«Влияние сенсорики и мелкой моторики на развитие познавательных способностей младших дошкольников» МДОУ детский сад 3 «Ручеек» Егорьевск,2016 год
2 Воображение МышлениеЗапоминание Восприятие Умственное развитие Сенсорное развитие
Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы с детьми по развитию сенсомоторных качеств. Задачи сенсорного воспитания детей четвертого года жизни: -закрепление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными). - совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: цвете, форме, величине; - обучение детей способам обследования предметов; - обогащение чувственного опыта детей: развитие умения фиксировать его.
Начиная с 3-ех лет дети учатся передавать цвет, как признак присущий предмету.
Наблюдения обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию зрительной памяти. С большим интересом проводятся наблюдения и рассматривания
Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета). Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»). Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).
-рассматривание предметов должно проходить при хорошей освещенности, -свет во время рисования должен падать слева, -образцы должны быть крупными, -цвет предметов должен быть натуральным.
Дидактический материал и игры постоянно используются во всех образовательных областях.
ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета; нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов); нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов); определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета; нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.
работа с мелкими предметами должна проходить под строгим контролем взрослого, нельзя иметь предметы из стекла, в играх использовать материалы, не вызывающие аллергических реакций у детей, На оборудование для изодеятельности: краски, карандаши должны быть сертификаты соответствия ГОСТ.
- звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.; - звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуляние голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д.; - звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п.; транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гул самолета и т. п.; - звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки; - звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
Взрослые всегда должны помнить об охране слуха детей ( спокойный голос взрослого, негромкие звуки телевизора или музыки),регулярный осмотр детей врачом отоларингологом.) Тесное и комплексное взаимодействие специалистов и родителей способно обеспечить детям не только полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к успешному обучению в общеобразовательной школе.
Некоторые запахи оказывают влияние на организм человека и способны вызвать головную боль или аллергию. Поэтому в детской игровой парикмахерской нельзя хранить флаконы из-под духов, аэрозолей, баночки из-под крема. При открывании крышки концентрированный запах может вызвать у ребенка непредсказуемую реакцию. Даже для взрослых есть совет: когда открываете флакон с незнакомой жидкостью, нельзя подносить его к носу, а движением руки направить запах перед собой, резкий запах может вызвать ожог слизистой носа. Как уже было сказано, в домашних условиях дети смогут приобрести гораздо разносторонний вкусовой опыт совместно с родителями. Наша задача- сформировать у родителей желание делиться со своим ребенком знаниями об окружающем пространстве.
Воспитатели Не могут предлагать детям есть или пробовать пищу, кроме указанной в меню(охрана жизни и здоровья детей). Иногда родители приносят угощение для других детей в День рождения своего ребенка. Необходимо помнить, что не только торт с кремом, но даже простой шоколад или какой –либо пищевой краситель в карамели может вызвать у некоторых детей аллергическую реакцию. Поэтому дети получают питание, приготовленное в детском саду.
Для совершенствования ощущений и восприятия, для формирования чувственного познания и развития мелкой моторики рук был скомплектован сенсорный центр
Для родителей проводились консультации,беседы Были разработаны памятки по сенсорике и мелкой моторике. Родители помогли пополнить предметно-развивающую среду новыми дидактическими играми. А также для родителей провели выставку дидактического материала по сенсорике и развитию мелкой моторике рук.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Спасибо за внимание и творческих успехов!