Тема 3: ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСЫ: 1. Развитие науки управления 2. Школа научного управления 3.Административная (классическая) школа управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классическая (административная) школа управления ( гг.) Самарина Н. Мальцева В. Кузнецов Д. Оллаков А. Папоян А.
Advertisements

СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ЭВОЛЮЦИЯ И КОНЦЕПЦИЯ Выполнила студентка: Стогова А.Г. p-252.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Управленческие школы и концепции.
План: 1.Менеджмент как управленческая деятельность человека. 2.Формы организации менеджмента.
Эволюция концепций менеджмента Кармадонова Н.В.. Условия появления управления как научной дисциплины в первой половине XX в. Отделение управления от собственности.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ (ADMINISTRATIVE MANAGEMENT SYSTEM) Выполнили студенты 2 курса дневного отделения : Никуленко О. Львова Е. Градов И. Майорова.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ Управленческие школы и концепции.
1) Основатели школы научного управления 2) Основные положения школы 3) Положения школы, которые актуальны и сегодня.
Тема: Управленческие школы Выполнила: студентка агрономического факультета 51 группы Муканова Роза.
Основы менеджмента в профессиональной деятельности Кафедра менеджмента Преподаватель Батурина Ольга Андреевна.
Эволюция подходов к управлению персоналом Школа научного управления ( ) Якимова З.В. канд. психол. наук, доцент кафедра «Управление персоналом.
( ) А. Файоль Л. Урвик Дж. Муни Имели непосредственный опыт работы в качестве -руководителей высшего звена управления в большом бизнесе Исследовали.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Ключевые положения : научные принципы организации труда; рационализация трудовых операций; нормирование труда; разделение.
Основные положения концепции А. Файоля Подготовила Бирюкова Карина Гр. 2.3 ФТД.
Тема 1. Место и роль управления человеческими ресурсами в системе управления предприятием.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ
Школа административного управления. начала развиваться в 1920-е годы и была популярна до 1950-х годов. Задача : поиск универсальных закономерностей и.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ «РУДН» АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ АЛЕКСЕЕВ.
Транксрипт:

Тема 3: ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСЫ: 1. Развитие науки управления 2. Школа научного управления 3. Административная (классическая) школа управления Дисциплина : Теория менеджмента (история управленческой мысли) Преподаватель : к.э.н. Угрюмова Н.В.

Этапы развития науки управления 1.1 Древние Века Вклад направления Представители Эмпирическая школа (с 1885 г.) Управленческая деятельность – это искусство, а не наука. Эффективные пути может подсказать только практический опыт и интуиция. П. Друкер Д.Саймонс Г.Форд «Одномерные» учения об управлении Школа научного управления ( гг.) 1. Создание научного фундамента взамен старых сугубо практических методов работы. 2. Научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности. 3. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи. 4. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач. 5. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки. 6. Рациональное управление предприятием «снизу». 7. Систематическое использование материального стимулирования. 8. Отбор работников и их обучение. 9. Отделение планирования, координации и контроля от самой работы. Ф. Тейлор Ф. Гилберт Г. Гантт М.Вебер Г. Эмерсон Г. Форд Г. Грант О.А. Ерманский

Классическая (административная) школа управления ( гг.) 1. Развитие принципов управления. 2. Развитие функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организации. А. Файоль Л. Урвик Д. Муни А. Слоун А.Гинсбург А.Гастев Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук ( гг) 1. Использование приемов управления межличностными отношениями. 2. Применение наук о человеческом поведении. М. Фоллетт Э. Мэйо Мак Грегор Р. Ликерт Количественный подход (с 1950 г. по настоящее время) 1. Разработка и применение математических моделей в управлении. 2. Развитие количественных методов в принятии решений. С. Форрестр Э. Райф С. Саймон

Синтетические учения об управлении Процессный подход (с 1920 г. по настоящее время) Рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления) Ф. Тейлор Р. Черчмен В. Вудфорт Системный подход (с 1950 г. по настоящее время) Рассмотрение организаций как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, цели, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. А. Слоан П. Дюпон Р. Скотт

Ситуационный подход (с 1960 г. по настоящее время) Данный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. П. Друкер У. Марч Р. Томпсон Глобализация процессов (с 1990 г. по настоящее время) Инновационные и международные процессы – синтез деятельности людей и высоких технологий (развитие телекоммуникаций и Internet технологий; появление сетевых организаций и другое), либерализация управления, участие работающих в прибыли на капитал; усиление международного характера управления.

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Основатели научного управления: Ф. Тейлор (1856–1915) Ф. Гилбрет ( ) Г. Гантт ( )

Фредерик Тейлор *является основателем первой школы менеджмента - «школы научного управления»; *по праву считается отцом современного менеджмента; *предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда; *основная идея его исследований: работа исполнителей должна изучаться с помощью научных методов.

Вклад Ф.Тейлора в развитие научного управления: п/п Вклад Ф.Тейлора Содержание 1. Дифференцирован ная система оплаты труда (сдельная оплата) Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. 2. Метод изучения времени и движений (хронометраж), выработка норм производства Тейлор и его последователи полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.

3. Профессиональн ый отбор людей, их обучение Авторы работ по научному управлению признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, также подчеркивали значение обучения. 4. Методы стимулирования и отдых Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве 5. Инструкционные карточки Инструкционные карточки (правила выполнения работ) и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента

6. Выделение управленческих функций Способ расчленения и рационализации трудовых приемов, отделения управленческих функций организации и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу. ВЫВОД: Ф. Тейлор считал, что традиционные функции управления сводятся к деятельности по планированию и управлению. Система Тейлора эффективна для низшего звена управления и целесообразна при переходе к крупносерийному и массовому производству. А на верхних ступенях власти рекомендуется принцип сочетания власти и ответственности.

Вклад Ф.Гильберта в развитие научного управления: п/п Вклад Ф.Гилберта Содержание 1. Нормирование труда Автором предложен новый метод, основанный на изучении простейших операций, что привело к созданию нормативов на определенные виды работ. 2. Определение факторов, влияющих на производительность рабочего по трем категориям Автор сгруппировал факторы, влияющие на производительность рабочего по трем категориям: 1. переменные факторы рабочего (телосложение, здоровье, образ жизни, квалификация, культура, образование и т. д.); 2. переменные факторы обстановки, оборудования и инструментов (отопление, освещение, одежда, качество используемых материалов, монотонность и трудность работы, степень утомляемости и т. д.); 3. переменные факторы движения (скорость, количество выполненной работы, автоматичность, направление движений и их целесообразность, стоимость работы и пр.). Вывод : Изучая каждый фактор в отдельности и выявляя его влияние на производительность труда, Френк пришел к мнению, что наиболее важной категорией являются факторы движения. Применение нормирования труда дало значительный рост производительности труда и в настоящее время широко используется во многих странах.

Вклад Гантта в развитие научного управления: п/п Вклад Г.Гантта Содержание 1. Создание Диаграммы Гантта Ввел в практику управления линейный график, позволявший планировать и проверять выполнение комплексов работ. Графики, или, диаграммы Гантта широко используются в современном календарном планировании деятельности предприятий.

Теоретически разработки Тейлора обосновал социолог и инженер М.Вебер 1. Все построено рационально; 2. Все функции определены инструкциями; 3. Все работы нормированы; 4. Разделение труда и специализация управленческого персонала; 5. Регламентация функций и ограничение количества менеджеров; 6. Взаимодействие персонала подчинено целям, и каждый отвечает за свои действия перед вышестоящим начальством. ОН ВЫДВИНУЛ И СИСТЕМАТИЗИРОВАЛ ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ:

ПРИНЦИПЫ ТЕЙЛОРА БЫЛИ ДОПОЛНЕНЫ ПРАКТИЧЕСКИМИ РАЗРАБОТКАМИ Генри Форда, КОТОРЫЙ ВЫПОЛНИЛ : 1. стандартизацию всех производственных процессов, 2. разделение операций на мелкие составляющие, 3. механизацию, 4. синхронизацию, 5. организацию поточного производства на основе конвейера с установленным тактом или ритмом движения.

Положительные и отрицательные черты научного подхода к управлению организацией Школа научного управления Положительные черты: · Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение. · Специализация функций в производстве, выполнение каждым сотрудником только тех функций, на которые он более всего пригоден, его обучение. · Система материального стимулирования рабочих для увеличения их производительности. · Учет и контроль за проводимыми работами. · Разделение административной и исполнительной работ. Введение института мастеров, руководящих работниками. · Сотрудничество администрации с рабочими в вопросах практического внедрения нововведений. · Равномерное распределение ответственности между работниками и менеджерами. Отрицательные черты: · Сведение стимулирующих моментов к удовлетворению утилитарных потребностей людей. · Механический подход к управлению.

Административная школа исследовала не столько эффективность отдельных элементов организации, сколько эффективность организации как целого: принципы рационального управления организацией, функции управления, структура системы управления. Главной целью данной школы была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации.

Основатели административной школы : А.Файоль ( ) Макс Вебер ( ),

Анри Файоль *является основателем административной школы менеджмента; *целью классической школы было создание универсальных принципов управления; *рассматривал организацию как единый организм, для которого характерно наличие 6 видов деятельности: 1. Технологическая\техническая деятельность; 2. Коммерческая (закупка, продажа, обмен); 3. Финансовая (поиск капитала и его эффективное использование); 4. Бухгалтерская деятельность (инвентаризация и учет имущества, сырья, материалов); 5. Защитная функция (защита собственности и личности); 6. Административная (воздействие на личный состав).

Вклад А.Файоля в развитие административной школы: п/п Вклад А.Файоля Содержание 1. Выделение функций управления В своей книге «Общая и промышленная администрация» (1923 г) А.Файоль рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций: планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль.

2. Выделение принципов управления Файоль выделил 14 принципов управления: 1. Разделение труда. 2. Полномочия и ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие. 5. Единство направления. 6. Подчиненность личных интересов общим. 7. Вознаграждение персонала. 8. Централизация. 9. Скалярная цепь или цепь взаимодействия заключается в четком построении цепей следования команд от руководства к подчиненным. 10. Порядок – все должны знать свое место в организации. 11. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия. 12. Стабильность рабочего места для персонала. 13. Инициатива. 14. Корпоративный дух.

3. Разработка перечня личных качеств управляющего Файоль разработал перечень личных качеств управляющего, необходимых для работы с персоналом : · физическое здоровье; · интеллектуальные способности; · моральные качества; · образование; · умение работать с людьми; · компетентность в деятельности предприятия. 4. Разработка рекомендаций для начинающих Файоль подготовил ряд советов и рекомендаций для начинающих менеджеров: ·дополняйте свои технические знания умением управлять; ·получайте дополнительные знания в процессе общения с руководителями; ·контролируйте свои слова и поступки в процессе общения с подчиненными, не делайте несправедливых замечаний; ·не злоупотребляйте доверием начальника; ·старайтесь, как можно объективнее подходить к оценке окружающих вас людей, по возможности избегайте в своих суждениях критики; ·постоянно занимайтесь самообразованием, старайтесь быть в курсе последних научных достижений.

Кроме того: Основное достижение Файоля – попытка исследовать организационную структуру и выводы о необходимости налаживания горизонтальных связей, иначе иерархическая структура усложнит согласование и принятие решений. * Файоль ставил задачу – научить промышленных администраторов такому управлению рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем концентрации их «воли» в одном, определенном направлении, указанном предпринимателем.

п/п Вклад М.Вебера Содержание 1.1. Предложена концепция "рациональной бюрократии" О н выдвинул положение, согласно которому бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации. По М. Веберу, предприятие - это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Ключевым фактором успеха на рынке Вебер считал снижение издержек. Главное внимание уделяется внутренней экономичности, которая характеризует выпуск на единицу затрат. При этом должны быть обеспечены высокое качество, низкие затраты и цены, эффективное распределение. Выпадение этих условий гарантирует предприятию получение достаточного возврата на капитал, рост организации. ВКЛАД М.ВЕБЕРА В РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ:

ВЫВОД: Теоретики управления первой половины XX в. придерживались взгляда на предприятие как на "закрытую систему", основными характеристиками которого являлись: стабильность целей, задач, условий деятельности; рост масштабов производства; рациональная организация производства, эффективное использование ресурсов - основная задача менеджмента; производительность труда производственных рабочих - главный источник прибавочной стоимости; контроль, функциональное разделение труда, нормы, стандарты и правила, эффективное использование ресурсов - основа системы управления. К такой системе научных взглядов привела логика промышленного развития, результатом которой явилось формирование крупных организаций, корпораций, где сосредоточились огромные ресурсы.

Положительные и отрицательные черты классической школы управления Классическая (административная) школа управления Положительные черты: Вопрос о необходимости выделения собственной управленческой деятельности в особый объект исследования. Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера. Разработка целостной системы управления организацией. Структура управления и организации предприятия работниками на основе принципа единоначалия. Создание системы принципов управления, приводящих организацию к успеху. Отрицательные черты: Невнимание к социальным аспектам управления. Невнимание к человеческому фактору на предприятии. Освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов.

ВЫВОД: Особенности классической школы управления: Рациональное управление предприятием «сверху» Рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные Изложение основных принципов управления: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, инициатива, корпоративный дух, справедливость и т.д. Формулировка систематизированной теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид деятельности Разработка вопросов общего управления Формулирование систематизированной теории управления всей организацией с выделением управления в особый вид деятельности Выделение волевого момента в постановке и развертывании производства

Рисунок 2 - Место категории "функции управления" в управленческом процессе

Продолжение таблицы