1. Современные подходы и практики инклюзивного дошкольного образования Сидоренко О.А., к.п.н., доцент зав. кафедрой общей и специальной педагогики и психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Инклюзивное образование Инклюзивное образование: понятие, принципы, варианты реализации в дошкольных образовательных организациях.
Advertisements

Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
Целью образовательной политики области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
Новые формы дошкольного образования Т.С. Коробовцева начальник МУ «Методический кабинет», Почетный работник образования.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Базовая площадка: муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 8 «Светлячок» п. Львовский Подольский район Московской.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
Город Шелехов 2011 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 19 «Малышок»
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Куркова О.А. педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Ответственный за ИД кандидат педагогических наук, доцент, ст. воспитатель.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, заведующий.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 24» СОВЕТСКОГО.
Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования.
Маслова О. И., педагог - психолог БДОУ города Омска « Центр развития ребенка – детский сад 355»
Транксрипт:

1. Современные подходы и практики инклюзивного дошкольного образования Сидоренко О.А., к.п.н., доцент зав. кафедрой общей и специальной педагогики и психологии ККИПКиППРО

2 Вызовы : -реализация Закона об образовании в РФ обустройство новой практики работы с особыми детьми инклюзивного образования

3..

4 Какое образование называется инклюзивным? Инклюзивное образование фр.inclusif - включающий в себя - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как «динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса

5 Какое образование называется инклюзивным? Закон об образовании Российской Федерации: «инклюзивное образование» понимается как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

6 Инклюзивное образование Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».

7 Принципы инклюзии в образовании (м/н) 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений 2. Каждый человек способен чувствовать и думать 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным 4. Все люди нуждаются друг в друге 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

8 Принципы дошкольного инклюзивного образования 1. Принцип индивидуального подхода 2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка; 3. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников; 4. Принцип междисциплинарного подхода; 5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания; 6. Принцип партнерского взаимодействия с семьей; 7. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

9 Вариативные формы реализации инклюзивного подхода в дошкольном образовании -Инклюзивные группы -Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» -Служба ранней помощи -Лекотека -Консультативный пункт.

Инклюзивные группы детского сада Цель – предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями

Содержание работы инклюзивной группы - развивающая деятельность (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т.д.); -социализация в условиях совместного образования детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; -коррекционная деятельность специалистов (учитель- логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др); -программы творческого развития детей (керамическая мастерская, хореография, музыкально-ритмические занятия, игротерапия и др.)

Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» Цель – оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирования у них предпосылок учебной деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей На группу «Особый ребёнок» распространяется статус группы компенсирующего вида Приему в группу « Особый ребенок » подлежат дети, в соответствии с положением о группе для детей-инвалидов с тяжёлыми нарушениями речи, церебральными параличами, синдромом Дауна, РАС и др. Не подлежат приёму в группу дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения (родителям и детям предоставляется возможность получать консультацию у специалистов ДОУ). Режим работы группы устанавливается согласно договору с родителями (законными представителями).

Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» Приему в группу «Особый ребенок» подлежат дети, в соответствии с положением о группе для детей- инвалидов и ОВЗ - с тяжёлыми нарушениями речи, церебральными параличами, синдромом Дауна, РАС и др. Не подлежат приёму в группу дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения (родителям и детям предоставляется возможность получать консультацию у специалистов ДОУ). Приему в группу « Особый ребенок » подлежат дети, в соответствии с положением о группе для детей-инвалидов с тяжёлыми нарушениями речи, церебральными параличами, синдромом Дауна, РАС и др. Не подлежат приёму в группу дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения (родителям и детям предоставляется возможность получать консультацию у специалистов ДОУ). Режим работы группы устанавливается согласно договору с родителями (законными представителями).

Содержание работы Группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» -обеспечение первичной адаптации в группе сверстников -коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникативной, познавательной и иных сфер детей с ОВЗ; -подготовка ребенка с ОВЗ к включению в инклюзивную группу; -проведение консультативной работы с родителями

С лужба ранней помощи Цель - психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего ДОО, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии

С лужба ранней помощи Служба ранней помощи реализует программу обучения и воспитания детей от 2 месяцев до 3 лет, составленную на основе рекомендаций по обучению ребенка раннего возраста. В условиях специально организованной развивающей среды специалистами (дефектолог, педагог-психолог, логопед) проводятся индивидуальные и групповые занятия при участии родителей, консультации с родителями о направлениях работы, новых достижениях ребенка, играх и упражнениях для занятий дома.

Содержание работы Службы ранней помощи -психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей; -работа по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

Содержание работы Службы ранней помощи -комплексная коррекционно-развивающая помощь детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям; -включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка; -определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Лекотека Цель - обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям)

Лекотека Лекотека является структурным подразделением муниципального дошкольного образовательного учреждения. Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико- социальной помощи)

Формы и содержание работы Лекотеки В лекотеке проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие первичных социальных навыков, развитие моторной, эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер. Основным видом работы с ребенком в СРП и лекотеках является игровой сеанс.

Формы и содержание работы Лекотеки Игровые сеансы с детьми проводятся в индивидуальной и групповой формах. В структуру группового игрового сеанса специалистов с детьми могут входить: -обследование ребенка и игрового родительской- детского взаимодействия методом наблюдения, -сопровождение свободной игры детей и детей с родителями (при помощи специальных методик), -совместная игра специалиста с детьми, в процессе которой решаются профилактические, развивающие, коррекционные и обучающие задачи.

Содержание работы Лекотеки -психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития; -помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком; -подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; -поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.

Содержание работы Лекотеки - реализация ОП, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, реализуемой лекотекой самостоятельно; -психопрофилактика, психотерапия и психокоррекция средствами игры детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития; -психопрофилактическая и психокоррекционная работа с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития; -обучение родителей, специалистов ДОО методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Консультативный пункт создается для родителей (законных представителей) и детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения Цель – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого- педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения

Содержание работы Консультативного пункта - помощь родителям и детям 5–6 лет, не посещающим ДОО, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу; - консультативная помощь родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста; - содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО; - комплексная профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО; -взаимодействие между ДОО и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.

27. Проект «Эффективные модели инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ»

28 Проблематика : Значительное количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста не охвачены системой дошкольного образования. Общепризнано огромное значение для развития ребенка раннего периода его жизни. Научно доказана важность возраста особого ребенка в эффективности его абилитации, развитии и коррекции – чем младше ребенок, тем эффективнее названные процессы. При этом раннее выявление, профилактика и коррекция нарушений, осуществление детям с ОВЗ и их родителям ранней психолого- педагогической помощи – недостающее звено в системе современного дошкольного образования.

29 Проблематика Понимание сущности среды, ее важной роли в становлении личности, понимание подвижности отношений между растущим ребенком и социальным окружением ориентирует дошкольные образовательные организации на актуализацию социальной ситуации развития каждого ребенка, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, требует обустройства и методического обеспечения вариативных организационных форм дошкольного инклюзивного образования, обеспечивающих своевременную и комплексную психолого-педагогическую помощь детям раннего возраста и их семьям в виде служб ранней помощи, консультационных пунктов, групп «Особый ребенок», лекотек, в том числе обучения на дому

30 Цель проекта Цель проекта – обосновать, апробировать вариативные модели инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ, позволяющие обеспечить комплексное развитие и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, включая психолого-педагогическую поддержку семьи

31 Задачи: 1. Обоснование и отработка на базе нескольких детских садов Красноярского края различных моделей инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья через реализацию вариативных организационных форм – групп комбинированной направленности в режиме полного дня, групп кратковременного пребывания «Особый ребенок», служб ранней помощи, лекотек, центров игровой поддержки ребенка, консультационных пунктов, обучения на дому. 2. Создание и апробация моделей внутреннего (взаимодействие специалистов ОУ) и внешнего (социальное партнерство, кооперации) психолого- педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и процесса его образования.

32 Задачи: 3. Проектирование специальной предметно- развивающей среды, ориентированной на вариативные образовательные потребности дошкольников, описание «пакетов» специальных образовательных условий для детей с ОВЗ. 4. Обобщение опыта реализации индивидуально- дифференцированного подхода в образовании дошкольников с ОВЗ, создания АОП, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей каждого ребенка; разработки индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечения индивидуального сопровождения ребенка и его семьи

33 Задачи: 5. Обобщение опыта работы с дошкольниками с особыми потребностями через реализацию вариативных организационных форм, оказание консультативной помощи специалистам системы образования. 6. Апробация эффективных способов сопровождения и работы с родителями, позволяющих им обрести продуктивную позицию по отношению к своему ребенку, овладеть необходимыми компетенциями и умениями для полноценного воспитания своего ребенка в семье при сохранении ими своей социальной активности.

34 Задачи: 7. Формирование банка локальных нормативно- правовых документов, регламентирующих введение и реализацию инклюзивного подхода в ДОУ с использованием различных организационных форм – групп комбинированной направленности в режиме полного дня, групп кратковременного пребывания «Особый ребенок», лекотек, центров игровой поддержки ребенка, служб ранней помощи, консультационных пунктов, обучения на дому. 8. Апробация различных форм координации для обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования для детей с ограниченными возможностями.

35 Этапы реализации проекта Этап 1 -Подготовительный Цель: Изучение условий реализации проекта. Действия: - изучить условия необходимые для реализации проекта; выявить ДОО в крае, обладающие потенциалом (имеющие предпосылки) для реализации вариативных организационных форм инклюзивного образования; - изучить возможности поддержки проектной инициативы ДОО территориальными органами управления образования, общественными организациями и др.социальными партнерами; - заинтересовать педагогический коллектив воспитателей и специалистов ДОО проектной деятельностью по апробации модели инклюзивного ДОО на основе реализации вариативных организационных форм инклюзивного образования;

36 Этапы реализации проекта Этап 1 -Подготовительный Действия: - изучить опыт ДОО, имеющих успешный опыт сопровождения ребенка с ОВЗ и инклюзивного процесса, создания специальной предметно-развивающей среды, ориентированной на вариативные образовательные потребности дошкольников, создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, реализации индивидуально-дифференцированного подхода в образовании дошкольников с ОВЗ.

37 Этапы реализации проекта Этап 2 - Организационный Цель: объединение усилий кафедры и коллективов ДОО (др.социальных партнеров) по обустройству вариативных организационных форм инклюзивного образования Действия: -изучить социальный заказ населения; -изучить опыт работы по созданию и функционированию групп кратковременного пребывания «Особый ребенок», лекотек, центров игровой поддержки ребенка, служб ранней помощи, консультационных пунктов как структурных подразделений ДОО; -разработать пакет нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность вариативных организационных форм дошкольного инклюзивного образования;

38 Этапы реализации проекта Этап 2 -Организационный Действия: - обосновать подходы к построению специальной предметно- развивающей среды, ориентированной на вариативные образовательные потребности дошкольников (для разных форматов); -обосновать подходы и обеспечить их реализацию в сопровождении детей с ОВЗ в образовательной деятельности ДОО, осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода, разработке АОП

39 Этапы реализации проекта Этап 3 - Деятельностный Цель: отработка содержания, механизмов и технологий сопровождения, создания среды, специальных условий в рамках реализации вариативных организационных форм дошкольного инклюзивного образования в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих детский сад. Действия: - разработка содержания диагностического обследования; -разработка форм и методов работы специалистов с детьми и семьями в рамках реализации СРП, лекотеки и КП, -составление и реализация индивидуально- ориентированных программ психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, программ сопровождения ребенка и семьи;

40 Этапы реализации проекта Этап 3 - Деятельностный Действия: - разработка и реализация индивидуальных маршрутов сопровождения детей раннего возраста; - разработка и реализация подходов в проектировании предметно-пространственной среды при различных организационных форматах; создании условий для различных категорий детей с ОВЗ; - разработка дидактических материалов, методики использования в работе различных игровых средств для решения коррекционно-развивающих задач; -отработка технологий сопровождения детей с ОВЗ в образовательной деятельности ДОО, реализации индивидуально-дифференцированного подхода, разработки АОП.

41 Этапы реализации проекта Этап 4 – Аналитико-результативный Цель: осуществление первичного анализа результатов проектной деятельности. Действия: -проанализировать деятельность по этапам реализации проекта; -систематизировать и обобщить опыт работы, оформить методические рекомендации; -разработать совместные программы стажировки (программы ДПО) на базе ДОО участников проекта

42 Результаты проекта Оформлены модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе реализации вариативных организационных форм. Оформлены опыт и методические рекомендации по организации различных вариативных организационных форм дошкольного инклюзивного образования (групп комбинированной направленности в режиме полного дня, групп кратковременного пребывания «Особый ребенок», лекотек, центров игровой поддержки ребенка, служб ранней помощи, консультационных пунктов), включая аспекты оснащения и оборудования, форм и методов работы специалистов с детьми и семьями, нормативного обеспечения и ведения документации, проведению диагностики, составлению индивидуально- ориентированных программ психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, программ сопровождения ребенка и семьи и т.д.

43 Результаты проекта Разработаны методические рекомендации по организации и технологиям сопровождения дошкольников с ОВЗ и инклюзивного образовательного процесса в ДОУ; разработаны совместные программы стажировки (программы ДПО) на базе ДОО участников проекта Описаны «пакеты» специальных образовательных условий для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, разработаны методические рекомендации по созданию специальной предметно-развивающей среды, ориентированной на вариативные образовательные потребности дошкольников.