ТЕМА 1: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовили: Раева Ажара Суеркулова Элиза Кырманчиева Айпери.
Advertisements

Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
Состав и виды государственных и муниципальных доходов.
Система налогообложения США. «В мире нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов» Бенджамин Франклин « Хороших налогов не бывает» Уинстон Черчилль.
Тема работы: «Бюджетная система Российской Федерации»
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
Доходы Расходы (-)Дефицит ((+) Профи- цит) Сохранение и развитие налогового потенциала района с учетом приоритетов экономической политики по стимулированию.
Возникновение и развитие налогообложения в России
Налоговая система Узбекистана.
Бюджетная система, совокупность бюджетов государства, административно - территориальных единиц и бюджетов ( смет ) и счетов автономных в бюджетном отношении.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ДУБОВСКИЙ РАЙОН СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ АНДРЕЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ.
Налоговая система совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Подготовлен на основании проекта бюджета Целинского сельского поселения Целинского района на 2016 год.
Финансовая система и её состав Финансовое право. Понятие финансовой системы Финансовая система – совокупность различных финансовых отношений, в процессе.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА 1.Бюджет и его функции 2.Бюджетная система и её структура 3.Доходы бюджета 4.Расходы бюджета 5.Дефицит бюджета 6.Резервные фонды в структуре.
Урок II Бюджет и источники его наполнения. План урока Понятие «бюджет» Порядок утверждения бюджета Структура бюджета: - доходы бюджета - расходы бюджета.
1. Социально-экономические функции местных органов власти Республики Беларусь 2. Особенность доходной базы местных бюджетов 3. Налоговые доходы местных.
К бюджету муниципального образования сельское поселение «Село Калужская опытная сельскохозяйственная станция» на 2016 год Бюджет для граждан.
Транксрипт:

ТЕМА 1: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

ВОПРОСЫ: 1. История возникновения бюджета 2. Бюджет дореволюционной Беларуси 3. Формирование бюджета в период образования БССР 4. Бюджет БССР за период с г. 5. Бюджет Беларуси в переходном периоде к рынку

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТА Бюджет- особая система общественных отношений, которая исторически возникла и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.

Имея бюджет, государство получило возможность значительную часть средств расходовать на строительство дорог, каналов, дворцов, общественных зданий и сооружений. Не малую роль пополнения казны играли войны, которые означали прямой грабеж, сбор дани с побежденных, добычу пленных.

При феодализме потребности правителей в начале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов владельцы устанавливали обязательные платежи со своих поданных.

Монархи имели возможность основную часть собранных средств бесконтрольно расходовать в своих интересах. С развитием товарно-денежных отношений появилась возможность расходы государства покрывать денежными налогами, таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и отдельных граждан.

В XVII в. в Англии стали составлять единую смету доходов и расходов, которая получила название бюджет. В России смету стали составлять при Петре I в период проведения реформ, когда требовалось обеспечить увеличение доходов казны. В этот период была создана коллегия для руководства финансовыми делами. В результате начали ежегодно разрабатывать бюджет с 1812 г., когда было создано Министерство финансов.

В большинстве европейских стран бюджеты государства стали формироваться в конце XVIII в. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства. Во многих странах первые бюджеты были засекречены. Например, во Франции в XVIII в. Существовали законы в которых запрещалось под страхом смертной казни даже рассказывать об бюджете и обсуждать финансовую деятельность государства.

2. БЮДЖЕТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ БЕЛАРУСИ До революции наша Республика представляла северо- западный край Российской Империи и не имело своего бюджета, но участвовала в формировании доходной части государственного бюджета России.

Формировалось 2 вида бюджета: Обыкновенный Формировался из традиционных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Формировался для погашения государственного долга и покрытие убытков, вызванных войной, стихийными бедствиями, и источниками погашения этих расходов являлись внутренние и внешние займы. Чрезвычайный

Доходная часть обыкновенного бюджета на 2/3 состояла из косвенных налогов. К ним относились : Налоги от казенной винной монополии ; Пошлины на имущество ; Акцизы на спички, табачные изделия, спиртные напитки. Прямые налоги составляли около 10 % от общей суммы доходов. К ним относились : Поземельный налог; Налог с недвижимости; Квартирный налог; Промысловый налог; Налог с денежного капитала.

Государственные расходы включают: Военные расходы ; Расходы на содержание государственной железной дороги ; Расходы на содержание органов государственного управления. До 30 % всех расходов приходилось на военные расходы. В бюджете того времени отсутствовали расходы на : Здравоохрение ; На содержание тюрем, больниц, госпиталей, поскольку они финансировались из местных бюджетов.

СИСТЕМА МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ВКЛЮЧАЕТ: Земские бюджеты Имелись в Витебской, Минской и Могилевской губерниях, где имелось соответствующее управление. Все доходы делились на: Окладные (налог с недвижимого имущества, налог с земель) Неокладные (пошлины,платежи с документов на право торговли, % на собственный капитал и др.) Городские бюджеты Мирские бюджеты Волостные бюджеты Сельские бюджеты Эти бюджеты формировались за счет сборов крестьян и расходовались на выплату жалований волостным и сельским должностным лицам и на содержание общественных зданий.

3. ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ БССР БССР образовалось 1 января 1919 г. И формально имело право на самостоятельный бюджет, но из - за войны, натурализации хозяйства и отмены денежного налога бюджет не составлялся. В 1921 г. БССР был составлен первый бюджет, но исполнен он был с огромным дефицитом. За счет эмиссии покрывалось 92 % всех расходов. В 1922 г. образовался СССР и госбюджет БССР вошел в состав бюджетной системы СССР.

Бюджеты местных советов существовали самостоятельно и у них были собственные источники доходов, и кроме того они получали дотации на покрытие разницы доходов и расходов из бюджетов вышестоящего уровня, а также субвенции, т.е. целевые средства при долевом участии собственных средств. Переход от военного коммунизма к НЭПу позволил значительно повысить доходы бюджета: начинают преобладать поступления от народного хозяйства в виде промыслового налога, платежи за пользование государственными угодьями, подоходного налога, отчисления от прибыли.

Важнейшим источником налогов стали прямые налоги и акцизы. От населения средства поступали через налоги и систему государственных займов. Основными статьями расходов бюджета в XX г. становятся: расходы на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия и военные расходы. К 1930 г. Доходная часть бюджета возросла в результате проведение реформы: вместо множества платежей появилась двухканальная система изъятия доходов (гос.предприятия платили налог с оборота и подоходный налог). В результате бюджет получал устойчивые регулярные поступления налога с оборота, а также государство получало возможность неограниченного контроля за финансово- хозяйственной деятельностью предприятия и организаций.

Для расширения доходной базы республиканских и местных бюджетов законодательством было установлены отчисления от налога с оборота и закреплены за ними другие источники. В этот период была определена компетенция местных советов и их самостоятельность. Формирования бюджетной системы СССР завершился к 1938 г., когда местные бюджеты были официально включены в состав единого госбюджета.

4. БЮДЖЕТ БССР ЗА ПЕРИОД С ГГ. В х годах наблюдалось расширение бюджетных прав. Доходы и расходы республики в законе о бюджете СССР с 1955 г. стали предусматриваться лишь в общих объемах, а распределять их между республиканскими и местными бюджетами стали сами союзные республики. Республике было представлено право распоряжаться дополнительно выявленными и полученными в течении года доходами для финансирование потребностей сверх общих ассигнований.

В 1957 г. был введен централизованный порядок взимания отчислений от прибыли, что увеличило закрепленные доходы бюджета республики. Налог с оборота оставался основным регулирующим доходом бюджета, но по темпам роста его значительно опережали отчисления от прибыли; в 3 раза возросли поступления подоходного налога с колхоза и в этот же период его суммы полностью основались в бюджете СССР до 50-х гг.,50 % данного налога перечислялось в союзный бюджет. Особенностью расходной части бюджета в этот период стало доминирование расходов на народное хозяйство : развитие промышленности,с/х, промышленное строительство, транспорт. В этот период уменьшились расходы бюджета на расходование относительно местных и республиканских органов: контролирующих, плановых и т.д.

В 60-е годы были введены новые параметры планирования и экономического стимулирования : вместо отчислений от прибыли, которые составляли % была введена плата за: основные производственные фонды и нормирование производственного оборотного средства, были введены фиксированные платежи, а также взносы свободного остатка прибыли. К концу 70-х была разработана экономическая модель хозяйственного расчета и самоокупаемости : распределение прибыли между Министерствами и бюджетом происходило с помощью нормативного метода.

В первой половине 80-х г. начался масштабный экономический эксперимент, направленный на перестройку хозяйственного механизма. Он основан на 4-ёх основных принципах: 1)Оперативная самостоятельность субъектов; 2) Самоокупаемость и самофинансируемость; 3) Материальное стимулирование и ответственность за конечные результаты; 4) Контроль рублем. В 90-е годы бюджет РБ имел следующие особенности: 1)Резко увеличилась доходная база бюджета из-за необоснованного роста цен на товары первой необходимости. 2)Существенно расширились права отдельных регионов и изменены подходы при рассмотрении бюджетов местных советов: произошел структурный сдвиг в перераспределении средств между республиканским и местными бюджетами. 3 ) В этот период был рост дефицита бюджета.

5. БЮДЖЕТ БЕЛАРУСИ В ПЕРЕХОДНОМ ПЕРИОДЕ К РЫНКУ До 1991 г. Бюджет Беларуси входил в состав единого государственного бюджета СССР. Это выражалось не только в общем подходе его формирования, но и всестороннем диктате центральных органов власти при его определении и распределении. Республиканские органы власти самостоятельно разрабатывали собственный республиканский бюджет, однако основные показатели уточнялись Минфином СССР. Свое название госбюджет БССР оправдывал тем, что его доходы образовывались на территории республики и использовались на финансирование предприятий республики и местного назначения.

Первый бюджет суверенного государства имел следующие особенности : 1)Самостоятельность бюджета, которая базируется на мобилизации на территории РБ налоговых и неналоговых поступлений. 2)Усиление социальной направленности бюджетных ассигнований. 3)Установление ряда фондов и резервов, предупреждение диспропорций в хозяйстве, финансирование неучтенных в бюджете расходов, вызванных переходом к рыночным отношениям.

В структуре доходов РБ в этот период наблюдались следующие основные источники поступлений : 1)НДС; 2) Налог на доход и прибыль; 3)Акцизы + различные налоги от населения:налог на недвижимость, на топливо, плата за землю, сборы, неналоговые доходы и др. Расходы бюджета РБ в этот период состояли в следующем: 1)Расходы на народное хозяйство; 2)социально-культурные мероприятия; 3) оборона; 4) содержание правоохранительных органов ; 5) обслуживание госдолга; 6)ВЭД 7)расходы на науку 8)резервный фонд Совета Министров и фонды непредвиденных расходов; 9)фонд стабилизации экономики; 10) Прочие расходы.

1. Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общие нужды. 2. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов и сборов физических и юридических лиц. Высока доля косвенных налогов и высок уровень налогообложения предприятий. 3. Расходы увеличиваются быстрее, чем источники их покрытия, что связано с расширением функций государства и появлением новых затрат. 4. Происходит изменение в структуре расходов, усиливается социальная направленность бюджетных ассигнований, но по прежнему остаются атрибуты плановой экономики: дотации, возмещение разницы в ценах и т.д. 5. Формируются специальные внебюджетные фонды: финансирование жилищного строительства, дорожного хозяйства, социальной защиты. 6. Дефицит бюджета в этот период достиг огромных размеров, как в абсолютном выражении, так и в процентах к ВВП.Это затрудняет сбалансированность развития экономики. 7. Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве: в бюджетной системе РБ. Усиливается самостоятельность всех видов бюджета, но решающее место в выполнении общегосударственных, экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету. Основные черты бюджета РБ в переходном периоде :

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !