Дидактическая игра, как средство формирования фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Штаб Ольга Владимировна учитель-логопед.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста Презентацию подготовила: учитель-логопед ДОУ 242 СО РАНТельнова.
Advertisements

«Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста». Презентацию подготовила: Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» С.А. Фролова.
ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ! РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила учитель- логопед Власова Е.В. Ярославль, 2016 г.
I этап Развитие фонематического слуха: - узнавание и различение неречевых звуков - узнавание и различение речевых звуков.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
I этап Развитие фонематического слуха: - узнавание и различение неречевых звуков - узнавание и различение речевых звуков.
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста Работу выполнила воспитатель 1-й категории Обухова Марина Николаевна МБДОУ ГДС «Радуга» Р.п.
Артикуляционная гимнастика Звуко-слоговой анализ Что нужно знать, чтобы правильно выполнять? Поготовила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/сад 11» Козионова.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше.) отводят формированию фонематического.
« Использование нетрадиционного оборудования на занятиях по развитию фонетико - фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза » Подготовила.
Составитель: учитель-логопед Щербакова О. Е.. «Слух воспринимает звук – а ум о чём звук…» Нейах «Это Ж - Ж – Ж - неспроста! Винни - пух и все-все-все.
Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов как основа орфографической грамотности» Учитель-логопед Татаринова Н.В. МКДОУ д/с 165 г.Новосибирск.
Формирование фонематического восприятия.. Подготовила С.В.Надеина к семинару 2012 года.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.
Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева).
МБДОУ ДС 37 «Мальвинка» Звуковой анализ слов Подготовила учитель-логопед Аксютина Татьяна Александровна г. Смоленск, 2012.
Подготовила воспитатель: Заботина Л.А.. «Задачи» Сформированность звуковой стороны речи, Полная сформированность фонематических процессов, Готовность.
Подготовили: воспитатель речевой группы: Пыжикова О.Г. Логопед: Толстова Н.О.
Транксрипт:

Дидактическая игра, как средство формирования фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Штаб Ольга Владимировна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Солнышко» р.п.Павлоградка Омской области

ЦЕЛЬ: формирование фонематического восприятия и навыков элементарного языкового анализа слов Задачи: Ввести понятие о различительной роли звука, основных качественных его характеристиках. Развивать у дошкольников общую ориентировку в звуковой системе русского языка. Формировать навыки элементарного языкового анализа и синтеза слов.

Фонематические процессы- это: фонематический слух; фонематическое восприятие; фонематические представления.

Фонематический слух способность слышать есть данный звук (фонема) в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематическое восприятие умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчёт количества звуков в слове.

Фонематическое представление это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Этапы развития фонематического восприятия Развитие неречевого слуха. Развитие речевого слуха. Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов.

I этап Цель: Развитие неречевого слуха Задачи: Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки. Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Предлагаемые игры: «Что звучало?» «Где звучало?» (индивидуально) «Будь внимательным» «Дятел» (индивидуально)

«Что звучало?» Логопед показывает ребёнку музыкальные инструменты, демонстрируя их звучание. Затем ребёнку на глаза надевается специальная повязка. Логопед издаёт звуки, а ребёнок говорит, что звучало.

«Где звучало?» Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а логопед звонит колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над головой ребёнка. Ребёнок показывает рукой направление, откуда исходит звук.

«Будь внимательным» По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения, соотнося их с разными звучаниями. Например, на звук свистка должен поднять руки вверх, а на звук дудочки – удерживать руки впереди. А на звук барабана – развести их в стороны.

«Дятел» Логопед отстукивает карандашом различные ритмы (I II III, II I II и т.д.), а ребёнок повторяет за ним.

II этап Цель: Развитие речевого слуха Задачи: Развивать способность различать одинаковые слова, звуко комплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса. Развивать способность различать слова, близкие по звуковому составу. Дифференциация слогов и фонем.

Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звуко комплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса «Далеко – близко» «Большой – средний – маленький» «Взрослый или детёныш?» «Телефон»

« Далеко- близко» Воспроизводится аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором громкость звучания увеличивается или уменьшается. Ребенок должен ответить предложением, далеко или близко слышится звук (например, мяуканье кошки).

«Большой- средний- маленький» Логопед выкладывает перед ребёнком трёх медведей (картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».

«Взрослый или детёныш?» Детям раздаются картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, лошади и жеребёнка, свиньи и поросёнка и др. Логопед произносит звукоподражания голосам животных то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки или самим произносить звукоподражания.

«Телефон» Логопед тихо «на ушко» говорит слово (по лексической теме) первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т.д. Последний ребёнок говорит слово вслух.

Игры на различение слов, близких по звуковому составу «Красный – зелёный» «Цепочка» «Подбери картинку» «Какое слово лишнее?» «Самое короткое слово» «Самое длинное слово»

«Красный-зеленый» Логопед показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания: «БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ». Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.

«Цепочка» Ребёнку предлагается повторить похожие слова в названном порядке (вначале по два, затем - по три) Примечание: При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность подбора слов в том, что они аналогичны по звуковому составу и не содержат труднопроизносимых звуков. МАК – БАК ТОК – ТУК БЫК – БОК ДОМ – ДЫМ КОМ – СОМ МОТОК – КАТОК – ПОТОК БАТОН – БУТОН – БЕТОН ВАТКА – ВЕТКА – КЕПКА

«Подбери картинку» Логопед выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: юла, дом, кошка. Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.

«Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых логопедом, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: КОМ – КОМ – КОТ – КОМ ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

«Самое короткое слово» Логопед произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое. СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

«Самое длинное слово» Логопед произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово. ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

Игры на дифференциацию слогов и фонем «Назови по порядку слоги» «Бабочки» «Лягушка ловит комара» «Флажки» «Наушник – колокольчик»

«Назови по порядку слоги» Логопед произносит слово, дети делят слово на слоги на каждый слог делают хлопок в ладоши и говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й., 3-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов ( луна, коза и т.д.),затем из трех слогов (корова, самолет и т.д.)

«Бабочки» Логопед предлагает ребёнку усадить красных бабочек на ромашку. Красные бабочки – это гласные звуки: [а, о, у, и, ы, э]. Логопед произносит разные звуки, а ребёнок усаживает бабочку на ромашку только тогда, когда услышит гласный звук.

Логопед называет звуки. Если ребёнок слышит этот звук, то закрывает зелёной фишкой большого комара, если нет такого звука, то синей фишкой маленького комара. «Лягушка ловит комара»

«Флажки» Логопед называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок соответствующего цвета.

«Наушник – колокольчик» Ребёнок, называя картинку, определяет звонкий или глухой первый согласный звук. Если первый звук – глухой, то картинку нужно положить под «наушником», а если – звонкий, то – под «колокольчиком».

III этап Цель: Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов Задачи: Определять количество слогов в словах разной сложности. Выделять первый и последний звук в слове. Определять место, количество, последовательность звуков в слове. Развивать фонематические представления.

Игры на определение количества слогов в словах разной сложности «Отбей слоги мячом» «Паровоз и вагончики» «Гусеница» «Тучка и зонтик»

«Отбей слоги мячом» Логопед говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на слоги (части).

«Паровоз и вагончики» Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.

«Гусеница» Логопед показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.

«Тучка и зонтик» На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове.

Игры на выделение первого и последнего звука в слове «Рыбалка» «Звуковые человечки» «Двухэтажный дом»

«Рыбалка» С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки. По заданию логопеда нужно выделить из слова последний звук. Картинки: шляпа, кувшин, ландыш и т.д.

«Звуковые человечки » Логопед кладет на стол 5 человечков у каждого рубашка синего цвета со колокольчиком и без него, зелёного цвета с колокольчиком и без него и красного цвета. Нужно подарить звуковым человечкам картинки.

«Двухэтажный дом » Логопед даёт ребёнку 4 картинки и просит правильно их распределить по окошкам в доме. На каждом этаже по два окна: синее и зелёное. Если в слове первый согласный мягкий звук, то картинку нужно положить на зелёное окошко, а если первый согласный твёрдый звук – на синее окошко.

Игры на определение примерного места звука в слове «В каком вагоне едет звук?» «Застегни пуговицу на рубашке» «Грибочек»

«В каком вагоне едет звук?» Логопед показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце?

«Застегни пуговицу на рубашке» На рубашке появляется карман – картинка. Логопед просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки – пуговицы.

«Грибочек» В траве, под грибочком – картинка. Логопед просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т.е. показать где слышится звук.

Игры на определение количества и последовательности звуков в слове «Фишки» «Схема слова» «Экран телевизора» «Звёздное небо»

«Фишки» С помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков в слове.

«Схема слова» С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

«Экран телевизора» На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.

«Звёздное небо» С помощью звездочек красного, синего и зелёного цвета на звездном небе дети составляют звуковую схему слова.

Упражнения и игры на развитие фонематических представлений «Цветик – семицветик» «Подбери и раскрась картинки на заданный звук» Подобрать картинку к звуковой схеме

«Цветик-семицветик» В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика-звука в синей рубашке, с колокольчиком на голове (согласный твёрдый звонкий звук [Ж]). Дети, обосновывая своё решение, выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [Ж].

«Подбери и раскрась картинки на заданный звук» Раскрасить синим цветом картинки, названия которых начинаются со звука [Ш]: шапка, шарф, санки, стакан, жук, кошка.

Таким образом, проведение специальных дидактических игр будет способствовать успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.

Спасибо за внимание!