«Образование в интересах устойчивого развития – социальный договор»: опыт поли профессионального взаимодействия Нина Николаевна Кошель, руководитель проекта, кандидат педагогических наук, доцент, Зав. отделом креативной психологии и педагогики УО РИПО Международный симпозиум «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор» февраля 2016 г., Минск, БГПУ
ВЕДУЩИЕ ИДЕИ ПРОЕКТА Развитие Факторы развития Полипрофессиональное сообщество Местное сообщество Регионализация Включенное участие Диалог Кооперация Человеческие ресурсы УР Управление ресурсами Сетевое взаимодействие Педагогическая поддержка, ресурсные центры, авангардные зоны УР и ОУР
Ценность развития Психологическое состояние (мотивация, потребности, воля, активность и т.д.) Знание - информированность, обученность, ФГ, готовность, воспитанность, образованность – ЧР, человеческий капитал, потенциал УР Физическое состояние (генетические особенности, физическое развитие, выносливость) Жизненная история человека, группы, организации, общества Владение способами управления УР Структурные ресурсы, капитал, потенциал Социальные факторы (социальные страты, связи и отношения) Особенности региона (культурные, социально-экономические, экологические и др. ) Риски, преграды Этнокультурные факторы (уклад жизни, традиции, ценности и т. д.) Факторы устойчивого развития Социальные факторы (ресурсы, капитал, потенциал.) Идеи проекта
Интеллектуальные ресурсы УР Идеи проекта ЗНАНИЕ – фактор устойчивого развития ЗНАНИЕ – фактор устойчивого развития Человеческие ресурсы, капитал, потенциал Структурные ресурсы, капитал, потенциал Социальные ресурсы, капитал, потенциал Управление развитием возможно, если будут разработаны проекты, программы, планы, технологии и средства реализации новых видов деятельности, а деятельностные позиции в процессах их разработки и реализации займут носители нового содержания этой деятельности – человеческие ресурсы нового качества.
Человеческие ресурсы УР ЧР деятельности организаций (организаций, городов, страны) ЧР групповой деятельности– (команд, групп) ЧР индивидуальной деятельности – (исследовательской, проектной, конструкторской, управленческой, коммуникативной и предметно-практической деятельности) Условием опережающего развития образования является осуществление разнообразных по масштабам, сложности и направленности инновационных процессов, обеспечивающих накопление новых интеллектуальных ресурсов развития. Идеи проекта
Организация практики управления УР Базовые процессы УР методисты экономисты управленцы исследователи технологи спортсмены педагоги психологи экологи социологи проектировщики культурологи медики диалог кооперация исходная ситуация включенное участие, регионализация Функционирование специалистов восстановление восстановление поддержание поддержание развитие
Идеи кооперации и коллективного стратегического управления Развитие осуществляется на популятивных системах Развитие – это «работа с будущим» Управление развитием –управление ресурсами сообществ Кооперация для консолидации, обмена и приумножения ресурсов развития Диалог, сетевое взаимодействие, стратегическое партнерство Идеи проекта
Условия УР Проектно-программный подход Принципы: социокультурной обусловленности целостности, непрерывности, инициативности персональной активности и ответственности демократического участия и самоуправления, кооперации и партнерства, рефлексивно-деятельностной организации. адресности комплексной поддержки Идеи проекта
ДИАЛОГ И КООПЕРАЦИЯ Образование – ведущий механизм УР Диалог и кооперация для выявления механизмов влияния образования на процессы социального развития, экономической устойчивости и экологической целостности Идея проекта состоит в содействии развитию национального и международного диалога, обмена методами, практиками в области ОУР для повышения его влияния на процессы УР Идеи проекта
Цели проекта Объединение усилий не только непосредственных акторов процессов ОУР (представителей системы образования и инициативных акторов процессов ОУР), но и обеспечение их кооперации с другими акторами (субъектами экономических, экологических, социальных практик в регионах, вместе с которыми определяется рамка и условия региональных процессов УР), для определения и дальнейшего развития механизмов влияния образования на региональные процессы УР на основе партнерства, с целью объединения и эффективного использования ресурсов ОУР и УР путем межкультурного, межсекторного и межведомственного обмена опытом.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА Концептуальная группа «Исследовательский проект социальный договор" Проект Координационный Совет проекта Исполнительная дирекция Ассоциации Переговорные площадки проекта Образование И экологическая целостность Образование и экономическая устойчивость Образование и социальное развитие Образование и управления развитием ресурсов УР
Задача 1 Организация и поддержка постоянно идущего межведомственного и межсекторного общественного диалога по вопросам влияния практик ОУР на процессы устойчивого развития (УР) регионов Республики Беларусь Заключение партнерских соглашений Ассоциации«Образование для устойчивого развития» с: УО «Республиканский институт профессионального образования» (Минск, Беларусь) ИПКиПК УО Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (Гродно, Беларусь) УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», (Могилев, Беларусь) Общественное объединение устойчивого развития «Наш след» Осуществлена корректировка проекта в соответствии с предложениями ППБ Проведена установочная конференция проекта Организована работа пилотных переговорных площадок Осуществлена подготовка модераторов тематических переговорных площадок Проведены тематические сессии переговорных площадок:
Задача 2 Организация международного обмена опытом в сфере ОУР и последующей публикации результатов проекта по его интеграции Переговоры с представителями IBB Дортмунт и ППБ по поиску немецкой партнерской организации для реализации проекта Заключение партнерского соглашения Ассоциации «Образование для устойчивого развития» и Зарегистрированного общества Wissenschaftsladen Bonn e.V. (23 января 2015 года ) Обеспечение кооперации усилий и долгосрочных белорусско- немецких партнерских связей в области ОУР Поддержка развития кооперативных связей внутри ассоциации и с международными представительствами ПРООН, ЮНИСЭФ, USAID, DVV Intrnational Включение Ассоциации ОУР и ее участников в Балтийскую партнерскую сеть
Условия для создания широкого общественного диалога переговорные площадки на on-line платформе консультации с заинтересованными сторонами согласование места и роли ОУР для всех поколений белорусского общества создание предпосылок для продвижения идей ОУР в процессы реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь. Задача 3. Создание технических и организационных предпосылок для создания переговорных площадок по вопросам продвижения практики ОУР в процессы УР на национальном и региональном уровнях
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ДОГОВОРА Образцы влияния образования на УР Команды переговорных площадок и Стейкхолдеры ОУР и УР Знания, грамотность, технологии Готовность к переменам Альтернативные источники финансирования Организационно- консультационные группы : педагоги экологи медики психологи культурологи менеджеры, экономисты, социологи и др. Инфраструктура для диалога Место жительства Межведомственный и межсекторный диалог
Задача 4. Обеспечение мониторинга и обобщения результатов проекта Разработаны индикаторы успешности проекта Проведено исследование исходного уровня осведомленности в вопросах УР и ОУР различных групп населения и их готовности е переговорам Найдены, отобраны и подготовлены группы стейкхолдеров Отслежены результаты переговорных процессов Подготовлен промежуточный отчет проекта Подготовлены материалы к проведению симпозиума как «большой» переговорной площадки
Симпозиум «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений: социальный договор» Симпозиум «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений: социальный договор» Цель симпозиума: обсуждение механизмов влияния непрерывного образования на процессы устойчивого развития – обеспечение экологической целостности, экономической устойчивости, социального благополучия и развития человеческих ресурсов регионов 1. Выявление места и роли образование как ключевого механизма устойчивого развития - пленарная сессия 2. Определение значения диалога образование и общества в интересах развития качества жизни 1. Динамика социального заказа образованию 2. Механизмы влияния образования на процессы устойчивого развития регионов 3. Выявление роли межсекторного диалога в интеграции общества и образования 1. Переговорные площадки как инструмент развития практик образования в интересах устойчивого развития регионов – установочный доклад 2. Условия обеспечения межсекторного диалога в интересах обеспечения качества образования для всех поколений – работа проблемных групп 4. Обобщение результатов симпозиума «Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор» – заключительная дискуссия. Продолжение диалога 5. Принятие итоговых документов симпозиума Продолжение диалога 6.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. «Образование в интересах устойчивого развития – социальный договор»: опыт поли профессионального взаимодействия