Ключевые компетенции европейского школьного образования Сергей Теплов, Руководитель программы eTwinning Plus в Украине.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Advertisements

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
«Создание условий для развития социальной компетенции учащихся»
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Иметь хорошие основы знаний, умений, навыков Быть конкурентоспособным в современном мире Уметь выстраивать отношения с разными людьми Уметь формулировать.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Стандарты нового поколения Реализация ФГОС НОО и ООО на занятиях по английскому языку Ибятова Л.З.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Психологические особенности подросткового возраста.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Корнеенко Людмила Валерьевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ 390.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Компетенции и компетентостный подход. «… четыре столпа, на которых основывается современное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Транксрипт:

Ключевые компетенции европейского школьного образования Сергей Теплов, Руководитель программы eTwinning Plus в Украине

Система образования является важной частью современного общества и призвана «обеспечивать» общество такими гражданами, которые соответствуют представлениям общества о своих гражданах. Любая система не имеет других внутренних целей, кроме самосохранения. Изменения в системе всегда происходят под влиянием внешних условий. Изменения могут происходить хаотически и целенаправленно под влиянием внешних заказчиков для системы. Общие принципы эволюции системы образования

Для системы образования основными заказчиками являются: родители ( в общей формулировке – семья), для которых система образования есть механизм, который выращивает из их детей жизнеспособных членов общества бизнес, которому нужны работники, способные выполнять задачи бизнеса результативно и эффективно. государство, которому нужны граждане, воспитанные по определенному шаблону, удобные для управления на уровне государства и способные достигать цели государства как института. гражданин страны (личность), который сам решает, каким образом он хочет обучаться и чему обучаться (обычно, это происходит уже в совершеннолетнем возрасте)

Только эти заказчики и должны формулировать ключевые цели образования. Итоговая цель образования, которая при этом возникает, есть некая комбинация из групп целей, транслируемых системе образования указанными заказчиками – государством, бизнесом, семьей, личностью.

В разных странах могут доминировать разные группы целей, что и приводит к различным конкретным реализациям системы образования. Может доминировать государственный подход, может учитываться потребность бизнеса, может быть очень важным влияние семьи на цели и процесс обучения, граждане страны ( с момента осознания своих целей жизни) могут самостоятельно формировать свой путь в образовании.

Ключевые компетенции европейской системы обучения в школе (приняты в 2007 году) 1) Умение общаться на родном языке 2) Умение общаться на иностранных языках 3) Математическая компетенция и базовые компетенции в научной и технологической областях 4) Информационно-коммуникационная компетенция 5) Умение учиться 6) Социальная и гражданская компетенции 7) Предпринимательская и лидерская компетенции 8) Культурная осведомленность и понимание способов выражения

Ряд КК прямо связан с конкретными УД. Ряд КК формируются методикой обучения в рамках учебной программы как набора УД. Важно: Правильно сформировать набор УД для программы. Правильно настроить учителей на выполнение разработанных методик обучения, так как методики не менее важны, чем УД. Правило, которое нужно помнить и применять: Системное решение содержит и правильные элементы и правильные связи между элементами 8 европейских ключевых компетенций (КК) и связь с подходом через набор учебных дисциплин (УД):

1. Формальное определение КК 2.Знания, предполагаемые в рамках КК 3. Навыки и умения в рамках КК 4. Мотивация к использованию/применению КК Структура описания ключевых компетенций

1. УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ

Определение: Умение общаться на родном языке: это способность выражать и интерпретировать концепции, мысли, чувства, факты и мнения, как в устном, так и в письменном виде (слушать, говорить, читать и писать), а также взаимодействовать лингвистически адекватным и креативным образом в полном объеме социальных и культурных контекстов; в образовании и тренингах, в работе, дома и на отдыхе.

Знания Коммуникативная компетентность возникает от приобретения и усвоения знаний о материнском языке, которые существенно связаны с развитием у личности познавательной способности для интерпретации окружающего мира и отношения с другими личностями. Коммуникация на родном языке требует от личности знания о словаре ( в смысле о наборе понимаемых слов), функциональной грамматике и о функциях языка. Это включает в себя понимание основных типов вербального взаимодействия, понимание диапазонов литературного и нелитературного текстов, основных особенностей различных стилей и форм записей языка, а также изменчивости языка и стилей коммуникации в различных контекстах.

Навыки и умения Индивидуумы должны иметь умения общаться устно и письменно в различных ситуациях общения, а также осознавать и адаптировать собственную манеру общения в соответствие с ситуацией. Эта компетенция также включает в себя способность различать и использовать различные типы текстов, для поиска, сбора и обработки информации, для использования вспомогательных материалов и для формулировки и выражения устных и письменных аргументов убедительным образом в соответствие с контекстом. Мотивация к развитию и использованию компетенции Позитивное отношение к общению на родном языке включает готовность к критическому и конструктивному диалогу, способность оценивать эстетические качества общения и стремление прикладывать усилия для их достижения, а также испытывать интерес к общению с другими людьми. Это предполагает осознание воздействия языка общения на других и потребность в понимании и использовании языка позитивным и социально ответственным образом.

2. УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

Определение: Умение общаться на иностранных языках опирается в значительной степени на компетенции общения на родном языке: эта компетенция основана на способности понимать, выражать и интерпретировать концепции, чувства, факты и мнения, как в устной, так и в письменной форме (слушать, говорить, читать и писать) в соответствующем наборе социальных и культурных контекстов (в образовании и тренингах, в работе, дома и на отдыхе) в соответствие с желанием и потребностью личности. Умение общаться на других языках также требует таких навыков как медиация (умение достигать взаимопонимания) и межкультурное понимание. Индивидуальный уровень мастерства общения может различаться для четырех измерений коммуникации (слушать, говорить, читать и писать) и для различных языков, а также различаться в зависимости от социального и культурного уровня, окружения, нужд и интересов личности.

Знания Компетентность в иностранных языках требует знания словаря и функциональной грамматики, а также понимания основных типов устного (вербального) взаимодействия и письменного использования языка. Знание социальных условностей и культурных аспектов и разнообразия языков также важно. Навыки и умения Основные навыки для коммуникации (общения) на иностранных языках включают в себя понимание сказанного, умение инициировать, поддерживать и соответствующим образом завершать беседу, а также умение читать, понимать и создавать (писать) тексты, отвечающие потребностям индивидуума (личности). Необходимо также быть способным использовать различные обучающие пособия и изучать языки формальным и неформальным образом как часть обучения и саморазвития на протяжении жизни. Мотивация к развитию и использованию компетенции Позитивное отношение к развитию умения общаться на иностранном языке включает в себя, помимо практической необходимости в общении, принятие и понимание культурного многообразия, а также интерес к изучению языков и культурному многообразию.

3. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В НАУЧНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОБЛАСТЯХ

Определение: математическая компетенция представляет собой способность развивать и применять математическое мышление для решения широкого круга проблем в повседневной жизни. Основывается на глубоком знании, с особым упором на применение, а не просто знание. Математическая компетенция включает в себя в определенной степени способность и стремление использовать математические способы мышления (логическое и пространственное мышление) и представления (формулы, модели, конструкции, графики, схемы, диаграммы)

Знания Необходимое знание в математике включает в себя основательное знание чисел, мер и структур, основные операции и основные математические представления, понимание математических терминов и концепций, осознание тех вопросов, на которые математика может дать ответы. Навыки и умения Человек должен иметь навыки применять математические принципы и подходы в каждодневных контекстах дома и на работе, а также воспринимать и оценивать последовательность аргументов. Человек должен быть способным рассуждать математически, понимать математические доказательства и общаться на математическом языке, а также уметь пользоваться соответствующими справочниками. Мотивация к развитию и использованию компетенции Позитивное отношение к математике основано на уважении к истине и стремлении искать причины происходящего и оценивать их обоснованность.

Определение: под компетенцией в научной области понимается способность и стремление использовать основы научного знания и методологию, используемые при объяснении устройства окружающего мира, для того чтобы идентифицировать возникающие проблемы и делать выводы, основанные на имеющихся фактах. Компетенция в технологической области представляется как использование этого знания и методологии применительно к пониманию человеческих желаний и потребностей. Компетенция в науке и технологии включает в себя и понимание изменений в окружающей среде, вызываемых человеческой деятельностью, и ответственность за это на уровне отдельного гражданина.

Знания Для науки и технологии основное знание включает в себя основные законы природного мира, фундаментальные научные концепции, научные принципы и методы, технологию и технологические продукты и процессы, а также понимание взаимодействия (влияния) науки и технологии на естественную среду, на окружающий мир. Эти компетенции должны облегчать личности лучше понимать преимущества, ограничения и риски научных теорий, применений технологий в обществе в общем понимании этого слова (по отношению к принятию решений, моральных вопросов, культуры и т.д.). Навыки и умения Навыки включают в себя способность использовать и управлять технологическими инструментами и оборудованием, а также научными данными для достижения цели или для того, чтобы уметь формировать обоснованные решения или заключения. Индивидуумы должны также уметь осознавать основные характеристики научных выводов и иметь способность обсуждать и понимать причины, приводящие к этим выводам. Мотивация к развитию и использованию компетенции Компетенция включает в себя способность критической оценки науки и технологии, интерес к этическим аспектам, а также понимание и внимание к тому, как наука и технология влияют на безопасности и стабильность. В частности к тому, как научный и технологический прогресс глобально влияет на темы связанные с человеком, семьей, обществом и планетой.

4. ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (ИКК)

Определение: ИКК включает в себя уверенное и критические использование Технологий Информационного Общества (ТИО) в работе, на отдыхе и в процессе общения. ИКК поддерживается основными навыками ТИО: использование компьютеров для нахождения, доступа, хранения, производства, презентации и обмена информацией, а также для общения и участия в социальных сетях через интернет.

Знания ИКК требует основательного понимания и знания природы, роли и возможностей ТИО в повседневных контекстах: в личной и социальной жизни, а также на работе. Это включает в себя основные компьютерные приложения, такие как текстовые редакторы, электронные таблицы, хранение информации и управление ею, а также понимание возможностей и потенциальных угроз интернета и коммуникаций через электронные средства (электронная почта, сетевые инструменты) для работы, развлечений, обмена информацией и сетевого сотрудничества, обучения и исследований. Индивидуумы должны также понимать, как ТИО могут поддерживать креативность и инновации, а также осознавать вопросы, связанные как с достоверностью и надежностью доступной информации, так и с правовыми и этическими принципами, касающимися интерактивного использования ТИО. Навыки и умения Необходимые навыки включают в себя способность искать, накапливать и обрабатывать информацию и использовать ее осознанным и систематическим путем, оценивать ее адекватность и отличать реальность от виртуальности. Индивидуумы должны иметь навыки использования инструментов для создания, представления и понимания сложной информации, а также иметь навык находить доступ к информации, исследовать и использовать сервисы в интернете. Индивидуумы должны быть способны использовать ТИО для поддержки критического мышления, творчества и инноваций. Мотивация к развитию и использованию компетенции Использование ТИО требует критического и вдумчивого отношения к доступной информации и ответственное использование средств интерактивного общения. Желание принимать участие в различных сообществах и сетях для культурных, социальных, профессиональных целей также поддерживает мотивацию к владению и использованию этой компетенции.

5. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Определение: Умение учиться – это способность ставить цели и настойчиво ее достигать в обучении, организовывать свое обучения, включая эффективный тайм-менеджмент и информационный менеджмент, как самостоятельно, так и в составе группы. Эта компетенция включает в себя понимание учебного процесса, идентификацию доступных возможностей, а также способность преодолевать различные обстоятельства для успешного обучения. Эта компетенция означает получение, обработку и ассимиляцию новых знаний и умений, а также поиск и использование различных пособий по обучению. Умение учиться стимулирует обучающихся к расширению имеющихся жизненных сценариев дляя того, чтобы использовать и применять знания и умения в различных контекстах: дома, на работе, в образовании, и обучении. Мотивация и уверенность в своих силах являются исключительно важными для данной компетенции.

Знания Там, где обучение направлено к достижению определенных целей в работе или карьере, индивидуум должен иметь знания о компетенциях, умениях и квалификации требуемых для достижения этих целей. В любом случае умение учиться требует от индивидуума знания и понимания его/ее предпочтительных стратегий обучения, сильных и слабых сторон его/ее умений и квалификации. Требуется также способность искать возможности для обучения и тренингов, а также возможной поддержки и руководства в процессе обучения. Навыки и умения Навык «Умение учиться» требует, во-первых, приобретения таких фундаментальных базовых умений как грамотность текстовая и грамотность математическая, а также навыки ТИО, которые необходимы для дальнейшего обучения и развития. Опираясь на эти базовые навыки. индивидуум должен быть способен находить, осваивать обрабатывать и ассимилировать новые знания и умения. Это, в свою очередь, требует эффективного управления процессом обучения, наработкой эффективных образцов деятельности и построения карьеры, в частности, таких как умение упорно продолжать учебу, концентрироваться в течение длительных периодов времени, а также критически осмысливать цели и задачи обучения. Индивидуумы должны быть способны выделять время для автономного обучения (самодисциплина), но также должны уметь работать в команде как часть процесса обучения, извлекая пользу от работы в неоднородных группах, делиться тем, что они узнали (выучили). Индивидуумы должны быть способны организовать свое обучение, оценивать свою работу в процессе обучения, а также искать советы, информацию и поддержку тогда, когда это нужно. Мотивация к развитию и использованию компетенции Позитивное отношение развитию и использованию компетенции включает в себя мотивацию и уверенность настойчиво и последовательность в обучении на протяжении всей жизни. Отношение «решения проблем» поддерживает как процесс обучения сам по себе, так и способность индивидуума управлять обстоятельствами и изменениями. Желание применить полученные знания и жизненный опыт, а также интерес к поиску возможностей для обучения и применения к различным контекстам жизни являются существенными элементами позитивного отношения для рассматриваемой компетенции.

6. СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНЦИИ

Определение: Социальная компетенция - Эта компетенция включает в себя личностную, межличностную и межкультурную компетенции и касается всех форм поведения, которые дают возможность индивидуумам эффективно и конструктивно участвовать в социальной и рабочей жизни, особенно в постоянно усложняющемся обществе, при этом разрешая возникающие при этом конфликты. Гражданская компетенция дает возможность индивидуумам полноценно участвовать в общественной жизни. Она основана на знании социальных и политических концепций и структур и предполагает намерение гражданина активно и демократически участвовать в жизни общества.

Знания Социальная компетенция связана с персональным и социальным благополучием, которое требует понимания того, как личности могут обеспечить оптимальное физическое и ментальное здоровье, рассматриваемое в качестве ресурса для себя и семьи, а также непосредственного социального окружения, знание того как здоровый образ жизни может этому помочь. Для успешного межличностного и социального взаимодействия важно понимать способы поведения, приняты в различных социальных группах и обществах (например, на работе). Важно понимать основные принципы и правила, касающиеся различных аспектов поведения личности, групп, рабочих организаций, гендерного равенства, отсутствия дискриминации, общие принципы общества и культуры. Важную роль играет понимание поликультурных и социально-экономических структур в европейских обществах. Нужно понимать, как национальная культурная самоидентификация связана с осознанием общей европейской идентичности. Навыки и умения Основные навыки в рамках этой компетенции включают в себя способность конструктивно взаимодействовать в различных социальных окружениях, демонстрировать толерантность, выражать и понимать различные точки зрения, вести переговоры со способностью создавать доверие, и чувствовать эмпатию. Личности должны быть способны владеть своим состоянием при стрессах, выражать свое отношение конструктивным путем, а также ясно разделять личностную и профессиональную сферу взаимодействия. Мотивация к развитию и использованию компетенции Эта компетенция базируется на отношении сотрудничества, позитивности, конструктивности. Личности должны быть заинтересованы социально-экономическом развитии и межкультурном общении и должны ценить множественность взглядов и уважать друг друга. Быть готовыми как преодолевать предустановки и предубеждения, так и находить компромиссы.

7. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ И ЛИДЕРСКАЯ КОМПЕТЕНЦИИ

Определение: Лидерство и предпринимательство характеризуют способность индивидуумов превращать идеи в действия. Эта компетенция включает в себя креативность, инновационность и способность рисковать. Для нее требуется способность планировать и управлять проектами для достижения поставленных целей. Это поддерживает индивидуумов не только в повседневной жизни дома и в обществе, но также на рабочем месте при понимании контекста выполняемой ими работы, давая возможность использовать возможности. Эта компетенция является основой для более специфических навыков, позволяющих учреждать новые виды или вносить вклад в существующую общественную и коммерческую деятельность. Эта компетенция должна включать в себя осознание значения этических ценностей и развивать хорошее управление.

Знания Знания, необходимые для компетенции, включают в себя способность идентифицировать имеющиеся возможности для личной, профессиональной и/или деловой активностей. Включая более видение «большего размера» для проблемы, чем дает тот контекст, в котором люди живут и работают, то есть широкое понимание деятельности экономики, а также возможностей и вызовов, с которыми сталкивается организация или собственник. Навыки и умения Навыки, необходимые для проактивного управления проектами. Это включает в себя, например, умение планировать, организовывать, управлять, вести и делегировать, анализировать, коммуницировать, декомпозировать (разворачивать), вычислять и вести записи. Умение эффективно презентовать и вести переговоры. Способность работать как индивидуально, так и сотрудничать в составе команды. Навык выносить суждения и идентифицировать сильные и слабые стороны кого то, оценивать риски и принимать их тогда, когда это необходимо. Мотивация к развитию и применению компетенции Предпринимательская позиция характеризуется инициативностью, проактивностью, независимостью и инновационностью в личной и общественной жизни, а также на работе. Она также включает в себя мотивацию и нацеленность на поиск целей, как в личной жизни, так и в совместно с другими, включая работу.

8. КУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ И ПОНИМАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ВЫРАЖЕНИЯ

Определение: Понимание важности креативного выражения идей, обмена опытом и эмоциями в разных формах, включая музыку, кино и театр, литературу и изобразительное искусство.

Знания Культурное знание включает в себя понимание/осознание местного, национального и общеевропейского наследия и роли этого наследия в мире. Это распространяется на базовые знания главных культурных достижений, включая современную культуру. Важно понимать культурную и лингвистическую множественность в Европе и других регионах мира, необходимость сохранять ее, а также понимать важность эстетических факторов в современной жизни. Навыки и умения Навыки связаны и с оцениванием и с выражением: оценивание и получение удовольствия от работ изобразительного искусства и от исполнительского искусства. А также от самовыражения через различные формы средств представления, используя врожденные способности. Навыки включают в себя также способность соотносить собственную точку зрения на творчество и мнения других Умение находить и реализовывать социальные и экономические возможности в культурной активности/деятельности. Культурное выражение является существенным для развития креативных навыков, которые могут быть трансформированы в широкий диапазон профессиональных контекстов. Мотивация к развитию и использованию компетенции Уверенное понимание собственной культуры и ощущение своей идентичности может быть базисом для открытого отношения к другим культурам и понимания множественности и разнообразия культурных выражений. Позитивное отношение также включает в себя креативность и стремление культивировать эстетический потенциал через артистическое самовыражение и участие в культурной жизни.

Наші контакти Наші контакти: eTwinning Plus портал: plus.etwinning.net Телефон служби підтримки: Український інформаційний сайт Приєднуйтесь до нас у Facebook