И.М. Штыгашев первый шорский писатель, просветитель, учитель, переводчик и священник. И.М. Штыгашев – первый шорский писатель, просветитель, учитель, переводчик.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пути развития шорской литературы Надежда Печенина, главный редактор шорского информационного бюллетеня «Темнер» (Времена). г. Кемерово.
Advertisements

Лев Николаевич Толстой. 9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне ( Тульская губерния, Россия ) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым.
Л. Н. Толстой
Знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов,
Презентацию на тему: Жизнь и творчество Л. Н. Толстого Выполнила : Саркисян Валентина Проверила: Борисова Любовь Петровна.
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ.. Славянская письменность. Ежегодно во всех славянских странах 24 мая отмечается День славянской письменности.
День славянской письменности и культуры. Этот день посвящён учёным и просветителям, создавшим впервые в мире славянское письмо. Это известные во всех.
А.С. ПУШКИН Биография, отношение к истории и историческая тема в литературе
Пером – оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу.
Иван Алексеевич Бунин ( ) «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала.
Николай Васильевич Гоголь
«Малиновский Александр Станиславович. Открытие уникального иконописца – Григория Журавлева». Занятие внеурочной деятельности читательского клуба «Знакомимся.
Биография И.С. Тургенева. Его рассказы и повести, а также романы имели социально-экономическую окраску с налетом сентиментальности. Тургенев – это один.
Чего мы хотим ? Чтобы 18 октября в 9.00 утра, миллион детей молились Божьей Матери за то, чтобы все люди на Земле жили в мире друг с другом.
Одним из основателей многих наук, учений и понятий является древнегреческий философ Пифагор.
4 ноября наша страна отмечает праздник - День народного единства. Установлен он по инициативе Межрелигиозного совета России. Этот день отдает дань памяти.
Интервью с поэтом Виктором Васильевичем Маняхиным. Выполнила ученица 10 класса Салтыковской сош Гаврюшина Дарья. Руководитель: Гаврюшина О. Н год.
Дружеские; Поздравительные; Деловые; Письма в газету.
1828г. – 1832г. – первый. Его называют ученическим, подражательным; 1832г. – 1837г. – второй. Переходный период; 1837г. – 1841г. – третий. Период зрелости.
Транксрипт:

И.М. Штыгашев первый шорский писатель, просветитель, учитель, переводчик и священник. И.М. Штыгашев – первый шорский писатель, просветитель, учитель, переводчик и священник.

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. А. С. Пушкин А. С. Пушкин

Дела и поступки Ивана Матвеевича Штыгашева на протяжении всей его жизни – это образец милосердия, искренней любви и межнационального согласия. В родном селе Матур он учительствовал и пастырем приобщал к вере местных жителей до конца своих дней, чем и заслужил доверие и любовь людей. Иван Матвеевич Штыгашев родился в 1861 году и умер 13 ноября 1915 года в Матуре.

13 ноября исполнится 100 лет со дня смерти первого шорского писателя, просветителя, переводчика, учителя и священника Ивана Штыгашева. В преддверии этой даты уже прошли различные мероприятия, но главные события развернутся в следующем году й объявлен в Хакасии Годом Штыгашева.

Иван Матвеевич родился в 1861 году. Жизнь его бросала по разным местам, но так уж сложилось, что умер он там же, где и родился в селе Матур. Сейчас это Таштыпский район в Республике Хакасия, а тогда, в 1861-м, ал Матур располагался в Кондомо-Карачерской волости Кузнецкого округа Томской губернии. Место глухое, таёжное, не тронутое цивилизацией. Занимайся себе земледелием, разводи скот, рожай детей... Семья Штыгашевых, в принципе, так и делала. Но ещё и тянулась к знаниям, что у многих вызывало вопросы. Матурские жители в то время были «самого тёмного рассудка, чистые дикари». «Про книжное учение наши старики получили понятие очень недавно и то благодаря благому почину моего отца, отправившего старшего моего брата Сампсона в школу. Хотя они не презирали учения, но тем не менее опасались его в отношении своей религии; «Русскими хотят быть; отеческую веру оставляют, из-за них Ульгень и на нас наложит свой гнев»,- говорил народ про моего отца». Ульгень это «верховное, самое чистейшее божество, живущее вверху, в воздушном пространстве».

Однако отец его оказался выше всех этих предрассудков, не побоявшись вступить в разногласие с шаманами, которым «очень хорошо было известно, что книжное ученье может нанести большой вред их священнодействию», напишет он в книге «Поступление в училище и продолжение учения шорца (алтайца) Ивана Матвеевича Штыгашева».

Тяга к знаниям Ивана Штыгашева была настолько сильной, что в 1877 году он поступил в школу села Кузедей. А это, между прочим, в 300 верстах от родных мест. И преодолеть столь немалое расстояние пришлось верхом на лошади. В полной неизвестности, что тебя ждёт дальше. А ждало обучение, начавшееся 1 октября. «Трудно было мне на первых порах соперничать со школьниками, которые казались мне совсем учёными... пишет он. Для оправдания своего стремления к учению мне следовало приложить много старания, и я даже не выходил из училища с раннего утра до позднего вечера... Таким образом, пленяясь всё более и более школьным учением и изучением русского языка, я и не заметил, как прошло первое полугодие».

«О. Василий с низким поклоном просил о. архимандрита принять меня в число пансионеров Улалинского училища. Боголюбивый пастырь, и раньше никому из инородцев не отказывавший, причислил и меня к своим питомцам, делится воспоминаниями о тех годах Иван Матвеевич. Училище состояло из трёх отделений. Так как я приехал из Кузнецкого округа, то воспитанники улалинского училища прозвали меня Иваном Кузнецким. Вот что странно и немного обидно для моих соплеменников: в Кузнецке звали меня Иваном Сагайским, в Улале Иваном Кузнецким, а теперь, в Казани, меня зовут Ив. Алтайцем, и хоть бы раз кто назвал меня где- нибудь Иваном Шорцем!..» Так наступил 1878 год. Чем он запомнился Ивану? Сменой места учёбы. Его продвинутые одноклассники рвались в Алтайское миссионерское улалинское центральное училище. Но до села Улала (ныне Горно-Алтайск) ещё нужно было добраться. Доставить до места жадного до знаний юношу согласился кузедеевский миссионер Василий Вербицкий. «О. Василий с низким поклоном просил о. архимандрита принять меня в число пансионеров Улалинского училища. Боголюбивый пастырь, и раньше никому из инородцев не отказывавший, причислил и меня к своим питомцам, делится воспоминаниями о тех годах Иван Матвеевич. Училище состояло из трёх отделений. Так как я приехал из Кузнецкого округа, то воспитанники улалинского училища прозвали меня Иваном Кузнецким. Вот что странно и немного обидно для моих соплеменников: в Кузнецке звали меня Иваном Сагайским, в Улале Иваном Кузнецким, а теперь, в Казани, меня зовут Ив. Алтайцем, и хоть бы раз кто назвал меня где- нибудь Иваном Шорцем!..»

В делах учебных Иван Штыгашев так преуспевал, что ему доверяли обучать азбуке учащихся 1-го отделения училища. Закончилось всё тем, что отправили учиться в Казанскую учительскую семинарию. А так как он знал сагайское наречие, его буквально заставили, как он пишет, перевести «священную историю Ветхого Завета с алтайского языка на ногайский…» Сделает он перевод «Истории Ветхого и Нового Завета» и с алтайского наречия на шорский. На этом его переводческая деятельность не закончится, а, наоборот, приобретёт более широкий размах. Книга «Указание пути в Царствие небесное», переведённая с русского языка на шорское наречие, будет издана в Казани. Примет он активное участие и в издании церковной литературы на алтайском языке. Помимо всего прочего возьмётся за составление «Шорского букваря для инородцев восточной половины Кузнецкого округа», приложит руку и к выходу в свет «Словаря алтайского и аладагского наречий тюркского языка».

Та самая книга «Поступление в училище и продолжение учения шорца (алтайца) Ивана Матвеевича Штыгашева», написанная на русском языке, станет первым литературным произведением шорского народа. Чуть позже появятся «Записки о путешествии в Киев, Москву и её окрестности». Это он поделится впечатлениями от поездки по святым местам православной Церкви.

По мнению специалистов, Штыгашев таким образом объединил собой родственные этносы алтайцев, хакасов и шорцев, разделённых в е годы прошлого века помимо их воли и желания на три разных народа. Как пишет публицист, член Союза писателей России Любовь Чульжанова, имя И.М. Штыгашева замалчивалось в годы советской власти. Из небытия его творчество было возвращено алтайским писателем Бронтоем Бедюровым, который высоко ценит работы Ивана Штыгашева, его подвижническую жизнь просветителя и считает, что Иван Матвеевич принадлежит трём братским народам: шорцам (по отцу-шорцу из рода Кара-Шор), хакасам (по матери, которая была из сагаев) и алтайцам (по мироощущению, подписывался «житель Алтая, шорец, И.М. Штыгашев»).

Кстати, именно начальник Алтайской духовной миссии Макарий выделил деньги на открытие миссионерской школы в Матуре, что позволило вернуться Ивану Матвеевичу в родные края и обучать детей грамоте, арифметике, Закону Божьему на русском и шорском языках. С его лёгкой руки в Матуре появятся и новая школа, и новая церковь. Однако приезд на родину не затянется надолго. В 1889 году его переведут диаконом в Кондомский стан миссии, а уже через год он станет священником Кондомской Богоявленской церкви.

За восемь лет деятельности на посту священника отец Иоанн, как говорят специалисты, обратил из языческой веры в православную 890 человек. Проявленное усердие его не осталось без внимания. В 1899 году он был высочайше награждён орденом Святой Анны третьей степени. В 1902 году его вновь награждают скуфьею, а в 1904-м он получил благословение Святейшего Синода с вручением ставленой грамоты. Возвращение в Матурский стан состоялось в 1905 году. Причём по его личной просьбе. Вместе с ним в его родные места приедут жена Пелагея Петровна и шестеро детей: Михаил, Пётр, Таисья, Валентина, Антонида и Зоя.

Последующие годы жизни Ивана Штыгашева будут ассоциироваться со строительством новой церкви. Причём сначала было запланировано перенести старую церковь на более сухое место, но от этой идеи решили отказаться взявшись за возведение новой. Заложена она была в начале июня 1908 года. И, по словам очевидцев, имела церковь «хороший вид и приличные размеры». «Длина с папертью 30 аршин, ширина в самом храме 12 аршин, пристройка 6 8 аршин, алтарь полукруглый в диаметре 7 аршин, окна без малого 3 аршина с полуциркульными верхами, вышина с восьмериком 40 рядов, колокольня 23 аршина, восьмерик в диаметре 6 аршин, с 4 окнами в 1 1/2 аршины. Осьмирик и колокольня крыты железом и выкрашены зелёной краской. Алтарь восьмерик и пристройка внутри подшиты тесом». Однако построить одним махом здание не получилось Последующие годы жизни Ивана Штыгашева будут ассоциироваться со строительством новой церкви. Причём сначала было запланировано перенести старую церковь на более сухое место, но от этой идеи решили отказаться взявшись за возведение новой. Заложена она была в начале июня 1908 года. И, по словам очевидцев, имела церковь «хороший вид и приличные размеры». «Длина с папертью 30 аршин, ширина в самом храме 12 аршин, пристройка 6 8 аршин, алтарь полукруглый в диаметре 7 аршин, окна без малого 3 аршина с полуциркульными верхами, вышина с восьмериком 40 рядов, колокольня 23 аршина, восьмерик в диаметре 6 аршин, с 4 окнами в 1 1/2 аршины. Осьмирик и колокольня крыты железом и выкрашены зелёной краской. Алтарь восьмерик и пристройка внутри подшиты тесом». Однако построить одним махом здание не получилось.

Строили, как это и водится, всем миром, и только 24 июня 1913 года Алтайская духовная миссия в лице преосвященного Мефодия епископа Томского и Алтайского освятила мастерскую Иверскую женскую обитель и церковь при ней. Церковь, конечно же, не дожила до сегодняшних дней. Непростые 1930-е годы внесли коррективы в религиозный вопрос по всей стране. Но надо сказать, что атеистическое прошлое не наложило табу на сознание местных жителей. В нынешнем году матурские предприниматели взяли на себя благородную миссию возведение в селе часовни, которая, безусловно, станет подарком к 155-летию Ивана Матвеевича.

И.М. Штыгашев

Еще в рамках подготовки к юбилею района был открыт стенд «Гордость Таштыпского района», где, конечно же, есть и портрет Ивана Матвеевича Штыгашева. Это и стало своеобразной отправной точкой к юбилею просветителя земли Хакасской, финалом же станет грандиозное мероприятие в 2016 году, которое предлагается приурочить к VI форуму историко-культурного наследия. – Это безусловно будет правильно, – отметил глава. – Учитывая, что следующий год будет объявлен годом Штыгашева. Один из дней форума можно провести на территории Таштыпского района.

Учим шорский язык. (Пичик – Букварь)

Цели: познакомить с основными фактами биографии и наследием первого шорского писателя, просветителя, учителя, переводчика и священника И.М. Штыгашева;познакомить с основными фактами биографии и наследием первого шорского писателя, просветителя, учителя, переводчика и священника И.М. Штыгашева; любовь к своей Родине – Хакасии;любовь к своей Родине – Хакасии; разбудить желание знать и изучать культуру и литературу хакасского народа;разбудить желание знать и изучать культуру и литературу хакасского народа; пробудить чувство гордости за свой народ.пробудить чувство гордости за свой народ. Составил и учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 г. Сорска Анпилогова Л.А., Кухарь Н.В.