Гигиена опорно- двигательного аппарата у детей. Гигиенические требования к оборудованию школ. Влияние мебели на осанку.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: З начение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Лыжина С.В. Учитель химии и биологии МОУ «Сетовенская средняя общеобразовательная.
Advertisements

Понятие «Осанка» ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами.
Осанка, её профилактика, методические рекомендации.
Презентация Выполнил ученик 3 «А» класса Данилов Даниил.
Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.
МБОУ «СОШ 56» г. Новокузнецк Учитель первой квалификационной категории физической культуры Курская Татьяна Николаевна.
Тема: «Опорно-двигательная система». Урок: «Осанка. П Предупреждение плоскостопия». План урока: Осанка. Нарушение осанки. Плоскостопие. Выявление плоскостопия.
Нарушение осанки у дошкольников. Цели консультации Ознакомление с причинами нарушений осанки; Видами нарушений осанки; Профилактика нарушений осанки;
Правильная и неправильная осанка. Осанка – это привычная поза непринуждённо стоящего человека. Правильная осанка - это слегка опущенные плечи, отведённые.
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
Государственное общеобразовательнаое учреждение – основная общеобразовательная школа при Посольстве России в Марокко Исследовательский проект: Выполнил:
ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ЗА ПАРТОЙ. ВАЖНО ЗНАТЬ!! -Выработка осанки требует времени и контроля· - Правильная посадка во время занятий помогает лучше учиться,
Есть ли у тебя дома компьютер? Сколько времени ты проводишь за компьютером?
Красивая осанка Выполнила Николаева Мария ученица 10 класса Руководитель Николаева Елена Викторовна.
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
Корригирующие упражнения на физкультурных занятиях Корригирующие упражнения на физкультурных занятиях.
Печенкина Ольга Сергеевна, Учитель физической культуры, ЧОУ « Православная гимназия 38» г. Старый Оскол.
Презентация 3 «В» класса Учитель Маркова Алла Сергеевна.
Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных.
Причины и профилактика искривления осанки Авторы: учащиеся 3 «Б» класса школы 335 Научный руководитель: Ярова Н.К., классный руководитель К онсультант:
Транксрипт:

Гигиена опорно- двигательного аппарата у детей. Гигиенические требования к оборудованию школ. Влияние мебели на осанку.

Гигиена опорно-двигательного аппарата детей в детских образовательных учреждениях и дома 1.1 Гигиенические требования к детской обуви и одежде 1.2 Формирование правильной осанки – при сидении, ходьбе, стоянии, лежании Гигиенические требования к оборудованию школ Влияние мебели на осанку

Гигиена опорно- двигательного аппарата. С первого дня учебы в школе, детям приходится приспосабливаться к новым нагрузкам, новым условиям. Образ жизни ребенка, его привычки накладывают отпечаток на форму позвоночника, осанку.

Гигиенические требования к детской обуви и одежде Детская обувь с гигиенической точки зрения обязана защищать организм от переохлаждения и перегревания, защищать стопу от физических повреждений, оказывать помощь мышцам и сухожилиям, сдерживать свод ступни в правильном положении, обеспечивать подходящий климат вокруг ступни, содействовать поддержанию нужного температурного режима при всех погодных условиях окружающей среды. Детская обувь обязана соответствовать гигиеническим требованиям - быть комфортной, легкой, не ограничивать движений, подходить размеру и форме ступни. Тогда пальцы ног размещаются свободно и ими можно двигать.

Но она может стать причиной огромного количества болезней стоп. Узкая и маленькая детская обувь осложняет походку, жмет ногу, нарушает кровообращение, причиняет боль и со временем меняет форму ступни, нарушает нормальный ее рост, изменяет форму пальцы, содействует образованию тяжело заживающих язв, а в зимний период - отморожению. Очень свободная детская обувь также вредна. Ходьба в ней быстро утомляет, и есть все шансы появления потертостей, в особенности в области подъема.

Опорная функция нижних конечностей при нормальной и плоской стопе Нормальная стопа Нормальная стопа Плоская стопа Плоская стопа

Причина плоскостопия Неправильно подобранная обувь Неправильно подобранная обувь Длительное хождение или стояние Длительное хождение или стояние Избыточная масса тела Избыточная масса тела

Результаты исследования

Детям не рекомендуется ходить в узенькой обуви. Ношение ее нередко приводит к врастанию ногтей, искривлению пальчиков, образованию мозолей и содействует развитию плоскостопия. Наблюдается плоскостопие и при продолжительном ношении обуви без каблуков, к примеру, в тапочках. Ежедневное ношение обуви на высоком (выше 4 см) каблуке девочкам - подросткам не рекомендуется, т.к. осложняет ходьбу, смещая центр тяжести вперед. Упор переносится на пальцы стоп. Уменьшается площадь опоры и устойчивость. Человек отклоняется назад. Такое отклонение, в юном возрасте, когда кости таза еще не срослись, влечет за собой изменение его формы, и даже меняет положение таза. Это в дальнейшем может отрицательно сказаться на детородной функции.

Верхняя одежда детей и подростков должна быть летом светлой, зимой – темной, свободно облегать тело, не препятствовать дыханию, кровообращению, не стеснять движений, т. е. соответствовать размерам тела. Одежда, сшитая не по размеру, может вызвать травмы у детей, потому что она имеет свойство задевать окружающие предметы. Необходимо избегать стягивания тела поясами, резинками. Зимой нельзя укутывать детей, надевать одежду, не соответствующую температуре воздуха. Наоборот, учитывая большую подвижность детей, их зимняя одежда должна быть слегка менее теплой, чем это нужно для поддержания температуры тела в покое. На детей не следует надевать тяжелые шубы, стесняющие движения. Детская одежда должна быть удобной и легкой, потому что тяжелая одежда способствует появлению у ребенка сколиоза и формированию неправильной осанки, в такой одежде дети быстро утомляются. Кроме того, тесная одежда может нарушать кровообращение, дыхание. Для одежды детей раннего возраста лучше всего использовать материалы из натуральных волокон.

Формирование правильной осанки- при сидении, ходьбе, стоянии, лежании

Причины нарушения осанки Привычка горбиться Привычка сутулиться Привычка неправильно сидеть за столом

Дошкольный возраст – период формирования осанки, и надо отметить, что недостатки осанки у дошкольников еще нестойкие. Ребенок может принять правильную позу, если ему напоминать об этом, но его мышцы, особенно спины и живота, оказываются не в состоянии долго удерживать позвоночник в вертикальном положении, так как они быстро утомляются. Поэтому в формировании правильной осанки важную роль играет достаточная сила мышц, а также их развитие и укрепление. Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения.

Нарушения осанки Сколиоз Лордоз Кифоз

Обязательны систематические физические упражнения в виде ежедневной утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных играх в группах. Очень важно следить за осанкой дошкольников и воспитывать умение правильно сидеть и стоять: - поза за столом при рисовании, рассматривание иллюстраций, при занятии настольными играми должна быть удобной: локти обеих рук на столе, предплечья симметрично и свободно (по верхней трети чуть ниже локтевых суставов), лежат на поверхности стола. Плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед, расстояние от глаз до стола см. сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Стопы стоят на полу. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол; - поза во время сна. Лучше всего, если ребенок спит на спине, на небольшой подушке. Сон на боку искривляет позвоночник, как и привычка, стоять с опорой на одну ногу; - поза при стоянии. Стоять надо с равномерным распределением тяжести тела на обе ноги;- поза при ходьбе. Плечи держать на одном уровне, грудную клетку расправить, лопатки отвести назад без напряжения, живот подтянуть, смотреть прямо, не опуская голову. Главным средством предупреждения нарушений осанки у дошкольников являются физические упражнения.

Занятия спортом

Гигиенические требования к оборудованию школ В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов. Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см: между рядами двухместных столов - не менее 60; между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее ; между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее ; от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120; от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100; от первой парты до учебной доски - 2,40 - 2,70 м; наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860; высота нижнего края учебной доски над полом ; угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35° для учащихся II - III ступени школы и не менее 45° для школьников лет.

Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум. В зоне учащихся устанавливаются двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой воды, электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики) и подводкой воды (лаборатория химии). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя. Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки. Оборудование кабинетов вычислительной техники, дисплейных классов должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы.

Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используются цементные, мраморные или другие аналогичные материалы. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

Влияние мебели на осанку Школьная мебель должна соответствовать возрастным изменениям роста и пропорций тела детей, исключать возможность повреждения тела и легко поддерживаться в чистоте

Парта. Это основной вид школьной мебели. Подбор парты, соответствующей росту ребенка, и правильная посадка являются профилактикой нарушений осанки и зрения. Нормативами утверждено пять номеров столов по росту учеников (в см): А – 115–130, Б – 130–145, В – 145– 160, Г – 160–175, Д – 175–190. Для нормальных условий зрения при чтении и письме наклон крышки стола парты должен составлять 14–15°. На крышке стола парты должна свободно размещаться книга или тетрадь под углом 25° к ее краю.

Стул. Спинка стула обеспечивает дополнительную точку опоры тела в пояснично-крестцовой области. Изгиб спинки стула должен быть на уровне поясничного изгиба позвоночника и соответствовать ему по высоте. Дистанцией спинки стула называется расстояние от края крышки стола до спинки стула. Для правильного расчета дистанции необходимо к диаметру туловища школьника прибавить 3–5 см. Переднезадний размер сиденья стула должен соответствовать 2/3- 3/4 бедра, высота стула над полом – длине голени до подколенной впадины с прибавлением 2 см и с учетом высоты каблука. Дистанцией сиденья называется расстояние от края крышки стола до переднего края сиденья. Рекомендуется отрицательная дистанция, при которой передний край сиденья заходит на 2–3 см за край крышки стола, так как она исключает искривления позвоночника и нарушение зрения.

Вывод: Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. Одной из таких форм являются физкультурно- оздоровительные мероприятия, включающие утреннюю гимнастику, физкультурные минутки и закаливающие процедуры. Ежедневные проведения утренней гимнастики обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов - зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность органи и т.д.

Подготовила Молодых Оксана Институт ИВТиУР, группа ПОб-14-1 р Специальность 5В012000