Урок по литературе в 10 классе на тему «Московский вариант санкт-петербургских событий (по повести В. А. Пьецуха «Новая московская философия») Разработала.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ф.М.Достоевский «БЕЛЫЕ НОЧИ» Сентиментальный роман.
Advertisements

Урок литературы в 10 классе, Копейкина Анна.. До: 1 урок - Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского. 2 урок - Замысел автора и история создания романа Ф.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА» Автор: Саввина Н. М., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 6» г. Сланцы.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Модель урока литературы, посвященного изучению сказок в 5 классе. Рыжова Е. 5 РУСА.
Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
«Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского». 10 класс, монографическая тема.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
И.С.Тургенев Повесть «Первая любовь». 1.История любви как основа сюжета повести. 2.Психологизм и лиризм Тургенева. 3.Образ повествователя.
Башмачкин – несчастный или посмешище?. - Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами. - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
Урок литературы в 9 классе с использованием ТРКМЧП Прелести и горести первой любви (по рассказу И.С. Тургенева «Первая любовь») Е.П. Цирулькевич, учитель.
Урок – семинар в 11 классе «Развитие темы «маленького человека» в русской литературе»
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Pet aspera ad Astra Быть или не быть Вот в чем вопрос Достойно ли смериться под ударами судьбы Иль стоит оказать сопротивленье. У. Шекспир. Электронный.
«В рассказах Чехова читатель непременно увидит себя и свои мысли». Л.Толстой.
Фёдор Михайлович Достоевский Вы увидели четыре портрета Ф.М.Достоевского… В чём особенности каждого портрета? Какой из них, на ваш взгляд,
Урок-исследование значительно повышает интерес школьников к предмету, к книге, способствует формированию навыка вдумчивого медленного чтения художественного.
обобщить содержание произведения ; проработать характеристики героев, позицию автора ; выявить лиризм повествования и фольклорные мотивы в тексте ; развивать.
Лермонтовский период – время глубоких разочарований, вызванных разгромом декабристов МихаилЮрьевичЛермонтов Лермонтов – поэт совсем другой.
Транксрипт:

Урок по литературе в 10 классе на тему «Московский вариант санкт-петербургских событий (по повести В. А. Пьецуха «Новая московская философия») Разработала и провела учитель русского языка и литературы Ахметзянова Э.А.

Цели урока: а)образовательные - расширение литературного кругозора учащихся; - систематизация знаний учащихся по проблематике современной русской литературы; - знакомство с творчеством В. А. Пьецуха, - пробудить интерес к чтению, к исследовательской работе. б) развивающие -совершенствование навыков анализа и толкования прозаического текста. в) воспитательные - воспитание уважения к старшему поколению.

В качестве домашнего задания учащимся было предложено прочитать повесть, рассмотреть его сюжетные и композиционные особенности; выяснить, в чем же перекличка повести с романом, что в ней наводит нас на воспоминание о романе Достоевского.

Оборудование: - текст повести В. А. Пьецуха «Новая московская философия»( журнал «Новый мир»,N 1 ); - портрет В. А. Пьецуха; - эпиграф к уроку; - иллюстрация к повести.

Может быть, литература в состоянии гораздо больше поведать о жизни, чем жизнь о самой себе. В. А. Пьецух

Сотрудник «Литературной газеты» в беседе с писателем назвала повесть реминисценцией. -Каково значение этого термина? подсказка

Реминисценция (от лат. reminiscor - припоминаю)

В чем же перекличка повести с романом, что в ней наводит нас на воспоминание о романе Ф.М.Достоевского? - Прямые цитаты из романа. Чтение фрагмента повести (Раскольников выходит из своей каморки(стр.54); - сцена убийства(стр.55); -сцена поминок(стр.118); - слова Мармеладова(стр.71); -слова Порфирия Петровича(стр.79); -жилищно-эксплуатационная контора(стр.93). - Сходная интрига. -Параллели между действующими лицами. - «Параллельные» ситуации. -Избитая женщина у гастронома – пьяная девочка на бульваре, приезд Лужина из Ярославля. - События по времени укладываются в небольшой отрезок. -В романе Достоевского – 2 недели, в повести – 4 дня.

Что вы можете сказать о тоне повествования? Можно прочитать и прокомментировать фрагменты – о Пумпянской (стр.58-59), о мужике из 22-й квартиры (стр.68). Безусловно, мы слышим порой ироничный, порой язвительный тон сатирика.

Согласны ли вы с тем, что это сатира?

Сам автор сказал : «Сатира здесь – лишь повод завести речь, да темы гораздо более глубокие».

Какие же?

- Добро и зло, их история и диалектика. - Литература, ее роль в жизни и в борьбе добра и зла.

- Как отметил критик Лев Аннинский, «Пьецух исследует распад почвы….откуда берется внутренне потерянный, готовый на все, духовно слабый человек». - Историческая миссия нашего общества. Итак, вечный вопрос – добро и зло. - Кого из героев повести этот вопрос очень волнует? - Кто они? В чем суть их философских споров? С каким злом они сталкиваются? Хотят ли с ним бороться? Как?

- какова история зла, почему оно существует; -есть ли в нем смысл; -вечно ли оно; - в чем смысл построения Белоцветова – жизнь человека – это модель истории общества.

- Как вам кажется, оптимист или пессимист здесь автор? - Кто носитель конкретного зла в повести?

Десятиклассник Митя Началов.

-Как относится к нему автор? -Почему наши герои-философы называют его неандертальцем? - Способен ли Митя осознать, что он совершил? Чтение по ролям диалога Мити и Любови (ч.4,гл.2 ).

Считаете ли вы, что этот эпизод является моментом духовного прозрения и возрождения души Мити? Вряд ли это так, ведь вскоре после этого диалога Митя показывает еще одно привидение – на этот раз Лужину.

По причине всего содеянного жизнь, можно сказать, загоняет Митю в угол. Угол этот – ванная комната. Митя, как Раскольников ( правда, в несколько пародийном плане), отдалился от людей. И вот здесь, в конце повести, впервые звучит название великого романа Ф.М. Достоевского. Чтение эпизода: Митя, Любовь, Белоцветов (ч.4,гл.4.стр.123). Каково значение обращения к роману «Преступление и наказание» в этом эпизоде?

Каков взгляд автора повести на значение литературы? Пьецух считает, что «в счастливом случае литература может взять на себя функции вероисповедания, отмененного уже почти восемь десятилетий назад».

Митя и Люба дают «краснознаменное воспитание» маленькому брату Любы – Петру. - А что можно сказать о воспитании всего населения квартиры? Почему старушка Пумпянская – чуждый для всех человек?

Так в чем же заключается новая московская философия? Чтение фрагмента – слова Белоцветова на поминках о назначении нашего общества.

- Что можно сказать о композиции повести? О языке повести, о стиле? - Рассмотреть иллюстрацию, сравнить с повестью. Что вы знаете о коммунальной квартире? Есть в Нефтекамске коммунальные квартиры?