В лияние современных ИКТ на деятельность библиотек учреждений высшего образования Петр Михайлович Лапо, директор Фундаментальной библиотеки БГУ, э-почта:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные проблемы каталогизации и предметизации Современные тенденции в каталогизации Никольцева Н. П. Стегаева М. В.
Advertisements

Роль школьного информационно - библиотечного центра в формировании ИКТ - компетентности участников образовательного процесса Роль школьного информационно.
RDA Описание Ресурса и Доступ Е.И. Загорская Российская национальная библиотека Санкт-Петербург Всероссийский библиотечный конгресс : XV Ежегодная конференция.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Новая информационная среда Научной библиотеки Томского государственного университета Волкова Л.И., Ерохина Г.С. Томский государственный университет.
Публичная библиотека сегодня: наши ожидания и наши действия Ольга Степина, Директор Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова.
Индикаторы (показатели) деятельности национальных библиотек Тема 5.
СВОДНЫЙ КАТАЛОГ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ Интеграция электронных ресурсов библиотек России Береснев В.А.
Проекты ГПНТБ России в области электронных библиотек Михаил Гончаров, Директор Центра интернет-технологий Государственной публичной научно- технической.
Автоматизированная библиотечная система и электронный архив открытого доступа Разделение задач, функций и технологических решений Негуляев Е. А. Пятая.
Электронные библиотеки и библиотеки: на пути к совершенным интеллектуальным поисковым системам Шрайберг Яков Леонидович, доктор технических наук, профессор,
Гальчич Максим Александрович к.э.н., доцент, заместитель начальника центра информационно-библиотечного обеспечения учебно-научной деятельности НИЯУ МИФИ.
ИКТ-компетентность педагога. ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: понятие Профессионализм.
Леонид Вячеславович Коновалов, к.т.н.. Важные отрицательные аспекты: Неконтролируемый доступ для размещения и потребления различного контента. Приводит.
Использование интернет - технологий в самостоятельной работе «Развитие интернет - технологий изменяет саму сущность образовательного процесса»
Методическая работа в образовательном учреждении: новый формат деятельности Шувалова Л.В., зам. директора по УВР МОУ Фоминская СОШ Тутаевского МР.
Усиление роли публичной библиотеки в информационном обществе Библиотека как ключевая часть национальной информационной инфраструктуры.
Стандарты Требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям Достижение планируемых результатов.
МОДЕЛИ доступа к электронным ресурсам в сети ЛИБНЕТ С-Петербург, 29 март 2011 Логинов Б.Р.
Web 2.0: новые технологические возможности на службе библиотек И.В. Юрик Зав. отделом новых технологий, Президентская библиотека Республики Беларусь.
Транксрипт:

В лияние современных ИКТ на деятельность библиотек учреждений высшего образования Петр Михайлович Лапо, директор Фундаментальной библиотеки БГУ, э-почта:

Основные направления деятельности библиотек УВО 1) информационно-библиотечное обслуживание учебного процесса 2) информационно-библиотечное обслуживание научного процесса 3) информационно-библиотечное обслуживание воспитательного процесса

Факторы качества библиотечного обслуживания Качество Воздействие Обслуживания Библиотека как место Управление информацией Симпатия Восприимчивость Уверенность Надежность Полезное пространство Символ Убежище Охват информации Удобство Легкость навигации Своевременность Техническая оснащенность Уверенность в себе А. Моруа: «Профессия библиотекаря требует, помимо деловых качеств, страстного увлечения, желания в любую минуту прийти на помощь...»

О будущем библиотек Борис Куприянов, один из идеологов и руководителей проекта создания московского городского библиотечного центра: «Мы хотим вернуть библиотеку людям» на основе изменения самой системы организации работы библиотеки с ориентацией на Открытый доступ и полное самообслуживание читателей в удобное для них время

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду

Центр Якоба и Вильгельма Гримм Гумбольдского университета

График работы Центра 14 День недели ОткрытОбслуживание Понедельник- пятница 8:00 – 24:009:00 – 20:00 Суббота 10:00 – 22:0010:00 – 18:00 Воскресенье 10:00 – 22:00

10 трендов развития библиотек по версии РИА Новости* 1. Информация в «облаке» 2. Всеохватывающая система поиска 3. Автоматизированный перевод и интерпретация 4. Мультиформатная медиасреда 5. Персональное устройство чтения 6. Библиотека – музей 7. Мультимедийный центр 8. Хранилище ощущений 9. Клуб для живого общения 10. Центр сохранения локальной культуры 15 *

16 Электронная библиотека Электронная библиотека – это объединение технического, программного и информационного видов обеспечения обработки, хранения и передачи информации в электронном виде с целью тиражирования, эмуляции и расширения спектра услуг, предоставляемых обычными библиотеками на основе сбора, каталогизации, нахождения и распространения информации на различных материальных носителях. Полноценная электронная библиотека должна предоставлять все основные услуги традиционной библиотеки, а также услуги, основанные на использовании хорошо известных преимуществ электронного хранения, поиска и передачи информации.

17 СЕТЕВЫЕ СЛУЖБЫ Web-сайт библиотеки Электронный каталог Удаленный заказ литературы Институциональный репозиторий Базы данных (внешние и собственной генерации) Электронная доставка документов Виртуальная справочная служба Виртуальные выставки Тематические форумы (социальные сети) Службы подписки и рассылки (RSS и др.) и др.

Более 75% данных создается и контролируется сегодня отдельными гражданами Даже по наиболее консервативным оценкам, в Интернете содержится свыше 1 йоттабайт (yottabyte)(септибайт) (10 24 байт) данных. Это немногим более 5*10 18 книг. Даже если лишь около 6% от этого объема легко доступны в сети, все равно это в несколько миллионов раз больше информации, содержащейся во всех когда-либо изданных книгах. Ресурсы Интернет

По данным компании «МТС», в 2012 г. российские продажи смартфонов выросли в 1,6 раза и достигли 13 млн штук в год. Всего в России в прошлом году было продано 42,2 млн. мобильных телефонов. Доля смартфонов выросла по сравнению с 2011 годом на 31%. По данным TNS на начало 2013 года, хотя бы раз в месяц в Интернет выходит 76,5 млн россиян (или 53% от всего населения страны). Во всех федеральных округах России удельный вес интернет-аудитории уже превышает 50% от численности населения Статистика: Интернет в Российской Федерации

Данные TNS-Россия, янв.-июнь. 2012, города РФ , возраст 12+ Возрастное распределение еженедельной Интернет аудитории в России в 2012 г. 18

Почти все будут в Интернет к 2020 г.

Число «интеллектуальных вещей» обгонит число людей в Интернете к 2020 г.

О будущем библиотек* Растет компьютерная («гаджетная») грамотность населения Растут объемы продаж устройств для чтения э-книг Рост ассортиментных предложений по э-книгам Расширяются возможности удаленного чтения через Интернет (мобильные технологии) Надо признать падение интереса молодежи к чтению, особенно печатной книги * Из доклада Я.Л.Шрайберга на Крымской конференции в 2013 г.

Академические библиотеки: Расходы на комплектование е-ресурсами и ресурсами в целом

Думать о технологиях по-другому LITA (The Library and Information Technology Association), Albuquerque, 7 November 2014 Lorcan Dempsey (Лоркан Демпси), Вице-президент OCLC, руководитель отдела научных исследований и главный стратег

Библиотеки поддерживают это новое информационное поведение своих пользователей и работают над тем, чтобы связать свои службы с новой средой Это требует от нас думать о технологиях… особым образом Наука, учеба и информационное поведение формируется и реформируется сетью Lorcan Dempsey, Thinking About Technology: Differently, 2014Thinking About Technology: Differently

Преамбула Беглый взгляд на изменения в обработке информации – исследования OCLC

Информация: Знание: Внутри сервиса обнаружения Стремитесь к особой идентичности для сущностей / вещей (люди, произведения, места, организации,...) 2. Собирайте данные, связанные с этими сущностями (например, «карты») 3. Создавайте связи между идентичностями.

OCLC Production Services External OCLC Research Systems Internal OCLC Research Resources enhanced WorldCat WORKS Kindred Works Classify Identities FictionFinder Cookbook Finder LCSH FAST VIAF GMGPC GSAFD GTT DDC LCTGM MeSH Linked DataEntities 481.3M 378M 202M 939K 1.2M 6.2M 107K 523K

1.7B rows 45 minutes JSON view S M T W T F S 2 months to cluster VIAF (conventional processing approach) 24 hours (actual time to cluster VIAF using Hadoop/HBase) 152,528, minutes to process JSON view of VIAF 8.3 M Clusters (>1 authority for same entity ) 4.7M intra-VIAF links Oct. 2014

Информация: Знание: Внутри сервиса обнаружения Стремитесь к особой идентичности для сущностей / вещей (люди, произведения, места, организации,...) 2. Собирайте данные, связанные с этими сущностями (например, «карты») 3. Создавайте связи между идентичностями.

ГОСТ Каталогизация – совокупность процессов, обеспечивающих создание и функционирование библиотечных каталогов Каталогизация – совокупность процессов, обеспечивающих создание и функционирование библиотечных каталогов Из презентации «Никольцева Н. П., Стегаева М. В. Современные тенденции в каталогизации. – Опубликовал library.pgups.ru Из презентации «Никольцева Н. П., Стегаева М. В. Современные проблемы каталогизации и предметизации: Современные тенденции в каталогизации. – Опубликовал library.pgups.ru library.pgups.ru

Новое определение Каталогизация – деятельность, направленная на создание и упорядочение библиографической информации для предоставления ее пользователям. Включает две составляющие – теоретическую (разработка стандартов, правил, форматов, методик для представления библиографической информации) и практическую (совокупность процессов, направленных на создание и собрание массивов этой информации, а также обеспечение логической организации доступа к ней пользователей, т.е. процессы формирования БЗ и АЗ, авторитетный контроль точек доступа, отражение значимых библиографических связей)

Причины пересмотра нормативно- методической базы каталогизации изменение среды каталогизации, переход к формированию БЗ в электронной среде; изменение среды каталогизации, переход к формированию БЗ в электронной среде; использование интернет-технологий в практической деятельности каталогизаторов; использование интернет-технологий в практической деятельности каталогизаторов; появление новых каталогизируемых объектов, прежде всего электронных ресурсов (в том числе удаленных); появление новых каталогизируемых объектов, прежде всего электронных ресурсов (в том числе удаленных); накопление крупных баз данных, требующих эффективного управления для удобства пользователя накопление крупных баз данных, требующих эффективного управления для удобства пользователя

Документы ИФЛА International Standard for Bibliographic Description (ISBD) – Семейство международных стандартов для БО International Standard for Bibliographic Description (ISBD) – Семейство международных стандартов для БО Functional Requirements for Bibliographic Records (FRBR) – Функциональные требования к библиографическим записям Functional Requirements for Bibliographic Records (FRBR) – Функциональные требования к библиографическим записям Virtual International Authority File – Концепция создания Международного виртуального авторитетного файла Virtual International Authority File – Концепция создания Международного виртуального авторитетного файла Statement of International Cataloguing Principles – Положение о международных принципах каталогизации Statement of International Cataloguing Principles – Положение о международных принципах каталогизации Functional Requirements for Authority Data (FRAD) – Функциональные требования к авторитетным записям Functional Requirements for Authority Data (FRAD) – Функциональные требования к авторитетным записям Resource Description and Access (RDA) – Описание ресурсов и доступ к ним Resource Description and Access (RDA) – Описание ресурсов и доступ к ним

FRBR. Пользовательские задачи найти ресурс, удовлетворяющий поисковым критериям; найти ресурс, удовлетворяющий поисковым критериям; идентифицировать ресурс (подтвердить, что найденный ресурс действительно отвечает потребностям пользователя, или различить ресурсы с одинаковым названием); идентифицировать ресурс (подтвердить, что найденный ресурс действительно отвечает потребностям пользователя, или различить ресурсы с одинаковым названием); выбрать необходимый ресурс из числа найденных; выбрать необходимый ресурс из числа найденных; получить ресурс или доступ к ресурсу; получить ресурс или доступ к ресурсу; осуществить навигацию для поиска ресурса осуществить навигацию для поиска ресурса

Модель FRBR Концептуальная ER*-модель: – сущности, атрибуты, связи Используется в качестве информационной модели в библиографических системах * ER (Entity - Relationship) (сущность-связь)

Модель FRBR различает три группы сущностей (объектов): 1. для описываемых объектов: произведение (work), выражение (expression), воплощение (manifestation), экземпляр (item); 2. для описателей-субъектов: человек (person) и организация (corporate body); 3. для описателей-объектов: концепция, объект, событие и место (concept, object, event, place).

Модель FRBR произведение выражение воплощение экземпляр

Сущности 1-й группы FRBR Произведение (Work) – индивидуальное интеллектуальное или художественное творение Выражение (Expression) - интеллектуальная или художественная форма реализации произведения Воплощение (Manifestation) – физическая реализация выражения произведения. Воплощением может быть сборник произведений, отдельное произведение или составная часть произведения. Воплощение может представлять собой одну или несколько физических единиц. Экземпляр (Item) – один экземпляр воплощения.

Примеры произведения (w1), выражения(e1 и e2), воплощения (m1) и экземпляра (i1): (w1) Приключения Оливера Твиста Диккенса (e1) оригинальный текст на английском языке (e2) перевод на русский язык Кривцовой (m1) роман опубликован в 1969 году в издательстве «Художественная литература» (i1) экземпляр, хранящийся в моей личной библиотеке

Применение модели FRBR в ЭК ОБЪЕКТЫ их АТРИБУТЫ Библиографически значимые СВЯЗИ между ОБЪЕКТАМИ БЗ АЗ Холдинговые записи

Например, в группе связей «произведение-произведение» выделены такие типы связей: имеет продолжение; имеет приложение (сходство, соответствие); имеет резюме (обзор, аннотацию); имеет адаптацию (свободный перевод); имеет преобразование (стихотворную форму); имеет имитацию (пародию).

OCLC Production Services External OCLC Research Systems Internal OCLC Research Resources enhanced WorldCat WORKS Kindred Works Classify Identities FictionFinder Cookbook Finder LCSH FAST VIAF GMGPC GSAFD GTT DDC LCTGM MeSH Linked DataEntities 481.3M 378M 202M 939K 1.2M 6.2M 107K 523K

Модель FRBR

Модель FRBR. Связи 1. Описаны все логические связи, изображенные на ER- диаграмме: 1. Между сущностями 1-й группы (произведение, выражение и воплощение, экземпляр); 2. Связи с сущностями человек и организация; 3. Предметные (тематические) связи. 2. Другие (контентные) связи между сущностями 1-й группы (произведение-произведение, выражение-выражение (два вида), произведение-выражение, воплощение-воплощение (два вида), воплощение-экземпляр, экземпляр-экземпляр, а также связи типа часть/целое для каждой сущности).

Приложения концептуальной модели FRBR - концептуальная модель Нет предписанных приложений Возможности для разработки новых систем в будущем Лучшая связь с А&И, цифровыми агрегаторами Помнить, прежде всего, о пользователе

FRBR дает нам концептуальную модель, и мы сами решаем, как ее применить, исходя из практических задач. Мыслить более концептуально – это наша возможность представить, как улучшить обслуживание конечных пользователей, так как мы считаем, что в конструкции и коммуникации будущих систем и будущих структур будет использоваться библиографическая информация. FRBR напоминает нам о задачах пользователя. И мы свободны представить себе, как лучше выполнить эти задачи. FRBR является основой для размышлений о принципах и правилах каталогизации и как достичь в этом деле всемирного признания, и я верю, одна из основных причин – это, прежде всего, удовлетворение потребностей пользователя. (Barbara B. Tillett, FRBR Workshop, Dublin, Ohio, May 4, 2005) Barbara B. Tillett, Policy and Standards Division, Library of US Congress

В 2002 году началась работа над новой редакцией AACR2, которую назвали AACR3. Однако, в апреле 2005 года, планы изменились. Предложенный проектный вариант AACR3 вызвал обеспокоенную реакцию по поводу необходимости более тесной увязки правил с моделью FRBR и переходу к набору элементов. Мир Интернет и видение Тима Бернерс-Ли относительно Semantic Web получили в то время стремительный подъем и стало ясно, что тот способ каталогизации, который мы обычно использовали, больше непригоден. Мы не могли продолжать производить записи в формате MARC в системах, которые не могли общаться с остальной частью информационного общества – наши планы на будущее должны были обеспечить, чтобы библиотеки оставались жизненно важной частью этого более широкого сообщества. Таким образом, новые структура и план были разработаны и название проекта было изменено на Resource Description and Access (RDA) Описание ресурсов и доступа, чтобы подчеркнуть две важные задачи: описание и доступ. С глобальной точки зрения важно, что мы удалили англо-американскую специфику, чтобы мы могли принять более международную точку зрения. (Barbara B. Tillett, Delaware/Library Association/Maryland Library Association Jcean City, MD – April 4, 2011)

Реализация RDA В начале 2012 библиотека Конгресса США (БК), объявила, что дата «31 марта 2013 г.» установлена ею как «Дата внедрения стандарта RDA в БК». Это значит, что с начиная с этой даты все каталожные записи будут создаваться в соответствии с положениями RDA. Национальные библиотеки-партнеры (Национальная сельскохозяйственная библиотека США и Национальная библиотека медицины США, Британская библиотека, Библиотека и Архивы Канады, Немецкая национальная библиотека (DNB) и Национальная библиотека Австралии) осведомлены о планах БК и - за исключением DNB, которая планирует осуществить данный проект в середине 2013 г. - также запланировали переход на RDA до конца первого квартала 2013 года.

Взглянуть на технологии по-другому

2 3 1 Примеры Мобильные телефоны Управление цитированием Институциональные репозитории Технология Сеть реформирует общество и общество реформирует сеть 4 примерных вызова времени - предворяя стратегию реформирования организации 1. От потребления к созданию 2. Новый контент документооборота 3. От «извне-внутрь» к «изнутри-вовне» 4. От возможностей поиска к поисковому потенциалу

пример Управление цитированием

Таким образом, за относительно короткое время выполняемая одиночкой вручную функция эволюционировала в возникший в социальной и цифровой среде процесс. В дополнение к функциональной ценности, это изменение добавило и сетевую ценность, поскольку индивидуальные пользователи получают выгоду от коллективного использования. Люди могут установить связи и найти новую работу, сеть генерирует аналитику, которая может быть использована для рекомендаций или признания научных достижений. На этом пути, для некоторых людей, управление цитированием эволюционировало от одной функции в широкий процесс, вовлекший управляющего процессом, поисковый механизм и социальную сеть. (Dempsey & Walter, 2014)

The example of Institutional repository

Пример Институционального репозитория

В хорошо известной статье, Salo (2008) множество причин того, почему ИР не используются так интенсивно, как ожидалось. Они включают недостаток внимания к стимулированию преподавателей (престиж) и документным процессам в университетском городке. Автор делает заключение, что ИР не будут успешны до тех пор, пока не станут развиваться как часть системного, широко основанного, хорошо поддерживаемого управления данными, научной коммуникации или программы обеспечения сохранности цифровой информации.

EPrints Update, Les Carr, University of Southampton, Repository Fringe, 2014

Наш взгляд на технологию принадлежит предыдущей эре. Мы думаем о дискретных системах и влияниях … отдельных от сети и цифровой практики наших пользователей. Фокус нашего внимания должен быть смещен на то, чтобы думать, как лучше использовать новую социальную и информационную среду Технология – центральная часть того, как мы находим работу, общение, организацию, …

Наличие децентрализованной сети Университетская библиотека Облачные источники Расцеплен ное общение Внешние ИР Web-сайт Lorcan Dempsey, Thinking About Technology: Differently, 2014Thinking About Technology: Differently

Youtube Расцеплен ное общение Flickr Twitter Facebook Blogs Google База знаний Resolver Discovery Облачные источники Libguides

Linked Data (Catalog) Цифровой архив Внешние ИР Службы Данные RSS Метаданные Europeana WorldCat Scirus Ethos ArchivesGrid Suncat Summon Jorum OAI-PMH (Dspace) Z39.50 Library APIs Proxy Widgets Proxy Toolbar Mobilepp Discovery Каталог Dspace Blogs

COMPANYSYSTEM TOTAL CONTRACTS TOTAL LIBRARIES* Ex LibrisAlma48329 Innovative Interfaces Sierra Services Platform OCLCWorldShare Management Services ProQuestIntota Assessment component released in November SirsiDynixBLUEcloud In rollout VTLSOpen Skies In rollout Numbers represented here were reported to us by associated vendors. *Year End 2013 SOURCE: LJ LIBRARY SYSTEMS LANDSCAPE STUDY 2014 Облачные Решения

Доступны ли библиотечные ресурсы людям во время их работы, в поисковых механизмах, инструментах управления цитированием и т.п.? Доступен ли библиотекарь во время поиска, проводимого пользователем? Может ли пользователь легко установить персональный контакт? Есть ли фотографии библиотекарей на веб- сайте? Университет штата Мичиган имеет прекрасную поисковую систему, в которой результаты поиска релевантные ИР предметных библиотекарей находятся вверху списка. Существуют ли блоги о специальных коллекциях, особых службах или архивах, которых могут быть пороиндексированы и найдены поисковыми механизмами? Установлены ли связи (links) на специальные коллекции и архивы созданные в Wikipedia? Могут ли ученые сконфигурировать распознаватель (resolver) в Scholar, Mendeley и др. службах? Внимание переключается с коллекций на службы (услуги), представлены ли службы библиотеки таком образом, что они могут быть найдены? На веб-сайте? В поисковых механизмах? SEO привычная часть плана развития библиотеки? Есть рабочая схема? Метаданные для ресурсов известны всем релевантным поисковым службам?

Web-локаторы по э-ресурсам библиотеки и система авторизации пользователей 75 EBSCO A-to-Z® предлагает пользователям единую точку доступа ко всем коллекциям э-ресурсов библиотеки путем предоставления ссылок на заголовки в полнотекстовых базах данных, э-журналов и электронных книг с последующей навигацией к полнотекстовому содержанию. EBSCO Discovery Service (EDS) предлагает пользователям единую точку доступа полнотекстового поиска по всем коллекциям э-ресурсов библиотеки. EZProxy OCLC служит для удаленного доступа пользователя на основе его авторизации к web-лицензионному контенту, предлагаемому библиотекой. Более 4000 учреждений в более чем 60 стран приобрели EZProxy.

Университетский библиотекарь «Встроенный (embedded (inclusive)» библиотекарь Формирование научного склада ума у студентов Библиотекари как кураторы знаний, на ранней стадии и часто взаимодействующие с преподавателем в учебном процессе Создание среды, в которой «интеллектуальные приключения» процветают Библиотекари как навигаторы и гиды, играющие центральную роль в раскрытии интеллектуального потенциала научного сообщества

В научной библиотеке От Индивидуальная форма обучения Обучение «лицом к лицу» Местные студенты От преподавателя к студенту Реагирующий На всякий случай Пассивное обучение To Обучение в форме сотрудничества Обучение на основе техно-гии Зарубежные студенты От студента к преподавателю (Carlson & Kneale) Активный Вовремя Обучение, в которое интегрирована наука

Пример «встроенного» библиотекаря Сотрудничество с преподавателем факультета математики Сотрудник библиотеки известен студентам факультета Присутствует в учебной аудитории и в системе управления образовательым процессом Продвигает нужные ресурсы точно тогда, когда они необходимы Отвечает на вопросы и осуществляет мониторинг проходящих во время занятий онлайн дискуссий Инструктирует студентов по информационной грамотности и нужным БД Проверяет студенческие работы с целью определения достоверности и релевантности использованных источников Обеспечивает «обратную связь» для преподавателя Определяет критерии отбора 10 научных журналов для использования студентами при выполнении ими учебных заданий Преподаватель описывает опыт работы в статье для конференции, соавтор статьи - библиотекарь

Назначение maker-spaces Makerspaces have evolved from hackerspaces and Maker Faires. Defining a makerspace can be somewhat difficult due to the differences among spaces and activities, but the emphasis is on creating with technology. STEM education (science, technologly, engineering, math) has been quick to embrace these spaces and technologies, but it is important to stress that makerspaces are not for STEM activities only. Jeff Sturges of Detroits Mt. Elliott Makerspace said in ALA TechSources December 3 makerspace webinar, Beyond engineering and STEM, this is about creating creative people. Hes absolutely right. The maker movement in libraries is about teaching our patrons to think for themselves, to think creatively, and to look for do-it-yourself solutions before running off to the store. In short, a makerspace is a place where people come together to create with technology.Maker FairesMt. Elliott Makerspace

Представление компетенций XXI века Концептуальные компетенции - Коммуникативные навыки -Навык инновационного мышления и решения проблем -Навык критического мышления -Навык рефлексии -Навык позитивного мышления Практические компетенции -Медийная и информационная грамотность -Навыки к обучению (совместная учеба, самоуправляемое обучение & обучение в течение жизни) Гуманистические компетенции -Социальное общение и виртуальное сотрудничество -Личный менеджмент -Гуманистическое сознание -Цифровое гражданство -Навык межкультурного взаимодействия

Изменение и стабильность То, что меняется Роль библиотекаря как проводника изменений… Как и всегда, библиотеки – основные источники достоверной научной информации и службы высокого качества обслуживания То, что не меняется

82 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!