Социология Тема 2. История социологической науки Сначала я нахожу, а потом ищу.» П. Пикасо.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древний мир Восток: Будда, Конфуций, Заратустра Однозначно доминирует отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства.
Advertisements

ТЕМА 1: « КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА » К. пс. н., доцент С. В. Чегринцова.
ДЕ 6 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Тема 17. Общество как объект познания Специфика социального познания Понятийный аппарат социальной философии Исторические этапы.
ДЕ 6 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Лекция 6. Социальная философия изучает: сущность общества; происхождение общества; структуру общества; фундаментальные закономерности.
Выполнила: Муцурова Карина, учащаяся 11 а класса МОУ «Лицей 6»
Лекция 1 Общие представления о человеке, обществе и государстве.
Огюст Конт ( ) - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО.
Становление и развитие социологии Лекция 2. Социальные условия становления социологии Идея социологии родилась во Франции в середине XVIII века Как самостоятельная.
Огюст Конт (1798 – 1857) «Курс позитивной философии» гг.
Идея гражданского общества прослеживается в трудах мыслителей Древней Греции и Рима, когда появилось понятие общества как совокупности граждан. Социально-философские.
Н АУКА И ФИЛОСОФИЯ.. Е СТЕСТВЕННО - НАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ. Сходства. Изучают природу, которая существовала и может существовать независимо.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Возникновение социологии В процессе развития гражданского общества значительно возрастала географическая и социальная мобильность людей, появились новые.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Термин «социология» наука об обществе (лат. societa, общество + гр. logos, слово, учение, понятие). Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Институт выборов в концепции общественного договора: философский дискурс Подготовил презентацию аспирант Угленко Ярослав Эдуардрович.
ВИДЫ НАУК: ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК: ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Транксрипт:

Социология Тема 2. История социологической науки Сначала я нахожу, а потом ищу.» П. Пикасо

Антропоцентризм – религиозно-идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и конец мироздания Новый словарь иностранных слов Восток Запад

Традиции объяснения возникновения общества

Аристотель ( гг. до н.э.) Человек – существо общественное - «политическое животное» Общество – любое объединение людей ( чем- ни будь соединенных). Элементарное социальное объединение – семья, домохозяйство. Cемья + Cемья = Cеление. Cеление + Cеление = Государство Государство - разновидность общества, естественное образование. Государство первично.

Платон ( г. до н.э.) Платон проводит четкую государствоцентристкую позицию. Слитное представление о политике, совмещенной с этикой (сложное смещение мифов, богословских идей) показывало ее в виде жизни посредством государственного общения между людьми ( становящимися из - за этого людьми политическими).

Античное представление об обществе

Китайская и стоическая философия Стоики утверждали, что общество охватывает всех людей, граждан Космополиса - единого всемирного государства. Но граждане Космополиса могут участвовать и в жизни отдельного государства, если это не принуждает их к безнравственным поступкам. Идея единства человеческого рода, понимаемого как сверхобщество, или общество обществ, была развита европейским средневековьем.

Августин Блаженный ( ) Аврелий Августин в трактате О Граде Божьем обосновал идею единства человечества общностью его происхождения от единого предка - Адама. При этом человечество разделено на два царства: Град земной (государство) – основан на грехе и насилии Град Божий – царство Божественной правды и добра - высшая духовная общность. Оба града необходимы человеку.

Фома Аквинский ( ) Пытается соединить два взгляда на происхождение общества: естественное и искусственное образование. В труде О правлении государей вслед за Аристотелем доказывает, что человек - существо социальное по природе, а общество - естественное образование. Создание государства – не только произведение природы, но и искусства.

Общество в средневековой Европе

Общественный договор

Шарль Монтескье ( ) В сочинении О духе законов утверждает 4 основных естественных(природное состояние) закона человека: стремление жить вместе с другими стремление добывать себе пищу просьба, обращенная одним человеком к другому желание жить в обществе Общественный договор представлялся как реальный акт создания общества (государства) – добровольный, но вынужденный.

Томас Гоббс ( )

Гражданское общество Дж. Локка ( )

Жан-Жак Руссо ( ) Руссо исходит из того, что люди в естественном состоянии равны между собой, а общество (государство) – результат договора. Человек в его представлении добр, свободен и самодостаточен, поэтому он не нуждается в других людях. Но, наступает момент, когда люди не могут находится в естественном состоянии в силу естественных причин. Они вынуждены под угрозой гибели человеческого рода вступить в договорные отношения (гражданское состояние).

Традиции объяснения возникновения общества

Гегель ( ) Общество не зависит от своих членов и развивается по собственным законам. Общество Гегель не считал продуктом разумной деятельности людей. Государство – «естественно сформировавшийся» организм. Гражданское общество - система потребностей, которая через государство получает свою определенность Три вида образования: Семья Гражданское общество Государство

Общество как «высшая сила» Происходящие в Европе на рубеже веков процессы заставили видеть в обществе ту высшую силу, которая соединяет людей, управляет ими и несет ответственность за то, что с ними происходит. Идея общества выдвигается на первый план не только в теоретических системах, но и в повседневной жизни.

Анри де Сен-Симон ( )

Общество. Новое время

Социология как наука

Огюст Конт ( )

О. Конт Науки социология биология химия физика астрономия математика Позитивизм «Надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание» О. Конт. С помощью социологии Конт пытается преодолеть социальные катаклизмы своего времени и объединить оба полюса – порядок и прогресс. Прогресс без порядка – это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. В позитивной политике порядок и прогресс – это две неразрывные стороны одного и того же принципа.

Герберт Спенсер ( )

Э. Дюркгейм ( )

Карл Маркс ( )

М. Вебер ( )

Психологическое направление (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето) Г. Тард Л. Уорд В. Парето

Антипозитивизм Антипозитивисты видели задачу в том, чтобы разграничить природу и человеческое общество, которое, по их мысли живет по своим собственным законам, отличным от природно - физических. Не объяснить общество с точки зрения всеобщих законов физического мира, а понять смысл социальных явлений, структур и процессов. Законы, по которым развивается природа и общество, различны. Дойти до сути общественных законов невозможно, их сущность, лежащая в основе социальных процессов и явлений, в принципе непознаваема. В. Виндельбанд Г. Риккерт В. Дильтей

Неопозитивизм Принципы неопозитивизма: Натурализм – подчинение социальных явлений природным законам Сциентизм – методы социологии должны быть точными, строгими, объективными, как и методы естественных наук. Бихевиоризм- мотивацию социального поведения можно исследовать только через открытое поведение. Верификационизм-истинность научных утверждений должна утверждаться на основе опыта и эксперимента. Квантификация-все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно Объективизм- социология должна быть свободна от ценностных суждений и идеологических схем. П. Лазерсфельд К. Поппер

Основные направления современной социологии Современная социология преодолела споры позитивистов и анти позитивистов. Различия социологических направлений носят не фундаментально философский, а практико - методический характер. Дело не во взглядах на мир, а в подходе к пониманию природы общества и подходе к социологическим исследованиям. Различия в определении предмета социологии Дюркгейма и Вебера легли в основу разделения всех направлений современной социологии на объективные и субъективные. Для объективного подхода существующим является общество как система, а человек – частичка, элемент этой системы. Характерны индуктивные методы исследования, как системный, структурный, функциональный анализ. Для субъективного подхода характерно начинать исследование от человека, индивидуальных связей и отношений, переходя затем к групповым. Здесь общество рассматривается как сумма связей между личностями, составляющими его.

Направления объективного подхода Структурный анализ ( Клод Леви-Стросс) Функциональный анализ (Р. Мертон) Системный анализ ( Т. Парсонс) Направления субъективного подхода Символический интеракционизм Г. Блаумер, Дж. Мид, Ч. Кули Феноменология Э. Гуссель, А. Шюц Психологическое направление З. Фрейд, Э. Фромм

Г. Лебон ( )

Т. Парсонс ( )

Р. Мертон ( )

Дж. Мид ( )

Р. Дарендорф (р.1929)

Дж. Хоманс (р.1910)

Социология в России

Анархические идеи

Социологические взгляды русских революционных демократов

Н.К. Михайловский ( )

Н.Я. Данилевский ( )

П. Лавров ( )

М.М. КОВАЛЕВСКИЙ ( )

П. Сорокин ( )