ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Уровень развития мелкой моторики – один из показателей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель-логопед Ковылина С.А. Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Advertisements

«НАШИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ» ПОДГОТОВИЛИ: ЛАЗАРЕВА М.М. РЖАКОВА Т.А.
ДС 264 ФОТООТЧЕТ работы кружка «Ловкие пальчики»
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Подготовила: воспитатель Красильникова Светлана Юрьевна.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 45 компенсирующего вида Колпинского района Санкт – Петербурга Консультация.
Методический семинар Тема: Большие возможности мелкой моторики Подготовила: Новокрещенова Ирина Григорьевна воспитатель первой квалификационной категории,
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой.
Семинар-практикум для учителей начальных классов. Тема: «Развитие речевых процессов у детей с билингвизмом» Форма проведения: семинар-практикум. Цель:
1 Развитие мелкой моторики Подготовила учительДСФМШ17 О.А.Соколова Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Тема по самообразованию «Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Воспитатель Сулейманова Альбина Ибрагимовна г. Когалым 2015 г.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников Учитель - логопед ГБДОУ 12: Краснова И. Н. Методические рекомендации для родителей.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Учитель-логопед: О.А. Михайлова МДОУ детский сад 25 «Дюймовочка» 2012 г.
Автор-составитель: Ирина Сергеевна Чижикова воспитатель МАДОУ д/с 22 Калининград 2014.
Выполнила: учитель-логопед Лосева Екатерина Владимировна МБДОУ детский сад 4 Комбинированного вида г. Меленки РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО.
Информация для родителей. Учёными доказано, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, причём.
Зачем нужны пальчиковые игры. Пальчиковые игры - это упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики,
«Говорящие пальчики» Воспитатель Зимина Вероника Николаевна.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной.
Как подготовить ребёнка к школе?. 2 «Развитие мелкой моторики » Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение- детский сад «Теремок» с. Бобровка.
Транксрипт:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Сегодня всё чаще родители могут услышать от воспитателя детского сада, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей отстаёт моторное развитие по сравнению с прошлыми поколениями. Ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.детского сада детей Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи. Поэтому в нашей группе развитию мелкой моторики уделяется особое внимание. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульях, играем с детьми в пальчиковые игры. Начинать следует с пальчиковой гимнастики. «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках. «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу. «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»). «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз. «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы. «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их. [1] При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей. Детям нравится играть в «чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, описывают какой он, называют его. Если ребёнку трудно определить его на ощупь, предлагаю ему вынуть вещь из мешочка и рассказать, что это, из чего сделано, что за предмет (мелкий, твердый и т.д.). В этих играх развиваются тактильные восприятия, связная речь. Параллельно дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать. Научить большинство детей зашнуровывать ботинки и завязывать шнурок – большая трудность. Поэтому использовала д/и «Шнуровка», «Чудо ёлочка». Вначале дети продевали шнурок в отверстия беспорядочно, не соблюдая нужной последовательности. После многократных объяснений и показа всё начинает получаться. Затем учатся завязывать и развязывать узелки. Упражнения по шнуровке способствуют выработке навыков самообслуживания, развитию усидчивости и внимания. Существует, и продолжают разрабатываться методики, рекомендующие развивать мелкую моторику малышей, на материале движений без предметов, в частности с использованием народных потешек. Народные потешки это как основа для пальчиковых игр. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. Большое значение имеет использование физкультминуток на занятиях с детьми. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снижения напряжения и утомляемости. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениям, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в коррекционном обучении детей. Это позволяет: – регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; – совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью; – облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам; – вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой [2]. Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек, плетение, макраме, вышивание, вязание, выжигание. Всё это – эффективные пути для подготовки руки ребёнка к письму. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. Помимо подготовки руки к письму штриховка способствует развитию глазомера – формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями [3]. Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Все виды заданий проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению. Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушение речи, улучшилась координация артикуляционного аппарата. Заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливают их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения в школе. Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет: 1. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; 2. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью. Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только учителям логопедам, но и воспитателям. Литература: Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, С. 48. Филичева Т.Б. Нарушение речи у детей / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - М.: Ассоциация "Профессиональное образование", С Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль, Академия развития, 1997 г. С.185.