МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» Зюба Татьяна Сергеевна МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. Принципы и компоненты процесса обучения Процесс обучения совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и.
Advertisements

НОУ ВПО «Российский Новый Университет» (РосНОУ) ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР.
Роль устных упражнений в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Классическая начальная школа Джежелей О. В. «Чтение и литература» 1-4 классы.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Программа внеурочной деятельности в 5 –х классах Занимательно о русском языке.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
План-конспект урока по теме: Открытый урок. Типология уроков литературного чтения. 3 курс. Гаврилова В.Ю.
Технологии работы с детьми-мигрантами на уроках русского языка Лебедева Л.И. – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ.
Основы проблемного обучения в начальной школе. Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность проблемного обучения в начальной.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Блочно-зачетная система преподавания как способ развития словесно- логического мышления и творческих способностей учащихся. Тема педагогической концепции.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Введение в медиаобразование. Ключевые понятия Медиа Медиатекст Медиаобразование.
LOGO Формы методической работы в школе Работу подготовила: Учитель начальных классов «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Транксрипт:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» Зюба Татьяна Сергеевна МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вольск 2011

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Что такое методика? Когда она впервые возникла? Что такое методика как наука? На базе каких теорий, научных дисциплин она сформировалась? Подумайте, есть ли определенные «правила» ведения уроков в школе…

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА и ее содержание философия (теория познания ) педагогика психология лингвистика литературоведение МЕТОДОЛОГИЯ: ДРЕВО НАУКИ

ВЫВОДЫ: МЕТОДИКА в ряду педагогических наук Прикладной характер Предмет науки: процесс овладения школьниками родным языком (слушанием, говорением, чтением, письмом) Условия: обучение Методика - это совокупность научных методов (способов) и приемов обучения языку с целью получения эффективных результатов

Философия как методологическая основа Язык – постоянно изменяющееся явление П рактическая цель - обеспечить изучение школьниками богатств языка РОЛЬ языка - 1. средство коммуникации 2. средство формирования логического (теоретического) мыслительного действия, абстрактного по природе понятия, суждения, умозаключения ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА - в познании истины, закономерностей языка, его развития, прогнозирование процессов в языке

ПЕДАГОГИКА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА Формирование человека средствами языка с применением принципов дидактики, специфических принципов с применением методов и приемов - педагогических техник, обоснованных технологий

Принципы обучения (В.В.Краевский,М.Н.Скаткин) воспитывающего и развивающего обучения; связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности; сознательности и творческой активности обучающихся при руководящей роли учителя; коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся; положительного эмоционального фона; наглядности обучения и развития теоретического мышления; прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся; научности и посильной трудности обучения

ВЫВОДЫ: Общедидактические принципы приобретают специфические особенности, интерпретируются на уроках русского языка

ПЕДАГОГИКА как научная основа: МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ обучения 1.Словесные, наглядные, практические (рассказ, беседа, выступление ученика, демонстрация пособия, образца, выполнение упражнений, решение задач) 2.Индуктивные, дедуктивные ( от частных наблюдений - к выводу, правилу, от правила - к практике частных случаев) 3. Поисковые (частично-поисковый, проблемно- поисковый, исследовательский) 4. Продуктивной деятельности (проектов) ? ?

ПСИХОЛОГИЯ как научная основа: возрастная и педагогическая Возрастные характеристики: особенности психических процессов восприятия, мышления, речи, памяти, воли… Индивидуальные характеристики: темперамент, тип высшей нервной деятельности, характер… Л.С. Выготский, Н.И.Жинкин, С.Ф. Жуйков, Д.Н.Богоявленский, Н.С.Рождественский, М.Р.Львов, С.И.Львова, Т.Г.Егоров, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Т.А.Ладыженская, Т.Г.Рамзаева: механизмы речи; процессы усвоения понятий; психология формирования орфографического навыка; внутренние побудители чтения и письма ВЫВОД: доступность материала, дозирование заданий, смена видов деятельности, игровые способы организации занятий, создание мотиваций…

СВЯЗЬ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПСИХОЛИНГВИСТИКОЙ Способы обучения строятся с учетом данных науки о речи как деятельности: 1. аудировании (слушании), 2. говорении, 3. чтении, 4. письме в частности Мотивах, вызывающих речедеятельность; Факторах, порождающих вариативность высказывания; Ступенях формирования высказывания; Механизмах «приема» речи и реакции на нее; Эффективности воздействия речью на психику; Причинах индивидуальной замкнутости и массового общения

ЛИНГВИСТИКА как научная основа методики русского языка Фонетика, фонология, графика, орфоэпия; Лексикология и фразеология; Словообразование, морфемика, этимология; Грамматика (морфология и синтаксис); Стилистика и культура речи; Орфография и пунктуация Задачи: Какие разделы необходимо знать для правильного написания безударных гласных, проверяемых ударением? Какую роль играет грамматика, если речь идет о подготовке к написанию сочинения?

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ как научная основа методики организации литературного чтения Закономерности создания литературного произведения: связь с жизнью; эпохой; событиями; связь с биографией автора; художественность (вымысел, средства создания образа, героя…); Работа с текстом: Анализ содержания и языковой формы; Изучение своеобразия тематики и жанров

Собственнолингвистические принципы обучения: Принцип внимания к материи языка; Принцип понимания абстрактных языковых значений; Принцип развития языкового чутья; Принцип учета выразительности речи; Принцип опережающего развития устной речи

МЕТОДИКА КАК НАУКА РАЗВИВАЕТСЯ НА ОСНОВЕ СОБСТВЕННЫХ МЕТОДОВ: теоретических (изучение методологической базы и базы смежных наук, изучение исторического опыта, исследование современного опыта); эмпирических (поиск новаторов; наблюдение за процессом учения, отслеживание результатов, мониторинг, эксперимент, составление документации) ФОРМЫ ОБМЕНА опытом: курсы, конкурсы, форумы, дистантные курсы, педсоветы, школы педагогических инноваций, лаборатории, мастерские, мастер-классы, публикации, конференции, презентации, методические объединения…

У методики русского языка богатая история… Ф.И.Буслаев «О преподавании отечественного языка» Л.Н.Толстой «Дневники Яснополянской школы» К.Д.Ушинский «Руководство к преподаванию «Родного слова», «Человек как предмет воспитания» Н.А.Корф, Н.Ф.Бунаков, Д.И.Тихомиров, В.А.Флеров, Ц.П.Балталон, В.П.Вахтеров А.М.Пешковский, В.А.Добромыслов, П.О.Афанасьев, С.П.Редозубов, В.А.Кустарева, В.А.Сухомлинский, В.Г.Горецкий, Т.Е.Журова, М.С.Соловейчик, Р.Н.Бунеев