Диагностика читательской грамотности. Проверочная работа: содержание, форма, кодификатор умений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изложение Как медведь сам себя напугал.. Медведь.
Advertisements

Тема: Как медведь себя напугал Цель: развитие связной речи. Задачи: - закрепление написания безударной гласной в корне; - знакомство с фразеологизмом;
Читательская грамотность: оценка метапредметных результатов в рамках нового стандарта.
Семинар завучей Формирование читательской грамотности младших школьников.
на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Смысловое чтение. Уровни понимания текста Школа педагогического мастерства.
Семинар 2. Смысловое чтение.. «Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Тема: « Требования ООП НОО к предметным и метапредметным результатам обучения чтению научно - популярных текстов в начальной школе ».
CКАЗКА-ИГРА « Кто в лесу самый,самый?» Урок-тренинг. Тема « Дикие животные». 2-4класс.
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес - по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. - Дедушка,
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Мастер-класс учителя русского языка и литературы Пушкиной М.И. на тему «Пишем сочинение на ОГЭ. Задание 15.3» Районное методическое объединение учителей.
Рассказы, которые я прочитал на зимних каникулах и теперь хочу рассказать их вам!
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
ГИА 9 РЯ Методические рекомендации по обучению школьников написанию сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста.
Транксрипт:

Диагностика читательской грамотности. Проверочная работа: содержание, форма, кодификатор умений

Формирование читательской грамотности Способ чтения Способ чтения формируется на каждом уроке. психологическая система смыслового чтения. К окончанию 2 класса начальной школы складывается психологическая система смыслового чтения.

Способы работы на уроках контроля и оценки заложены в учебниках, рабочих тетрадях и …

Читательская грамотность понимать использовать письменные тексты размышлять о них Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. PISA

Читательская грамотность понимать и использовать письменную речь Способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. конструируют собственные значения На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия. (Определение авторов RIRLS. Цит. по Цукерман Г. А.)

Что оценивается в исследовании PIRLS? Нахождение информации, заданной в явном виде; Формулирование выводов; Интерпретация и обобщение информации; Анализ и оценка содержания, языковых средств и структуры текста

Ученик умеет: извлекать явную информацию; извлекать информацию, не изложенную явно, но напрямую вытекающую из сказанного; делать несложные обобщения; различать буквальный и небуквальный смысл сообщения; восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них центральные; связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста. Уровни понимания текста (на примере среднего)

Н. И. Сладкову дан особый дар – рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога…

Н. И. Сладков «Как медведь сам себя напугал» Вошёл в тёмный лес медведь – хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Сорвался заяц с лёжки – помчался в гущину. На тетеревиный выводок наскочил – переполошил всех до смерти. Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался – та крик подняла на весь лес. У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Журавлей на болоте вспугнули – те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

Н. И. Сладков «Как медведь сам себя напугал» Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет! Не уйти ли подобру-поздорову? Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача! Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались. (149 слов)

Н. И. Сладков «Как медведь сам себя напугал» Вошёл в тёмный лес медведь – хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Сорвался заяц с лёжки – помчался в гущину. На тетеревиный выводок наскочил – переполошил всех до смерти. Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался – та крик подняла на весь лес. У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Журавлей на болоте вспугнули – те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

Новые слова. Определение их значения Слова в сносках Валежина – дерево, упавшее на землю. Гущина – густое место в лесу.

Н. И. Сладков «Как медведь сам себя напугал» Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет! Не уйти ли подобру-поздорову? даст стрекача Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача! Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались. (149 слов)

Дать стрекача Стремительно убегать. Удирать. Спасаться бегством.

1. Что стало причиной беспокойства зверей и птиц в лесу? Отметь номер правильного ответа. 1. Заяц на тетеревиный выводок наскочил. 2. Белка выронила из лапок шишку. 3. Медведь наступил лапой на валежину. 4. Кто-то вспугнул журавлей на болоте.

1. Что стало причиной беспокойства зверей и птиц в лесу? Отметь номер правильного ответа. 1. Заяц на тетеревиный выводок наскочил. 2. Белка выронила из лапок шишку. 3. Медведь наступил лапой на валежину. 4. Кто-то вспугнул журавлей на болоте. Оценивается 1 баллом. Оценивается 1 баллом.

2. Почему медведь насторожил уши? Отметь номер правильного ответа. 1. Позади него кто-то тихонько топотал. 2. Ему показалось, что в лесу недоброе творится. 3. Он увидел на земле незнакомые грязные следы. 4. По его следам давно шли охотники.

2. Почему медведь насторожил уши? Отметь номер правильного ответа. 1. Позади него кто-то тихонько топотал. 2. Ему показалось, что в лесу недоброе творится. 2. Ему показалось, что в лесу недоброе творится. 3. Он увидел на земле незнакомые грязные следы. 4. По его следам давно шли охотники. Оценивается 1 баллом. Оценивается 1 баллом.

Ктонаделал в лесу много страха 3. Кто на самом деле наделал в лесу много страха? Отметь номер правильного ответа. 1. Лоси. 2. Медведь. 3. Птицы. 4. Охотники.

Ктонаделал в лесу много страха 3. Кто на самом деле наделал в лесу много страха? Отметь номер правильного ответа. 1. Лоси. 2. Медведь. 2. Медведь. 3. Птицы. 4. Охотники. Оценивается 1 баллом. Оценивается 1 баллом.

Какимизобразил медведя 4. Каким автор изобразил медведя? Отметь номер правильного ответа. 1. Печальным, задумчивым. 2. Скучающим и добрым. 3. Серьёзным и умным. 4. Тревожным и трусливым.

Какимизобразил медведя 4. Каким автор изобразил медведя? Отметь номер правильного ответа. 1. Печальным, задумчивым. 2. Скучающим и добрым. 3. Серьёзным и умным. 4. Тревожным и трусливым. 4. Тревожным и трусливым. Оценивается 1 баллом. Оценивается 1 баллом.

Установи последовательность действий 5. Установи последовательность действий испугавшихся зверей и птиц. Номера укажи рядом с предложениями. 1. Шишка из лап белки упала зайцу на лоб. 2. Лоси журавлей на болоте вспугнули. 3. Сорока подняла крик на весь лес. 4. Медведь наступил на валежину. 5. Заяц наскочил на тетеревиный выводок.

Установи последовательность действий 5. Установи последовательность действий испугавшихся зверей и птиц. Номера укажи рядом с предложениями 1. Шишка из лап белки упала зайцу на лоб Лоси журавлей на болоте вспугнули Сорока подняла крик на весь лес Медведь наступил на валежину Заяц наскочил на тетеревиный выводок. 3 Оценивается 2 баллами.

6. Для каждого выражения из 1 столбца найди соответствие из второго столбца, обозначенного буквой. Соответствие укажи стрелками. 1)Дать стрекоча 2) Переполошить до смерти 3) Уйти подобру-поздорову А) По-хорошему Б) Убежать В) Напугать

6. Для каждого выражения из 1 столбца найди соответствие из второго столбца, обозначенного буквой. Соответствие укажи стрелками. 1)Дать стрекоча 2) Переполошить до смерти 3) Уйти подобру-поздорову А) По-хорошему Б) Убежать В) Напугать Оценивается 1 баллом.

Зачем Медведь наступил на валежину 7. Зачем Медведь наступил на валежину? Отметь номер правильного ответа. 1. Он хотел послушать приятный хруст дерева. 2. Валежина мешала ему на пути, разозлила его. 3. В темноте медведь не заметил валежину. 4. Медведь хотел проверить её на прочность.

Зачем Медведь наступил на валежину 7. Зачем Медведь наступил на валежину? Отметь номер правильного ответа. 1. Он хотел послушать приятный хруст дерева. 2. Валежина мешала ему на пути, разозлила его. 3. В темноте медведь не заметил валежину. 3. В темноте медведь не заметил валежину. 4. Медведь хотел проверить её на прочность. Оценивается 1 баллом.

В каком предложении 8. В каком предложении говорится о том, что медведь решил прислушаться к тому, что происходит в лесу? Выпиши это предложение. У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Журавлей на болоте вспугнули – те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло. Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет! Не уйти ли подобру-поздорову?

В каком предложении 8. В каком предложении говорится о том, что медведь решил прислушаться к тому, что происходит в лесу? Выпиши это предложение. У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Журавлей на болоте вспугнули – те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло. Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет! Не уйти ли подобру-поздорову? Оценивается 1 баллом.

основному смыслу произведения 9. Какое высказывание соответствует основному смыслу произведения? Отметь номер правильного ответа. 1. У страха глаза велики. 2. Глаза боятся, а руки делают. 3. Хозяин в дому что медведь в лесу. 4. Хорошо медведя в окно дразнить.

основному смыслу произведения 9. Какое высказывание соответствует основному смыслу произведения? Отметь номер правильного ответа. 1. У страха глаза велики. 2. Глаза боятся, а руки делают. 3. Хозяин в дому что медведь в лесу. 4. Хорошо медведя в окно дразнить. Оценивается 1 баллом.

10. Представь себе, что медведь не наступил на валежину. Расскажи о том, что может произойти. Напиши развёрнутый ответ на этот вопрос.

Критерии развёрнутого ответа 1) В тексте описана ситуация, противоположная той, что дана в сказке. 2) В тексте описано поведение зверей и птиц. 3) В тексте определены и выделены смысловые части. 4) В тексте чувствуется отношение автора сочинения к описанным событиям и героям. 5) Текст написан интересно, оригинально. ! Каждый критерий оценивается отдельно.

Развёрнутый ответ на вопрос Идёт медведь по лесу и видит: лежит валежина большая- пребольшая… Подумал медведь: «Опасная эта валежина! Нужно её с дороги убрать». Да вот беда – силы у медведя маловато, чтобы валежину подвинуть. Решил он на помощь зверей да птиц позвать. Лось своими рогами покатил валежину в глубь леса. А птицы – сойка и сорока – подбадривают лося. Да и медведь не отстает. Лапами своими катит дерево. Тут и журавль с кроншнепами прилетели. Курлычут: «Давай, Миша, жми! Валежину кати!» Так все дружно и очистили дорогу от валежины. Просто молодцы!

Кодификатор умений (элементы усвоения) 1) Определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста. 2) Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. 3) Соотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты. 4) Упорядочивать, ранжировать и группировать информацию. 5) Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую. 6) Формулировать выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод.

Кодификатор умений (элементы усвоения) 7) Интерпретировать произведение (художественное, музыкальное, живописное и др.), исходя из особенностей жанра, стиля, присутствующих в них средств художественной выразительности и образной системы. 8) Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте. 9) Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста. 10) Применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. 11) Составлять на основании текста монологическое высказывание по заданному вопросу.

С.Г. Козлов Как Медвежонок перехитрил время В восемь часов утра собрались на лесной опушке Ослик, Ёжик, Медвежонок, Белка, Заяц и Лиса, чтобы пойти в восемь часов вечера в гости к Слону. Но восемь часов вечера ещё далеко! сказал Заяц. Что же мы будем делать двенадцать часов? А очень просто! сказал Медвежонок. Нас шестеро. Значит, всем сейчас надо разойтись и каждому по отдельности просидеть два часа. А когда мы снова соберёмся, получится, как будто мы вместе просидели двенадцать! И все разошлись в разные стороны. Ёжик пришёл к себе домой, сел за стол и стал смотреть на часы-ходики. «Тик-так, тик-так», роняли часы. А Ёжик подбирал минутки и, считая, складывал их перед собой на столе. Ослик отправился к реке. Он вошёл в воду по колено и стал ловить губами солнечных зайцев. «В двух часах сто двадцать минуток, думал Ослик. Когда я поймаю сто двадцать солнечных зайцев, как раз надо будет возвращаться на опушку!»

Белка вскарабкалась на верхушку сосны и спросила у Щегла: Ты знаешь, когда будет «через два часа»? Конечно! Тогда постучи ко мне в это время. И Белка юркнула в дупло. Заяц принялся бегать вокруг леса. Обежит круг и заглянет на опушку: не собрались ли?.. Лиса вышла на пригорок и села так, как будто она сидит по отдельности и одновременно чтобы ей была видна опушка. А Медвежонок никуда не пошёл. Он просто лёг спать у пенька, подумав: «Соберутся разбудят!» Первым на опушку пришёл Ослик со ста двадцатью солнечными зайцами в корзине. За ним Ёжик с мешочком минуток через плечо. Щегол разбудил Белку и она спустилась с сосны. Прибежал Заяц. Важно подошла Лиса. И все стали будить Медвежонка. Пора! Вставай! Уже прошло двенадцать часов! Надо идти в гости к Слону! кричали все разом, со всех сторон тормоша Медвежонка. А!.. Уже собрались? сказал он, просыпаясь. Ну, тогда идёмте к Слону! Только пусть никто не отстаёт, а то он скажет, что мы пришли раньше времени...

Методическая помощь «Как научить младшего школьника писать сочинение» «Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения» «Критериальное оценивание в начальной школе (из опыта работы)»

Тема вебинара: «Как научить читателя понимать народную бытовую сказку?» Ведущий вебинара: Г.В. Макаревич, кандидат культурологии, методист начальной школы.

Контакты: ! Консультируйтесь