СОВРЕМЕННЫЙ УРОК СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Цель обучения- не передача знаний, а РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА в процессе освоения способов деятельности (ФГОС НОО)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальныеучебные действия (УУД) Универсальныеучебные Педагог – психолог МБОУ СОШ 3 поселка Эльбан Процкая Ольга Юрьевна.
Advertisements

Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ СТАНДАРТА Руководитель МО учителей начальных классов Никитина Т. Н.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Учитель начальных классов Мартынова О.А.
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Урок окружающего мира в 1 классе «Какими бывают растения. Дерево,
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня.
Презентацию составила : Воробьёва Н.П. учитель 1 категории МКОУ «Вихоревская СОШ 1» Модель выпускника начальной школы по ФГОС Модель выпускника начальной.
Транксрипт:

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Цель обучения- не передача знаний, а РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА в процессе освоения способов деятельности (ФГОС НОО) Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познаватьельных процессов. – В.В. Давыдов ПОТОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОРОЖДАЕТ ЛИЧНОСТЬ – А.Г. Асмолов Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для этого материал - К.Д. Ушинский

Л.С. ВЫГОТСКИЙ – учение о зонах развития А.Н. ЛЕОНТЬЕВ – обоснование ведущей деятельности В.В. ДАВЫДОВ – учение как вид деятельности младшего школьника Д.Б. ЭЛЬКОНИН – развивающие возможности учебной деятельности С.Л. РУБЕНШТЕЙН – влияние обучения на развитие ребенка Ю.В. ГРОМЫКО - мыследеяельностная педагогика Учебные действия – опыт деятельности – знания – владение умениями = КОМПЕТЕНЦИЯ

Что нового в современном уроке? 1. Информационная среда 2. Учение как вид общения – интерактивность (взаимодействие) 3. Сотрудничество 4. Новая позиция учителя и ученика 5. Новое понимание знаний. 6. Вариативность

Традиционное обучение Новые стандарты Цель обучения – усвоение Формирование умения учиться знаний, умений, навыков (ЗУН) (самостоятельно искать ответы и и уметь интерпретировать информацию) Преимущественное использование Признание решающей роли индивидуальных форм учебного сотрудничества усвоения знаний Изучение системы Включение содержания научных понятий обучения в контекст решения жизненно значимых задач Локальная самостоятельная Целенаправленная организация и деятельность учащихся и планомерное формирование личности каждого ученика Репродуктивное мышление Творческое мышление (действия по образцу) (способность к творчеству и действию в не стандартных ситуациях)

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА Мотивация учебной деятельности Актуализация знаний Постановка цели и задач урока Планирование деятельности Постановка учебной задачи Поиск путей решения Первичное усвоение нового знания Вторичное закрепление нового знания Рефлексия НАДО- МОГУ – ХОЧУ - УМЕЮ

Постановка цели урока Определение цели урока осуществляется от результатов обучения, то есть от заданных в Приложении к Стандарту НОО планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ООП). Алгоритм действий учителя при определении цели урока: 1. Определить тему урока по тематическому планированию, посмотреть материалы учебника, методических пособий. 2. Определить, на какие «планируемые результаты» (предметные и УУД) ориентировано содержание урока, и исходя из этого сформулировать цель урока. 3. Определить, какие действия следует включить в содержание урока для того, чтобы способствовать формированию означенного в «планируемых результатах» общего умения, и обозначьте их в качестве предметных планируемых достижений. 4. Определить, какие УУД могут быть сформированы у учащихся на данном уроке и какие виды и формы деятельности для этого можно использовать.

ЗАДАЧИ УРОКА Дидактические (образовательные)задачи - достижение предметных результатов. Развивающие – достижение метапредметных результатов (формирование УУД). Воспитательные задачи – личностные результаты. р Например: Неправильно обозначенная развивающая задача: «Развивать мышление учащихся» ПРАВИЛЬНО: Развитие логического мышления учащихся (логические УУД анализа и сравнения) при проведении грамматического разбора. Например: формирование логических УУД анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися вычислительного приема сложения через десяток.

Формулировка задач урока В традиционной системе – закрепление \ закрепить; формирование\ продолжить формирование В форме планируемых результатов, то есть действий учащихся – учащиеся научатся…. умению, включающему способ действия и соответствующее знание, которые можно проверить, или диагностировать как учителем, так и самими учениками.

Тема урока: Грибы – особое царство природы (2 класс, Окружающий мир) Цели урока: 1. Учить обнаруживать взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе (8-я позиция планируемых результатов) на примере формирования представления о грибах как особом царстве природы; 2. Учить проводить простейшую классификацию изученных объектов природы (3-я позиция планируемых результатов раздела «Человек и природа») Планируемые достижения(задачи) Предметные: знания: представления о строении гриба (термины: грибница, грибные споры, плодовое тело), видах грибов, съедобных и несъедобных. Умения: отличать съедобные грибы от несъедобных; определять и называть части гриба (по картинке). Метапредметные УУД: отображать на схеме место грибов в царстве живой природы - действия классификации; самостоятельный поиск информации о грибах – познаватьельные и исследовательские УУД. Личностные УУД - умеет различать грибы и собирать их.

Основа замысла урока – постановка учебной задачи Найти значение выражений Определите, что общего в этих примерах? – Познавательные УУД 2.Определите, чем все выражения 2 столбика отличаются от выражений 1 столбика – Познавательные УУД(действия сравнения) 3. Определите, по какому принципу составлены столбики? Составьте еще по одному выражению в каждый столбик. Найдите значение этих выражений – Познавательные УУД (действие анализа – умение видеть закономерности) 4. Найдите значение этих выражений. Подумайте, как можно изменить выражения в 1-ом столбике, чтобы выполнялось сложение с переходом через разряд? – Действие анализа, познавать.УУД. 5. Посмотрите внимательно на эти столбики. Определите, чему мы будем учиться при работе с этими выражениями?– Развитие регулятивного УУД – целеполагание 6. Решите примеры. На доске написаны все ответы, но один–не правильный. Какой? - Регулятивные УУД - Действие контроля

Примеры постановки учебных задач на уроке 1. Познавательные УУД Урок русского языка. Найди лишнее слово: носик, носильщик, нос, носатый (действие классификации) Урок развития речи. Сравни предложения: Наступили лютые морозы/ Наступили сильные морозы. Как ты думаешь, какое из них использовал писатель, чтобы показать суровый характер зимы? (сравнение) Урок технологии. Чем похожи и чем отличаются детали конструктора (планки, винты)? 2. Регулятивные УУД Урок математики. Сделай прикидку ответа: больше или меньше, чем 5, должно получиться в ответе: На горке катались 5 детей, из них – 3 мальчика, остальные –девочки. Сколько девочек катались на горке? (формирование действия прогнозирования). Урок русского языка. Кто расскажет мальчику-иностранцу о работе буквы «е»? У каких еще букв такая же работа? ( действия оценки) Урок окружающего мира. Расскажи, как ты будешь работать с компасом? (действия планирования).

Фрагмент урока Что делает учитель Что делают дети Зачем? ( УУД) Рассмотрите рисунки. Определите, какому из растений соответствует понятие: дерево, кустарник, травянистое классификация растение (даются картинки с надписями: береза, горох, дуб, гвоздика, рожь, яблоня, смородина, сирень, банан) Познавательные УУД анализ классификация Рассматривают картинки (групповая работа) Коммуникативные УУД Сотрудничество в поиске и сборе инф. Легко ли вам было распределять растения по группам? Где возникли трудности? Как решить проблему? обсуждение в группах БАНАН Познавательные УУД: постановка проблемы, выдвижение гипотез, анализ, синтез, решение проблемы. Коммуникативные УУД

Основные компоненты урока 1. Организационный – организация класса в течение всего урока 2. Целевой – определение целей учения как на весь урок, так и на отдельны его этапы 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала, осуществление воспитания учащихся на уроке 4. Коммуникативный – организация общения учителя с детьми и учащихся между собой. 5. Содержательный - подбор материала для всех этапов урока 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения 7. Контрольно – оценочный - использование оценки деятельности детей для стимулирования активности 8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ и самоанализ деятельности детей и собственной 9. Эмоционально-психологический – эмоциональная среда урока 10. Здоровьесберегающий – охрана здоровья учащихся на уроке

Этапы проектирования урока 1. Определение темы урока, места урока в системе уроков, отбор содержания 2. Определение целей и задач урока 3. Выбор методов и форм обучения 4. Выбор и подготовка средств обучения, оборудования урока 5. Определение типа и структуры урока 6. Составление плана урока 7. Составление конспекта или плана – конспекта урока

Схема конспекта урока Когда, где, кем будет дан урок Тема Цель урока Задачи урока Оборудование урока План урока (с хронометражем) Ход урока ( с выделением структурных этапов) * * указываются, какие формы, методы, средства обучения используются на данном этапе урока; фиксируются группы и виды УУКД, над которыми идет работа в рамках выполнения того или иного задания. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся *Методические рекомендации

Схема самоанализа урока 1. Была ли достигнута цель урока? 2. Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали? 3. Как было использовано время урока? Имело ли место потеря времени и что было тому причиной? 4. Какой был самый удачный момент урока? 5. Как использованы воспитательные возможности урока? 6. Были ли внесены изменения в план урока и почему? 7. Какие трудности были при проведении урока? 8. Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить? 9. Что не удалось выполнить из задуманного? 10. Есть ли удовлетворение от урока?

Анализ урока Дидактический анализ урока Аспектный анализ урока Краткий анализ урока Полный анализ урока Психологический анализ урока Методический анализ урока

Как вести наблюдения на уроке Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Наблюдения Мотивационный Актуализация Знаний Решение проблемы и освоения нового знания\ действия Первичное осмысление и закрепления Рефлексия

5 основных компетентностей выпускника начальной школы: 1. Образовательная – способность личности к обучению, самообразованию, самосовершенствованию. 2. Коммуникативная – способность к взаимодействию с другими людьми неречевым и речевым способом, устно и письменно, на родном и иностранном языках, т.е. способность понимать и быть понятым. 3. Информационная – способность находить, хранить и применять информацию в различных ее видах. 4. Социальная – способность понимать, принимать и выполнять социальные нормы и правила, способность выполнять разные социальные роли. 5. Толерантность – способность понимать, принимать и уважать чужую точку зрения, при этом уметь отстаивать свою, т.е. способность к сотрудничеству.

Основные результаты начального общего образования, сформулированные в требованиях ФГОС НОО: Формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения обучения в основной школе. Воспитание основ умения учиться как способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познаватьельной, саморегуляции.

Компетентностная модель выпускника начальной школы - активно познающий мир любознательный, проявляющий исследовательский интерес ; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера - умеющий учиться, способный к самоорганизации, владеющий навыками саморегуляции - имеющий навыки здорового образа жизни - готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой - проявляющий уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО: УДИВЛЕНИЕ - ОЗАРЕНИЕ - РАДОСТЬ - ДОГАДКИ – - КРАСОТА ПОИСКА И ОБЩЕНИЯ - - ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ДОЛЖЕН? ЗНАЧИТ, МОЖЕШЬ!!! DEBES ERGO POTES