Лекция 2 СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ. В начале ХХ века в мировой психологии в результате кризиса сформировалось большое количество конкурирующих, часто.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Куликова П.А. ФФМ, 3 курс. Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психолгогии Президент Американской психологической ассоциации.
Advertisements

Гештальтпсихология. Гештальт (от нем. Gestalt) – форма, структура, целое. Обозначает целостные образования сознания Гештальт-психология - направление.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ. Работу выполнила студентка 21 группы: Цаплина Дарья.
Гештальтпсихология как научное направление психологии.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. План: 1.Определения:гештальт и гештальтпсихология 2. Основные теоретические положения гештальтпсихологии 3.Основатели и представители.
Семестр1. Тема2. Лекция4-5. Становление категориального строя психологии.
Направления психологии Александр Елисеенко. О чем сегодня будем говорить ? А о чем шла речь в прошлый раз ? Что запомнилось ? Какие возникли вопросы ?
Биография К. Юнга Основной вклад Структура личности Эго Индивидуальное бессознательное Комплексы Коллективное бессознательное Архетипы Типология личности.
Семестр1. Тема2. Лекция4-5. Становление категориального строя психологии.
Зигмунд Фрейд ( ) Психоанализ теория, объясняющая психическое развитие личности (теория личности); метод исследования личности; метод психологической.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Тема: «Личность в психоаналитической концепции З.Фрейда» Подготовил : студент 1 курса Мухаметов Тимур Специальность: Информатика.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ» ЧАСТЬ 2. ВОСПРИЯТИЕ ОБЪЕМА, РАССТОЯНИЯ, ДВИЖЕНИЯ ФАКТОРЫ ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ С.Л. БЕЛЫХ КАНД. ПСИХОЛ.
ПОДГОТОВИЛА: РЕБРОВА ДАРЬЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Карл Густав Юнг Выполнила Щербина К.А Группа 122.
Карл Густав Юнг Мокроусова Ольга Юрьевна Группа МТ-310.
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Виды и пути преодоления.
Транксрипт:

Лекция 2 СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ

В начале ХХ века в мировой психологии в результате кризиса сформировалось большое количество конкурирующих, часто несовместимых и несопоставимых друг с другом направлений. Сложилась уникальная ситуация, которая была названа открытым кризисом психологии: вместо единой науки имели хождение разные теории со своими предметами исследования, методами и принципами. Формируются следующие современные школы психологии: Глубинная психология Бихевиоризм Гуманистическая психология Гештальтпсихология Деятельностный подход

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ понимает сознательную психическую жизнь только как выражение очень сложных, бессознательных, подсознательных процессов, которые имеют характер влечений и составляют ядро личности. Глубинная психология включает три направления: Психоанализ З.Фрейда Индивидуальная психология А.Адлера Аналитическая психология К.Г. Юнга

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ З.Фрейд ( ) Развитие метода описал сам Фрейд в своей автобиографической книге «О себе и о психоанализе».

Большое влияние на него оказали результаты исследований Ж.М. Шарко (изучение связи между гипнозом и неврозом).

СЕКСУАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ (ЛИБИДО) ЭРОС ТОНАТОС Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Стадии развития личности по З.Фрейду

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З.ФРЕЙДУ

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ (МПЗ) Защитный механизм (психологическая защита) понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Отрицание полный отказ от осознания неприятной информации. Отрицание Проекция ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне. Проекция Вытеснение активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания. Вытеснение Идентификация отождествление себя с другим человеком или группой людей. Идентификация Интеллектуализация неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации. Интеллектуализация Рационализация объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым. Рационализация Реактивное образование защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений. Реактивное образование защита Регрессия возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Регрессия Сублимация перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность. Сублимация

Индивидуальная психология А.Адлера Теория Адлера основана на основных понятиях и принципах. Ими являются: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) творческое Я; 5) порядок рождения; 6) фикционный финализм.

Психические процессы находятся в гармонии там, где имеется равновесие между потребностью в самоуважении и потребностями общества. Умеренно развитое чувство неполноценности приводит к желанию преодолеть свои недостатки, справиться с ними и является импульсом личностного роста. Механизмом преодоления недостатков является компенсация как способ нейтрализации мучительного чувства неполноценности. Компенсация способствует усилению психической деятельности и восполнению ощущаемого дефицита. Осуществляется этот процесс за счет тренировки органов. Наряду с компенсацией рассматривается механизм сверхкомпенсации (или гиперкомпенсации) как способ преодоления чувства неполноценности и достижения выдающихся результатов. Например, при недостатке зрения человек развивал в себе дар художника, недостаток артикуляции способствовал развитию таланта оратора, недостаток слуха - развитию дара музыканта.дар

Аналитическая психология Карла Густава Юнга ( )

Рассмотрим подробнее, как понимал Юнг структуру сознания и структуру бессознательного в психике человека: 1. СОЗНАНИЕ Восприятие Эмоции Мышление Интуиция Воля Влечения Сновидения 2. ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Информация из внешнего мира малой интенсивности, которая не достигла уровня сознания Содержания, которые потеряли интенсивность и забыты Врожденные биологические инстинкты и побуждения Вытесненные из сознания, подавленные желания, мысли, переживания, образующие «бессознательные комплексы» 3. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Архетипы обусловливают: Предрасположенность к поведению определенного типа Коллективные идеи человечества в определенную эпоху, «дух эпохи» Влияют на внешний физический мир, природу, космос

БИХЕВИОРИЗМ Его основатель Джон Уотсон ( ) Сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название - от английского behaviour - поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология).

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул - реакция» S-R являлась ведущей в бихевиоризме.

Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.

Б.Скинер Скиннер выдвинул теорию оперантного бихевиоризма. Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно- рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом, некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R.. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным, средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию». Скиннер сформулировал принцип оперантного обусловливания - «поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными - живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем».

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ Сформировалась школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.XX века Максом Вертгеймером 1912 году Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон). Гештальт психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое.восприятия

ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

Гештальт психология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур гештальтов.Максу Вертгеймеру Курту Коффке Вольфгангу Кёлерупсихики

Принципы гештальта близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе), схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе) целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности), замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму) смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое), общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард,Д. Бьюдженталь, Э. Шостром, Х.-В. Гессманн и другие.60-хXX векабихевиоризмапсихоанализаА. МаслоуК. РоджерсВ. ФранклШ. БюлерР. МэйС. ДжурардД. БьюджентальЭ. ШостромХ.-В. Гессманн

ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ

Феноменологический подход К.Роджерса Феноменологический подход базируется на следующих идеях: поведение человека можно понимать только на основе анализа его субъективного восприятия и познания действительности; люди способны сами определять свою судьбу, т.е. самоопределение является существенной частью природы человека и люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют; люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, естественно и неизбежно движутся в направлении автономности и зрелости, реализуя внутренние возможности и личностный потенциал. Феноменологически подход к личности наиболее выражен в работах Карла Роджерса, который оказал огромное влияние на формирование терапевтических и педагогически- образовательных современных стратегий.

Роджерс установил 5 основных личностных характеристик общих для полноценно функционирующих людей: Открытость к переживанию, способность тонко осознавать свои самые глубокие мысли и чувства, а не подавлять их и не искажать. Полноценно функционирующий человек достаточно благоразумен, чтобы осознавать свои чувства и действовать рассудительно в любой данный момент времени. Экзистенциальный образ жизни, тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое ощущение воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Такие люди гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. В выборе действий в любой ситуации опираются не только на социальные нормы, суждения других или свой прежний опыт, а «внутреннее ощущение типа "я поступаю правильно» являетспособны принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения: ся значимым и заслуживающим доверия руководством для истинно хорошего поведения» (Роджерс). Человек способен свободно жить так, как он хочет, без внешних ограничений и запретов, способен делать выбор и руководить собой, осознавая свою эмпирическую свободу по принципу: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия, - это я сам», не перекладывая ответственность на других. Для оптимальной психологической зрелости присуща креативность, творческий образ жизни, способность жить конструктивно и адаптивно, создавая продукты творчества (идеи, проекты, действия), гибко, творчески приспосабливаясь к изменяющимся условиям.