Исследовательская деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС (обобщение опыта обучения школьников исследовательской работе во внеурочной деятельности)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Advertisements

Презентация практических достижений профессиональной деятельности.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 24 с углубленным изучением предметов. г. Набережные Челны Исследовательская.
Не существует сколько–нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 24 с углубленным изучением предметов. г. Набережные Челны Исследовательская.
Семинар Городская лаборатория по научно-исследовательской деятельности педагогов г.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Семинар по теме: Современный урок в аспекте реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Развитие исследовательской коммуникативности учителя и обучающихся через знания учителя к знаниям ученика Заборик Л.В. учитель нач.классов I кв.категория.
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Окружное августовское совещание педагогических работников «Стратегические изменения системы образования в Югре, ориентированные на индивидуальное развитие.
Математика Организация самостоятельной работы учащихся: урочная и внеурочной деятельность.
Транксрипт:

Исследовательская деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС (обобщение опыта обучения школьников исследовательской работе во внеурочной деятельности) Беляева Н. В, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1

Известный математик А.Н. Колмогоров утверждает: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Требования ФГОС второго поколения: Системно-деятельностный подход Личностные и метапредметные результаты Система УУД

Требования ФГОС Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».

Требования ФГОС Метапредметные результаты освоения учащимися образовательной программы должны, в частности, отражать «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы».

Исследовательская деятельность школьников Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. В процессе организации исследовательской деятельности используются и развиваются все виды УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные ( см. Приложение 1 лист 6 Пояснительная записка.docx) Пояснительная записка.docx

Результаты работы (выступление на районной конференции исследовательских работ «Ступень в будущее») 2012 год. Байдакова Светлана (9 класс) Работа «План города Семёнова как схема идеального города эпохи классицизма» - 1 место 2013 год. Шебанова Анастасия (10 класс.) Работа «Театр кукол: явление мировой культуры и часть истории моей семьи» - 1 место 2014 год. Шевякова Виктория (5 класс). Работа «Семёновские ложкари: вчера, сегодня, завтра…» - 2 место 2015 год. Потехина Виктория, (10 класс) Работа «Семеновский учительский институт» - 1 место

Результаты работы В 2015 году ученица 10 класса Гришнякова Анна выполнила работу по творчеству Пушкина для участия в областной конференции учащихся «Под знаком Пушкина» и получила диплом победителя, пройдя два этапа – заочный и очный (второй этап - защита работ - проходил в музее- заповеднике «Болдино»). Работа по жанру является рефератом, но по сложности поставленной задачи приближается к уровню учебно-исследовательских работ.

Гришнякова Анна – первая слева

Условия успешности ИД школьников Наличие системы в занятиях с учащимися, регулярность подготовки Склонность учащихся к ИД, к творческой деятельности, создание ситуации поиска Готовность педагога к ИД, его профессиональная компетентность

Основные этапы подготовки учебно- исследовательской работы: 1. Знакомство учащихся с основами ИД: понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи: новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования); методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т.д.; эмпирические методы; наблюдение, эксперимент, беседа).

2. Обучение работе с литературой, архивными материалами, различными видами электронных ресурсов Необходимо дать ученику представление о работе с разными источниками научить систематизировать знания, полученные из разных источников, критически их рассматривать, выделять существенное и т.д. Также важно научить правильно включать чужой материал в свою работу(при помощи сносок)

3. Знакомство с основными стандартами построения научного текста. Для того чтобы написать научную работу, надо прежде всего познакомиться с правилами ее построения, особенностями структуры. Очень важно дать углублённое представление об языковых особенностях научного стиля, таких, как бессубъектность (безличность), точность, логичность, стандартность (клишированность) 4. Обучение созданию вторичных текстов по научной работе - планов, тезисов, доклада (защиты работы на конференции)

5. Тщательная подготовка к выступлению. Чем короче выступление, тем дольше нужно к нему готовиться. Это связано с тем, что для короткого выступления необходимо отобрать самое главное, но так, чтобы не пострадало содержание, не исчез иллюстративный материал. Это довольно трудно. 6. Необходимо обучить правильному использованию средств наглядности ( знание правил создания презентации)

7. Обучение основным риторическим правилам при подготовке к произнесению доклада. необходимость тщательного соблюдения орфоэпических и грамматических норм, избавления от слов-паразитов, создание положительного психологического настроя. 8. Обучение основам эвристической подготовки ( эристика – наука о споре) Настрой на возможный спор с оппонентами (заранее продумывать вопросы, которые могут быть заданы), необходимость соблюдения этических принципов ведения научной дискуссии

Вывод: Итак, стандарты нового поколения ориентируют педагогов на воспитание поколения, мотивированного на творчество и инновационную деятельность, креативного и критически мыслящего, готового к сотрудничеству, способного осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. Исходя из этого, исследовательская деятельность учащихся должна занимать сегодня одно из ведущих мест в учебном процессе школ.