«…я снимаю с себя оболочку за оболочкой, и наконец... не знаю, как описать, – но Вот что знаю: я дохожу путем постепенного разоблачения до последней, неделимой,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Advertisements

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Презентация учащихся 9-б класса по теме «Право».
Всероссийский День правовой помощи детям. Всероссийский.
ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ. ЦЕЛИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ? МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЧТО ТАКОЕ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Урок обществознания 9 кл; Правовое гос-во.
Смысл слова «религия» Особенности религиозной веры МНЕНИЯ религия (лат. relegere)- «относиться с особым почтением» религия (лат. глагол religare)- «связывать»,
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Цель: расширить и углубить знания учащихся об институте прав и свобод человека и гражданина, о международных документах по правам человека и гражданина.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Свобода совести: проблемы реализации Презентацию подготовил ученик ГБОУ СОШ класса «Б» Вишняков Владимир Игоревич.
Бытие как объективная и субъективная реальность- обобщенная характеристика мира мир внутренне противоречив, изменчив и постоянен одновременно. Очертания.
Самосознание сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ. Человек как биологический вид является предметом исследования физической антропологии. Природа и сущность человека.
Транксрипт:

«…я снимаю с себя оболочку за оболочкой, и наконец... не знаю, как описать, – но Вот что знаю: я дохожу путем постепенного разоблачения до последней, неделимой, твердой, сияющей точки, и эта точка говорит: я есмь! – как перстень с перлом в кровавом жиру акулы, – о мое верное, мое вечное... С тех пор как помню себя, – а помню себя с беззаконной зоркостью, –собственный сообщник, который слишком много знает о себе, а потому опасен,... Я исхожу из такого жгучего мрака, таким вьюсь волчком, с такой толкающей силой, пылом, – что до сих пор ощущаю (порою во сне, порою погружаясь в очень горячую воду) тот исконный мой трепет, первый ожег, пружину моего я. Как я выскочил, – скользкий, голый!» (В. НАБОКОВ «Приглашение на казнь»)

На одно истинное утверждение приходится бесконечно много ошибочных. Истина, коль скоро она относится к миру как бесконечно многообразной и динамичной действительности, не абсолютна, а подвижна и процессуальная, как и сам мир, в котором мы живем.

Спустя 5 минут после того как ты родился, они решают, каким будет твое имя, национальность, религия и семья… И всю свою последующую жизнь ты будешь тупо бороться и защищать те вещи, которые сам ты не выбирал…

Но, к нашему счастью и в доказательство нашего присутствия в мире, даже это непрестанное усилие мира, стереть нас, наше Я и подменить нас не нами свидетельствует о том, что мы есть. Иначе зачем бы быть этому усилию извне, если у нас нет нашего Я, что нас просто нет? Даже в предстоянии нам мира с самой худшей и агрессивной стороны есть то, что дает основание считать, что есть Я, которое неистребимо и не сводимо ни к чему иному, вне нас существующему – материальному или виртуальному. Следовательно, нам есть за что бороться. Бороться не просто за идеи или убеждения, а за самого себя, способного быть властелином идей и мировоззрений, умеющего укротить власть и агрессивные стороны идей, превратить их в средства достойной, творческой, мощной и счастливой жизни.

Если произвольно задаваемые объекты рассматривать как объективно истинные, то тогда мы погружаемся в хаос измышлений, заблуждений и бессмысленных практик.

Если мы обнаруживаем во внутреннем мире человека одновременно и хаос и космос идей, мировоззрений, учений и идеологий, ни одно из которых не имеет статуса абсолютной и гарантированно безопасной для человека истины, то что тогда может быть на стороне человека? Что есть или может быть на стороне человека, погруженного в мир Миро-воззрений, представляющих собой необозримое виртуальное пространство убеждений, верований, образов, теорий, норм и предписаний?

Что можно противопоставить этому сонму ангелов и чудовищ, идущих и летящих навстречу рождающемуся на свет человеку с его изначально бессодержательными инструментами: потребностями, разумом, свободой и заботой о себе? Этому сонму миро-воззрений можно противопоставить я-воззрение, которое хотя бы в зачатке есть или может быть у каждого из нас.

МИНИМАЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ Я-ВОЗЗРЕНИЯ

Окружающий личность мир вместе с контентом ее внутреннего мира Я человека вместе с его дистанцией свободы и Я- ВОЗЗРЕНИЕМ

1. Я есмь! 2. Я есмь Я и ничего больше, и ничего меньше. 3. Я приоритетнее всего меня окружающего. 4. Я бесконечно более ценен, чем любое убеждение. 5. Я самосохраняюсь, не отдаюсь никому и ничему, ни на что не обмениваюсь. 6. Я оперирую множеством мировоззрений.

Минимум суждений Я (Я-суждений) о себе самом: Я есмь, я существую, хотя и не совсем известным даже для меня самого образом. Я - это Я и ничего больше, и ничего меньше. Я приоритетнее, ближе всего к себе по сравнению с тем, что окружает меня в моем внутреннем мире и за его пределами. Я более высокая и приоритетная ценность, чем любая идея или мировоззрение, потому что живу и должен жить Я, хотя и с помощью идей, всего контента моего внутреннего мира. Я не допускаю, чтобы идеи жили за счет меня, моей жизни. Я должно создавать свою автобиографию, а не находящееся вокруг меня мировоззрение должно писать биографию своей жизни во мне и за счет моей жизни.

Я самосохраняюсь, не отдаюсь никому и ничему, ни на что не обмениваюсь. (Это тот случай «невозможного обмена», о котором писал Жак Бодрийяр.) Я как экзистенциальный центр человека помогаю ему стать, быть и длится в качестве личности. Я осуществляю мониторинг и сохраняю вокруг себя пространство свободы; это необходимо для маневра и динамики, для управления и координации всего остального в человеке. Я оперирую не одним, а множество типов и уровней мировоззренческих парадигм, устанавливая в этой сфере сознания плюрализм и партнёрские отношения меня с ними при сохранении моего приоритета и права вето: в конце концов, решаю Я, а не мировоззрение. Я неотделимо от своей плоти, а не только от сознания, поскольку Я экзистенциально, есмь единство материального и виртуального и распределено как в сознании, так и в теле. Я вездесуще в человеке и мне до всего есть дело. В развиваемом здесь подходе постулируется, что Я представляет собой одну из субстанциальных форм неизвестности. Подробнее см. Кувакин В.А. Человек в мире действительностей // МГУ, серия философии, 2005, 3.

Я-воззрение является подушкой безопасности не столько в структурном, сколько в содержательном смысле, поскольку является реестром утверждений Я о Я. Структурно она представляет собой клиренс, зазор между Я и субъективно-объективным миром, дистанцию свободы, которая позволяет мне, обладающему Я, быть динамичным и творческим, конструктивно реализовывать себя в себе (в субъективном мире) и в окружающей действительности (в объективном мире). На рациональном уровне подушка безопасности конституируется как раздвигание виртуальной границы между Я и самосознанием и создание дистанции свободы и безопасности Я от контента сознания. Миро-воззрение при этом отодвигается на безопасное от меня расстояние и перестает быть полновластным заместителем и представителем меня в сознании и в мире. Миро-воззрение перестает оттеснять меня как личностный стержень неизвестно куда и получает возможность быть партнером в отношений между мною и окружающей меня действительностью. Функционально подушка безопасности обеспечивает, прежде всего, именно безопасность Я, будучи службой его собственной безопасности, т.е. не допускающей туда, где есмь Я, никаких Миро-воззрений.

Реестр Я-суждений (их можно также назвать Я-утверждения) – это открытая система. Их может быть неопределенно много. И, скорее всего, их число будет увеличиваться по мере увеличения знаний о человеке, его сознании, самосознании и др. Какие- то из них, возможно, будут модифицироваться или менять свой статус. Гораздо большее значение имеет сам дух и суть Я-воззрения, а не число суждений о нем.

В чем суть прорыва? Посредством Я-воззрения мы имеем возможность дать: Психологическую Философскую Антропологическую Экзистенциальную экспозицию собственно человеческого присутствия, действия и жизни в мире, дать метафизическое обоснование той его статусной составляющей, которая относится к человеку и суть собственно человеческое в нем.

Вместе с существующим юридическим, моральным, экономическим и экологическим обоснованием достоинства, прав и свобод индивида Я-воззрение дает целостное объяснение собственно человеческого феномена как сингулярного и уникального единства бытия, ничто и неизвестности* в бытии, небытии и неизвестности мира. * Неизвестность – неотъемлемая черта Я, поскольку оно принципиально неопределимо и неуловимо ни мысленно, ни технологически. Оно предстает человеку как загадка и естественная тайна. В более точном смысле, Я – это некая полупрозрачная действительность, о которой мы что-то может сказать, а что-то не можем.

Существуют правовые и моральные нормы, регулирующие отношения между человеком, его убеждениями (контентом внутреннего мира) и окружающей действительностью. В терминах права они выражены во Всеобщей декларации прав человека и в Конституции РФ.

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (Конституция РФ, ст. 28). «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов». «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». (Всеобщая декларация прав человека. Ст. 18 и 19).

Золотое правило морали: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». «Не делайте другим того, чего не хочешь себе». Возлюби ближнего, как самого себя… …и множество других моральных норм, входящих в золотой фонд мудрости человечества как единого рода живых существ, наделенных разумом. Из этого следует, что к человеческому Я следует относиться с уважением, любовью, заботой и признательностью как в смысле признания его существования как такового, так и с готовностью ответить на добро – добром, на любовь – любовью, на заботу – заботой. Человеческие Я абсолютно уникальны и абсолютно равноправны… но в отношении к самим себе. По отношению друг к другу они получают статус относительных, т.е. находящихся в отношениях ценностей.

Я-Воззрение доводит обоснование суверенной ценности и достоинства человека до его возможной на сегодня полноты, подводя под это обоснование аргумент от метафизики или глубинной антропологии. Я-Воззрение в новом свете позволяет видеть возможность и право человека не только на выбор мировоззрения, но а на его мониторинг, ревизию и творчество.

Окружающие Я Я-утверждения подобны сторожевым башням, стерегущим действительность Я как свободного и автономного субъекта существования. Вместе с тем они составляют Декларацию его существования, содержательно подтверждающую его самоидентичность.

Я – это функция мозга, нейрофизиологический акт, совершаемый ДНК-программами самидентификации. Я – это ничто, т. е. то, чего нет или что растворяется в нирване. Человек и его Я – это совокупность общественных отношений. Я – это образ Божий. Я – это специфическое проявление материи, бытия. Я – это концепт, сумма идей, ценностей, образов, установок и т.д., возникающих или сформированных вокруг нейрофизиологического акта самоидентификации. Общая черта этих интерпретаций – редукция, сведение Я к тому, что им не является или элиминация его как такового. Именно поэтому приведенные здесь альтернативные концепции не являются концепциями Я-воззрения.

Причины бытования редукционистских и элиминативных Я-воззрений двояки. Неразвитость или непроявленность центростремительных рефлексивных способностей. Избыточная и односторонняя социализация человека, его «растворение» в идеологии, религии, мифах, ходячих стереотипах и предрассудках, в той или иной (неизбежно неполной) научной картине мира и т.д.

И ВСЕ-ТАКИ ГЛАВНОЕ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И НАВСЕГДА– ЭТО СОХРАНЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕЖДЕ ВСЕГО: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ. Внутренняя безопасность человека – это предпосылка и основа его внешней безопасности, его гармоничных и безопасных отношений со своей телесностью, своим внутренним миром, с себе подобным, обществом и природой.

У каждого из нас в потенции или в зачатке есть свое Я- воззрение и своя «дистанция свободы», подушка внутренней личной безопасности. Ее предпосылки заложены генетически в качестве предпосылок: потребность в свободе, способность и потребность в самоидентификации, способность к рефлексии, критичность, способность спрашивать и сомневаться и др, Но не настало ли время приступить о выработке идей и технологий, позволяющих иметь осмысленное и грамотно сформированное я-воззрение? По мере исторического движения наши взаимодействия с миром, особенно информационные стремительно усложняются.

Посеяв информационный ветер IT-технологий, мы начинаем пожинать его бури и угрозы: интеллектуальные, психологические, суггестивные, манипулятивные и т.д. Созидая во вне, мы почти не меняемся и не созидаемся изнутри. Homo sapiens с огромным трудом переходит на уровень Homo sapiens sapiens Возникновение виртуальных миров, все более искусно разрушающих границы между ними и внутренним миром человека, все более искусно заселяющих нас ирреальным и перформативным, делает задачу укрепление в человеке человеческого важнейшей необходимостью. Создай и научись удерживать в поле самосознания свое собственное Я-воззрение и ты создашь новый способ обеспечения внутренней личной безопасности.