Кафедра «Транспортная техника и логистические системы»Слайд-лекция Механизация погрузки и выгрузки тарно-штучных грузов Дисциплина: «Механизация погрузо-разгрузочных,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 10. Современная технология упаковывания различных групп непродовольственных товаров.
Advertisements

Универсальные железнодорожные вагоны. Универсальные вагоны это вагоны основных типов, которые применяются при железнодорожных грузоперевозках большой.
Организация грузовой и коммерческой работы 3 кредита.
Тема 8. Технические средства и технологическое оборудование для хранения товаров.
Тема 6. Тара-оборудование.. Тара-оборудование - унифицированный товароноситель, предназначенный для хранения, укладки, транспортировки и продажи товара.
Оборудование для хранения товаров Организация экспедирования грузов Характеристика складских операций Оборудование для хранения товаров.
Тема 9. Грузоподъёмные машины.. Грузоподъёмные машины предназначены для механизации операций подъёма и опускания груза, для вертикального и резконаклонного.
МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВКА, СКЛАДИРОВАНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ. Выполнил: Самбу-Хоо Долаан гр. ПГС-21.
Карагандинский Государственный Технический Университет Кафедра ПТ им. А.Н. Даниярова Технология и механизация погрузочно-разгрузочных работ Для специальности:
Упаковка это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнения. Основное назначение.
Тема 4. Механизация и автоматизация технологических процессов на оптовых предприятиях.
Автоматизированные высотные склады штучных грузов Курс лекций доцента кафедры ГЗТиЛ Гутаревича В.О.
Проектирование автоматических складских помещений МНПП САТУРН.
Выполнили студенты гр Зайнуллина И.И. Халилова Р.И. Выполнили студенты гр Зайнуллина И.И. Халилова Р.И.
Обзор техники. Кран - штабеллер КонвейерКран и контейнерный перегружатель ОБЗОР ТЕХНИКИ Погрузчики.
Расчет технологических параметров механизированных грузовых складов Выполнила Шайкина Дарья Студентка 326 группы.
Классификация тары и упаковочных материалов. Основные понятия и определения Упаковка это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от.
Грузозахватные приспособления. Однорогий крюк Крюк с вертлюгом.
Подъемники Лекция доцента кафедры горнозаводского транспорта и логистики Гутаревича В.О.
П ЕРЕВОЗКА НАЛИВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ. Перевозка наливных хозяйственных грузов – одно из важнейших направлений в грузовой транспортной отрасли. К наливным.
Транксрипт:

Кафедра «Транспортная техника и логистические системы»Слайд-лекция Механизация погрузки и выгрузки тарно-штучных грузов Дисциплина: «Механизация погрузо-разгрузочных, транспортных и складских работ» Специальность: 5В – «Транспорт, транспортная техника и технологии» Автор: Автор: к.т.н., ст.преп. Курмашева Б.К.

План лекции: 2 1. Классификация и характеристика; 2. Пакетирование грузов. Типы поддонов и пакетов; 3. Рациональные схемы размещения и крепления пакетированных грузов в транспортных средствах; 4. Типовой технологический процесс.

1 Классификация и характеристика Тарно-штучные грузы отличаются большим разнообразием. Их условно можно разделить на две группы: тарно-упаковочные и штучные без упаковки. Грузы первой группы перевозят в стандартной или унифицированной таре, параметры которой регламентированы государственными стандартами. Тара, в которую упаковывают эти грузы, может быть жесткой, полужесткой или мягкой.

Для сыпучих и других грузов, не подвергающихся деформации, используют мягкую тару (мешки, кули, сетки, тюки) (рисунок 1, а). Сетки, сплетенные из нескольких проволок или металлических лент, а также из другого, подходящего для этой цели увязочного материала, применяют для упаковки грузов большого объема. Полужесткой тарой считают коробки, решетки, корзины и др. (рисунок 1, б). а – мягкая; б - полужесткая Рисунок 1 – Тара для тарно-штучных грузов

Жесткая тара предохраняет груз от давления извне (рисунок 2). К ней относятся: ящики, бочки, бидоны и другие емкости, способные воспринимать давление на груз со всех сторон; открытые ящики, ящики со стеклом, воспринимающие давление на груз со всех сторон; открытые ящики, ящики со стеклом, воспринимающие давление только в одном направлении. Рисунок 2 – Жесткая тара

К штучным грузам без упаковки относят комплектующие изделия, запасные части к машинам и др. (за исключением металлов и лесных грузов), которые перевозят поштучно или связками. Согласно Единым нормам выработки и времени, тарно-упаковочные и штучные грузы должны иметь массу одного места до 250 кг. Однако катнобочковые грузы в металлических, фанерных и деревянных бочках, барабанах, цилиндрах, рулонах, катушках, металлических бочках могут иметь массу одного места до 500 кг. В общем объеме перевозок, выполняемых всеми видами транспорта, удельный вес тарно-штучных грузов составляет около 20%. Вместе с тем затраты, связанные с их погрузкой, выгрузкой, сортировкой и складскими операциями, достигают около 50% суммарных расходов на погрузочно-разгрузочные работы

Грузовые места обычно укладывают в ряды, стопы и штабеля. Стопа представляет собой правильной формы вертикальную укладку отдельных тарно-упаковочных мест, в которой каждое верхнее место совпадает с лежащим ниже. Рядом называют несколько стоп, уложенных одна к другой. Ширину ряда ограничивает размер одного места. Штабель несколько рядов по ширине. Упакованные грузовые места, находящиеся в одном горизонтальном слое штабеля, называют ярусом. Грузы укладывают в штабеля непосредственно на полу складского помещения, поддонах или стеллажах. В штабелях хранят, как правило, все тарные грузы (кипы, мешки, ящики, бочки и др.).

2 Пакетирование грузов Типы поддонов и пакетов Под транспортным пакетом понимают укрупненную грузовую единицу (грузовое место), сформированную из более мелких (не менее двух) в транспортной таре (мешки, ящики, тюки), на поддонах или без них, обеспечивающую в процессе перемещения и хранения возможность механизированной перегрузки вилочными погрузчиками, кранами или другими подъемно-транспортными машинами, а также сохранность грузов. В пакет укладывают однородные грузы в одинаковой упаковке. На пакетах, сформированных в пунктах необщего пользования, должны быть контрольные знаки отправите- ля, а способ их укладки должен исключать возможность изъятия груза без нарушения крепления и, контрольных знаков.

Поддон плоская (или с верхней надстройкой) площадка, предназначенная для формирования из мелких грузов транспортного пакета, удобного для механизирован- ной перегрузки и хранения в штабелях. Поддоны для пакетирования грузов принято делить на следующие четыре типа: 1) плоские, не имеющие выступающих над верхней плоскостью настила надстроек (рисунок 3); Рисунок 3 – Плоский поддон

2) стоечные с постоянными или съемными стойка-ми, расположенными над плоскостью верхнего настила. Стоечные поддоны имеют над верхним настилом (грузовой площадкой) выступающие стойки (рисунок 4), которые могут быть жестко закрепленными (несъемными) а, шарнирными (или складными) б, в. Рисунок 4 - Стоечные поддоны Такие поддоны применяют для грузов, не выдерживающих большие нагрузки.

3) ящичные со съемными или откидными стенками для удержания груза на поддоне. Поддон ящичный с неразборными стенками на опорах (полозьях) с уголковыми фиксирующими элементами (рисунок 5) применяется на автоматизированных складах для хранения грузов в стеллажах и имеет грузоподъемность 0,5-1 т. а - картонный с четырьмя вкладышами; б - металлический с откидной стенкой; в - решетчатый; г - складного типа Рисунок 5 - Ящичные поддоны

4) специальные, предназначенные для формирования пакетов из таких грузов, как, например, кирпич, листовое стекло и т. д. Рисунок 6 - Поддоны для кирпича а - на брусках; б - с крюками

Решетчатый складной поддон (рисунок 7) имеет грузоподъемность 450 кг при собственной массе 80 кг. Высота боковых ограждающих стенок 900 мм. В порожнем состоянии боковые стенки складывают, что делает поддон компактным для транспортировки и хранения. Рисунок 7 - Решетчатый ящичный поддон

Груз не должен выступать за пределы поддона более чем на 20 мм с каждой стороны. Кроме того, для перевозок грузов водным транспортом применяют поддоны размерами в плане 1200 х 1600 и 1200 х 1000 мм, грузоподъемностью 2 т. Для внутренних перевозок используют также плоские поддоны размерами в плане 1000 х 1200 мм, грузоподъемностью 1 т. Собственная масса поддона кг. Они допускают четырехъярусное штабелирование грузов с максимальной загрузкой. Срок службы деревянных поддонов до 2 лет, после чего требуется восстановительный ремонт.

Размеры, мм, не более Масса брутто, т, не более Сферы применения Длина ШиринаВысота ,0 Преимущественно для внутризаводских и межзаводских перевозок ,0 То же ,25 Для внутренних и внешнеторговых перевозок на всех видах транспорта ,2 Для внутренних и внешне- торговых перевозок преимущественно на водном транспорте ,2 То же Таблица 1 - Параметры пакета тарно-штучных грузов

Готовый пакет транспортируют, перегружают и хранят, не расформировывая, на всем пути следования от отправителя к получателю. Пакеты ТШГ укладывают в крытых вагонах в большинстве случаев в два яруса, допускается размещать пакеты тяжелых грузов в один, а легких – в три яруса. Высота пакетов зависит от числа ярусов укладки в крытом вагоне и вместимости его кузова (таблица 2) Таблица 2 - Наибольшая высота пакетов при перевозке в крытых вагонах, мм Способ укладки Вместимость кузова вагона, м Одноярусный (тяжелые грузы) 1900 Двухъярусный Трехъярусный -950

Средства пакетирования, параметры пакетов, способы укладки и крепления грузов в них должны соответствовать стандартам. Грузы в пакеты можно укладывать блоками в виде стопок (рисунок 8, а-д) или вперевязку с поворотом на 90° (рисунок 8, ж). В последнем случае обеспечивается большая устойчивость пакета при транспортировании и перегрузке. Грузы цилиндрической формы располагают на поддонах либо вертикально (рисунок 8, е, з), либо горизонтально со специальными прокладками между рядами (рисунок 8, и).

Рисунок 8 - Схемы укладки и крепления ТШГ на плоских поддонах

Для большей сохранности пакет обвязывают лентой, проволокой, покрывают полиэтиленовой пленкой и др. Необходимое число поддонов рассчитывают исходя из условий пакетирования грузов и сроков их доставки: где к н – коэффициент неравномерности поступления грузов 1,1... 1,2; k р – коэффициент, учитывающий нахождение поддонов в ремонте, 1,031,04; n г – число групп (партий) груза; Q i – общее среднесуточное количество груза группы i, перевозимого на поддонах; t oi – продолжительность оборота поддона грузов группы (время перевозки и хра­нения на складе); q i – количество груза группы i размещаемого на одном поддоне.

Пример. Определим необходимое число поддонов на складе ТШГ, если годовая грузопереработка склада Qг = т, k н = 1,1; k p = 1,03, средняя загрузка поддона q n = 0,75 т, продолжительность оборота поддона t о = 5 сут. Решение. Среднесуточная грузопереработка склада Необходимое число поддонов:

Штучные грузы часто перевозят пакетами без поддонов, например, чушки металла. Для переработки обычными вилочными погрузчиками пакеты из ящиков без поддона формируют уступом в нижнем ряду (рисунок 9, а) или делают проемы для грузозахватных вилок во втором ряду (рисунок 9, б). а - с уступами в нижней части; б - с проемами для грузозахватных вил Рисунок 9 - Пакет из ящиков без поддона

Большим разнообразием отличаются зарубежные конструкции ящичных и стоечных поддонов. Так, в Германии разработаны 23 типа ящичных поддонов с одной частично открытой продольной стенкой, высота их 1000 мм. Они имеют решетчатые стенки и угловые стойки из цельнотянутых газовых труб диаметром 25 мм, соединенных профильной сталью. Погрузочная площадка состоит из 6 деревянных досок одинаковой ширины. Масса поддона 70 кг. На Британских железных дорогах также применяют специальные поддоны: разборные и складные, они при необходимости могут быть использованы в качестве обычных плоских. Особенность разборных металлических поддонов состоит в том, что они допускают штабелирование до 5 ярусов. При хранении в штабелях можно удалять две противоположные стенки, что облегчает доступ к грузу.

Специальные поддоны отличаются большим разнообразием. Глиняный строительный кирпич пакетируют на поддонах, размеры которых регламентированы ГОСТ Поддон состоит из деревянной площадки с поперечными опорными брусьями. Размеры в плане 520 х 1030 мм. Поддон для силикатного кирпича (ГОСТ ) выполнен в виде металлического основания, канатной обвязки, натяжного и замкового устройств. Для грузов в мешках при пакетировании иногда применяют специальные бумажные поддоны, представляющие собой листы прочной бумаги с петлями на концах.

3 Рациональные схемы размещения и крепления пакетированных грузов в транспортных средствах Способы размещения и крепления пакетов в транспортных средствах (вагонах, автомобилях) определяются условиями безопасности движения и использования их грузоподъемности и вместимости. При производстве ПРР вручную соблюдение этих требований не вызывает особых трудностей, кроме максимального использования высоты помещения. На железнодорожном транспорте наибольшее количество пакетированных тарно-упаковочных и штучных грузов перевозят в крытых (таблица 3) и изотермических (таблица 4) вагонах.

Таблица 3 - Техническая характеристика крытых вагонов Параметры Вместимость кузова, м Грузоподъемность, т 6362 Длина кузова внутри, мм Ширина между несъемным оборудованием, мм Высота боковой стенки, мм Погрузочная высота пола (над уровнем головки рельса), мм Размеры дверного проема, мм: ширина высота 2000(3825)* * 3825 для вагонов с уширенным дверным проемом

Таблица 4 - Характеристика грузового помещения рефрижераторных вагонов Тип рефрижераторного вагона Размеры грузового помещения, мм Ширина двери, мм Длина ШиринаВысота Автономный (длина 21 м) То же (длина 19 м) – вагонный поезд – вагонная секция завода Дессау – вагонная секция Брянского завода Примечание: высота загрузочной двери 2000 мм

Краткие характеристики железнодорожных платформ, полувагонов приведены в таблица 5. Таблица 5 - Краткая характеристика железнодорожных платформ и полувагонов Параметры Платформа Полу- вагон с дере- вянными бортами с тормоз- ной пло- щадкой с металли- ческими бортами Грузоподъемность, т Внутренние размеры, мм: Длина Ширина Высота бокового борта (стенки)

Для хранения тарно-штучных, ценных и боящихся атмосферных воздействий грузов, перевозимых в крытых вагонах, как правило, применяют одноэтажные крытые склады с наружным или внутренним расположением погрузочно-разгрузочных путей и внешним расположением автоподъездов (рисунок 10). Рисунок 10 – Крытые железнодорожные склады с внешним расположением железнодорожного пути и автоподъезда

Грузы, не боящиеся атмосферных осадков и температурных колебаний, перевозимые на платформах, хранятся на открытых грузовых платформах или площадках. Крытые склады часто сооружают в комплексе с крытой и открытой грузовыми (рисунок 11), и сортировочной (рисунок 12) платформами. Рисунок 11 – С внутренним вводом железнодорожного пути и внешним автоподъездом

Одноэтажные крытые склады с внутренним вводом железнодорожных путей и автопоездов называют ангарными. В таких складах создаются наиболее благоприятные условия работы, особенно при длительных низких температурах воздуха в зимнее время. Одноэтажные склады с внутренним вводом железнодорожных путей строят однопролетными и многопролетными. Рисунок 12 – Сортировочная платформа

4 Типовой технологический процесс работы Типовой технологический процесс механизированной дистанции ПРР рекомендует различные схемы переработки тарно-штучных грузов. Они предусматривают применение малогабаритных погрузчиков и автопогрузчиков с различными грузозахватными приспособлениями, стандартных поддонов, оснащение складов стеллажами для складирования и хранения мелких отправок. При выгрузке тарно-штучных грузов из вагонов и выдаче их на автотранспорт порядок выполнения операций должен быть следующим: - к моменту подачи вагонов приемосдатчик определяет место для выгрузки грузов; - устанавливает очередность разгрузки вагонов; - знакомит бригаду с планом предстоящей работы.

I вариант схемы комплексной механизации ПРР типовых схем комплексной механизации переработки тарно-штучных грузов, перевозимых в крытых вагонах, предусматривает: - выгрузку из вагона, - промежуточное складирование, - а затем погрузку в автомобили электропогрузчиками (рисунок 13). 1 - склад; 2 - рампа: 3 - стеллажи; 4 – вагон; 5 – погрузчик Рисунок 13 – Схема с промежуточным складированием

В варианте II выгрузка из вагона, складирование, подача грузов со склада на рампу выполняются электропогрузчиками, а погрузка в автомобиль - краном- штабелером. Эти варианты переработки по схеме вагон - склад - автомобиль предусматривают как напольное, так и стеллажное хранение грузов в складе, а также применение электропогрузчиков с кабельным питанием (рисунок 14). 1 склад; 2 рампа; 3 стеллажи; 4 вагон; 6 кран-штабелер Рисунок 14 – Схема с долгосрочным хранением 6

В варианте III тарно-штучные грузы из вагона перегружают электропогрузчиком непосредственно в автомобиль по прямой схеме (рисунок 15). Технико-экономическое сравнение этих вариантов приведено в таблице стеллажи; 4 – вагон; 5 – погрузчик Рисунок 15 – Прямая схема

Таблица 6 - Основные показатели вариантов комплексной механизации переработки тарно-штучных грузов Показатель Вариант IIIIII Производительность, т/смену 120 Обслуживающий персонал: механизаторы/грузчики 2/83/51/8 Себестоимость переработки, тг/т 4,154,452,5

Задания для СРС 1. Схемы механизации погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами и контейнерами; 2. Классификация и характеристика тарно-штучных грузов; 3. Погрузчики – основные машины для перевозки пакетированных грузов; 4. Машины для формирования и разборки пакетов; 5. Характеристика погрузочно-разгрузочных работ; 6. Планирование погрузочно-разгрузочных работ.

Литература 1. Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ. Под ред. А.А. Тимошина и И.И. Мачульского. М.: Маршрут, – 400 с. 2. Бекжанова С.Е., Бекжанов Д.З., Бекжанов З.С. Технология и механизация погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте. – Астана: «издательство «Парасат Әлемі», – 220 с. 3. Мачульский И.И. Погрузочно-разгрузочные машины. Учебник для вузов. М.: Желдориздат, оформление, – 276 с. 4. Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах. М.: Юртранс – 554 с.