Подготовили: студенты 3-065 ОМ Жумадилова Ж.Ж. Негманова А.М. Проверила: Плеханова Е.А, Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА: КОНТРОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО- МНЕСТИЧЕСКИХ И КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛА: 694 В.Б.ОРЫМБЕТОВА А ПРИНЯЛА: АХМЕТОВА Ж.Б. АСТАНА 2016 АО «Медицинский Университет.
Advertisements

Пресенильная деменция, предстарческое слабоумие. Врачи и философы Древней Греции и Рима связывали старость с ослаблением рассудка, однако лишь в 1901.
Деменция ( лат. dementia) приобретенное слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний.
Поэтапная работа по исправлению речевых нарушений. Выполнила: учитель – логопед Гонтарь Е.А. МС(К)ОУ «С(К)Ш-И 52» г. Магнитогорска.
Опыт применения препарата АЛЗЕПИЛ у пациентов со смешанной деменцией Наумовская Наталья Алексеевна РНПЦ неврологии и нейрохирургии.
Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков М.; Изд-во МГУ, 1991.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА СКП-ЛПБ-31 ИСМУХАМБЕТОВА АНАСТАСИЯ Виды психологических диагнозов.
Подготовила: Султанова Малика ст.401 с гр. л.ф. Приняла: Артыкова Д.
БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА ВЫПОЛНИЛ: АРХИПЕНКО ИГОРЬ. ИСТОРИЯ БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННАЯ ФОРМА ДЕМЕНЦИИ, НЕЙРОДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ,
Рак щитовидной железы. РАК ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ Рак щитовидной железы злокачественная опухоль, развивающаяся из ткани щитовидной железы. Рак щитовидной железы.
Организация Школы инсульта в МСЧ 11 Заведующий отделением неврологии, врач- невролог Нечаев И.В.
Сестринская помощь при пороках сердца Выполнила студентка 32 группы Мягкова Алёна.
Заболевание органов кровообращения
Кафедра: Медицинская скорая помощь Факультет: Общей медицины СРС На тему: Барьеры препятствующие эффективному общению врача и пациента. Проверила: Егизова.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ. * Олигофренопедагогика * ( от греч. Olygos – малый и phren – ум ) * это педагогическая наука о воспитании.
Характеристика нарушений развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Дошкольное отделение МБОУ «Гончаровская СОШ» Презентация учителя-логопеда Блиновой Татьяны Александровны ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ: понятие причины виды.
Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Транксрипт:

Подготовили: студенты ОМ Жумадилова Ж.Ж. Негманова А.М. Проверила: Плеханова Е.А, Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра психологии Караганда 2015 год

Введение Определение деменции Виды деменции Характеристика деменции Причины деменции Факторы, вызывающие деменцию Клинические проявления деменции Дифференциальная диагностика Диагностические методики Заключение Список использованной литературы

Деменция наиболее часто развивается в старческом возрасте. Более одного миллиона человек в в возрасте старше 65 лет (5% населения пожилого возраста) страдают деменцией в выраженной степени и не способны заботиться о себе. Еще 2 млн (10% населения пожилого возраста) имеют легкую степень выраженности деменции, и еще около 6% лиц в домах престарелых имеют незначительные проявления деменции. Рост заболеваемости деменцией увеличивается с возрастом: она в 5 раз чаще наблюдается у людей старше 80 лет, чем у тех, кому лет. Предполагается, что в 2030 г. 20% населения будут составлять лица старше 65 лет, и деменция при этом станет одной из основных проблем здоровья населения.

Деменция - Приобретенная форма слабоумия, связанная с ослаблением интеллектуальных способностей, эмоциональным обеднением, затруднением использования прошлого опыта.

Глобальная деменция - нарушаются все виды психической деятельности, теряется критичность, происходит деградация личности. Очаговая деменция - личность в основном не меняется, сохраняется критичность, но снижается уровень интеллектуальных способностей и памяти.

Деменция характеризуется: утратой когнитивных и интеллектуальных способностей, причем эта утрата носит настолько выраженный характер, приводит к нарушениям социальной и профессиональной деятельности больного, происходит нарушения памяти, абстрактного мышления, критики к своему состоянию с определенными личностными изменениями. Расстройство может быть прогрессирующим, статичным или обратимым; оно является результатом широко распространенного поражения мозга или его дисфункции. Обратимый характер деменции связан с лежащей в ее основе патологией, а также с возможностью и проведением эффективной терапии.

В основе деменции лежат органические поражения мозга, хотя специфический органический фактор выявить не всегда удается. Наиболее частой причиной деменции является первичная дегенеративная деменция типа альцгеймеровской (около 65% всех случаев). Следующим по частоте этиологическим фактором является деменция со множественными очагами атрофии (1% всех случаев). Около 15% всех случаев деменции являются обратимыми, если вовремя будет начато лечение, до того момента, когда появятся необратимые нарушения.

1. Паренхиматозные заболевания центральной нервной системы: (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Гентингтона (болезнь Паркинсона, рассеянный склероз). 2. Системные заболевания: а) эндокринные расстройства и нарушения обмена б) заболевания печени: хроническая прогрессирующая печеночная энцефалопатия в) заболевания мочевыводящих путей г) заболевания сердечно-сосудистой системы д) легочные заболевания: респираторная энцефалопатия. 3. Состояния, связанные с недостаточным содержанием в организме некоторых веществ: - дефицит цианокобаламина (витамина В 12), - дефицит фолиевой кислоты. 4. Лекарственные препараты и токсины. 5. Внутричерепные опухоли и мозговые травмы. 6. Инфекционные процессы: (менингит, нейросифилис, туберкулез, СПИД). 7. Смешанные нарушения: - гепатолентикулярная дегенерация, - гидроцефалическая деменция, - саркоидоз, - гидроцефалия, наблюдающаяся при нормальном давлении.

Для деменции характерны нарушения ориентировки, восприятия, интеллекта, понимания и критики. Часто наблюдаются аффективные и поведенческие изменения: - нарушение контроля над импульсивностью, - лабильность настроения, - акцентуация преморбидных личностных черт При легких деменциях или в ранней стадии отмечаются затруднения в выполнении мыслительных заданий с быстрым возникновением утомления и неспособностью больного справиться с новым или сложным заданием или с заданием, требующим изменения стратегии для решения задачи. По мере развития заболевания затруднение при возникновении мыслительных задач усиливается и распространяется на простые повседневные дела, так что больной не в состоянии обслуживать самого себя.

Нарушения памяти определяются путем выявления затруднений в заучивании нового материала, при тестировании (потеря кратковременной памяти) и в воспроизведении дат, связанных с личной жизнью больного, а также общеизвестных дат (потеря долговременной памяти). Нарушения памяти очень характерны и представляют собой самый выраженный симптом. При этом степень нарушений памяти коррелирует с уровнем деменции. Для легкой деменции характерны умеренные нарушения памяти, в большей степени касающиеся событий недавнего прошлого, например, забывание номеров телефонов, бесед или событий, имевших место в течение дня. В более тяжелых случаях в памяти удерживается только хорошо заученный материал, а новая информация быстро забывается. На последних стадиях больной может забывать имена близких родственников, свою профессию или даже собственное имя. Нарушения памяти частично обусловливают неправильную ориентировку больного в пространстве и времени. Больной с далеко зашедшей деменцией, с выраженными нарушениями ориентировки в пространстве легко теряется даже в знакомой обстановке.

Речь становится обедненной, стереотипной, неточной и обстоятельной. Могут быть проявления афазии, такие как трудность названия предметов. Тяжелые цементные больные фактически немы. Могут наблюдаться агнозия и апраксия, снижение способности к абстрагированию. Трудности в обобщении какого-либо единичного случая, в образовании понятий и в схватывании сходства и различия между понятиями. Может иметь место вторичная ажитация на субъективное осознание своей собственной интеллектуальной неполноценности, которое возникает в стрессовой ситуации. Многие больные стремятся компенсировать свой дефект с помощью стратегии, позволяющей избежать обнаружение нарушения их интеллектуальной несостоятельности в каком-то вопросе, меняя предмет разговора, высказывая шутки или пытаясь каким-либо другим способом отвлечь внимание собеседника. Обнаруживаются недостаточность критики и контроля над своей импульсивностью, особенно при деменциях с первичным поражением лобной коры: неуместные шутки, невыполнение правил ухода за своей внешностью, личной гигиены, нарушения принятых социальных норм поведения.

Деменцию следует отличать от других органических психосиндромов и от психических расстройств неорганического характера: делирия, галлюцинаций, расстройств настроения, депрессиями, шизофренией и др.

Псевдодеменция - дементный синдром депрессии - представляет собой расстройство в виде тяжелой депрессии, характерной чертой которого являются нарушения когнитивных функций, напоминающие деменцию.

В первую очередь, диагностика деменции начинается с изучения истории болезни пациента. Здесь учитываются и симптоматические проявления болезни, и эмоциональное состояние, и наследственность. Также огромное значение имеют присутствующие в анамнезе черепно-мозговая травма, различные заболевания, влияющие на развитие болезни (гипертония, гипофункция щитовидной железы, сахарный диабет и др.). К сожалению, пациенты с деменцией зачастую не в состоянии сообщить подобную информацию, поэтому огромное значение уделяется беседе врача с родственниками больного.

Незначительные отклонения не всегда можно обнаружить при осмотре пациента, поэтому проводится когнитивное и нейропсихологическое исследование. Для этих целей используется шкала оценки психического состояния, затрагивающая всевозможные аспекты: память, способность ориентироваться, выполнять вербальные или письменные команды.

Деменция-тест Mini-Cog Цель теста – оценка кратковременной памяти и зрительно- пространственной координации. Время проведения 3 – 5 минут

Врач называет и предлагает запомнить испытуемому три слова, никак не связанные между собой: например, сахар, диван, ключ Просит нарисовать циферблат часов и поставить отметку рядом со временем 9.15 Предлагает пациенту назвать три запомненных вначале слова

Наиболее известные развернутые тесты – «краткая шкала оценки психического статуса» (КШОПС) – Mini-Mental State Examination (MMSE) и « батарея лобной дисфункции »(БЛД) – Frontal Assessment Batter (FAB).

КШОПС оценивает ориентацию во времени и месте, восприятие, концентрацию внимания, память и речь. Оценка проводится в баллах. Если количество набранных баллов равно или меньше 24, это признак выраженного нарушения когнитивных функций. В этом случае для уточнения диагноза «деменция» проводится «тест оценки повседневной активности». В нем предлагается 10 вопросов, касающихся практических навыков. Если при наличии в КШОПС менее 24 балов больной дал отрицательный ответ на хотя бы один вопрос, диагноз «деменция» несомненен.

Если от 25 до 30 баллов, это означает наличие легких или умеренных нарушений интеллекта и памяти, не достигших уровня деменции. Таким пациентам показано наблюдение, лечение имеющихся заболеваний и контрольный тест через полгода

БЛД подтверждает наличие лобной деменции. Количество баллов менее 11 подтверждает наличие этого заболевания. При этом КШОПС может быть на хорошем уровне. При болезни Альцгеймера в стадии легкой деменции снижается MMSE, а Fab снижен незначительно. В стадиях умеренной и тяжелой деменции оба показателя значительно снижены

необходимо для дифференцировки деменции от депрессии при сомнительных результатах обследования, проводимого ранее для определения дееспособности больного

возраст и образование больного возможные нарушения слуха и зрения усталость и слабая мотивация пациента побочное действие применяемых медикаментов

Электроэнцефалография необходима при дифференциальной диагностике. На начальной стадии при первично- дегенеративном процессе каких-либо значительных изменений, как правило, не обнаруживается. Диагностика слабоумия также включает в себя обще клинические исследования крови и мочи, токсикологический анализ, определение показателей гормонов щитовидной железы, тесты на ВИЧ и др. Проводятся данные исследования для исключения метаболических расстройств, а также, если необходимо исключить патологию со схожими симптомами.

Наиболее распространенными диагностическими методами считаются компьютерная (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ). Их проведение показано людям с клинически диагностированным заболеванием. При обследовании можно обнаружить атрофические изменения, травматические повреждения, новообразования, определить состояние кровеносных сосудов и др. патологии.

Анализ цереброспинальной жидкости позволяет исключить инфекционную причину, также он может проводиться при положительном результате серологического исследования на сифилис. Кроме того, это исследование рекомендовано лицам, возраст которых не более 55 лет, а также при быстром прогрессировании болезни. Своевременно проведенное обследование, как и выявление причины заболевания, позволяет назначить необходимое лечение. Именно от тактики дальнейшей терапии зависит прогноз болезни. В некоторых случаях адекватное лечение способно либо затормозить дальнейшее прогрессирование недуга, либо уменьшить его проявления. Но только врач может назначить в полной мере необходимые методы диагностики, учитывая клиническую картину болезни.

Диагноз «деменция» может быть поставлен при наличии когнитивных и нейропсихиатрических признаков: трудности с запоминанием новой информации, несмотря на хорошее зрение, неспособность распознать знакомые предметы, нарушение логического мышления, а также при развитии поведенческих расстройств. Ранней диагностике сегодня уделяется особое внимание. Своевременное выявление патологии позволяет снизить выраженность клинических проявлений. Особенно актуально это у больных более молодого возраста; среди лиц этой возрастной категории гораздо чаще встречаются виды деменции, проявления которой вполне обратимы. Сегодня существуют четкие критерии постановки диагноза слабоумия. Но следует учитывать, что обследование не проводится, если присутствует нарушение сознания или же в том случае, если состояние больного не дает возможность адекватно оценить его психику. В современной медицине разработано большое количество методик, с помощью которых можно обнаружить заболевание даже на ранней стадии. Прежде всего, следует исключить патологии, симптомы которых подобны проявлениям деменции: депрессию, гидроцефалию, дефицит В12, шизофрению и др. Диагноз «деменция» может быть поставлен при наличии когнитивных и нейропсихиатрических признаков: трудности с запоминанием новой информации, несмотря на хорошее зрение, неспособность распознать знакомые предметы, нарушение логического мышления, а также при развитии поведенческих расстройств. Ранней диагностике сегодня уделяется особое внимание. Своевременное выявление патологии позволяет снизить выраженность клинических проявлений. Особенно актуально это у больных более молодого возраста; среди лиц этой возрастной категории гораздо чаще встречаются виды деменции, проявления которой вполне обратимы. Сегодня существуют четкие критерии постановки диагноза слабоумия. Но следует учитывать, что обследование не проводится, если присутствует нарушение сознания или же в том случае, если состояние больного не дает возможность адекватно оценить его психику. В современной медицине разработано большое количество методик, с помощью которых можно обнаружить заболевание даже на ранней стадии. Прежде всего, следует исключить патологии, симптомы которых подобны проявлениям деменции: депрессию, гидроцефалию, дефицит В12, шизофрению и др.

Г.И. Каплан. Клиническая психиатрия. М., Гаврилова С.И. Психические расстройства в населении пожилого и старческого возраста (клинико-статистическое и клинико- эпидемиологическое исследование)//Дисс....докт. мед. наук. М., 1984; 403. Калын Я.Б. Клиника инициальных проявлений и особенности последующего течения сенильной деменции//Дис....канд. мед. наук. М., 1990; 220. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., Изд-во МГУ 1973; 374.