Дошкольное отделение МБОУ «Гончаровская СОШ» Презентация учителя-логопеда Блиновой Татьяны Александровны ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ: понятие причины виды.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Advertisements

Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Поэтапная работа по исправлению речевых нарушений. Выполнила: учитель – логопед Гонтарь Е.А. МС(К)ОУ «С(К)Ш-И 52» г. Магнитогорска.
Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010.
Направления деятельности и оказываемые услуги Диагностика развития детей до 3 лет Диагностическое Диагностическое Коррекционно-развивающее Коррекционно-развивающее.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог: Загородина Е.С.
Дети с нарушениями речевого развития это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения.
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников Учитель-логопед: Хасанова Г.Ю.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Статистика показывает, что.
Профилактика нарушения речи у младших дошкольников.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Логопедическая работа с детьми в условиях ГБОУ общеразвивающего вида. ГБОУ д/с 300 ЮЗАО г.Москвы Учитель-логопед Ишанова Ирина юрьевна.
Результаты коррекционно - развивающей работы с учащимися коррекционной школы 8 вида за 2014 – 2015 уч. год учителя – логопеда Шишовой Л. Г.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Учитель-логопед: Турчанова Т.В.
Роль логопеда в работе школьного ПМПконсилиума. Функциональные обязанности В функциональные обязанности учителя- логопеда как специалиста школьного консилиума.
Логопедическое сопровождение младших школьников в условиях МКОУ Центр диагностики и консультирования Ступинского муниципального района Платонова И.П. Жданова.
Транксрипт:

Дошкольное отделение МБОУ «Гончаровская СОШ» Презентация учителя-логопеда Блиновой Татьяны Александровны ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ: понятие причины виды профилактика

РЕЧЬ – ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА. Основные функции речи: Коммуникативная Познавательная Регулятивная

Понятие нормы и нарушения речевого развития. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи.

Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень формирования той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

Темп речевого развития зависит от многих факторов и индивидуален для каждого ребенка. Существуют определенные нормы развития речи для каждого возраста. Значительное отставание от этих норм, более чем на 2 месяца, считается задержкой речевого развития.

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Первый год жизни: 1-2 месяц– спонтанные вокализации 3 - месяц – ранняя стадия лепета – гуляние 4 – месяц рулады с использованием различных гласных 5 - месяц – мелодичное гуляние с добавлением согласных, случайный лепет 6 -7 – месяц - активный лепет, начало понимания слов месяц– усложнение лепета, звуковые серенады, первые облегченные слова – месяц – возрастание внимания к речи взрослых, появление 8-12 облегченных слов

Второй год жизни: К полутора годам появляется фраза. Постепенно речь становится средством общения. Речевые указания взрослых начинают регулировать поведение малыша. К двум годам активный словарь ребенка включает слов. Третий год жизни: Происходит усвоение грамматического строя родного языка. Ребенок объединяет в предложении несколько слов. С интересом слушает сказки, договаривает фразы и целые строчки. Задает вопросы. Активный словарь к трем годам достигает слов.

Лишь на раннем этапе развития ребенка формирование мышления и речи происходит относительно независимо друг от друга. Начиная с двух лет, речь выполняет интеллектуальную функцию, а мышление становится речевым. Развитие речи ребенка тесно связано с формированием его психической сферы.

В последнее время все чаще встречаются дети достигшие 3-х лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас. Задержка речевого развития после 3 лет пагубно влияет на формирование всей психики в целом. Такие дети должны находится под пристальным наблюдением специалистов.

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР) – это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. При выраженных нарушениях всех сторон речевой системы у детей с сохранным слухом и интеллектом старше 4 лет используют термин – общее недоразвитие речи (ОНР)

Развитие речи ребёнка при задержке речевого развития (ЗРР) отличается от нормального только своими темпами. Такое состояние еще называют темповой задержкой речевого развития.

ЗРР - временное обратимое состояние. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки при этом значительно сдвинуты.

Причины задержки речевого развития у детей: невостребованность речи; генетически обусловленный замедленный темп развития нервных клеток, ответственных за речь; травмы и заболевания, инфекции мозга, перенесенные в период внутриутробного развития, во время родов и в течение первого года жизни; проблемы со слухом.

Задержка речевого развития требует определенных мер коррекционного, а в некоторых случаях и медикаментозного воздействия. В противном случае, это состояние может стать причиной отставания формирования психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психоневролога, логопеда. В результате обследования ребенка выясняется причина, по которой произошла задержка развития и назначается соответствующее лечение.

К вопросу дифференциальной диагностики ЗРР и ОНР ЗРР ОНР Отсутствие в анамнезе сведений о грубых нарушениях ЦНС. Восприятие речи сохранно, речевые ошибки свойственные детям более раннего возраста. Основные функции речи сохранны, дети способны самостоятельно овладевать языковыми обобщениями. Выраженная положительная динамика в процессе занятий. Благоприятный прогноз. В анамнезе резидуальная энцефалопатия. Нарушено восприятие сложных логико- грамматических конструкций, выраженный аграмматизм в высказываниях. Нарушена регулирующая функции речи, без специального обучения дети языковыми обобщениями не овладевают. Динамика менее выраженная. Прогноз неоднозначный.

Вывод: В связи с увеличением числа детей, страдающих отклонениями в развитии речи, необходимо уделять особое внимание профилактической и просветительской работе в ДОУ. Профилактическая работа учителя – логопеда в группах раннего возраста ДОУ является важнейшим направлением деятельности специалиста. От ее правильной организации зависит не только развитие речи – важнейшей психической функции, но и формирование личности маленького человека.

Основными направлениями профилактической работы являются: Своевременное выявление детей с отклонениями в речевом развитии; Организация комплексного сопровождения детей с проблемами в развитии речи; Координация деятельности педагогов и специалистов ДОУ в данном направлении, обучение их приемам работы с данной категорией детей; Просветительская работа с родителями, ознакомление их с возрастными нормами речевого развития.

Спасибо за внимание!