Подготовила: Студентка 2 курса 8 группы лечебного факультета Кусаинова Альбина Нурбулатовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Advertisements

Средневековая философия: патристика и схоластика
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия эпохи Средневековья (V - XIV в.в.) Philosophia est ancilla theologiae.
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
ТЕМА 3 Средневековаяфилософия. План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм.
Философия Макиенко Марина Алексеевна. Философия эпохи Средневековья.
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
Выполнила студентка Группы Ю-104 Чуева Яна. Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения.
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
апологетика
Подготовил: Сагатканов А. студент группы 248, ОМ Проверил: Молдагалиев С.Е. Средневековая схоластика: Философия Аквинского.
Тема 4 Западноевропейска я философия средневековья и нового времени.
Цель занятия - сформировать у студентов представление сформировать у студентов представление об основных идеях философии Средних веков и Возрождения и.
I в. до н. э.V в. н. э. римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой. Наряду с римлянами, к римской философии относятся.
Средневековая философия. Выполнила студентка 4-2 группы Кузнецова Арина Преподаватель: Фураева А.А. Санкт-Петербург 2010 год.
Фома Аквинский ( ) доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма одного из господствующих.
Транксрипт:

Подготовила: Студентка 2 курса 8 группы лечебного факультета Кусаинова Альбина Нурбулатовна

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ – это период развития философии после крушения Римской империи (476 г.) до эпохи Возрождения (XV в.).

Особенности средневековой философии 1. В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об откровенности истины в Священном Писании (Библии). Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. 2. Средневековое Слово в зависимости от его вектор насти претерпевало двойное преображение: воплощение (Божественного Слова) и раз-воплощение (при направленности Слова от человека к Богу). Слово было наивысшей реальностью именно в силу его существования в двух модусах. 3. Идеи субъектности и личностности находились в тесном отношении со смыслом воплощенного Слова, не имевшего аналогов ни в одной из предшествующих религий и философских умозрений. Инкарнация (воплощение) - не вселение Бога в тело. 4. В средневековье же, ориентированном на авторитет, не было авторов в принятом смысле слова. Истинным автором как мира, так и слова о мире считался Бог, авторитетами - отцы церкви. Выражение мира в понятиях было лишь одним из вербально-интеллектуальных способов его осмысления 5. Познавательные акты суждения при такого рода познании оказываются нагруженными актами нравственного суждения, а механисмы познавательных актов оказываются механисмами нравственных актов спасения. 6. Всякое знание (помимо этического) приобретает модальный, или правдоподобный, характер. 7. Средневековье обнаружило огромные восможности неопредмеченного мышления, предполагавшего, с одной стороны, доказательство, основанное на примерах, а с другой - требовавшего комментария библейских текстов, который есть речевая встреча смыслов Божественного откровения и человеческого постижения 8. В силу акта творения человека по образу и подобию Бога, а также в силу дарованной человеку способности разумного причащения Богу человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли.

Основания Средневековой философии: -теоцентрисм -креационисм -традиционалисм -авторитарисм -провиденциалисм

Теоцентрисм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентрисма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки. Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются

Креациони́см (от лат. creatio, род. п. creationis творение) теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Провиденциалисм (от лат. providentia провидение) историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.

традиционалисм, выразившегося в обращении к древним библейским текстам и их комментированию (обращённость в прошлое, отказ от создания теоретических философских концепций о мире). авторитарисм, т.е. принятие богословских положений как абсолютно истинных, неподлежащих критике откровений.

Фундаментальная зависимость философии от религии определяла на протяжении всего периода и специфику философских проблем. На первый план выходят проблемы сущности Бога, соотношение веры и разума, проблемы теодицеи, подразумевавшая оправдание Бога в отношении допускаемого им в мире зла. Спецификой же религиозного философствования определялся и выбор их способов решения. Например, если для раннего Средневековья было характерно стремление обосновать зависимость философии от религии, то в период позднего Средневековья основной задачей становится, сохранив лояльность религии, освободить философию от теологической «опеки».

В средневековой философии различают два больших периода Патристика- это совокупность теолого- философских учений Отцов Церкви (от лат. рater, отец), которые опирались на античную философию, прежде всего Платона, для обоснования христианства. Схоластика – это определённый тип философствования, который средствами разума пытается обосновать принятые на веру христианские идеи; это совокупность учений религиозных мыслителей, осуществивших систематизацию и рационалистическое обоснование христианского вероучения на основе использования философских методов познания и с привлечением проинтерпретированного античного наследия (сегодня«схоластика» употребляется в нарицательном смысле, как символ оторванности от реальности и пустого словопрения).

В патристике выделяют свои три этапа: 1) апологетика (II-IIIвв., от греч. защита) – оформление и защита христианского мировоззрения. Основные представители: Юстин, Татиан, Тертулиан, Ориген; 2) классическая патристика (IV-V вв.) – систематизация христианского учения, появление первых развёрнутых теологических учений. Образуется объединённая религиозная организация – церковь. Основные представители: Григорий Нисский и Августин Блаженный; 3) заключительный этап патристики (VI-VIII вв.) – стабилизация догматики. Возрастает влияние неоплатанисма и перипатетисма (аристотелисма). Усиливаются мистические настроения. Его представители: Боэций, Эриуген.

В схоластике выделяют следующие три этапа: 1) ранняя схоластика (IX-XII вв.) – характеризуется спором номиналисма (Росцелин, Пьер Абеляр) и реалисма (Ансельм Кентерберийский) об универсалиях; 2) классический этап схоластики (XII-XIII вв.) – расцвет схоластики в творчестве Фомы Аквинского, который систематизирует католическую теологию. Появляются средневековые университеты; 3) поздняя схоластика (XIII-XIV вв.) – утверждение двух истин и расцвет номиналисма (Дунс Скот, Уильям Оккам).

Августин (Аврелий) -крупнейший христианский мыслитель и писатель периода патристики, наиболее выдающийся из Отцов Церкви. Именно ему принадлежит заслуга выработки основ первого систематического христианского вероучения, почему его богословские труды признаются как основополагающие и в Римско-католической, и в Православной Церквях до сих пор. Родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником (римским гражданином, мелким землевладельцем).