уделено вежливости, как речевой стороне культуры общения детей. Исследователями было установлено, что успешность игры, во многом, обусловлена умением детей, проявлять вежливость в общении. В работах Р.С.Буре, Л.Ф.Островской установлена взаимосвязь между успешностью в трудовой деятельности и навыками вежливости у дошкольников.

В исследованиях Н.И.Формановской, вежливость рассматривается в контексте речевого развития детей. Автор отмечает, что, если у ребёнка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора. Следовательно, для успешного воспитания вежливости у дошкольников необходимо учить их различать ситуации стандартизованного речевого общения и ориентироваться в них; обогащать и активизировать словарь детей за счет разнообразных формул речевого этикета, способствовать проявлению доброжелательности через интонацию, мимику, жесты. Отечественные педагоги (В.А.Горбачева, Ф.С.Левин- Щирина, В.Г.Нечаева и др.) и психологи (В.С.Мухина, Е.В.Субботский, С.Г.Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать, не только правила, но и нормы взаимоотношений.

Действия и поступки, совершенные ребёнком при соблюдении им правил общественного поведения, впервые начинают вызывать у него эмоциональные состояния: радость, удовлетворение при совершении достойных – «хороших» поступков и чувство смущения, неловкости, вины при совершении недостойных – «нехороших» поступков. Поэтому при воспитании вежливости у дошкольников необходимо влиять на чувства детей, развивать их. А.С.Макаренко говорил о том, что, если мы не воспитываем человеческие чувства, значит, мы ничего не воспитываем.

Обобщая выше сказанное можно сделать вывод о том, что вежливость помогает дошкольнику развивать общение со сверстниками и взрослыми, способствует развитию коммуникативных способностей ребёнка. воспитывая вежливость у детей дошкольного возраста, мы тем самым формируем культуру поведения детей, а, следовательно, закладываем основу для формирования общей культуры человека.

В педагогической литературе (исследования Н.Е. Богуславской, С.В.Петериной, В.Г.Нечаевой, Н.А. Носковой, В.И.Логиновой и др.) рассматривается ряд методов и приёмов воспитания вежливости: культура и этикет воспитателя; разъяснение, напоминание, показ; оценка действий и поступков; упражнения; поручения; контроль над выполнением правил; этические беседы; решение проблемных ситуаций; игры и игровые приёмы, игры-инсценировки, игры- занятия; чтение художественных произведений;

Правильная организация процесса общения включает в себя соблюдение следующих педагогических условий: высокая культура воспитателя; проведение целенаправленных занятий по формированию у детей представлений о вежливости; создание ситуаций, в которых дети упражняются в закреплении и практической реализации полученных представлений; воспитатель создаёт в группе атмосферу доброжелательности, сотрудничества;

Для выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста Д.А.Виноградовой были выделены критерии вежливости: наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов); поведение по правилам вежливости; осознанное применение норм вежливости

На основе разработанных критериях можно выделить следующие уровни вежливости у детей старшего дошкольного возраста: Низкий уровень - у детей мало знаний о вежливых проявлениях, отсутствуют и сами проявления. Единичные проявления вежливости детьми не мотивируются, а суждения в большей степени связаны с догматическим усвоением значения вежливости «надо». Этот уровень имеет место лишь по проявлениям: вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, вежливо просить разрешения пройти.

Средний уровень - есть знания о вежливых проявлениях, и дети поступают соответственно этим знаниям применительно лишь к отдельным ситуациям. На данном уровне имеют место все виды суждений, а мотивация поведения связана с представлением о конкретных правилах вежливости. Второй уровень проявляется по таким проявлениям вежливости, как здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услуги, извиняться за неловкость, не перебивать разговора взрослых.

Высокий уровень - есть знания и соответствующие проявления - обращаться к взрослым на «Вы», называть по имени и отчеству, не называть детей по имени, оказывать услуги взрослым. На данном уровне мотивы связаны с пониманием гуманной сущности вежливого проявления, а суждении - с оценочным отношением взрослых и детей к поступку.

Дидактическая игра «Вежливо или невежливо». Цель: продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами, их правильное употребление. Дидактическая игра «Нам не тесно». Цель: учить детей избегать ссор, вести себя вежливо, не толкаться, считаться друг с другом. Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо» Цель: развивать умение оценивать поступки детей, воспитывать желание поступать хорошо.

Дидактическая игра «Мне нравится с тобой дружить». Цель: учить детей быть вежливыми и отзывчивыми, с готовностью и добротой приходить на помощь, уважать друг друга как личность. Сюжетно-ролевая игра «Дом». Цель: учить детей распределять роли, умение строить вежливый диалог между детьми; выполнять ролевые взаимодействия. Дидактическая игра «Вежливый трамвайчик». Цель: познакомить детей с новой игрой, правилами игры, закреплять знания вежливых слов.

Спасибо за внимание!