Семинар 1: Кастрационная тревога у мужчин и женщин Маркус Фай, Ph.D., психоаналитик член IPA/ECPP Зимняя школа ЕКПП, Россия Екатеринбург, 5-7 февраля, 2016
Вступление Как так получилось, что относительно концепта кастрация идеи большинства психоаналитиков сводятся лишь к ряду клише? Как так получилось, что за 100 лет умные и креативные психоаналитики не разработали убедительную, основанную на клинических фактах кастрационную теорию? Как так получилось, что многие психоаналитики демонстрируют симптомы заторможенной креативности, и не стремятся изучать новые теории, они - слишком воздержанные, смирившиеся, фрустрированные и разочарованные?
Самые значимые разработки в психоаналитической теории Первичная психика, до- эдипальное развитие Фрейд Кляйн Винникотт Бион Эдипальное развитие, Теория влечений, Структура личности Фрейд Лакан Ле Солдат
Вы не можете говорить о кастрации......не столкнувшись лицом к лицу с собственным отношением к кастрации...я пришел сюда с тревогами...и вам не понравится то, что я собираюсь представить...и вы отреагируете враждебно, безразлично или негативно...ситуация такова: я овладел новой теорией, которая очень помогает мне на практике...я взял самое полезное от Фрейда, Кляйн, Лакана и не менее ценное – от Ле Солдат.. Я их кастрировал…...я покажу вам свой трофей. Мое преступление вскроется....таким образом, у меня возникает фантазия, что мне отомстят, накажут, отберут трофей назад, тоже кастрируют, или даже убьют...я проецирую своего воображаемого мстителя на вас, мои уважаемые коллеги, я представляю вас враждебными, безразличными, полными презрения.. Я боюсь, что вы можете кастрировать = ЭТО МОЯ КАСТРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА я должен столкнуться с этим, отступить перед своей проекцией, контейнировать свои тревоги и оставаться благодарным мастерам, которых я кастрировал, и быть щедрым с вами, мои друзья. вот так я справляюсь со своей кастрационной тревогой а теперь давайте развлечемся!
Клинические проблемы, возникающие при анализе женщин Глубоко укоренившиеся идеи о своей неполноценности Обесценивание женщин в целом Ингибиции Проблемы с оргазмом, фригидность, заторможенность пассивных желаний Темная сторона феминизма
Кастрация – невероятно восхитительный и запутанный концепт в психоанализе.. Ключевые (метапсихологические) концепты в психоанализе: бессознательное, влечение, перенос, повторение, сопротивление Клинически-значимые концепты: концепт первичной психики, раннее доэдипальное развитие, Эдипов комплекс Концепт кастрации относится к обеим частям, в лобановском смысле – более метапсихологический концепт, а для современного пост-лобановского психоанализа – более клинический
Современный психоанализ Фрейдистский Пост-фрейдистский: Кляйн, Бион Лакановский: обратно к Фрейду, к...Лакану Пост-лакановский: обратно к Фрейду...минуя Лакана: Лапланш, Грин... Современный: Интерсубъективизм, Думая с Фрейдом после Фрейда, Новая теория Эдипова комплекса (Ле Солдат)
Проблема кастрации До Фрейда Фрейд Лакан Ле Солдат
До Фрейда Кастрация = реальное событие Биология: тестостерон препятствует развитию женской анатомии и способствует развитию мужской анатомии (внутриутробная жизнь). Феминистская интерпретация: женские половые признаки - первичны, мужские – вторичны Интерпретация в духе Мачо: женщина – не доделанный человек, мужчина – главный, так как женское развитие подавляется, а мужское развитие осуществляется в полной мере
Элементы классической теории Фрейда Комплекс кастрации Угроза кастрации Кастрационная тревога Комплекс кастрации как часть Эдипова комплекса: причина вытеснения инцестуальных и отцеубийственных желаний, зависти к пенису, воображаемой кастрации в негативном комплексе (защита против пассивных желаний у мужчин, фиксация на кастрационной идее и на материнском объекте у женщин)
Фрейд Теории инфантильной сексуальности (1908): у мамы есть пенис Мама без пениса = кастрированная мама Девочка видит анатомическую половую разницу = девочка думает, что она кастрирована = девочка развивает зависть к пенису Мальчик видит анатомическую половую разницу = думает, что у девочки вырастет пенис, затем тоже думает, что девочки кастрированы, развивает кастрационную тревогу, полагая, что кастрация – это наказание за инцестуальные желания и мастурбацию Развитие Супер-Эго: мужское Супер-Эго сильнее из-за угрозы кастрации, женское Супер-Эго слабее, из-за «всего лишь» угрозы потери любви Человек-крыса: аналог оральной, анальной и генитальной кастрации Вступление в нарциссизм: кастрация и деструкция нарциссической целостности Человек-волк: Первичная сцена = Папа кастрирует маму и анально проникает в нее Тотем и табу: Братья кастрируют и убивают отца в начале жизни человечества - филогенетическая основа кастрационной тревоги
Лакан Символическая кастрация= фаллос как первичный отличительный знак = символизирует недостаток = разница между «иметь» и «не иметь» Воображаемая кастрация = недостающий пенис Гендеризация = женщина это то, чего она не имеет
Современный психоанализ: думая с Фрейдом после Фрейда: Завершенная Эдипова и Кастрационная теория Матрица влечений Пассивные и активные инцестуально- генитальные желания Б/с фантазии об исполнении желаний, компромиссные решения Кастрационная теория Дисфункция комплекса, петля Аполло Постоянная постэдипальная внутренняя драма
Джудит Ле Солдат Полностью разработанная Эдипова теория, основанная на классической теории Восполнение пробелов в классической теории Строгая ориентированность на дуальную теорию влечений Фрейда Создание новой кастрационной теории и ее последствия: – Активное кастрационное желание – Кастрационная тревога у обоих полов – Постэдипальная кастрационная тревога, нереализованные генитальные желания, желания Аполло как три главных трудности взрослой жизни
Основные моменты теории Джудит Ле Солдат
Сцена 1: Доэдипальная Разница полов не играет эмоциональной роли (просто как любопытный для ребенка факт) Никаких генитальных желаний (ауто- эротичных, оральных, анальных) Пассивное требование заботы, любви
Сцена 2: Первые генитальные желания Направлены к матери Ребенок хочет, чтобы мать проникла в него, или, чтобы он проник в мать
Сцена 3: Мастурбация не находит решения в анатомии Активные желания: девочка понимает, что у нее нет пениса для реализации активных генитальных желаний (проникновения в мать) Пассивные желания: мальчик понимает, что у него нет отверстия для реализации пассивных генитальных желаний (проникновения матери в него)
Сцена 4: создание органов- фантазмов Новый элемент в психоаналитической теории! Влечение призывает психику к поиску решений. Если анатомическое строение не позволяет достичь цели, то психика создает объекты-фантазмы (органы) Девочка: собственный пенис-фантазм, чтобы удовлетворить активное желание проникновения Мальчик: колпос-фантазм, чтобы осуществить пассивное желание проникновения
Колпос = воображаемый сексуальный орган В фантазии мы создаем органы-фантазмы, которых у нас нет Сексуальные влечения требуют удовлетворения Два препятствия: объект (мать, отец), и тело Воображаемый орган в качестве недостающего органа для удовлетворения тела
Сцена 5: ретроспективное создание фаллической матери До восприятия и когнитивной проработки половых различий: все «большие» – всемогущие, всеведущие «человеческие существа» После восприятия половых различий, мать и отец ретроспективно наделяются пассивными и активными сексуальными органами (в соответствии с активными и пассивными влечениями) Таким образом образуется основа для создания фантазийнойй фигуры «фаллической матери»
Сцена 6: нимбус Ретроспективное создание потерянного фаллоса матери = нимбуса Нимбус – «ностальгический» воображаемый объект = потерянный элемент совершенного объекта
Сцена 7: Кастрация матери Из-за того, что мать не удовлетворяет пассивные генитальные желания, она «кастрируется», в том смысле, что предполагаемый «существующий ранее» пенис более не гарантирован, и мать «вновь объявлена» кастрированной Это не агрессивная кастрация, которая предполагает отбирание и овладение чем-то, но это пренебрежительный фантазматический акт потери веры в ценность человека/вещи = обесценивание Три фантазийных продукта: кастрированная мать, нимбус, идеализированная фаллическая мать
Сцена 8: Обесценивание матери, отворачивание от матери После «кастрации» и обесценивания матери, она больше не представляется полезным удовлетворяющим объектом внутреннего мира... Разворот в сторону отца...
Сцена 9: Заигрывание с отцом Все надежды в получении удовлетворения, активные и пассивные желания, ранее возлагаемые на мать, теперь со всей силой перенаправляются на отца (подкрепленные разочарованием в матери, а значит агрессией) Теперь отец фантазийной представляется с наличием и пениса и колпоса, то есть способным исполнить ВСЁ
Сцена 10: Презрение к матери и женщинам Фантазийное объяснение опыта кастрации матери (как защита от чувства вины за ее кастрацию): мастурбируя, мать стерла свой пенис, так была слишком жадной и неумелой Источник презрения к женщинам: они не способны к проникновению, они – импотенты, так как кастрировали самих себя, слишком много и неумело мастурбируя
Между 10 и 11 сценами: Классический Фрейдистский Эдипов комплекс Активные генитальные желания в направлении матери и отца как препятствие Классическая Эдипова теория не завершенная, так как фокусируется только на активных инцестуальных желаниях и не уделяет внимания агрессивным мстительным импульсам (и чувствам вины и тревоги)
Сцена 11: Разочарование в отце Отец тоже не удовлетворяет пассивные желания Отец также становится мишенью для мстительных импульсов из-за накопленного разочарования Этот процесс протекает медленно и волнообразно Но в определенный момент, когда накапливается агрессия....
Деструкция и слияние влечений Первичная цель слияния агрессивных и эротических влечений – это эротизация деструктивности, исходящей от влечения к смерти, то есть от неудовольствия, возникающего из-за влечения к смерти Если любое психическое явление сталкивается с влечением к смерти, оно может сделать это только посредством слияния влечений, то есть посредством эрогенного мазохизма (прямо или опосредованно присутствующего в других симптомах) - первого свидетеля влечения к смерти, и таким образом, создается фундаментальная мазохистическая сторона психического существования Markus Fäh, Ph.D.,Psychanalyst IPA/ECCP,
Сцена 12: Слияние влечений Нарушение слияния влечений Деингибиция агрессивных влечений Всеохватывающая энергия освобожденных агрессивных влечений
Сцена 13: Акт возмездия и гнева Кастрация отца через Акт Чистой агрессии = Приступ гнева Кража пениса отца Возникновение новой ситуации: кастрированный отец, я – преступник с окровавленными руками и незаслуженным трофеем Эта внутренняя ситуация играет важнейшую роль в возникновении многих проблем с креативностью = каждый последующий успех в жизни будет проживаться как кастрация и обворовывание отца = «эврика!» Профессиональный успех, брак, рождение детей, каждая «эврика!» проживается как опыт кастрации- кражи
Сцена 14: Что делать с трофеем (кастрированным пенисом)? Ситуация: преступник после преступления Девочка: прячет трофей в вагину Вагина становится рискованным местом, источником проблем с оргазмом (если потерять контроль во время оргазма, трофей может быть обнаружен) Мальчик: натягивает трофей на свой собственный пенис (источник заторможенности сексуального удовольствия, проблем с использованием презервативов)
Сцена 15: Фантазийные продукты после кастрации отца = Лейя Лейя – трофей = имеет качества аффекта, который сопровождает кастрацию, завистливая, гневная, мстительная Лейя при этом нежно любима Это сокровище с амбивалентной славой С этого момента бессознательный субъект всегда в опасности (тревога возмездия)
Сцена 16: Фантазийные продукты после кастрации отца Воображаемая фигура кастрированного отца = нелепый старик - импотент Воображаемая фигура идеализированного отца = отец до кастрации Фантазия о мстителе, который преследует и жаждет кастрировать и отобрать обратно трофей, полностью лишив половых признаков Страх возмездия, кастрационная тревога
Кастрационная тревога Не из-за инцестуальных желаний, а из-за мести за активную кастрацию отца После активной кастрации = немедленный запуск защитных механизмов против всепоглощающей кастрационной тревоги
Сцена 17 = Лейя и Защиты против кастрационной тревоги Мальчик Мальчик использует Лейю, проецированную на его пенис как стражника и щит против мстителя, мститель не может разрушить Лейю, потому, что тогда он разрушит собственное сокровище Заложница Лейя используется как живой щит Сексуальные проблемы (инфекции пениса) Девочка Девочка прячет трофей в вагине Девочка не может использовать его как щит и прячет его, страдает от тяжелых фантазий о возмездии, от страха быть разрушенной изнутри в случае, если позволит себе оргазм (вдруг он найдет мой спрятанный пенис, разрушит меня изнутри, разрушит мою вагину, разрушит мой клитор, и заберет его?)
Сцена 18: Дублирование пениса (у мальчиков) Мальчики и мужчины имеют больше шансов в поиске успеха в жизни Они дублируют свой пенис, они могут сказать «У меня правда он есть, я не вру» (как девочка) Женщина вынуждена столкнуться с явным воровством и признать символическую функцию фаллоса (и воздерживаться от конкретного удовольствия)
Сцена 19: Анальное проникновение отца как предельная месть (überflügeln) Гиперагрессивность это всегда защита против страха Таким образом, предельное унижение защищает против кастрационной тревоги Но и повышает уровень кастрационной тревоги до максимума Таким образом....
Сцена 20: Наполовину пройденный Эдип (промежуточный баланс) Катастрофическая внутренняя ситуация: Мальчик: колпос реально не создан, пассивные желания по-прежнему не удовлетворены Девочка: пенис так и не вырос, активные желания не удовлетворены У обоих полов: страх возмездия из-за кастрационной вины (мститель представляется таким же агрессивным, как и субъект во время акта кастрации отца)
Сцена 21: Измена Вина налагается на мать: «Это не я кастрировал отца, а она! Отомсти ей!» Вторично она обрела пенис, так что отец может кастрировать ее снова Своего рода тупик: трофей имеется (Лейя), но мать отправлена мстителю... то есть теперь появилось уже два врага – кастрированный отец и обманутая мать, и что теперь?
Сцена 22: Лицемерие к матери Стадия лицемерия: измена прячется под маской услужливости, ухаживания, серенад, идеализации матери (но все это звучит фальшиво) Под маской лицемерия скрывается презрение к лжецу (я – лжец, но проецируется это на мать)
Сцена 23: От глубокой любви к тревоге – под влиянием ухаживаний Ранняя глубокая любовь к матери теперь небескорыстна, и замещается лицемерной преувеличенной «услужливой любовью», движимой страхом возмездия (вдруг она узнает про измену!)
Сцена 24: Страх перед обоими родителями Выхода нет: оба родителя кастрированы, мать предана, пассивные желания так и не реализованы В результате...
Сцена 25: Убийство обоих родителей Тревога возмездия и постоянная фрустрация приводит только к одному варианту: УБИЙСТВО ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ...
Сцена 26: Возвращение мертвых родителей Каждое желание либидо в отношении родителей заставляет психику находить решение и оживлять мертвых родителей Возвращение убитых родителей в виде сверхъестественных фантазийных фигур
Сцена 27: Эротический вклад ануса Генитальная зона «заражена» агрессией, кастрационной тревогой, фрустрацией.... Подлинное сексуальное желание пассивного анального проникновения Мальчик/мужчина: мужчина замещает проблематичное желание колпоса на анус Девочка: двойная стратегия: анальное проникновение и генитальное проникновение (генитальное – более опасное из-за спрятанного трофея)
Кастрационная тревога у мужчин Проблема постэдипальной ситуации Когда мужчина предъявляет свой трофей (правильно делая то, что нужно), он раскрывает свое преступление и приглашает мстителя Множество защит: идентификация с кастрированным отцом, торможение фаллических амбиций, идентификация с мстителем, сексуальная импотенция, демонстративное выпячивание фаллоса (как щита), защиты против пассивных желаний, принижение других = восприятие их как кастрированных, то есть безопасных = любая либидная установка или установка на сотрудничество реактивирует мстителя
Кастрационная тревога у женщин У женщины есть преимущество= после кастрации у нее внутри есть пенис и вагина, то есть оба органа, тогда как у мужчины никогда не будет вагины Различные ситуации, относящиеся к кастрационной тревоге Воображаемое содержание = клитор будет разрушен, трофей вытащат из вагины, все внутри будет разрушено (Пещера Дидоны) При демонстрации трофея через успешные фаллические установки женщина боится, что приведет мстителя в пещеру (клитор и трофей фантазийной связаны с собственным пенисом-фантазмом). Клинические последствия = торможение фаллических импульсов и поведения, регрессия к мечтам о пенисе и идеям о неполноценности При столкновении с пассивными желаниями женщина боится проникающего пениса как преследующего мстителя, желающего забрать трофей назад и разрушить гениталии в отместку за кастрацию. Клинические последствия = фригидность, избегания отношений с мужчинами, все виды защит, таких же как у мужчин
Клинические последствия: кастрационная тревога у мужчин Кастрационная тревога и тотальная защита в переносе: Дориан, 38, психолог
Клинические последствия: кастрационная тревога у женщин: 1 Ева, писатель, 48: Успешная кастрация аналитика после желания получить собственный пенис с помощью аналитика Защита против пассивных желаний, фригидность
Клинические последствия: кастрационная тревога у женщин: 2 Мария, учитель, 51: Полная идентификация с кастрированным отцом Упрятывание трофея Не уступать мужчинам Постоянное само-обесценивание
Два разных случая само- обесценивания у женщин Само-обесценивание как подлинное желание Само-обесценивание как бессознательный призыв к аналитику сделать что-нибудь Подлинное желание к получению собственного пениса Каждая женщина верит, что у нее есть пенис Глубинная фантазия, что она могла помешать возникновению/росту пениса из-за мастурбации (после кастрации матери) Бессознательная надежда на то, что аналитик поможет вернуть пенис, страх, что аналитик окончательно объявит, что ничего нельзя сделать Месть = Кастрация аналитика Само-обесценивание как защита против кастрационной тревоги Само-обесценивание как бессознательный призыв к аналитику о том, что ОНА НЕ ЗАБИРАЛА ПЕНИС, У НЕЕ НЕТ НИЧЕГО ВНУТРИ Само-обесценивание = упрятывание трофея