Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. (обобщение опыта работы)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
* Создать условия для духовно - ­нравственного развития ребенка. * Приобщать детей к высокохудожественной литературе * Формировать у них запас литературных.
Advertisements

Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» Представление опыта работы по теме : « Использование произведений.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ воспитателя МДОУ «ПЛЕШАНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 1» Мамбетова Г.Г. «Использование художественной литературы в духовно – нравственном.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной.
МДОУ «Детский сад 122 комбинированного вида» Художественная литература как средство формирования социально- нравственного поведения детей дошкольного возраста.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу. МДОУ 38 Коняхина Любовь Николаевна.
Произошли перемены социально-экономического и политического характера,повлёкшие за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения.
Создание единого образовательного пространства, путем интеграции программы «Истоки» и парциальных, региональных программ и технологий, обеспечивающих:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тисульский детский сад 4 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Актуальность Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г. Кирсанов Тамбовская область Кружок по духовно-нравственному воспитанию.
Актуальность знакомства дошкольников с художественной литературой в свете ФГОС ДО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ включает … знакомство с книжной культурой, детской.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребёнка «Детский сад 179 «Рябинушка» Проект «Книга лучший друг» Подготовили воспитатели.
«Реализация регионального компонента в условиях ДОУ»
Использование фольклора в музыкальном воспитании и в развитии творческих способностей дошкольников КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Ермакова Светлана Владимировна.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 58 Колпинского района Санкт - Петербурга.
МДОУ «Детский сад 19 общеразвивающего вида» Проект «Технология портфолио как средство эффективного взаимодействия МДОУ и родителей» Выполнили: воспитатель.
Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога.
Транксрипт:

Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. (обобщение опыта работы) Автор: Кравченко Марина Георгиевна, воспитатель Барнаул, 2015 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка «Детский сад 200 «Солнышко»

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». В.А.Сухомлинский.

Условия становления опыта В своей группе я столкнулась с проблемой, когда дети не могли выйти из конфликтных ситуаций путем мирного урегулирования, это приводило к нарастанию негативной обстановки в коллективе группы. Изученная мною методическая литература по проблеме, подтолкнула меня к поиску новых методов решения данной проблемы путем использования художественной литературы и собственных разработок.

Актуальность и перспективность. Как приобщить ребенка к книге, как реализовать ее идейно- нравственный потенциал? Сегодня особенно актуален этот вопрос. Проблема приобщения ребенка к книге в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть у телевизора и компьютера и все реже с книгой. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилие, жестокость. Все это способствует разложению нравственных устоев. Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.

Цель Способствовать становлению духовно- нравственной личности каждого ребенка путем использования художественной литературы.

Задачи: 1. Помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий(добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т.д.). 2. Способствовать развитию познавательной активности детей. 3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор. 5. Развивать у детей чувства любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. 6. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.

Предмет – Художественная литература как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Объект - Процесс духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста через использование художественной литературы.

В основу моей работы положена гипотеза, согласно которой процесс духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста будет эффективней, если использовать произведения художественной литературы учитывая: Гипотеза -целесообразность отбора художественных произведений для детей дошкольного возраста; - планомерность и систематичность работы по ознакомлению дошкольников с детской литературой; - использования разнообразных форм и методов работы воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Определить верный путь по использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей помогли идеи выдающихся русских философов и педагогов: В.А.Сухомлинского, И.А.Ильина, Е.А.Флериной, которые придавали огромное значение личностной культуре для духовно-нравственного развития человека. Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала образовательная программа авторов Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Она определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей. Неоценимую помощь в работе оказали: - Программа «Духовно-нравственное воспитание детей», автор Н.Н.Султанова; - «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста», автор Коломийченко Л.В.; - Программа «Приобщение детей к художественной литературе», автор Гербова В.В. Теоретическая база опыта

Новизна данной работы состоит в том, что я предлагаю использовать художественную литературу, как эффективное средство развития духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста. Новизна опыта

Способствовать становлению духовно-нравственной личности каждого ребенка через использование художественной литературы. Ведущая педагогическая идея

Основой работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой являются следующие принципы: учет возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы, которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению детской личности; обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей; уважение к личности каждого ребенка. Технология опыта

Приоритетами в работе по формированию нравственной личности дошкольников стало: Наличие книжного уголка. Использование произведений художественной литературы в театрализованной деятельности. Использование всех видов фольклора (потешки, сказки, загадки, пословицы и др.). Разработка и внедрение авторских наработок (морилки, встречалки, просыпалки, засыпалки) Проведение праздников и организация литературных викторин. Разработка и реализация плана преемственных связей с детской библиотекой 22.

В своей работе использую следующие формы работы с детьми: -использование фольклора в разных режимных моментах; - использование авторских наработок; -праздники, досуги, развлечения; -чтение художественной литературы; -использование художественных произведений в театрализованной деятельности; -посещение детской библиотеки 22; -выставки, конкурсы; -решение ситуаций с использованием художественного слова, литературных персонажей.

Формы работы с родителями: -родительские собрания; -консультации, беседы; -совместные досуги, праздники; -посещение детской библиотеки в рамках совместных мероприятий; -выставки детской литературы; -конкурсы; -анкетирование.

Распространение опыта работы по использованию художественной литературы в духовно нравственном воспитании детей происходит через: -педсоветы; -консультации; -открытые показательные мероприятия для молодых педагогов; -показательные мероприятия для студентов БГПК 1.

Проделанная работа нашла отражение в успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85% детей имеют высокий и средний уровень освоения программ. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно нравственном воспитании детей, отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Эта работа помогла наладить тесный контакт с семьями воспитанников, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья. Результативность

Опыт по использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений. Имеется методическое обеспечение: -перспективное планирование работы с детьми и родителями; -подборка нравственных ситуаций для работы с детьми; -картотеки потешек, авторских разработок, стихотворений для использования в режимных моментах. Адресная направленность

Небольшие затруднения в реализации моей работы существуют со стороны родителей, так как в связи с современной загруженностью они не всегда имеют возможность принять участие в мероприятиях проводимых мною на базе дошкольного учреждения. Как следствие родители не могут в полной мере применять художественное слово в процессе воспитания детей. Трудоёмкость

1. Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – Список используемой литературы